Урегулирование конфликтов в школе как часть работы классного руководителя

8

Навыки урегулирования конфликтов в школе: право на свободное мнение

В числе базовых принципов политики на государственном уровне и правового регулирования отношений в образовательной области находится предоставление педагогическим работникам свободы, касающейся выбора учебных и воспитательных форм и методов. Данная информация прописана в п. 7 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образова­нии в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации).

На сегодняшний день педагогическим работникам  в РФ создаются комплексные условия для осуществления ими профессиональной деятельности. Другими словами, педагогическим работникам предостав­ляются права и свободы, меры поддержки социума, которые направлены на достижение профессионального уровня, условия для результативного выполнения профессиональных задач, и такой комплексный инструментарий дает будущему педагогу больше возможностей для навыков грамотного урегулирования конфликтов в школе.

Педагогические работники пользуются в т. ч. следующими академическими правами и свободами:

  • свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность;
  • свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания;
  • право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой об­разовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дис­циплины (модуля).

Права и свободы педагогических работников осуществляются с учетом соблюдения прав и свобод других участников образовательного процесса, требований законодательства и норм профессиональной этики. А этот факт имеет важное значение при формировании навыков урегулирования конфликтов в школе.

Однако важно понимать, что помимо прав, гарантий и свобод при выполнении должностных обязанностей на педагогических работников распространяются и определенные ограничения. Так, на сегодняшний день педагогическим работникам запрещается пользоваться образовательной деятельностью в целях политической и религиозной агитации, разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, агитации, которая демонстрирует превосходство либо неполноценность граждан по социальным, расовым, национальным, рели­гиозным или языковым признакам.

Одним словом, для грамотного урегулирования конфликтов в школе классный руководитель должен соблюдать осторож­ность, поскольку за определенные действия или даже слова педагога можно привлечь не только к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой, но даже к уго­ловной ответственности.

Административная ответственность в части урегулирования конфликтов в школе

Согласно ст. 5.26 Кодекса Российской Федерации об административ­ных правонарушениях (далее - КоАП РФ) воспрепятство­вание осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания влечет наложение администра­тивного штрафа на граждан в размере от 10 тыс. до 30 тыс. руб.; на должностных лиц - от 50 тыс. до 100 тыс. руб. Умышленное публичное осквернение религиозной или богослужебной литературы, предметов религиозного почитания, знаков или эмблем мировоз­зренческой символики и атрибутики либо их порча или уничтожение влечет на­ложение административного штрафа на граждан в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб. либо обязательные работы на срок до 120 ч; на должностных лиц - от 100 тыс. до 200 тыс. руб.

Согласно ч. 2 ст. 5.57 КоАП РФ нарушение или незаконное ограни­чение предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод об­учающихся образовательных организаций либо нарушение установленного по­рядка реализации указанных прав и свобод влечет наложение административно­го штрафа на должностных лиц в размере от 10 тыс. до 30 тыс. руб.; на юридические лица - от 50 тыс. до 100 тыс. руб.

Согласно ст. 5.62 КоАП РФ дискриминация или другими словами нарушение прав, свобод и законных интересов человека также может стать причинной урегулирования конфликтов в школе. Дискриминация может затронуть пол, расовую принадлежность, цвет кожи, национальность, язык, происхождение, положение в обществе, возраст, место жительства, религиозные взгляды. Какое-либо нарушение прав человека согласно этим признакам, влечет административный штраф в размере от 1 тыс. до 3 тыс. руб. (для физических лиц); от 50 тыс. до 100 тыс. руб. (для юридических лиц).

Уголовная ответственность при урегулировании конфликтов в школе

Однако более тяжелые последствия для педагогического работника могут возникнуть при привлечении к уголовной ответственности.

Согласно ст. 280 Уголовного кодекса Российской Федерации призывы к осуществлению экстремистской деятельности, демонстрируемые публично, караются штрафом в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб. Второй вариант наказания – штраф в размере заработной платы или другого дохода виновного  за период от одного года до двух лет; третий – принудительные работы на срок до трех лет; четвертый – арест на срок от четырех до шести месяцев либо лишение свободы на срок до четырех лет, предусматривающий лишение права занимать некоторые должности или заниматься некоторой деятельностью на тот же срок.

А если урегулирование конфликтов в школе не дало результат, и при совершении противоправных деяний были задействованы еще и средства массовой информации, такие педагогические работники наказываются принудительными работами на срок до пяти лет, предусматривающими лишение права занимать некоторые должности или заниматься некоторой деятельностью на срок до трех лет или без такового. Предусмотрен и вариант с лишением свободы на срок до пяти лет и лишением права занимать некоторые должности или заниматься некоторой деятельностью на срок до трех лет.

Таким образом, задача педагога – не допускать проявлений экстремизма в детско-юношеской среде, а также при осуществлении своей профессиональной деятельности. На­деемся, все вышеизложенное поможет учителям оценить действия учащихся и проанализировать воспитательную работу с точки зрения норм действующего законодательства.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль