Обучение информационным компетенциям младших школьников

72

Среди требований ФГОС НОО в начальной школе важное место занимает требование к метапредметным образовательным результатам, к числу которых относится активное использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач. Существует несколько методик и программ для повышения уровня информационных компетенций у младших школьников. Рассмотрим наиболее эффективные.

Формирование алгоритмического мышления как часть информационных компетенций у младших школьников

Развитие алгоритмического мышления в начальной школе предполагает выполнение многих разных алгоритмов с разными способами записи команд. Следует использовать алгоритмы как для формальных исполнителей алгоритмов (со строго определенным набором команд), так и алгоритмы для человека. Ученик должен освоить три базовые алгоритмические конструкции — последовательность, ветвление и повторение.

Следует понимать, что научить ребенка исполнять конкретный алгоритм (например, алгоритм сложения многозначных чисел в столбик) и развить алгоритмическое мышление — это две разные задачи. Мы можем говорить, что сформировали основы алгоритмического мышления только в том случае, если ребенок умеет самостоятельно исполнять незнакомый алгоритм в знакомой предметной области, умеет разбить решение любой стоящей перед ним учебной или бытовой задачи на последовательность шагов.

Для самостоятельного исполнения алгоритма без отдельного предмета, обучающего информационным компетенциям младших школьников, у ученика должна быть развита специальная психическая функция — «принятие внешнего плана». Развитие этой функции не имеет возрастной нормы. Опыт показывает, что из учеников 3-х классов самостоятельно выполнить простейший алгоритм, состоящих из трех шагов (каждый шаг в отдельности понятен ученикам) могут не больше 10% учащихся. А это значит, что, работая с алгоритмами, мы опираемся не на готовые психические функции, а находимся в зоне их ближайшего развития.

Использование формально записанных алгоритмов учениками 1-3-х классов не упрощает здесь выполнение задания по математике. Для того чтобы учащийся научился самостоятельно исполнять алгоритмы из понятных ему команд и составлять алгоритмы, требуется не менее 30 часов. Отсюда следует, что развитие алгоритмического мышления происходит гораздо эффективнее, если в учебном плане ООП начального общего образования есть отдельный предмет — информатика и ИКТ. Будучи подготовленным с помощью специальных упражнений, ученик сможет легко исполнять алгоритмы из любой предметной области — математики, русского языка, литературного чтения, технологии, окружающего мира.

Овладение цифровыми техническими средствами для повышения информационных компетенций у младших школьников

В Примерной ООП начального общего образования определены конкретные общие навыки работы с компьютером. Для формирования перечисленных умений и навыков ученики должны иметь доступ к следующим техническим средствам:

•    цифровая видеокамера;

•    цифровой фотоаппарат;

•    сканер;

•    цифровая лаборатория (цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ);

•    микрофон;

•    сменные носители информации (флеш-карты);

•    музыкальная клавиатура.

В стандартном классе имеется один, максимум два сканера. На школу приходится несколько видеокамер и цифровых фотоаппаратов, ограниченное количество цифровых датчиков и наборов для конструирования программно-управляемых роботов. Следовательно, на уроке нельзя обеспечить работу каждого ученика с указанными техническими средствами. Из этого следует, чтобы научить учеников пользоваться названными техническими средствами, необходимо организовать внеурочную деятельность.

Особое значение для освоения информационных компетенций у младших школьников имеет проектная деятельность. С ней полезно совмещать изучение конкретных технологий: ввод текста, обработка фотографий, создание презентаций, ввод графических объектов с помощью сканера и т. д. Содержательно это должно быть связано с разработкой конкретного проекта из любой предметной области.

Повышение информационных компетенций у младших школьников через освоение компьютерных программ

Чтобы ускорить процесс обучения работе в сложных компьютерных программах, следует объяснить ученикам их объектный принцип построения, научить их видеть материальные и логические объекты, называть их, уметь определять имя и значение свойств объектов, действия объектов и над объектами. Эти навыки формируются на уроке информатики в рамках темы «Объекты и их свойства». Свободное владение объектным принципом построения программ позволит ученику самостоятельно ориентироваться в незнакомых интерфейсах. Тогда отпадет необходимость подробно объяснять назначение кнопок.

Для достижения требований ФГОС НОО в начальной школе и Примерной ООП начального общего образования к развитию информационных компетенций у младших школьников ученик должен хорошо ориентироваться в перечисленном:

•    браузер и поисковая машина;

•    текстовый процессор;

•    редактор презентаций;

•    графический редактор;

•    редактор мультфильмов;программа видеомонтажа;

•    простейшая программа автоматизированного проектирования;

•    программа распознавания текста.

Эти программы имеют сложный и отличающийся друг от друга интерфейс. Только на овладение простейшей из них - редактором презентаций - в минимальном объеме требуется шесть академических часов. Изучение требует большое количество времени, которое нам не доступно.

Изучение темы «Объекты и их свойства» поможет ученику сознательно работать с таблицами, как инструментом описания объектов одного класса, и деревьями, как инструментом описания отношений между объектами. Умение осуществлять навигацию на дереве необходимо для самостоятельной организации системы папок для хранения собственной информации в компьютере.

Повышение информационных компетенций младших школьников путём организации системы папок для хранения

Умение самостоятельно организовывать систему папок является обязательным требованием Примерной ООП начального общего образования. Для формирования этих умений необходимо, чтобы ученик к моменту обучения имел достаточно много созданных им разнотипных файлов. Иначе он не сможет осознать и принять проблему упорядочивания файлов. Также ученик должен быть знаком с деревом как способом организации информации и уметь осуществлять навигацию по дереву. Соответственно прежде чем создавать собственную систему папок, ученик должен овладеть знаниями по теме «Организация информации с помощью дерева».

Используемые УМК в работе на повышение информационных компетенций у младших школьников

Компьютерные программы комплекта могут работать на компьютерах с операционной системой Windows, MacOS, Linux. Для того чтобы компьютеры работали под Linux, надо установить модуль Wine. В описании содержится подробная инструкция по установке этого модуля, опробованная на Ubuntu Linux и AltLinux.

Проиллюстрируем организацию работы по реализации требований ФГОС начального общего образования с использованием методического комплекта преподавания информатики в начальной школе авторов Бененсон Е.П и Паутовой А.Г. Рассматриваемый учебно-методический комплект (далее — УМК) входит в состав учебно-методического комплекса «Перспективная начальная школа». В УМК входят:

•    Курс информатики и ИКТ (2-4-е классы).

•    Программа внеурочной деятельности по ИКТ «Путешествие в Компьютерную Долину».

•    Учебники «Информатика и ИКТ» для 2, 3 и 4-х классов в двух частях.

•    Рабочие тетради к учебникам Информатика и ИКТ.

•    Рабочие тетради для внеурочной деятельности «Путешествие в компьютерную Долину».

•    Книги «Методические рекомендации» для учителя.

•    Набор компьютерных программ в поддержку курса учебника.

•    Учебник «Информатика и ИКТ» для каждого года обучения содержит основной раздел, содержащий теоретический материал и практические задания для уроков, разделы «Твои успехи», «Дополнительные задания», «Справочный материал».

Содержание большинства практических заданий, выполняемых как с использованием компьютера, так и без него, основано на материале таких учебных предметов, как математика, окружающий мир, изобразительное искусство, экономика, труд, литературное чтение, русский язык. Таким образом, ученики приобретают опыт использования современных технологий при решении учебных задач по разным предметам.

Преподавание информационных компетенций для младших школьников направлено не только на освоение теоретических знаний и формирование практических навыков, но и стимулируют развитие логического и операционного мышления, творческих способностей, формирование функции принятия внешнего плана, умения ставить цели деятельности и доводить работу по созданию объектов до конечного результата.

Эффекты использования УМК в работе над информационными компетенциями у младших школьников

К эффектам использования УМК можно отнести:

•    развитие у младших школьников слуховой и зрительной памяти; функций обобщения, аналогии; навыков группировки по признакам;

•    увеличение числа учащихся, успешно решающих задачи повышенной сложности и логические задачи в контрольной работе по математике;

•    формирование навыков самостоятельно осваивать незнакомые компьютерные программы невысокого уровня сложности.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Хотели бы вы прочитать статью на тему "Как выполнить требования к соотношению заработной платы директора и работников школы"?

  • да 66.67%
  • нет 33.33%
результаты


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль