Направления управленческих решений в школе по организации выпускного сочинения

44

Система управленческих решений в школе при организации выпускного сочинения

В данном аспекте необходима технологическая инструкция, где за аксиому принято положение о статусе сочинения как одного из способов оценки достижения метапредметных результатов в основной школе и которая диктует, как организовать направления управленческой работы на институциональном уровне. Именно в этом ключе нам кажется верным предложить систему некоторых управленческих решений – способов организации работы в ОО по рассмотрению роли, сути и цели выпускного сочинения в следующих аспектах:

•    организация методической работы;
•    диагностика и анализ образовательного процесса;
•    локальные нормативные акты, регламентирующие деятельность образовательной организации по данному вопросу;
•    управление качеством образования;
•    организация работы с родителями и обучающимися.
Остановимся на анализе каждого из направлений более подробно.

1-е направление управленческих решений в школе

Организация методической работы. Ввиду необходимости разработки комплекса мер по адаптации современного ученика, его родителей и учителя к видоизменениям образовательной реальности и аттестационному минимуму, тому социально-правовому государственному заказу, которому необходимо соответствовать, можно говорить о зоне ближайшего и дальнейшего развития в этой области.
Специфика организации методической работы и управление ею, на наш взгляд, прогнозирует дальнейшее, концептуальное видение подобных вопросов. Основная цель методической работы в числе управленческих решений в школе – определение возможности предоставления и развития качественных образовательных услуг, предполагающих эффективное взаимодействие всех участников образовательной деятельности с учетом современных, насущных потребностей заказчика и тенденций будущего, учет их изменений в «зоне ближайшего развития» ОО.

В качестве долгосрочной проработки проблемы предлагаем некоторые идеи, позволяющие улучшить качество таких выпускных сочинений. Необходимо актуализировать не новую, но продуктивную идею непрерывного школьного образования. В контексте управленческих решений в школе мы предлагаем в качестве приоритетной рассматривать соотнесенность всех уровней общего образования. Непрерывное школьное образование позволит подготовить учеников и их родителей к пониманию основной идеи образовательного процесса, даст шанс ОО иметь более стабильный контингент учащихся, что в организационном плане облегчит подготовку к аттестации по любому предмету и будет способствовать высокой оценке достижения метапредметных результатов в основной школе, включая школьное сочинение.

Любая модернизация образовательного процесса предполагает модернизацию профессиональных компетенций тех, кто будет его внедрять. Очевидно, что повышение квалификации учителя-словесника рассматривается как наиболее значимая веха методической работы в аспекте управленческих решений в школе  по введению выпускного сочинения в структуру итоговой аттестации. Грамотный учитель- филолог всегда предпочитает элементарному «натаскиванию» на ответы тестов классическую систему вдумчивого, дискуссионного анализа литературного произведения, пропагандируя культуру чтения как показатель гармонично развитой личности.

Это может стать базовым направлением для повышения квалификации учителя русского языка и литературы. Опыт разных форм подготовки учащихся, вероятно, позволит сгладить ту напряженность, которая отражена сейчас на страницах интернет-изданий, утверждающих, что подобное квалификационное испытание загонит ученика в тупик, а у педагога вызовет лишь негативное суждение. Конечно, общественное напряжение при подготовке к оценке достижений метапредметных результатов в основной школе не лишено объективных причин. Это связано с дальнейшим обсуждением решения проблемы и конкретными мерами по внедрению новой практики в образовательный процесс. А зона «ближайшего развития», ориентированная на осмысление функции выпускного сочинения, напрямую коррелирует с системой диагностики и анализа образовательного процесса.

2-е направление управленческих решений в школе

Диагностика и анализ образовательного процесса. Очевидно, что традиционные константы, регламентирующие диагностические и аналитические схемы системы среднего общего образования, сохранят свою актуальность. Однако появление рисковых полей связано с возможным изменением учебного плана.

Необходимо увеличение часов на преподавание предмета, и если количество часов на изучение русского языка и литературы будет соответствовать учебному плану заявленного профиля, то обязательно выделение часов на подготовку индивидуального проекта в форме предмет- но-ориентированного курса за счет часов компонента образовательного учреждения в рамках ФКГОС, при формировании учебного плана в рамках ФГОС СОО действуют другие механизмы – определение количества часов в обязательной части находится в компетенции ОО, возможности и части учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений и часами внеурочной деятельности, не говоря уже о переходе на индивидуальный учебный план.

Соответственно к зоне ближайшего развития относится гуманитарная подготовка учащихся в 10-м классе, проработка вопросов написания сочинения как на существующих пока уроках русского языка и литературы, так и на занятиях заявленного выше предметно-ориентированного курса. Это в любом случае выводит нас на индивидуализацию образовательного процесса в числе управленческих решений в школе, требующего тьюторского сопровождения. Так востребованная инновационная практика может стать нормой.

Безусловно, должно измениться содержательное наполнение мониторингового сервиса, имплицитно объединяющего педагогический коллектив единой аналитической цепочкой (с использованием унифицированных технологий), тем самым обеспечивая внутреннее, глубинное развитие основного процесса образовательной организации. Очевидно, что целевая установка проведения мониторинговых исследований остается неизменной: получение аналитико-диагностической и прогностической информации; текущий промежуточный контроль состояния и результативности образовательного процесса. Но средства достижения заявленных целей содержательно могут быть видоизменены.

Традиционные мониторинговые исследования: анкетирование, опрос участников образовательного процесса, проведение срезовых административных работ, результаты ЕГЭ – должны быть переосмыслены с позиций включения сочинения в систему государственной итоговой аттестации. Это необходимые шаги для управленческих решений в школе, но давать конкретные методические рекомендации, на наш взгляд, пока рано: надо дождать- ся решения Правительства РФ по выполнению соответствующего поручения.
Можно лишь обозначить рисковые зоны, которые так или иначе должны быть отражены в содержательном наполнении мониторинговых исследований: авторство формулировок заявленных тем сочинения, существование примерного перечня формулировок, список литературных произведений, по которым необходимо разрабатывать индивидуальный проект в форме сочинения, и т. п.

3-е направление управленческих решений в школе

Разработка локальных нормативных актов, регламентирующих деятельность ОО. Локальные нормативные акты, регламентирующие деятельность ОО по данному вопросу, должны строго соответствовать тем мероприятиям, которые прописываются в принятом Правительством РФ решении.

Первый заместитель Министра образования и науки Наталья Третьяк отметила, что после того как будет принято решение, каким образом внедрить сочинение в государственную итоговую аттестацию, будет понятно, потребуется ли вносить какие-то изменения в законодательство. Мы об этом говорили чуть выше, рассуждая о процедуре проведения промежуточной аттестации, позволяющей оценить, достигнуты ли метапредметные результаты в основной школе.

Это, в свою очередь, повлечет и внесение изменений и/или дополнений в локальные нормативные акты ОО, например, таких как «Положение об индивидуальном проекте СОШ № », «Положение о тьюторском сопровождении обучающихся СОШ № », «Положение о системе оценивания обучающихся СОШ № », «Положение о методическом объединении учи-телей русского языка и литературы СОШ № » и др.

4-е направление управленческих решений в школе

Управление качеством образования. Система оценки качества образования традиционно включает в себя оценку качества различных составляющих:

•    условий организации образовательного процесса;

•    полноты реализации образовательных программ; 

•    профессиональной компетентности педагогических кадров и их деятельности по обеспечению надлежащего уровня результатов образования;

•    индивидуальных достижений обучающихся.

И если первые позиции мы в той или иной степени прокомментировали, то оценка индивидуальных достижений обучающихся в свете возможного изменения процедуры государственной итоговой аттестации оказывается некой генеральной линией модернизационных процессов и управленческих решений в школе. Общеизвестно, что объектами оценки качества результатов являются степень развития образовательной самостоятельности, инициативы, ответственности обучающихся, степень овладения ими ком- петентностями (внепредметными, метапредметными и предметными), социальным опытом, индивидуальный прогресс обучающегося, другие измеряемые характеристики.

Все указанные критериальные характеристики могут быть актуализированы при объективной оценке образовательных результатов подготовки, написания и защиты индивидуального сочинения, предполагающего:

•    образовательную самостоятельность, подразумевающую умения обучающегося создавать и использовать средства для собственного личностного развития;

•    образовательную инициативу – умение выстраивать свою образовательную траекторию, умение создавать необходимые для собственного развития ситуации и адекватно их реализовывать;

•    образовательную ответственность – умение принимать для себя решения о готовности действовать в определенных нестандартных ситуациях;

•    индивидуальный прогресс обучающегося – динамику образовательных достижений обучающегося за определенный период времени по одним и тем же показателям;

•    индивидуальные образовательные достижения (включая внеучебные), социализацию и успешность обучающихся.

В аспекте управленческих решений в школе при организации выпускного сочинения мы выходим за рамки урочной, учебной деятельности и рассматриваем нормативное в современной ситуации проведение исследовательских конференций для обучающихся, повышение престижа участия обучающихся в предметных олимпиадах филологической направленности, активизацию работы не только с молодыми талантами и мотивированными обучающимися, но и учениками средней и ниже мотивацией к учению в целях выявления индивидуальных качеств гармонично развитой личности.

5-е направление управленческих решений в школе

Организация работы с родителями и обучающимися. Актуальной оказывается организация работы не только с обучающимися, но и с родителями. На настоящий момент достаточно много исследований и высказываний посвящено адаптации выпускника – абитуриента – первокурсника к образовательному процессу, проблемам профориентационной работы.

Решение многих вопросов, связанных с проблемой осознанного выбора даже не вуза, а профессии, а значит, осознанного выбора направления обучения зависит от формирования личности ученика. При грамотных управленческих решениях в школе идеи непрерывного образовательного процесса у учителей, родителей и учащихся непременно найдутся точки соприкосновения, что даст качественный результат при написании сочинения на осознанно выбранную тему, с привлечением аргументов и пониманием того, насколько важно уметь отвечать за написанное слово. Именно данная концепция сможет помочь адаптироваться родителям, воспринимающим каждое изменение в образовательной парадигме как возможное отрицательное воздействие на психологическое и физиологическое здоровье ребенка, и позволит увидеть позитивную концептуальную идею не о статическом, а о динамическом развитии личности.

Организационные мероприятия как часть управленческих решений в школе при введении сочинения как формы ГИА

Считаем возможным очертить круг первых, организационных мероприятий в ОО, чтобы все участники образовательных отношений знали, что их ждет в ближайшее время, и на что надо направить усилия, чтобы достичь положительного результата и не создавать паники:

•    для педагогов: рассмотреть вопрос о выпускном сочинении на заседании педагогического или методического совета, где необходимо принять решение о планировании работы ОО в целом и методического объединения учителей филологических и других гуманитарных дисциплин в частности;

•    для родителей и обучающихся 11-х классов: провести собрание с целью прояснения ситуации (обучающиеся будут сдавать экзамены в том режиме, который планировался ранее);

•    для родителей и обучающихся 10-х классов: провести собрание, на котором необходимо сообщить о возможных изменениях в структуре и процедуре государственной итоговой аттестации, ознакомить с результатами внутришкольного мониторинга готовности обучающихся к данному формату и перспективам совместной деятельности с целью обеспечения подготовки к написанию сочинения.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль