Формирование здорового питания школьника начальных классов: навыки, особенности

93


«… сбалансированное горячее питание, медицинское обслуживание, включающее своевременную диспансеризацию, спортивные занятия, в том числе внеурочные, реализация профилактических программ, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни – все это будет влиять на улучшение их здоровья.

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»»


Для успешной адаптации к постоянно изменяющимся условиям окружающего мира необходимо понимание культуры для здорового питания. Последствия нарушений струк­туры питания ведут к различным заболе­ваниям, таким как нарушение иммунного статуса, железодефицитная анемия, забо­левания щитовидной железы, опорно-двигательного аппарата, атеросклероз, болезни сердца, сахарный диабет, нарушение мозгового кровообращения и т. д. Правильное принятие пищи способствует профилактике заболеваний, усилению защитных функций организма, обеспечивает нормальный рост и развитие.

В последние годы наблюдается ухудшение состояния здоровья детей. Основная причина кроется не только в отсутствии регулярных занятий физической культурой, но и в неполноценном горячем обеде. Дети должны научиться выбирать не только то, что они хотят есть, но и то, что полезно для их жизни. А это невозможно без знания основ здорового принятия пищи.

Руководство и педагогический коллектив МАОУ «Гимназия № 1» г. Сыктыв­кара Республики Коми уделяют большое внимание организации и качеству питания учащихся в общеобразовательной организации (далее - ОО). Вопро­сы выбора пищи рассматриваются на педагогических советах, совещаниях при ди­ректоре; проводится анкетирование млад­ших школьников и их родителей на предмет удовлетворенности организацией и каче­ством питания.


Нормативные документы, регулирующие работу в рамках программы «Здоровое питание»:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
  • Федеральный закон от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утв. Президентом РФ 04.02.2010 № Пр-271;
  • Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утв. Постановлением ВС РФ от 22.07.1993 №5498-1 «О порядке введения в действие Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утв. Приказом Минобрнайки России от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (п. 19.7)


Качество приготовленной в школьной столовой пищи удовлетворяет 54,6% опро­шенных учащихся. Ассортимент выпускае­мой продукции устраивает 64,3% детей, 72,4% учащихся удовлетворены культурой обслуживания.

С 1 сентября 2010 г. в ОО организовано бесплатное горячее принятие пиши для учащихся начальных классов, им охвачено 100% уча­щихся данной категории.

Существует тенденция увеличения числа учащихся, питающихся в школе. Однако есть и проблемы. Не все дети удовлетворены школьным принятием пищи, привычным рационом для них остаются бутерброды. Потребление такой пищи может привести к заболеваниям желудочно-кишечного тракта, утомляемо­сти, и как следствие - к снижению работо­способности.

Поэтому администрация ОО пришла к выводу о необходимости реализации здорового питания школьника и создании программы «Здоровое питание», которая включает в себя не только комплекс­ный подход к повышению качества принятия пищи школьников в ОО, но и систему работы по улучшению осведомленности детей по вопросам ведения правильного образа жизни и его взаимосвязи с принятием пищи.

В рамках программы учащиеся получают основные сведения по диетологии, достаточные для того, чтобы ответственно относить­ся к правильному питанию, а также знания о влиянии пищи на физическое и умственное развитие человека. Кроме того, дети учатся выбирать правильную пищу и составлять индивидуальное меню.

Программа предполагает организацию совместной работы педагогов с родителями учащихся. На занятиях рассматриваются во­просы, связанные с принятием пищи и здоровьем людей разных национальностей, народные традиции как неотъемлемая часть общей культуры личности.

Описание системы мероприятий по реализации программы представлено в приложении 1. План проведения мониторинга реали­зации программы дан в приложении 2.

Здоровое питание школьника: цели программы

Представим цели и задачи работы педагогов в рамках программы «Здоро­вое питание».

Цели программы: формирование у учащихся установки на сохранение и раз­витие своего здоровья, понимания важности культуры трапезы, как составляю­щей правильного образа жизни.

Задачи программы:

  • формирование у учащихся потребности в рациональном питании;
  • получение учениками современной, научно достоверной информации об основах рационального питания, развитие у них умения соотносить полу­ченную информацию с собственным жизненным опытом;
  • развитие у детей умений принимать правильные решения в вопросах пи­тания.

Здоровое питание школьника: направления реализации программы

Реализация программы осуществляется через ком­плексное освоение учениками тем, касающихся организации правильного пита­ния, в рамках проектной и исследовательской деятельности; организацию за­нятий в кружках и секциях, уроков и классных часов; посредством участия детей в экскурсиях, интегрированных образовательных путешествиях, коллек­тивных творческих делах, викторинах, конкурсах.

Формированию здорового питания школьника способствует не толь­ко система внеурочной работы, но и мате­риал, изучаемый на уроках русского языка, математики, окружающего мира, литератур­ного чтения, изобразительного искусства, технологии.

Педагоги ОО выделили основные понятия, которые младшие школьники должны освоить в соответствии с программой «Здоровое питание»: «разно­образие пищи», «сбалансированное пита­ние», «качество пищи» и др.


Учитель может предложить ученикам и их родителям небольшие анкеты-опросники, которые помогут быстро выявить состояние системы питания в ОО.

Примерные вопросы анкеты для родителей:

  • Удовлетворяет ли вас система организации питания в школе?
  • Считаете ли вы рациональным организацию горячего питания в школе?
  • Удовлетворены ли вы санитарным состоянием столовой?
  • Удовлетворены ли вы качеством приготовления пищи?
  • Удовлетворены ли вы работой буфета?

Примерные вопросы анкеты для учеников:

  • Удовлетворяет ли тебя система организации питания в школе?
  • Устраивает ли тебя ежедневное меню?
  • Удовлетворен ли ты качеством приготовления пищи?
  • Удовлетворен ли ты работой обслуживающего персонала?
  • Удовлетворен ли ты графиком питания? Твои предложения.
  • Считаешь ли ты, что горячее питание повышает твою успеваемость?


Кроме того, администрацией ОО раз­работаны:

  • памятка для педагогов «Формирование у учащихся культуры принятия пищи» (прило­жение 3);
  • анкеты для учащихся «Мониторинг раз­вития культуры питания у младших школьников» (приложение 4), «Орга­низация питания младших школьни­ков» (приложение 5) и др.

Данные анкеты помогут педагогу осуществить формирование здорового питания школьника.

Среди направлений реализации про­граммы:

  • организация и регулирование школь­ного питания:
  • развитие системы мониторинга со­стояния здоровья учащихся, обеспе­чения их необходимыми пищевыми веществами, качественным ассорти­ментом продуктов;
  • развитие механизмов координации и контроля в системе школьного пи­тания;
  • организация правильного, сбалан­сированного питания детей с учетом их возрастных особенностей;
  • обеспечение доступности, безопас­ности и эффективности школьного питания;
  • оказание социальной поддержки от­дельным категориям учащихся;
  • использование разных форм и мето­дик организации питания;
  • формирование навыков правильного пи­тания у учащихся и их родителей:
  • пропаганда здорового питания (про­ведение игр, конкурсов, лекций, ак­ций, классных часов и др.);
  • пропаганда на родительских собраниях необходимости здорового пи­тания;
  • обсуждение с младшими школьниками на каждом третьем классном часе тем здорового питания, охраны здоровья, ведения активного об­раза жизни;
  • создание в школьной библиотеке банка данных по вопросам здорово­го питания, здорового образа жизни;
  • организация «дней здоровой пищи», с приглашением родителей уча­щихся с целью проведения дегустации школьных блюд;
  • формирование у учеников системы знаний о здоровом питании;
  • укрепление материально-технической базы школьной столовой:
  • оснащение столовой недостающим технологическим оборудованием;
  • совершенствование дизайна школьной столовой.

Результаты программы в рамках здорового питания школьника

Реализация программы позволит достигнуть следую­щих результатов:

  • увеличить количество детей, питающихся в школьной столовой;
  • организовать правильное, сбалансированное принятие пищи детей и подрост­ков с учетом их возрастных особенностей;
  • сформировать навыки питания у учащихся и их родителей;
  • улучшить качество питания младших школьников и обеспечить его безо­пасность;
  • укрепить материально-техническую базу школьной столовой;
  • улучшить имидж школьной столовой и качество обслуживания в ней, превратить столовую в место, привлекательное для учащихся.

В перспективе организация рационального питания школьников позволит улучшить состояние здоровья детей, а также повысить уровень успеваемости и общий культурный уровень учащихся.

Приложение 1

Формирование здорового питания школьника начальных классов: навыки, особенности

Формирование здорового питания школьника начальных классов: навыки, особенности

Приложение 2

Формирование здорового питания школьника начальных классов: навыки, особенности

Приложение 3

Формирование здорового питания школьника начальных классов: навыки, особенности

Формирование здорового питания школьника начальных классов: навыки, особенности

Приложение 4

Формирование здорового питания школьника начальных классов: навыки, особенности

Формирование здорового питания школьника начальных классов: навыки, особенности

Формирование здорового питания школьника начальных классов: навыки, особенности

Приложение 5

Формирование здорового питания школьника начальных классов: навыки, особенности

Формирование здорового питания школьника начальных классов: навыки, особенности

Приложение 6

Формирование здорового питания школьника начальных классов: навыки, особенности

Формирование здорового питания школьника начальных классов: навыки, особенности

* Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 23.07.2008 №45 «Об утверждении СанПиН 2.4.5.2409-08». - Примеч. ред.

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.jpg
  • Документ №2.jpg
  • Документ №3.jpg
  • Документ №4.jpg
  • Документ №5.jpg
  • Документ №6.jpg
  • Документ №7.jpg
  • Документ №8.jpg
  • Документ №9.jpg
  • Документ №10.jpg
  • Документ №11.jpg
  • Документ №12.jpg


Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль