Организация ученического коллектива на примере работы клуба «Лучшие друзья»

30

Достижение успеха в жизни во многом связано с наличием и уровнем развития поликультурной компетентности у выпускников образовательных организаций, их способностью взаимодействовать с окружающими людьми, гармонизировать свои отношения с обществом, принимать адекватные сложившейся ситуации ре­шения, именно поэтому организация ученического коллектива на сегодняшний день все больше обретает актуальность.

Исследования и практика показывают, что от 3 до 10% населения имеет нарушения развития, из них 87% - в легкой или умеренной форме. При соответству­ющих условиях обучения большинство из них сможет овладеть основными навы­ками самообслуживания и полностью раскрыть свой потенциал.

Однако есть проблема: дети с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), как правило, имеют узкий круг общения, у них нет друзей. Как следствие, у таких ребят возникают трудности при принятии решений, стойкие депрессии, одиночество. Исследования и практика показывают, что дети без инвалидности охотнее принимают в свои ряды детей с инвалидностью, когда у них есть опыт общения с ними.

Поэтому одним из направлений построения школьных воспитательных систем является развитие детских общественных объединений, в частности клуба «Лучшие друзья».

Научно-методические основы программы организации ученического коллектива

В основу программы развития заложены идеи:

  • системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную, целенаправленную работу детских и подростковых доброволь­ческих структур;
  • адресного подхода в формировании идеи добровольчества, предполага­ющего использование особых форм и методов работы с учетом каждой возрастной, социальной и других групп населения;
  • активности, которая предусматривает настойчивость и разумную инициативу;
  • принцип универсальности основных направлений добровольчества.

Новизна идеи организации ученического коллектива заключается во включении учащихся в добровольче­скую деятельность, направленную на создание условий для неформального общения детей с ОВЗ с остальными детьми, а также в установлении дружеских отноше­ний между учащимися школы.

Цель программы: закрепление активной жизненной позиции учащихся, толерантного мировоззрения.

Задачи программы:

  • развитие доверительных отношений и дружбы между людьми с наруше­ниями развития и без них, основанных на уважении, принципах равно­правия и самоопределения;
  • развитие детской инициативы по оказанию помощи нуждающимся в их заботе и внимании детям с ОВЗ;
  • участие детей и подростков в общественно значимой деятельности, фор­мирование их гражданской позиции.

Этапы реализации программы организации ученического коллектива

Управление программой осуществляет заместитель директора по воспитательной работе и старший вожатый школы. Реализация данной программы вклю­чает в себя 4 этапа:

1-й этап. Подготовительный:

  • формирование пакета документов, организация работы клуба «Лучшие друзья»;
  • разработка плана работы клуба.

2-й этап. Организационный. Данный этап предполагает собственно организацию ученического коллектива добровольческой организации Центра, актива клуба, анкетирование (приложение 1).

3-й этап. Реализация программы. Организация системы работы клуба, привлечение учащихся в клуб, помощь в установлении контактов (приложение 2), проведение комплекса мероприятий по воспитанию толерантного отношения к детям с ОВЗ, проведение дискуссионных клубов, круглых столов, «недели добра», тренингов, организация постоянных встреч с учащимися школы. Привлечение учащихся к участию в окружных мероприятиях клуба «Лучшие друзья».

4-й этап. Информационно-аналитический. Проведение открытого заседа­ния клуба «Лучшие друзья» в связи с организацией ученического коллектива, на котором анализируются итоги работы и качество реализации программы. Активизация работы информационного центра клуба (школьная газета, радио и телевидение). Мониторинг деятельности клуба.

Программа организации ученического коллектива: ожидаемые результаты

Основным критерием результативности добровольческой деятельности является увеличение числа учащихся, вовлеченных в нее.

Конечным результатом развития добровольческой деятельности должно стать формирование активной жизненной позиции, духовного и нравственного потен­циала учащихся:

  1. Участники Проекта - члены добровольческой команды - смогут объяснить и аргументировать свое участие в добровольческой деятельности и сформулиро­вать задачи своего развития через добровольчество.
  2. Улучшится коммуникация между различными участниками Проекта: будет проводиться регулярный обмен опытом, совместное обсуждение актуальных тем, повысится уровень взаимоподдержки участников, открыто будут обсуждаться проблемы в реализации Проекта.
  3. Повысится уровень социальной значимости проектов, реализуемых добро­вольческими командами, а также качество других добровольческих инициатив.

Формирование отряда добровольцев для организации ученического коллектива

Формирование отряда добровольцев ориентировано на предоставление каждому ученику реальной возможности попробовать себя в различных социаль­ных ролях и выбрать вид деятельности в соответствии со своими потребностями и опытом. Формирование отряда происходит в начале учебного года в сентябре, на общем заседании клуба «Лучшие друзья». Участникам сообщаются условия участия в Проекте:

  1. В Проекте могут принимать участие дети старше 12 лет.
  2. Срок участия в Проекте - один академический год.
  3. Друзья - участники программы с нарушениями развития.
  4. Встречи с Другом - дважды в месяц.
  5. Общение - один раз в неделю.
  6. Участие в мероприятиях - для всех членов клуба.

С учащимися проводится интервью. Вопросы для учащихся:

  • Откуда вы узнали о клубе «Лучшие друзья»?
  • Почему вы решили узнать больше о программе организации ученического коллектива?
  • У вас есть какие-либо сомнения по поводу дружбы с человеком с пробле­мами в интеллектуальном развитии? Каковы они?
  • В каких еще клубах, организациях или командах вы состоите? Они повли­яют на тот объем времени, который вы можете посвятить «Лучшим дру­зьям»?
  • Вы понимаете серьезность этих обязательств? Вам кажется, что вы може­те их выполнить?

Далее проводится анкетирование участников с целью подбора пары друзей.

Формирование пар и проведение обучающего семинара организации ученического коллектива

На втором этапе проходит встреча по подбору друзей. При подборе пары необходимо помнить о следующем:

  • Каковы пожелания учащихся?
  • Насколько близко друг от друга они живут/учатся? Если они живут далеко, есть ли у них доступ к надежному транспорту?
  • У них есть общие интересы?

Первая встреча должна проводиться в течение месяца после организационного собрания. К этому моменту все пары уже должны быть подобраны. Первая встреча должна включать тренинг по изучению особенностей детей с задержкой в развитии, который проводит координатор принимающего учреждения или дру­гой специалист в данной области.

Формы предлагаемых занятий

Обучение «равный - равному» предполагает передачу знаний от одних участников обучения другим, таким образом обеспечивая возможность закреп­ления и более глубокого осознания полученных знаний теми, кто их передает, и создавая доверительную среду между участниками процесса обучения. Кроме того, обучение в формате «равный - равному» позволяет выбрать язык общения, понятный и приемлемый для данной группы участников обучения.

Экспертные сессии предполагают предварительную подготовку обучающе­го материала экспертом, которая включает в себя анализ различных информаци­онных источников и переработку имеющейся информации в формы, доступные и удобные для восприятия конкретной целевой группе. Такой подход позволяет значительно сократить объемы времени, затрачиваемые участниками программы организации ученического коллектива на изучение материала и выделение необходимой информации, что особенно актуально в ситуации новизны изучаемой темы. Экспертная сессия включает в себя презентацию и раздачу методических материалов для последующего углуб­ленного изучения, а также по необходимости проработку конкретных тестов и практических заданий к материалу.

Игровые упражнения и симуляции применяются для практической апро­бации полученных знаний до момента использования их в реальной жизни, что позволяет предупредить большинство ошибок и преодолеть возможные препятствия в ходе реализации Проекта. Проведение игровых упражнений и симу­ляций предполагается как в рамках больших, так и малых групп и является формой сопровождения теоретических знаний.

Мастер-классы предполагают представление обучающего материала самими участниками процесса обучения, имеющими соответствующую квалификацию и достаточный уровень знаний. Ведущие программы обучения на основе анализа данных о будущих участниках обучения предлагают им провести мастер-класс и в случае согласия оказывают содействие в разработке плана мастер-класса и обе­спечения слушателей необходимыми наглядными и раздаточными материалами.

Наставничество предполагает выполнение добровольцами программы организации ученического коллектива практических заданий под руководством и с участием координаторов. Данный метод работы позволяет установить контакт между координаторами и добровольческими коман­дами, отработать методы взаимодействия между ними, а также активно использо­вать знания и навыки координаторов, что, с одной стороны, повышает уровень овладения добровольцами знаниями и навыками, а с другой стороны, укрепляет позиции координаторов и их мотивацию к участию в Проекте.

Метод пассивного обучения (наблюдение, изучение результатов работы других групп) позволяет всем участникам процесса обучения получать информа­цию обо всех направлениях работы программы и, таким образом, создает более полную картину о программе (особенно актуально для сотрудников некоммерческих организаций). При реализации метода наблюдения крайне важна полити­ка невмешательства в процессы работы субъектов наблюдения.

Первая встреча Друзей. Добровольческая команда Центра готовит выезд­ное мероприятие для учащихся коррекционной школы № 532, в ходе которой проходит знакомство Друзей друг с другом. Старший вожатый требует от учащих­ся контактировать как минимум один раз в неделю (с помощью телефона, письма, электронной почты) и встречаться лично дважды в месяц.

Формы проведения досуга с друзьями:

  1. Занятия спортом.
  2. Прогулки вместе: прогулки на природе, выгуливание собаки, поездка на велосипедах, игра с летающей тарелкой во дворе, катание на лошадях и др.
  3. Занятия для дома: написание писем, просмотр фотографий, чтение журналов, слушание музыки/просмотр телевизора/просмотр фильмов, обучение друг друга чему-то новому, игра в шарады, изготовление подарков для других людей и др.
  4. Организованные мероприятия: концерты, групповые мероприятия «Лучших друзей», групповые мероприятия в принимающей организации, поход в музей или на выставку.
  5. Другое: совместная работа добровольцами, занятия в библиотеке, визиты друг к другу или к друзьям.

Нюансы организации ученического коллектива: прекращение партнерских отношений

Случаются проблемы, при которых необходимо прекращение партнерских отношений. Это серьезный шаг, который должен применяться только когда другие попытки решить проблему не дали результата. Спросите себя: «Стала ли жизнь Друга лучше?» Если отношения пары не переросли в полноценную дружбу - это не улучшает ничью жизнь и не приближает нас к цели.

Как организуется прекращение партнерских отношений?

Чтобы аннулировать пару, обсудите ситуацию с Другом. Необходимо сказать Другу, что лучше аннулировать пару, потому что тот заслуживает Друга, у которо­го достаточно времени для программы. Друг может остаться в качестве члена - помощника клуба.

Необходимо начать поиск преданных членов-помощников, которые уже дружили с Друзьями и при этом регулярно ходили на встречи и групповые меропри­ятия. Поощряйте ваших членов-помощников обращать дополнительное внимание на этого Друга во время мероприятий.

Формирование толерантного мировоззрения посредством организации ученического коллектива

В Центре образования № 1429 сложился комплекс традиционных мероприятий, творческих дел и акций, которые способствуют формированию толерантного мировоззрения всех участников образовательного процесса:

  • концерты и представления, способствующие развитию коммуникативных способностей, овладению красноречием, развитию актерских навыков и творческого потенциала. Традиционный фестиваль толерантности «Я, ты, он, она - вместе дружная семья», «Театральный фестиваль» и т. п.;
  • работа в кружках и секциях в системе дополнительного образования (баль­ные танцы, музыкальный театр, вокальный ансамбль, народный вокал, ху­дожественная резьба по дереву, вышивка крестиком, лоскутное шитье, вы­шивка бисером, выпиливание, выжигание, авиамодельный кружок, школь­ный сайт, «Твой друг - французский язык», «Мы открываем Москву», фитнес, шахматы, «Наглядная геометрия», ОФП, оригами, «Юный журналист», хоре­ография, театральная студия, -технологии, стрелковая секция, лепка);
  • шефская работа. Классы Центра объединены в 5 содружеств, внутри ко­торых старшеклассники помогают младшим;
  • пресс-центр. Силами учащихся выпускается школьная газета, ведется работа по обслуживанию школьного сайта, фото- и видеосъемка всех мероприятий;
  • школа лидерства. С активистами программы организации ученического коллектива проводятся мероприятия, направленные на формирование лидерских качеств и навыков. В рамках школы исполь­зуются тренинговые технологии, мастер-классы, коллективные творческие дела, игровые технологии, встречи с интересными людьми, общение в неформальной обстановке. Ребятам предлагается попробовать себя в роли организатора интересных мероприятий, получить практический опыт управления командой, осуществить собственный проект, работать над своей личностью, расширить круг общения;
  • проектная деятельность. «Диалог - путь к пониманию», конкурс социаль­ных проектов и др. Неделя толерантности: «Культура доброты и политика согласия», «Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе - в этом наша сила», «Кухни народов мира», «Мы едины под небом России»;
  • добровольческие акции. Работа с ветеранами: акции «Подари открытку», «Создай настроение», «Сделай добро» и др.; шефская работа в мемориале, концертная деятельность в детских домах, Недели добра.

Популяризация добровольческой организации ученического коллектива

Популяризация добровольческой деятельности требует ее освещения на сайте Центра, а также на страницах школьных печатных изданий. Важна целена­правленная работа по формированию у общественности позитивного образа добровольца, повышение престижа и уровня социальной значимости членов добровольческого движения - как детей, так и взрослых.

Использование ресурсов различных информационных средств, включая сеть Интернет, возможности социальной рекламы, организация массовых публичных акций, в т. ч. акции «Я выбираю добровольческую деятельность», позволит при­влечь внимание к этому движению широкого круга общественности.

Особую важность в реализации программы организации ученического коллектива направления имеет развитие связей с деловыми и общественными кругами района. Информационное обеспечение до­бровольческой деятельности должно быть регулярным и полноценным, с про­пагандирующим позитивным настроем. Также необходимо изготовление меди­апродукции с методическими материалами, фотографиями, видеофильмами, рассказывающими о деятельности по реализации проектов.

Приложение 1

Организация ученического коллектива на примере работы клуба «Лучшие друзья»

Организация ученического коллектива на примере работы клуба «Лучшие друзья»

Организация ученического коллектива на примере работы клуба «Лучшие друзья»

Приложение 2

Организация ученического коллектива на примере работы клуба «Лучшие друзья»

Организация ученического коллектива на примере работы клуба «Лучшие друзья»

Во время образовательной деятельности у педагога часто возникает ситуация, когда необходимо чем-нибудь занять учащихся на короткое время. С этой целью подойдут небольшие занимательные викторины, которые принесут и пользу, и удовольствие обучающимся.

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.jpg
  • Документ №2.jpg
  • Документ №3.jpg
  • Документ №4.jpg
  • Документ №5.jpg


Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Хотели бы вы прочитать статью на тему "Как выполнить требования к соотношению заработной платы директора и работников школы"?

  • да 66.67%
  • нет 33.33%
результаты


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль