Информационная компетентность школьников и ее формирование в различных сферах

61

Формирование информационной компетентности школьников

Информационная компетентность школьников включает:

•    владение учащимися современными средствами информации и информационно-коммуникационными технологиями (аудиовидеозапись, электронная почта, СМИ, сеть Интернет);

•    способность учащимися осуществлять поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передачу;

•    опыт деятельности учащихся по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

Компетентность школьников в самостоятельной познавательной и информационной деятельности

Целевые ориентиры освоения дополнительных образовательных программ учащимися предусматривают такую компетентность учащихся, формируемую также и в общем образовании, как компетентность в самостоятельной познавательной деятельности, она обусловливает умение учиться и основана на усвоении учащимися способов приобретения знаний из различных источников информации и овладении критическим мышлением для того, чтобы адекватно оценить получаемую информацию (т. е. научиться универсальными учебными навыками информационной переработки текста).

Также в рамках данной компетентности требуется, чтобы школьники овладели способами самодиагностики, самооценки и развития познавательных функций, таких, как внимание, память, мышление, в т. ч. и с использованием различных компьютерных диагностических и развивающих программ. Необходимо развитие у учащихся гипотетико-дедуктивного мышления, теоретического мышления, метапознания (освоения методов познания), готовности и способности полноценно включаться в сложные исследовательские проекты.

Информационная компетентность школьников в форме самоорганизации

При проектировании целевых ориентиров дополнительного образования учащихся должна учитываться и особая значимость для личностного развития и социализации формирования такой познавательной компетентности, как самоорганизация учащихся (умение и готовность ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы, осуществлять саморегуляцию). Она также относится к значимым целевым ориентирам освоения учащимися всех дополнительных общеобразовательных программ. Данная познавательная компетентность учащихся основана на осмыслении учащимися неотвратимости ответственности за любое свое решение, каждый поступок и саму деятельность в принципе.

Весьма ценной представляется привычка учащихся к самоанализу своих желаний и выборов («Для чего я это делаю? Я действительно этого хочу или я завишу от желания противоречить и что-то доказывать?»). Необходима ориентация на безупречный результат и эффективность, в соответствии с которой каждый школьник стремится совершенствоваться в своей информационной и познавательной компетентности, деятельности, решать максимально сложные задачи, достигать лучших результатов, превосходить других, соответствовать высоким стандартам развития, проявлять инициативу и творческий подход в своей деятельности.

Самоорганизация подразумевает самовоспитание у учащихся чувства собственного достоинства, единства убеждений и действий (целостности), совести, развития целеустремленности, чувства долга, ответственности и стремлении поступать в соответствии с ними. Сюда же можно отнести овладение в рамках формирования у школьников информационной и познавательной компетентности способами целенаправленного развития эмоциональноволевых качеств, таких, как сдержанность, смелость, решительность, позволяющих сознательно регулировать свое психоэнергетическое состояние, поведение и деятельность, преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

Важны и конструктивные  установки («Чтобы жить комфортно, благополучно и счастливо, я должен, могу и буду много трудиться»; «Чтобы быть счастливым, я должен уметь, если этого требуют обстоятельства, отложить получение любого удовольствия. Удовлетворение от того, что удовольствие заслуженно, делает его особенно глубоким»). В рамках формирования информационной компетентности необходимо обретение школьниками ценностного отношения к собственной жизни, здоровью, деятельности по профилактике вредных привычек и приобщению к ведению здорового образа жизни;

Учащиеся должны выработать отношение к непрерывному образованию, развитию, самоконтролю, самооценке, самосовершенствованию в познавательной сфере деятельности и полному проявлению духовных, интеллектуальных, эмоционально-волевых, творческих и физических возможностей в личной, профессиональной и общественной деятельности как к главным факторам обретения счастья и смысла жизни. Также в рамках информационной компетентности формируется отношение школьников к течению жизни («То, что было, уже прошло, и его не вернешь, то, что будет, еще не наступило, но то, каким будет будущее, зависит от сегодняшнего дня»).

Учащиеся постигают смысл и значение своей жизни; осознают жизнь как цельный процесс, имеющий направленность, содержание и преемственность между прошлым, настоящим и будущим; вырабатывают готовность при необходимости изменять временную перспективу жизни. Они приобретают не только познавательную и инфформационную компетентность, но и опыт пробного проектирования и моделирования (в т. ч. эмоционально-мысленного или художественного) идеального «Я-образа» и собственной «Дорожной карты жизни». Кроме того, в рамках этой компетентности они овладевают способами и алгоритмами управления временем жизнедеятельности в личной, познавательной, учебной (впоследствии – в профессиональной) и общественной сферах, включающих:

  • анализ имеющихся потребностей и возможностей;
  • постановку сознательно выбранных реалистичных целей (осмысленных в контексте гражданских прав, свобод и общественных интересов, а также не противоречащих формированию познавательной компетентности) или определенного направления развития на ближайшую («зона ближайшего развития»), среднюю и дальнюю перспективы;
  • планирование деятельности и расстановку приоритетов;
  • определение конкретных шагов и действий в соответствии с намеченным порядком достижения цели и экономию в расходовании сил и средств;
  • реализацию и контроль выполнения планов и подведение итогов.


Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль