Формирование здорового питания школьника начальных классов: навыки, особенности

35


«… сбалансированное горячее питание, медицинское обслуживание, включающее своевременную диспансеризацию, спортивные занятия, в том числе внеурочные, реализация профилактических программ, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни – все это будет влиять на улучшение их здоровья.

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»»


Для успешной адаптации к постоянно изменяющимся условиям окружающего мира необходимо понимание культуры для здорового питания. Последствия нарушений струк­туры питания ведут к различным заболе­ваниям, таким как нарушение иммунного статуса, железодефицитная анемия, забо­левания щитовидной железы, опорно-двигательного аппарата, атеросклероз, болезни сердца, сахарный диабет, нарушение мозгового кровообращения и т. д. Правильное принятие пищи способствует профилактике заболеваний, усилению защитных функций организма, обеспечивает нормальный рост и развитие.

В последние годы наблюдается ухудшение состояния здоровья детей. Основная причина кроется не только в отсутствии регулярных занятий физической культурой, но и в неполноценном горячем обеде. Дети должны научиться выбирать не только то, что они хотят есть, но и то, что полезно для их жизни. А это невозможно без знания основ здорового принятия пищи.

Руководство и педагогический коллектив МАОУ «Гимназия № 1» г. Сыктыв­кара Республики Коми уделяют большое внимание организации и качеству питания учащихся в общеобразовательной организации (далее - ОО). Вопро­сы выбора пищи рассматриваются на педагогических советах, совещаниях при ди­ректоре; проводится анкетирование млад­ших школьников и их родителей на предмет удовлетворенности организацией и каче­ством питания.


Нормативные документы, регулирующие работу в рамках программы «Здоровое питание»:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
  • Федеральный закон от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утв. Президентом РФ 04.02.2010 № Пр-271;
  • Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утв. Постановлением ВС РФ от 22.07.1993 №5498-1 «О порядке введения в действие Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утв. Приказом Минобрнайки России от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (п. 19.7)


Качество приготовленной в школьной столовой пищи удовлетворяет 54,6% опро­шенных учащихся. Ассортимент выпускае­мой продукции устраивает 64,3% детей, 72,4% учащихся удовлетворены культурой обслуживания.

С 1 сентября 2010 г. в ОО организовано бесплатное горячее принятие пиши для учащихся начальных классов, им охвачено 100% уча­щихся данной категории.

Существует тенденция увеличения числа учащихся, питающихся в школе. Однако есть и проблемы. Не все дети удовлетворены школьным принятием пищи, привычным рационом для них остаются бутерброды. Потребление такой пищи может привести к заболеваниям желудочно-кишечного тракта, утомляемо­сти, и как следствие - к снижению работо­способности.

Поэтому администрация ОО пришла к выводу о необходимости реализации здорового питания школьника и создании программы «Здоровое питание», которая включает в себя не только комплекс­ный подход к повышению качества принятия пищи школьников в ОО, но и систему работы по улучшению осведомленности детей по вопросам ведения правильного образа жизни и его взаимосвязи с принятием пищи.

В рамках программы учащиеся получают основные сведения по диетологии, достаточные для того, чтобы ответственно относить­ся к правильному питанию, а также знания о влиянии пищи на физическое и умственное развитие человека. Кроме того, дети учатся выбирать правильную пищу и составлять индивидуальное меню.

Программа предполагает организацию совместной работы педагогов с родителями учащихся. На занятиях рассматриваются во­просы, связанные с принятием пищи и здоровьем людей разных национальностей, народные традиции как неотъемлемая часть общей культуры личности.

Описание системы мероприятий по реализации программы представлено в приложении 1. План проведения мониторинга реали­зации программы дан в приложении 2.

Здоровое питание школьника: цели программы

Представим цели и задачи работы педагогов в рамках программы «Здоро­вое питание».

Цели программы: формирование у учащихся установки на сохранение и раз­витие своего здоровья, понимания важности культуры трапезы, как составляю­щей правильного образа жизни.

Задачи программы:

  • формирование у учащихся потребности в рациональном питании;
  • получение учениками современной, научно достоверной информации об основах рационального питания, развитие у них умения соотносить полу­ченную информацию с собственным жизненным опытом;
  • развитие у детей умений принимать правильные решения в вопросах пи­тания.

Здоровое питание школьника: направления реализации программы

Реализация программы осуществляется через ком­плексное освоение учениками тем, касающихся организации правильного пита­ния, в рамках проектной и исследовательской деятельности; организацию за­нятий в кружках и секциях, уроков и классных часов; посредством участия детей в экскурсиях, интегрированных образовательных путешествиях, коллек­тивных творческих делах, викторинах, конкурсах.

Формированию здорового питания школьника способствует не толь­ко система внеурочной работы, но и мате­риал, изучаемый на уроках русского языка, математики, окружающего мира, литератур­ного чтения, изобразительного искусства, технологии.

Педагоги ОО выделили основные понятия, которые младшие школьники должны освоить в соответствии с программой «Здоровое питание»: «разно­образие пищи», «сбалансированное пита­ние», «качество пищи» и др.


Учитель может предложить ученикам и их родителям небольшие анкеты-опросники, которые помогут быстро выявить состояние системы питания в ОО.

Примерные вопросы анкеты для родителей:

  • Удовлетворяет ли вас система организации питания в школе?
  • Считаете ли вы рациональным организацию горячего питания в школе?
  • Удовлетворены ли вы санитарным состоянием столовой?
  • Удовлетворены ли вы качеством приготовления пищи?
  • Удовлетворены ли вы работой буфета?

Примерные вопросы анкеты для учеников:

  • Удовлетворяет ли тебя система организации питания в школе?
  • Устраивает ли тебя ежедневное меню?
  • Удовлетворен ли ты качеством приготовления пищи?
  • Удовлетворен ли ты работой обслуживающего персонала?
  • Удовлетворен ли ты графиком питания? Твои предложения.
  • Считаешь ли ты, что горячее питание повышает твою успеваемость?


Кроме того, администрацией ОО раз­работаны:

  • памятка для педагогов «Формирование у учащихся культуры принятия пищи» (прило­жение 3);
  • анкеты для учащихся «Мониторинг раз­вития культуры питания у младших школьников» (приложение 4), «Орга­низация питания младших школьни­ков» (приложение 5) и др.

Данные анкеты помогут педагогу осуществить формирование здорового питания школьника.

Среди направлений реализации про­граммы:

  • организация и регулирование школь­ного питания:
  • развитие системы мониторинга со­стояния здоровья учащихся, обеспе­чения их необходимыми пищевыми веществами, качественным ассорти­ментом продуктов;
  • развитие механизмов координации и контроля в системе школьного пи­тания;
  • организация правильного, сбалан­сированного питания детей с учетом их возрастных особенностей;
  • обеспечение доступности, безопас­ности и эффективности школьного питания;
  • оказание социальной поддержки от­дельным категориям учащихся;
  • использование разных форм и мето­дик организации питания;
  • формирование навыков правильного пи­тания у учащихся и их родителей:
  • пропаганда здорового питания (про­ведение игр, конкурсов, лекций, ак­ций, классных часов и др.);
  • пропаганда на родительских собраниях необходимости здорового пи­тания;
  • обсуждение с младшими школьниками на каждом третьем классном часе тем здорового питания, охраны здоровья, ведения активного об­раза жизни;
  • создание в школьной библиотеке банка данных по вопросам здорово­го питания, здорового образа жизни;
  • организация «дней здоровой пищи», с приглашением родителей уча­щихся с целью проведения дегустации школьных блюд;
  • формирование у учеников системы знаний о здоровом питании;
  • укрепление материально-технической базы школьной столовой:
  • оснащение столовой недостающим технологическим оборудованием;
  • совершенствование дизайна школьной столовой.

Результаты программы в рамках здорового питания школьника

Реализация программы позволит достигнуть следую­щих результатов:

  • увеличить количество детей, питающихся в школьной столовой;
  • организовать правильное, сбалансированное принятие пищи детей и подрост­ков с учетом их возрастных особенностей;
  • сформировать навыки питания у учащихся и их родителей;
  • улучшить качество питания младших школьников и обеспечить его безо­пасность;
  • укрепить материально-техническую базу школьной столовой;
  • улучшить имидж школьной столовой и качество обслуживания в ней, превратить столовую в место, привлекательное для учащихся.

В перспективе организация рационального питания школьников позволит улучшить состояние здоровья детей, а также повысить уровень успеваемости и общий культурный уровень учащихся.

Приложение 1

Формирование здорового питания школьника начальных классов: навыки, особенности

Формирование здорового питания школьника начальных классов: навыки, особенности

Приложение 2

Формирование здорового питания школьника начальных классов: навыки, особенности

Приложение 3

Формирование здорового питания школьника начальных классов: навыки, особенности

Формирование здорового питания школьника начальных классов: навыки, особенности

Приложение 4

Формирование здорового питания школьника начальных классов: навыки, особенности

Формирование здорового питания школьника начальных классов: навыки, особенности

Формирование здорового питания школьника начальных классов: навыки, особенности

Приложение 5

Формирование здорового питания школьника начальных классов: навыки, особенности

Формирование здорового питания школьника начальных классов: навыки, особенности

Приложение 6

Формирование здорового питания школьника начальных классов: навыки, особенности

Формирование здорового питания школьника начальных классов: навыки, особенности

* Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 23.07.2008 №45 «Об утверждении СанПиН 2.4.5.2409-08». - Примеч. ред.

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.jpg
  • Документ №2.jpg
  • Документ №3.jpg
  • Документ №4.jpg
  • Документ №5.jpg
  • Документ №6.jpg
  • Документ №7.jpg
  • Документ №8.jpg
  • Документ №9.jpg
  • Документ №10.jpg
  • Документ №11.jpg
  • Документ №12.jpg


Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль