Роль классного руководителя в современном образовательном учреждении

39

Классный руководитель и его воспитательные функции в современной школе

Перед тем как осветить работу классного руководителя, раскроем понятие “современная школа”. Согласно определению специалистов “современная школа” - это учебное учреждение в котором воспитание признано наиболее приоритетной деятельностью для педагогов.

Такая позиция полностью не совпадает с мнением и ролью классных руководителей, поскольку зачастую они являются педагогами и считают своей главной задачей донести знания по преподаваемому ими предмету до детей. Согласно существующим нормам образования именно таких преподавателей категорически запрещается ставить во главе класса, так как результаты их бездеятельности в плане воспитания школьников могут быть плачевными.

Задачи классного руководителя таковы, что ими должны заниматься преподаватели, преданные детям, а не учёбе. Ведь деятельность руководителя класса состоит именно в мастерском знании психологии детей и оказании помощи в понимании вещей, обретения нравственных ценностей. Часто, даже опытные педагоги признают что название “классный руководитель” является не совсем удачным, так как процесс воспитания в современной школе скорее определяет такую работу как наставническую и поэтому такую профессию скорее необходимо назвать “педагог-наставник” или “классный воспитатель”.

Руководители классов со стажем знают, что та воспитательная работа которую они проделывают каждый день, не имеет области ограничения. В конечном итоге, педагогу в роли классного руководителя приходится постоянно обучаться, так как в школу приходят дети с самой разной психологической мотивацией и проблемами. Именно поэтому, очень трудно описать их деятельность в документах и предоставить новому поколению педагогов инструкции и необходимые учебные материалы. Однако ниже представленные рекомендации могут послужить подобным документом и помочь определиться в задачах классного руководителя, разобраться со своими обязанностями.

В этих рекомендациях описаны основные направления организационной и воспитательной деятельности педагога, которые призваны помочь ему (ей) распределить собственные обязанности и сконцентрироваться на основных воспитательных моментах, для того чтобы выполнять свою работу качественно и в установленные сроки. При этом в отмечено, что процесс воспитания в современной школе может существенно отличаться, в зависимости от возраста детей. Вот почему ниже описанные рекомендации не стоит воспринимать как общие.

Роль классного руководителя и его функциональные обязанности

Назначение на должность:

  1. Руководить классом допускаются только учителя имеющие рабочий стаж в школе не менее 3 лет. Кроме того, у кандидатов должно быть высшее образование в области педагогики и они должны без исключения проходить специальную переподготовку.
  2. Преподаватели желающие продолжать практику и решать задачи классного руководителя обязаны учиться у других педагогов особенностям работы с детьми: изучать психологию школьников как младших, так и старших классов.
  3. Если принимается решение о назначении педагога руководителем 5 класса, то делается это заранее. Учитель который вступает в обязанности руководителя данного класса, должен уже вести какие-то учебные часы у этих школьников, проводя воспитательные мероприятия в современной школе быть в авторитете не только среди детей, но и пользоваться уважением у их родителей.
  4. Новый руководитель класса принимает класс учеников начальной школы, предварительно изучив характеристики на каждого из детей. В общем случае он узнаёт: Всё о успехах школьников по итогам окончания начального образования, нюансы обучения, критерии воспитания. Примеряя на себя роль классного руководителя, педагог изучает лидеров класса, способность детей работать сообща, изучает личности тех детей которые относятся к группе риска, а также проблемных учащихся.

Задачи классного руководителя: воспитательная деятельность

  1. Изначально педагог ставит перед собой задачу изучения психологии коллектива класса, а далее определяет цели которые необходим достичь в ходе работы по формированию нового классного коллектива.
  2. Как правило дети переходя в пятый класс не обладают навыками кооперирования деятельности, поэтому их будущий руководитель класса сразу ставит перед собой задачу оптимального воспитания детей в современной школе, проведения тренингов которые бы способствовали формированию в школьниках необходимых умений, коммуникаций и действий. Готовая программа реализуется не без помощи других учителей, но руководителем проекта является непосредственно преподаватель в чьи руки перешёл данный класс.
  3. В итоге проект представляет собой комплекс специальных мер, мероприятий, где задачами классного руководителя является проведение: конкурсов, тренингов, акций и т. д., где ученики заняты совместной деятельностью, класс делиться на постоянно меняющиеся по составу группы и всё это происходит в условиях самоорганизации школьников. По окончании плана в данном классе должен сформироваться сплочённый коллектив, что будет являться положительным результатом проведённой работы.

Роль классного руководителя в образовании факторов формирующих эффект сплочённого коллектива в классе:

  • Педагог определяет группу детей, которые влияют на класс положительно и пользуется авторитетом среди сверстников.
  • С помощью специальных тренингов учитель приводит детей к убеждению, что воспитание и учёба это деятельность которая кооперируется и поддерживается сообща, всем классом.
  • Воспитательный процесс в современной школе приводит к тому, что учащиеся начинают осознавать преимущества в совместной работе и руководитель подводит их к освоению самоорганизации в деятельности.

В итоге учитель проверяет прочность сформированных способов коллективной помощи в учебной деятельности и в связи с этим прививает детям нравственные ориентиры общей работы, что как правило только упрочняет отношения между одноклассниками.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Хотели бы вы прочитать статью на тему "Как выполнить требования к соотношению заработной платы директора и работников школы"?

  • да 100%
  • нет 0%
результаты


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль