Формирование эмоциональной и ценностно-смысловой компетентности учащихся

126

Развитие эмоциональной и интеллектуальной компетентности учащихся

В связи с тем что успешность межличностного общения, личной жизни и профессиональной деятельности человека в существенной мере зависит от уровня его эмоционально-интеллектуальной компетентности, ее нужно отнести к приоритетным целевым ориентирам освоения всех дополнительных общеобразовательных программ.

Одним из компонентов, формирующихся в процессе развития эмоциональной и интеллектуальной компетентности учащихся является осмысление эмоциональной сферы как важнейшего (после бессознательного) фактора влияния на психофизическое состояние, здоровье и мотивацию поведения человека как продукта общественного опыта личности, ее труда и общения с природой, знакомства с искусством, межличностного общения и воспитания.

Большую роль играет развитость чувствительности и восприятия на основе приобретения обширного сенсорного опыта и его словесного описания (сенсорно-интеллектуальная компетенция), а также развитость репродуктивного и творческого воображения как формы развития эмоциональной компетентности.

Самопонимание в аспекте эмоциональных состояний и отношений служит фактором самоопределения, защиты от стрессов и внешнего манипулятивного воздействия; условие позитивного отношения к окружающему миру (как к миру, где возможно обеспечить успех и процветание для себя), к другим людям (как к заслуживающим такого отношения) и самому себе (как к достойному самоуважения человеку, способному самостоятельно определять жизненные цели и активно действовать в направлении их осуществления), адаптации к изменяющимся условиям жизни, эмпатии (обеспечивающей лидерство, популярность, доброжелательные и продуктивные межличностные взаимодействия).

Ещё один компонент - способность контролировать в рамках развития эмоциональной компетентности собственные эмоциональные состояния и соответствующие личностные сигналы и их системы (вербальные и невербальные). Стоит отметить и привычку внимательно воспринимать и с помощью обширного активного словаря эмоций и чувств адекватно расшифровывать мимические и пантомимические эмоциональные коды окружающих людей. Также весьма значимы в этом аспекте  умение и опыт настраивания эмоции на цель, когда волевым усилием активизируется внимание, мотивирование себя на качественную работу и творчество, погружение в «поток деятельности» (условие выдающихся успехов во всех сферах деятельности).

К другим ключевым компонентам можно отнести:

  • сформированность индивидуальной, самостоятельно выработанной и четко осознаваемой системы гуманистических ценностей как формы развития эмоциональной компетентности и выработка на данной основе соответствующей стратегии и тактики эмоционального реагирования (условие осуществления деятельности и общения без чрезмерных волевых усилий);
  • сформированность умений ярко представлять и воображать различные ощущения, эмоции и ярко выражать их вербально и невербально;
  • развитость высоких чувств, включая нравственные, эстетические и интеллектуальные, отражающих богатство эмоциональных отношений человека к действительности и формирование потребности и умения утонченно и культуросообразно выражать, как вербально, так и невербально, свои впечатления от чувственного восприятия жизни;
  • способность эмоционального самоконтроля (развития осознанности и управляемости эмоциональных состояний), способности сдерживать собственную импульсивность и откладывать непосредственное получение удовольствия (компетентность в проявлении и развитии волевых качеств личности школьника и основа любых ее достижений);
  • привычку внимательно отслеживать, распознавать и маркировать (вербализовать) уже на уровне низкой интенсивности (прежде всего отрицательные) эмоциональные состояния и причины их возникновения у других людей (основа эмпатии и адекватной ориентации в коммуникативной ситуации);
  • привычку следовать правилам психогигиены эмоциональной жизни (фактор психологического благополучия и здоровья).

Развитие ценностно-смысловой компетентности учащихся

С проблемой выявления и формирования системы представлений у обучающихся о смысложизненных идеалах связан процесс формирования ценностно-смысловых компетентностей учащихся, основанных на осмыслении высоких смысложизненных идеалов и принятии их в качестве руководства к собственным действиям, на пробуждении интереса каждого обучающегося к проблеме самопознания и социализации человека, а также на присвоении исторически сложившихся на социальном уровне на основе смысложизненных идеалов важнейших социальных ориентиров, стандартов и жизненных норм (основных компетентностей учащихся, явных или неявных представлений о желательном, традиционно разделяемых множеством людей), определяющих условия не только для существования, но и для полноценного развития и творческой самореализации каждого человека.

Что относится к этим нормам? Самоценность человеческой жизни и здоровья, свобода (свобода выбора, слова и др.), любовь (дом, семья, дети, род, друзья, народ), общение и гармонизация отношений с людьми, образование (общее и профессиональное), самообразование, самореализация в труде, получение удовлетворения от работы, материальное благополучие (при этом признание потребительства как тупикового пути жизнедеятельности), духовные идеалы и духовно-нравственное самосовершенствование, творческая самореализация в рамках ценностной и смысловой компетентности (проявление духовных, интеллектуальных, творческих, физических и других возможностей в личной, профессиональной и общественно полезной деятельности), досуг – удовольствия, хобби, развлечения, духовно и физически развивающие личность, высокий социальный статус и положение в обществе, Отечество, малая родина, родная земля, культурные ценности народов России, связанных общей исторической судьбой, и ее природные богатства, стабильность.

Также ценностно-смысловые компетентности базируются на понимании значения терминов «мораль», «нравственность», «этика» и воздействия поступков на общественную жизнь и интересы людей. Кроме того, в их основе лежит умение осуществлять выбор действия в условиях моральной дилеммы (выделение морального содержания ситуации, ориентация на мотивы поступка ее участников, возможность, благодаря ценностной и смысловой компетентности, увидеть ситуацию нарушения нормы с разных позиций, ориентация на осознание моральных чувств и оценивание поступка как морального или аморального на основе соотнесения действия с моральным эталоном). Важно и нравственное самосознание (осознание человеком себя как личности и своего места в общественной деятельности людей), включающее убеждения личности и ее собственное отношение к ним – убежденность (основу нравственного самосознания, самоконтроля, моральной ответственности), а также проявление эмпатии к другим людям и готовности прийти на помощь тем, кто в этом нуждается. И, наконец, ещё одна основа - осознание своей жизни как цельного процесса, имеющего направленность, содержание и преемственность между прошлым, настоящим и будущим.

Ценностно-смысловая компетентность учащихся и самовоспитание

Ценностно-смысловая ориентация учащихся, в т. ч. ориентация на компетентность, безупречный результат и эффективность любой своей деятельности, определяет возникновение ценностных отношений, которые проявляются в индивидуальных поступках, их регулировании, в слиянии мыслей (суждений и оценок явлений), чувств (переживаний определенного характера по их поводу) и волеустремлений (побуждений к действию в результате возникшего отношения), в личностных качествах, проявляющихся в проблемных ситуациях образовательной и повседневной жизнедеятельности.

Таким образом, ценностно-смысловая компетентность учащихся становится важным фактором самовоспитания, т. е. целенаправленной работы личности по формированию и совершенствованию у себя положительных качеств и минимизации отрицательных.

Самовоспитание обусловлено рядом субъективных и объективных причин: стремлением стать лучше, требованиями общества к гражданам, их образованию и качествам; основными компетентностями учащихся и педагогическими воздействиями, которым подвергался учащийся в процессе обучения и воспитания. К приемам самовоспитания относят: удовлетворенность, самосуждение, самовнушение, самоубеждение, самоприказ, эмоционально-мысленную перестановку себя на место другого человека.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль