Развитие одаренности учащихся

42

Исследовательская практика развивает у человека способность творчески и нестандартно мыслить, восполняет его личностный̆ потенциал. Младшие школьники очень часто проявляют интерес к такой практике, с удовольствием принимают участие в тех видах учебной̆ работы, которые направлены на выполнение поисковых, экспериментальных, исследовательских заданий. Стремление к новым впечатлениям, любознательность, постоянное желание самостоятельно искать истину распространяются на все сферы деятельности школьников, что сказывается на развитии одаренности учащихся.

В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования говорится о том, что в целях реализации образовательной̆ программы в учреждении для младших школьников должны создаваться условия,  которые обеспечивают возможность работать с одаренными детьми, организовывать интеллектуальные и творческие соревнования.

Поэтому многими педагогами отдельных предметов организуются индивидуальные ученические внеурочные занятия и совместные уроки, предполагающие коллективное выполнение.

Цели и задачи педагогического сопровождения развития одаренности учащихся

Организация исследовательской̆ практики младших школьников производится в рамках педагогического сопровождения развития одаренности учащихся, интеллектуальных и творческих способностей̆, цели которого:

  • формирование одаренности школьников и творческих интересов;
  • расширение знаний;
  • формирование творческой̆ продуктивности школьников;
  • преобразование отношения учеников к изучаемому материалу: дети начинают воспринимать его как самостоятельно добываемую важную информацию;
  • формирование познавательных интересов детей̆ и формирование их стремления к активности в урочное и внеурочное время;
  • использование учениками при выполнении заданий произведений музыки, художественной̆ литературы, изобразительного искусства, что помогает эмоционально-нравственному развитию;
  • выполнение принципа личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся с повышенным уровнем обучаемости, рост их интеллектуальных способностей̆ с целью обеспечения их развития;
  • теоретическое обоснование и создание в образовательном процессе оптимальных условий для выявления и поддержки развития одаренных учащихся.

Назовем задачи педагогического сопровождения одаренности школьников, интеллектуальных и творческих способностей̆:

  • формирование системы подготовки учителей̆ по педагогическому сопровождению развития одаренности учащихся, которое включает педагогические советы, методические семинары, самообразование;
  • формирование социального партнерства с другими организациями в рамках сопровождения и поддержки одаренных детей;
  • введение в учебный процесс некоторых видов и форм организации деятельности школьников, способствующих творческой̆ самореализации, преобразованию нестандартного научного и художественного мышления.

Устный опрос учащихся может позволить выявить их положительное отношение к организации исследовательской практики в целом и над творческими проектами по итогам исследований. Отмечая свою заинтересованность (100 процентов опрошенных), школьники, в частности, указали, что над исследованием им помогает:

  • лучше учиться, потому что помогает разобраться во всем - 72%;
  • дружить и поддерживать друг друга - 81,3%;
  • показать, что ты умеешь делать - 59,4%;
  • заинтересовать других тем, что тебе интересно - 53,1%;
  • проверить свои силы - 34,4%.

Этапы организации педагогического сопровождения развития одаренности учащихся

Организация педагогического сопровождения развития одаренности учащихся, интеллектуальных и творческих способностей проходила в три этапа: диагностико-прогностический, организационно-деятельностный и констатирующий.

Диагностико-прогностический включал в себя такую работу, как:

  • методологические приемы содержания деятельности;
  • создание портфолио творческих работ учащихся, текстов олимпиад и интеллектуальных конкурсов, рекомендаций по работе с одаренными детьми;
  • выявление одаренных учащихся;
  • организация внеурочной деятельности учащихся по актуальным для них направлениям, олимпиад, творческих и интеллектуальных конкурсов.

Организационно-деятельностный включал в себя следующую работу:

  • составление маршрутов обучения для детей, у которых наблюдается повышенный уровень обучаемости;
  • организацию различных форм учебно-исследовательской практики школьников с учетом особенностей их возрастного и индивидуального развития;
  • активное и целесообразное использование метода проектов в работе с детьми;
  • определение содержания комплексной диагностики для выявления одаренных детей;
  • теоретическое обоснование необходимых условий устройства и проведения выставок и конкурсов детского творчества, описание их реализации.

Помимо этого, в рамках организационно-деятельностного этапа были созданы:

  • планирование работы с одаренными и талантливыми учащимися в начальной школе (приложение 1); (Ознакомиться>>)
  • план работы с родителями одаренных детей (приложение 2). (Ознакомиться>>)

Выявлены возможные риски в организации педагогического сопровождения развития одаренности учащихся, интеллектуальных и творческих способностей (приложение 3). (Ознакомиться>>)

Констатирующий этап включал в себя такую работу, как:

  • создание банка педагогического опыта работы с одаренными детьми;
  • практика педагогов в рамках реализации сопровождения развития одаренности учащихся:
  • использование эффективных методов развития познавательных способностей школьников по нахождению условий и факторов педагогического сопровождения формирования личности;
  • создание системы сопровождения развития одаренности учащихся на основе введения результатов психолого-педагогических исследований, которые обеспечивают выявление и раскрытие творческого потенциала детей с повышенным уровнем обучаемости;
  • активное развитие интеллектуальных способностей школьников.

Принципы педагогической деятельности в развитии одаренности учащихся

В работе по сопровождению развития одаренности учащихся педагоги могут придерживаться следующих принципов:

  • множественное разнообразие предоставленных возможностей в развитии личности;
  • индивидуализация различия обучения;
  • возрастание роли внеурочной деятельности;
  • создание условий для совместной работы школьников при маленьком участии учителя;
  • свободный выбор учащимися видов и форм внеурочной деятельности, помощи, наставничества.

Ожидаемые результаты организации педагогического сопровождения развития одаренности учащихся

Подводя итоги организации педагогического сопровождения развития одаренности учащихся, интеллектуальных и творческих способностей, планируется достижение следующих результатов:

  • повышение показателей проявления интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • приобретение учителями опыта создания нормальных условий для выявления и поддержки развития одаренности учащихся, организации и проведения различных видов и форм деятельности, которые способствуют их творческой самореализации, развитию неординарного мышления;
  • приобретение и обобщение педагогами опыта введения в учебный процесс личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании детей с повышенным уровнем обучаемости;
  • создание банка данных по проблеме педагогической поддержки одаренных детей;
  • повышение степени теоретической и методической подготовленности педагогов в вопросах организации аналитической, научно-исследовательской, опытно-экспериментальной работы;
  • создание системы подготовки учителей к работе по педагогическому сопровождению развития одаренности учащихся, которая включает работу семинаров, педагогических советов, самообразование;
  • установление сотрудничества при работе с одаренными детьми с заинтересованными структурами системы образования, учреждениями культуры и пр.
  • создание системы работы по педагогическому просвещению родителей в вопросах педагогической поддержки одаренных детей.

В итоге выполнения программы целью будет теоретическая обоснованность, создание и обеспечение системы деятельности коллектива педагогов школы по педагогическому сопровождению развития одаренности учащихся, интеллектуальных и творческих способностей детей.


Формы работы с одаренными учащимися:

  1. творческие мастерские;
  2. работа по индивидуальным планам;
  3. групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
  4. кружки по интересам;
  5. интеллектуальные марафоны;
  6. олимпиады;
  7. занятия исследовательской деятельностью;
  8. конкурсы;
  9. научно-практические конференции;
  10. сотрудничество с другими школами.

Стоит также отметить значение организации исследовательской и проектной деятельности учащихся в повышении профессиональной компетентности и мастерства учителей. Это работа толкает к непрерывному содержательному и методическому самообразованию педагога, освоению инновационных форм и методов поиска и обработки информации, ее творческого использования и предъявления. Растет креативность мышления, рефлексивные умения. Деятельность учителя, который организует исследовательскую работу младших школьников, оказывается источником передового педагогического опыта.

Многие педагоги в рамках устройства исследовательской деятельности осуществляют ряд функций по управлению проектной работой младших школьников. В приложении 4 представлено описание функций педагогического управления проектной деятельностью младших школьников. (Ознакомиться>>)

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.jpg
  • Документ №2.jpg
  • Документ №3.jpg
  • Документ №4.jpg


Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль