Организация ученического коллектива на примере работы клуба «Лучшие друзья»

35

Достижение успеха в жизни во многом связано с наличием и уровнем развития поликультурной компетентности у выпускников образовательных организаций, их способностью взаимодействовать с окружающими людьми, гармонизировать свои отношения с обществом, принимать адекватные сложившейся ситуации ре­шения, именно поэтому организация ученического коллектива на сегодняшний день все больше обретает актуальность.

Исследования и практика показывают, что от 3 до 10% населения имеет нарушения развития, из них 87% - в легкой или умеренной форме. При соответству­ющих условиях обучения большинство из них сможет овладеть основными навы­ками самообслуживания и полностью раскрыть свой потенциал.

Однако есть проблема: дети с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), как правило, имеют узкий круг общения, у них нет друзей. Как следствие, у таких ребят возникают трудности при принятии решений, стойкие депрессии, одиночество. Исследования и практика показывают, что дети без инвалидности охотнее принимают в свои ряды детей с инвалидностью, когда у них есть опыт общения с ними.

Поэтому одним из направлений построения школьных воспитательных систем является развитие детских общественных объединений, в частности клуба «Лучшие друзья».

Научно-методические основы программы организации ученического коллектива

В основу программы развития заложены идеи:

  • системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную, целенаправленную работу детских и подростковых доброволь­ческих структур;
  • адресного подхода в формировании идеи добровольчества, предполага­ющего использование особых форм и методов работы с учетом каждой возрастной, социальной и других групп населения;
  • активности, которая предусматривает настойчивость и разумную инициативу;
  • принцип универсальности основных направлений добровольчества.

Новизна идеи организации ученического коллектива заключается во включении учащихся в добровольче­скую деятельность, направленную на создание условий для неформального общения детей с ОВЗ с остальными детьми, а также в установлении дружеских отноше­ний между учащимися школы.

Цель программы: закрепление активной жизненной позиции учащихся, толерантного мировоззрения.

Задачи программы:

  • развитие доверительных отношений и дружбы между людьми с наруше­ниями развития и без них, основанных на уважении, принципах равно­правия и самоопределения;
  • развитие детской инициативы по оказанию помощи нуждающимся в их заботе и внимании детям с ОВЗ;
  • участие детей и подростков в общественно значимой деятельности, фор­мирование их гражданской позиции.

Этапы реализации программы организации ученического коллектива

Управление программой осуществляет заместитель директора по воспитательной работе и старший вожатый школы. Реализация данной программы вклю­чает в себя 4 этапа:

1-й этап. Подготовительный:

  • формирование пакета документов, организация работы клуба «Лучшие друзья»;
  • разработка плана работы клуба.

2-й этап. Организационный. Данный этап предполагает собственно организацию ученического коллектива добровольческой организации Центра, актива клуба, анкетирование (приложение 1).

3-й этап. Реализация программы. Организация системы работы клуба, привлечение учащихся в клуб, помощь в установлении контактов (приложение 2), проведение комплекса мероприятий по воспитанию толерантного отношения к детям с ОВЗ, проведение дискуссионных клубов, круглых столов, «недели добра», тренингов, организация постоянных встреч с учащимися школы. Привлечение учащихся к участию в окружных мероприятиях клуба «Лучшие друзья».

4-й этап. Информационно-аналитический. Проведение открытого заседа­ния клуба «Лучшие друзья» в связи с организацией ученического коллектива, на котором анализируются итоги работы и качество реализации программы. Активизация работы информационного центра клуба (школьная газета, радио и телевидение). Мониторинг деятельности клуба.

Программа организации ученического коллектива: ожидаемые результаты

Основным критерием результативности добровольческой деятельности является увеличение числа учащихся, вовлеченных в нее.

Конечным результатом развития добровольческой деятельности должно стать формирование активной жизненной позиции, духовного и нравственного потен­циала учащихся:

  1. Участники Проекта - члены добровольческой команды - смогут объяснить и аргументировать свое участие в добровольческой деятельности и сформулиро­вать задачи своего развития через добровольчество.
  2. Улучшится коммуникация между различными участниками Проекта: будет проводиться регулярный обмен опытом, совместное обсуждение актуальных тем, повысится уровень взаимоподдержки участников, открыто будут обсуждаться проблемы в реализации Проекта.
  3. Повысится уровень социальной значимости проектов, реализуемых добро­вольческими командами, а также качество других добровольческих инициатив.

Формирование отряда добровольцев для организации ученического коллектива

Формирование отряда добровольцев ориентировано на предоставление каждому ученику реальной возможности попробовать себя в различных социаль­ных ролях и выбрать вид деятельности в соответствии со своими потребностями и опытом. Формирование отряда происходит в начале учебного года в сентябре, на общем заседании клуба «Лучшие друзья». Участникам сообщаются условия участия в Проекте:

  1. В Проекте могут принимать участие дети старше 12 лет.
  2. Срок участия в Проекте - один академический год.
  3. Друзья - участники программы с нарушениями развития.
  4. Встречи с Другом - дважды в месяц.
  5. Общение - один раз в неделю.
  6. Участие в мероприятиях - для всех членов клуба.

С учащимися проводится интервью. Вопросы для учащихся:

  • Откуда вы узнали о клубе «Лучшие друзья»?
  • Почему вы решили узнать больше о программе организации ученического коллектива?
  • У вас есть какие-либо сомнения по поводу дружбы с человеком с пробле­мами в интеллектуальном развитии? Каковы они?
  • В каких еще клубах, организациях или командах вы состоите? Они повли­яют на тот объем времени, который вы можете посвятить «Лучшим дру­зьям»?
  • Вы понимаете серьезность этих обязательств? Вам кажется, что вы може­те их выполнить?

Далее проводится анкетирование участников с целью подбора пары друзей.

Формирование пар и проведение обучающего семинара организации ученического коллектива

На втором этапе проходит встреча по подбору друзей. При подборе пары необходимо помнить о следующем:

  • Каковы пожелания учащихся?
  • Насколько близко друг от друга они живут/учатся? Если они живут далеко, есть ли у них доступ к надежному транспорту?
  • У них есть общие интересы?

Первая встреча должна проводиться в течение месяца после организационного собрания. К этому моменту все пары уже должны быть подобраны. Первая встреча должна включать тренинг по изучению особенностей детей с задержкой в развитии, который проводит координатор принимающего учреждения или дру­гой специалист в данной области.

Формы предлагаемых занятий

Обучение «равный - равному» предполагает передачу знаний от одних участников обучения другим, таким образом обеспечивая возможность закреп­ления и более глубокого осознания полученных знаний теми, кто их передает, и создавая доверительную среду между участниками процесса обучения. Кроме того, обучение в формате «равный - равному» позволяет выбрать язык общения, понятный и приемлемый для данной группы участников обучения.

Экспертные сессии предполагают предварительную подготовку обучающе­го материала экспертом, которая включает в себя анализ различных информаци­онных источников и переработку имеющейся информации в формы, доступные и удобные для восприятия конкретной целевой группе. Такой подход позволяет значительно сократить объемы времени, затрачиваемые участниками программы организации ученического коллектива на изучение материала и выделение необходимой информации, что особенно актуально в ситуации новизны изучаемой темы. Экспертная сессия включает в себя презентацию и раздачу методических материалов для последующего углуб­ленного изучения, а также по необходимости проработку конкретных тестов и практических заданий к материалу.

Игровые упражнения и симуляции применяются для практической апро­бации полученных знаний до момента использования их в реальной жизни, что позволяет предупредить большинство ошибок и преодолеть возможные препятствия в ходе реализации Проекта. Проведение игровых упражнений и симу­ляций предполагается как в рамках больших, так и малых групп и является формой сопровождения теоретических знаний.

Мастер-классы предполагают представление обучающего материала самими участниками процесса обучения, имеющими соответствующую квалификацию и достаточный уровень знаний. Ведущие программы обучения на основе анализа данных о будущих участниках обучения предлагают им провести мастер-класс и в случае согласия оказывают содействие в разработке плана мастер-класса и обе­спечения слушателей необходимыми наглядными и раздаточными материалами.

Наставничество предполагает выполнение добровольцами программы организации ученического коллектива практических заданий под руководством и с участием координаторов. Данный метод работы позволяет установить контакт между координаторами и добровольческими коман­дами, отработать методы взаимодействия между ними, а также активно использо­вать знания и навыки координаторов, что, с одной стороны, повышает уровень овладения добровольцами знаниями и навыками, а с другой стороны, укрепляет позиции координаторов и их мотивацию к участию в Проекте.

Метод пассивного обучения (наблюдение, изучение результатов работы других групп) позволяет всем участникам процесса обучения получать информа­цию обо всех направлениях работы программы и, таким образом, создает более полную картину о программе (особенно актуально для сотрудников некоммерческих организаций). При реализации метода наблюдения крайне важна полити­ка невмешательства в процессы работы субъектов наблюдения.

Первая встреча Друзей. Добровольческая команда Центра готовит выезд­ное мероприятие для учащихся коррекционной школы № 532, в ходе которой проходит знакомство Друзей друг с другом. Старший вожатый требует от учащих­ся контактировать как минимум один раз в неделю (с помощью телефона, письма, электронной почты) и встречаться лично дважды в месяц.

Формы проведения досуга с друзьями:

  1. Занятия спортом.
  2. Прогулки вместе: прогулки на природе, выгуливание собаки, поездка на велосипедах, игра с летающей тарелкой во дворе, катание на лошадях и др.
  3. Занятия для дома: написание писем, просмотр фотографий, чтение журналов, слушание музыки/просмотр телевизора/просмотр фильмов, обучение друг друга чему-то новому, игра в шарады, изготовление подарков для других людей и др.
  4. Организованные мероприятия: концерты, групповые мероприятия «Лучших друзей», групповые мероприятия в принимающей организации, поход в музей или на выставку.
  5. Другое: совместная работа добровольцами, занятия в библиотеке, визиты друг к другу или к друзьям.

Нюансы организации ученического коллектива: прекращение партнерских отношений

Случаются проблемы, при которых необходимо прекращение партнерских отношений. Это серьезный шаг, который должен применяться только когда другие попытки решить проблему не дали результата. Спросите себя: «Стала ли жизнь Друга лучше?» Если отношения пары не переросли в полноценную дружбу - это не улучшает ничью жизнь и не приближает нас к цели.

Как организуется прекращение партнерских отношений?

Чтобы аннулировать пару, обсудите ситуацию с Другом. Необходимо сказать Другу, что лучше аннулировать пару, потому что тот заслуживает Друга, у которо­го достаточно времени для программы. Друг может остаться в качестве члена - помощника клуба.

Необходимо начать поиск преданных членов-помощников, которые уже дружили с Друзьями и при этом регулярно ходили на встречи и групповые меропри­ятия. Поощряйте ваших членов-помощников обращать дополнительное внимание на этого Друга во время мероприятий.

Формирование толерантного мировоззрения посредством организации ученического коллектива

В Центре образования № 1429 сложился комплекс традиционных мероприятий, творческих дел и акций, которые способствуют формированию толерантного мировоззрения всех участников образовательного процесса:

  • концерты и представления, способствующие развитию коммуникативных способностей, овладению красноречием, развитию актерских навыков и творческого потенциала. Традиционный фестиваль толерантности «Я, ты, он, она - вместе дружная семья», «Театральный фестиваль» и т. п.;
  • работа в кружках и секциях в системе дополнительного образования (баль­ные танцы, музыкальный театр, вокальный ансамбль, народный вокал, ху­дожественная резьба по дереву, вышивка крестиком, лоскутное шитье, вы­шивка бисером, выпиливание, выжигание, авиамодельный кружок, школь­ный сайт, «Твой друг - французский язык», «Мы открываем Москву», фитнес, шахматы, «Наглядная геометрия», ОФП, оригами, «Юный журналист», хоре­ография, театральная студия, -технологии, стрелковая секция, лепка);
  • шефская работа. Классы Центра объединены в 5 содружеств, внутри ко­торых старшеклассники помогают младшим;
  • пресс-центр. Силами учащихся выпускается школьная газета, ведется работа по обслуживанию школьного сайта, фото- и видеосъемка всех мероприятий;
  • школа лидерства. С активистами программы организации ученического коллектива проводятся мероприятия, направленные на формирование лидерских качеств и навыков. В рамках школы исполь­зуются тренинговые технологии, мастер-классы, коллективные творческие дела, игровые технологии, встречи с интересными людьми, общение в неформальной обстановке. Ребятам предлагается попробовать себя в роли организатора интересных мероприятий, получить практический опыт управления командой, осуществить собственный проект, работать над своей личностью, расширить круг общения;
  • проектная деятельность. «Диалог - путь к пониманию», конкурс социаль­ных проектов и др. Неделя толерантности: «Культура доброты и политика согласия», «Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе - в этом наша сила», «Кухни народов мира», «Мы едины под небом России»;
  • добровольческие акции. Работа с ветеранами: акции «Подари открытку», «Создай настроение», «Сделай добро» и др.; шефская работа в мемориале, концертная деятельность в детских домах, Недели добра.

Популяризация добровольческой организации ученического коллектива

Популяризация добровольческой деятельности требует ее освещения на сайте Центра, а также на страницах школьных печатных изданий. Важна целена­правленная работа по формированию у общественности позитивного образа добровольца, повышение престижа и уровня социальной значимости членов добровольческого движения - как детей, так и взрослых.

Использование ресурсов различных информационных средств, включая сеть Интернет, возможности социальной рекламы, организация массовых публичных акций, в т. ч. акции «Я выбираю добровольческую деятельность», позволит при­влечь внимание к этому движению широкого круга общественности.

Особую важность в реализации программы организации ученического коллектива направления имеет развитие связей с деловыми и общественными кругами района. Информационное обеспечение до­бровольческой деятельности должно быть регулярным и полноценным, с про­пагандирующим позитивным настроем. Также необходимо изготовление меди­апродукции с методическими материалами, фотографиями, видеофильмами, рассказывающими о деятельности по реализации проектов.

Приложение 1

Организация ученического коллектива на примере работы клуба «Лучшие друзья»

Организация ученического коллектива на примере работы клуба «Лучшие друзья»

Организация ученического коллектива на примере работы клуба «Лучшие друзья»

Приложение 2

Организация ученического коллектива на примере работы клуба «Лучшие друзья»

Организация ученического коллектива на примере работы клуба «Лучшие друзья»

Во время образовательной деятельности у педагога часто возникает ситуация, когда необходимо чем-нибудь занять учащихся на короткое время. С этой целью подойдут небольшие занимательные викторины, которые принесут и пользу, и удовольствие обучающимся.

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.jpg
  • Документ №2.jpg
  • Документ №3.jpg
  • Документ №4.jpg
  • Документ №5.jpg


Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль