Формирование эмоциональной и ценностно-смысловой компетентности учащихся

104

Развитие эмоциональной и интеллектуальной компетентности учащихся

В связи с тем что успешность межличностного общения, личной жизни и профессиональной деятельности человека в существенной мере зависит от уровня его эмоционально-интеллектуальной компетентности, ее нужно отнести к приоритетным целевым ориентирам освоения всех дополнительных общеобразовательных программ.

Одним из компонентов, формирующихся в процессе развития эмоциональной и интеллектуальной компетентности учащихся является осмысление эмоциональной сферы как важнейшего (после бессознательного) фактора влияния на психофизическое состояние, здоровье и мотивацию поведения человека как продукта общественного опыта личности, ее труда и общения с природой, знакомства с искусством, межличностного общения и воспитания.

Большую роль играет развитость чувствительности и восприятия на основе приобретения обширного сенсорного опыта и его словесного описания (сенсорно-интеллектуальная компетенция), а также развитость репродуктивного и творческого воображения как формы развития эмоциональной компетентности.

Самопонимание в аспекте эмоциональных состояний и отношений служит фактором самоопределения, защиты от стрессов и внешнего манипулятивного воздействия; условие позитивного отношения к окружающему миру (как к миру, где возможно обеспечить успех и процветание для себя), к другим людям (как к заслуживающим такого отношения) и самому себе (как к достойному самоуважения человеку, способному самостоятельно определять жизненные цели и активно действовать в направлении их осуществления), адаптации к изменяющимся условиям жизни, эмпатии (обеспечивающей лидерство, популярность, доброжелательные и продуктивные межличностные взаимодействия).

Ещё один компонент - способность контролировать в рамках развития эмоциональной компетентности собственные эмоциональные состояния и соответствующие личностные сигналы и их системы (вербальные и невербальные). Стоит отметить и привычку внимательно воспринимать и с помощью обширного активного словаря эмоций и чувств адекватно расшифровывать мимические и пантомимические эмоциональные коды окружающих людей. Также весьма значимы в этом аспекте  умение и опыт настраивания эмоции на цель, когда волевым усилием активизируется внимание, мотивирование себя на качественную работу и творчество, погружение в «поток деятельности» (условие выдающихся успехов во всех сферах деятельности).

К другим ключевым компонентам можно отнести:

  • сформированность индивидуальной, самостоятельно выработанной и четко осознаваемой системы гуманистических ценностей как формы развития эмоциональной компетентности и выработка на данной основе соответствующей стратегии и тактики эмоционального реагирования (условие осуществления деятельности и общения без чрезмерных волевых усилий);
  • сформированность умений ярко представлять и воображать различные ощущения, эмоции и ярко выражать их вербально и невербально;
  • развитость высоких чувств, включая нравственные, эстетические и интеллектуальные, отражающих богатство эмоциональных отношений человека к действительности и формирование потребности и умения утонченно и культуросообразно выражать, как вербально, так и невербально, свои впечатления от чувственного восприятия жизни;
  • способность эмоционального самоконтроля (развития осознанности и управляемости эмоциональных состояний), способности сдерживать собственную импульсивность и откладывать непосредственное получение удовольствия (компетентность в проявлении и развитии волевых качеств личности школьника и основа любых ее достижений);
  • привычку внимательно отслеживать, распознавать и маркировать (вербализовать) уже на уровне низкой интенсивности (прежде всего отрицательные) эмоциональные состояния и причины их возникновения у других людей (основа эмпатии и адекватной ориентации в коммуникативной ситуации);
  • привычку следовать правилам психогигиены эмоциональной жизни (фактор психологического благополучия и здоровья).

Развитие ценностно-смысловой компетентности учащихся

С проблемой выявления и формирования системы представлений у обучающихся о смысложизненных идеалах связан процесс формирования ценностно-смысловых компетентностей учащихся, основанных на осмыслении высоких смысложизненных идеалов и принятии их в качестве руководства к собственным действиям, на пробуждении интереса каждого обучающегося к проблеме самопознания и социализации человека, а также на присвоении исторически сложившихся на социальном уровне на основе смысложизненных идеалов важнейших социальных ориентиров, стандартов и жизненных норм (основных компетентностей учащихся, явных или неявных представлений о желательном, традиционно разделяемых множеством людей), определяющих условия не только для существования, но и для полноценного развития и творческой самореализации каждого человека.

Что относится к этим нормам? Самоценность человеческой жизни и здоровья, свобода (свобода выбора, слова и др.), любовь (дом, семья, дети, род, друзья, народ), общение и гармонизация отношений с людьми, образование (общее и профессиональное), самообразование, самореализация в труде, получение удовлетворения от работы, материальное благополучие (при этом признание потребительства как тупикового пути жизнедеятельности), духовные идеалы и духовно-нравственное самосовершенствование, творческая самореализация в рамках ценностной и смысловой компетентности (проявление духовных, интеллектуальных, творческих, физических и других возможностей в личной, профессиональной и общественно полезной деятельности), досуг – удовольствия, хобби, развлечения, духовно и физически развивающие личность, высокий социальный статус и положение в обществе, Отечество, малая родина, родная земля, культурные ценности народов России, связанных общей исторической судьбой, и ее природные богатства, стабильность.

Также ценностно-смысловые компетентности базируются на понимании значения терминов «мораль», «нравственность», «этика» и воздействия поступков на общественную жизнь и интересы людей. Кроме того, в их основе лежит умение осуществлять выбор действия в условиях моральной дилеммы (выделение морального содержания ситуации, ориентация на мотивы поступка ее участников, возможность, благодаря ценностной и смысловой компетентности, увидеть ситуацию нарушения нормы с разных позиций, ориентация на осознание моральных чувств и оценивание поступка как морального или аморального на основе соотнесения действия с моральным эталоном). Важно и нравственное самосознание (осознание человеком себя как личности и своего места в общественной деятельности людей), включающее убеждения личности и ее собственное отношение к ним – убежденность (основу нравственного самосознания, самоконтроля, моральной ответственности), а также проявление эмпатии к другим людям и готовности прийти на помощь тем, кто в этом нуждается. И, наконец, ещё одна основа - осознание своей жизни как цельного процесса, имеющего направленность, содержание и преемственность между прошлым, настоящим и будущим.

Ценностно-смысловая компетентность учащихся и самовоспитание

Ценностно-смысловая ориентация учащихся, в т. ч. ориентация на компетентность, безупречный результат и эффективность любой своей деятельности, определяет возникновение ценностных отношений, которые проявляются в индивидуальных поступках, их регулировании, в слиянии мыслей (суждений и оценок явлений), чувств (переживаний определенного характера по их поводу) и волеустремлений (побуждений к действию в результате возникшего отношения), в личностных качествах, проявляющихся в проблемных ситуациях образовательной и повседневной жизнедеятельности.

Таким образом, ценностно-смысловая компетентность учащихся становится важным фактором самовоспитания, т. е. целенаправленной работы личности по формированию и совершенствованию у себя положительных качеств и минимизации отрицательных.

Самовоспитание обусловлено рядом субъективных и объективных причин: стремлением стать лучше, требованиями общества к гражданам, их образованию и качествам; основными компетентностями учащихся и педагогическими воздействиями, которым подвергался учащийся в процессе обучения и воспитания. К приемам самовоспитания относят: удовлетворенность, самосуждение, самовнушение, самоубеждение, самоприказ, эмоционально-мысленную перестановку себя на место другого человека.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль