Виды и критерии оценки сочинения по русскому языку: роль характеристики текста

68

Алгоритм эмоциональной характеристики текста при анализе критериев оценки сочинения по русскому языку

Характеристика текста эмоционального типа как разновидность учебной деятельности призвана формировать у учащихся умения осмысливать, анализировать и выражать собственные впечатления от прочтения конкретного произведения, что сказывается на критериях оценки сочинения по русскому языку. Обучение эмоциональной характеристике является особенно актуальным в свете решения проблемы развития эмоционального мышления учащихся.

Алгоритм работы над сочинением в жанре эмоциональной составляющей может выглядеть следующим образом.

Алгоритм подготовки эмоциональной характеристики текста

  1. Прочитайте произведение выразительно.
  2. Постарайтесь ответить на следующие вопросы: понравилось ли вам? почему понравилось или почему не понравилось?
  3. Попытайтесь своими словами описать впечатление по содержательной и языковой составляющей отрывка.
  4. С какими чувствами сейчас вы можете связать этот отрывок?

Алгоритм языковой характеристики текста при анализе критериев оценки сочинения по русскому языку

Анализируя критерии оценки сочинения по русскому языку стоит отметить языковую составляющую произведения, которая предполагает обозначать произведение как единицу языка и может быть наиболее понятной в связи с тем, что ее подвиды сочетаются с разделами языка, которые изучаются на уроках(речь о фонетике, морфемике, морфологии и синтаксисе).

Алгоритм подготовки языковой характеристики текста

  1. Прочитайте отрывок выразительно.
  2. Определите и перечислите самые яркие языковые особенности произведения (это зависит от того, каким будет подвид характеристики произведения – фонетическим, лексическим, морфемным, морфологическим, синтаксическим или попадется каждый подвид (при комплексной языковой характеристике)).
  3. Работая с критериями оценки сочинения по русскому языку, попытайтесь определить функции языковых особенностей в данном отрывке (другими словами, зачем автор их употребил). Сформулируйте смысл, который появляется в произведении благодаря этой языковой нагрузке.
  4. Выразите собственное отношение по поводу этих особенностей и их функций.

Первым шагом языковой составляющей в процессе работы с критериями оценки сочинения по русскому языку является поиск заданных языковых особенностей:

  • при фонетической характеристике текста учащиеся могут отметить повторение определенных звуков (аллитерацию), звукоподражание, красивое звучание (благозвучие) благодаря использованию определенных звуков, такие стилистические фигуры, как анафору, эпифору и др.;
  • при лексической – использование по ходу повествования синонимического ряда, а также обогащение отрывка антонимами, омонимами, паронимами; многозначных слов, слов с переносным значением; историзмов, архаизмов, диалектизмов; заимствованной или книжной лексики; фразеологизмов;
  • при морфемной – использование, например, ряда однокоренных слов, слов с определенными морфемами;
  • при морфологической – использование некоторых частей речи или слов, которые обладают определенными категориями;
  • при синтаксической – использование синтаксических конструкций: различных видов односоставных предложений, сложных или простых, полных или неполных, распространенных или нераспространенных, осложненных или неосложненных, предложений, различных по цели высказывания и эмоциональной окраске, приемы синтаксического параллелизма и др.

Второй шаг характеристики – определение текстовых функций и смысловой нагрузки выявленных особенностей: например, как фонетические особенности художественного отрывка могут подчеркивать его основную мысль, с какой целью автор использовал глаголы в определенных видовременных формах, почему сделал основой текста именно такие синтаксические конструкции и т. п.

Завершая языковую характеристику произведения при работе с критериями оценки сочинения по русскому языку, обучающиеся выражают собственное отношение к обнаруженным языковым особенностям и сформулированным функциям.

Поэтапное обучение по мере ознакомления с программным материалом по русскому языку способствует формированию у школьников наиболее сложного умения – связывать план выражения текста и план его содержания, постепенно проникать в смысловые пласты. В то же время оно позволяет развивать у обучающихся чувство языка – думать о том, понравилось или не понравилось то, как звучит отрывок, как его построил автор, какие языковые особенности использовал и зачем. Все это при системной работе формирует языковое чутье обучающихся.

Алгоритм речеведческой характеристики текста при анализе критериев оценки сочинения по русскому языку

Речеведческая характеристика текста предполагает взгляд на него как на единицу речи. С такой точки зрения на произведение проводится анализ его тематики и основной мысли, освещенных проблем, ключевых слов и образов, смысловых частей и микротем, анализируется целесообразность использования различных типов речи, стилистических особенностей, изобразительно-выразительных средств. При освещении каждой позиции осмысливается функциональная сторона. Завершает эту составляющую, как и все другие, компонент оценивания.

Алгоритм подготовки речеведческой характеристики текста

  1. Прочитайте текст выразительно.
  2. Попытайтесь определить, какие здесь будут тема и основная мысль. Выразите собственное отношение к ним (интересны ли они сегодня обществу или были актуальны в другое время? интересуют ли они вас? произвел ли текст на вас впечатление?).
  3. Назовите ключевые фразы отрывка. Как они связаны с темой и основной мыслью?
  4. Какими смысловыми частями разделен отрывок?
  5. Составьте план, сформулируйте его микротемы (или задайте вопрос к каждой части).
  6. Определите типы речи, которые были использованы в данном произведении, докажите свою точку зрения. Как эти особенности помогают автору определить содержание?
  7. Назовите стиль данного отрывка. Укажите его особенности. Как эти особенности помогают автору выразить определенное содержание?
  8. Какие формы изобразительно-выразительных средств были использованы автором и с какой целью?
  9. Опишите впечатления, полученные в ходе его речеведческого анализа.

Алгоритм культурологической характеристики текста при анализе критериев оценки сочинения по русскому языку

Следующая разновидность характеристики – культурологическая. В комплексный анализ этого типа включены такие разновидности, как ассоциативный и концептный анализ, а также следующая учебная деятельность: разновидность анализа слов с национально-культурной коннотацией, разновидность анализа ключевых слов отрывка, а также культурологический комментарий. В процессе работы с критериями оценки сочинения по русскому языку нужно учитывать каждый вид анализа, вид работы с произведением, поскольку они позволяют выявлять культурные смыслы данного отрывка. Итог проведенной работы – их обобщение.

Алгоритм подготовки культурологической характеристики текста

  1. Прочитайте текст выразительно.
  2. Приведите ассоциативный ряд, который у вас возник при прочтении данного художественного произведения.
  3. Отыщите в отрывке слова с национально-культурной коннотацией и объясните, какую функцию они выполняют здесь.
  4. Назовите аспекты произведения, которые требуют культурологического комментария. Дайте культурологический комментарий к выбранным ранее аспектам. Каким образом он помог прояснить смысл данного произведения?
  5. Определите ключевые слова. Поясните свою точку зрения.
  6. Выявите, какие образы являются ключевыми. Проведите анализ этих образов как концептов. Какие смыслы произведения помог выявить концептный анализ?
  7. Сформулируйте смыслы данного произведения, которые помог выявить каждая разновидность работы. Обобщите глубинные смыслы данного отрывка.
  8. Выразите свое отношение к данному отрывку как произведению культуры.

Алгоритм характеристики авторской позиции, выраженной в тексте при анализе критериев оценки сочинения по русскому языку

Сочинение в жанре авторской характеристики (другими словами, авторской позиции), которая выражена в тексте, также предполагает проведение комплексного анализа, от этого зависят и критерии оценки сочинения по русскому языку. Подбор используемых в этом случае разновидностей анализа зависит от самого произведения, поскольку каждый из них выражает неповторимый авторский стиль и определенным образом отражает мысль автора. Основой работы с произведением в любом случае считается его лингвостилистический анализ.

Алгоритм подготовки характеристики авторской позиции, выраженной в тексте

  1. Выразительно прочтите отрывок.
  2. Проведите его комплексный анализ.
  3. Какие средства языка были использованы автором для выражения отношения и оценки?
  4. Попробуйте сформулировать авторскую позицию.
  5. Выразите собственное отношение к позиции автора. Обоснуйте свое согласие (несогласие) с авторской точкой зрения.

Алгоритм ценностной характеристики текста при анализе критериев оценки сочинения по русскому языку

Обучение ценностной составляющей позволяет сконцентрировать фокус внимания ученика на ценностном смысле, выявленном в ходе анализа, воспринимать художественный отрывок как эстетическую ценность.

Алгоритм подготовки ценностной характеристики текста

  1. Прочитайте отрывок выразительно.
  2. Проведите полный его анализ.
  3. Сформулируйте ценностные смыслы произведения, которые связаны с общечеловеческими, общекультурными и национальными ценностями.
  4. Попробуйте определить, с помощью каких языковых средств была создана эстетическая ценность текста.
  5. Выразите собственное отношение по поводу ценностных смыслов данного текста.
  6. Охарактеризуйте отрывок по параметру эстетической ценности.

Алгоритм комплексной (лингво- культурологической) характеристики текста при анализе критериев оценки сочинения по русскому языку

Комплексной разновидностью характеристики текста, объединяющей все точки зрения (речь идет о лингвостилистической, речеведческой и культурологической), является лингвокультурологическая характеристика. В ее основе лежит комплекс различных подвидов анализа произведения: речеведческий, структурно-семантический (используется работа по ключевым словам-понятиям и ключевым словам-образам), лингвистический (лингвостилистический) и содержательный, а также элементы частотного, культурологического анализа (применяется выявление культурных смыслов, которые заложены в образных средствах), элементы концептного, ассоциативного анализа. Каждый подвид анализа используется в качестве инструмента для выявления определенных смыслов. Обобщение обнаруженных смыслов, формулирование культурных, ценностных смыслов, которые заложены в данном отрывке, предполагает успешную интерпретацию текста, выявление авторского стиля. Заключительным элементом в числе критериев оценки сочинения по русскому языку в жанре характеристики является оценочная часть, выражение собственного мнения, собственной оценки выявленного смысла и авторской позиции. Представим последовательность работы над таким эссе в виде алгоритма.

Алгоритм подготовки лингвокультурологической характеристики текста

  1. Прочитайте произведение выразительно.
  2. Какие чувства у вас возникли? Понравилось ли оно вам? Если да (нет), то почему?
  3. Разделите отрывок на части и сформулируйте его микротемы. Составьте план .
  4. Проведите полный анализ произведения. После каждого примененного подвида анализа формулируйте обнаруженный смысл.
  5. Попробуйте обобщить собственное представление о поверхностных и глубинных смыслах данного произведения.
  6. Сформулируйте авторский стиль, опираясь на данные проведенного анализа.
  7. Выразите свое отношение к смыслу произведения и к авторской позиции, выраженной в нем.

Для обучения всему комплексу сочинений в жанре характеристики текста на уроках русского языка с 5-го по 11-й класс при работе с произведением, прежде всего художественным, используется система определенных заданий (рис. 3).

Виды и критерии оценки сочинения по русскому языку: роль характеристики текста

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.jpg


Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль