Деятельность уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса

44

Создание полноценного института Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса в образовательной организации способствует оказанию всесторонней помощи всем участникам образовательного процесса в приобретении опыта бесконфликтного поведения и взаимодействия

Детство – самая счастливая и безмятежная пора в жизни человека. Дети, как будущее государства, как счастье семьи, должны быть окружены любовью и заботой. Но, к сожалению, желаемое иногда расходится с реальностью. В современном мире, беспокойном, нестабильном, нередко жестоком, в первую очередь страдает ребенок – от бедности, социальной несправедливости, кризисного положения семей, от эксплуатации и насилия, от болезней и многого другого. Дети более беззащитны и беспомощны, чем взрослые, а потому чаще становятся жертвами несправедливости и насилия.

В 2008 г. Уполномоченным по правам человека и министром образования правительства Московской области утверждено Положение «Об Уполномоченном по защите прав участников образовательного процесса в образовательном учреждении». Коллегией министерства образования Московской области решением от 05.12.2008 No 10/2 рекомендовано ввести должность Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса в структуру образовательных учреждений Московской области. 

Защита прав участников образовательного процесса: разграничение функциональных обязанностей

Очень часто педагогические работники задают вопрос: «Не дублируют ли функции Уполномоченного функции социального педагога и психолога?». На него мы постараемся ответить в данной статье.

Участники педпроцесса часто сталкиваются с тем, что конфликты в школе разрешаются, как правило, с привлечением административного ресурса – через учителя, руководство школы и в некоторых особых случаях – через руководство системой образования. Профессиональную помощь в области решения конфликтных вопросов могут предложить, по сути, только школьный психолог и социальный педагог. Они осуществляют лонгитюдное обследование и контроль психологического состояния школьников и педагогов, выявляют его воздействие на развитие мышления ребенка, различных способностей, формирование убеждений.

Также в их задачи входит выяснение причин различного рода конфликтных ситуаций в учебно-воспитательной работе, преодоление и профилактика девиаций в интеллектуальном и личностном развитии школьников, помощь в решении спорных вопросов и ситуаций, а также взаимодействие по данным вопросам с другими участниками процесса.

В связи с введением в школе общественной должности Уполномоченного появилась возможность, опираясь на нормативно-правовую базу учреждения, оперативно решать возникающие проблемы. Уполномоченный нацелен на деятельность не в психологической сфере, а в области прав человека. Хотя его работа в определенной степени схожа с работой школьного психолога и социального педагога (например, в функциях наблюдения, отслеживания ситуации в школе или разборе чьих-то индивидуальных проблем), однако основная сфера его деятельности – защита, охрана и популяризация ценности прав педагогов, родителей и обучающихся.

Конечно, первичными являются права детей, поскольку учебное пространство организуется для них. Кроме того, из всех участников процесса ребенок – наименее защищенный субъект. Но детям не только следует разъяснять их права и обязанности, но и внушать, что другие люди тоже имеют неменьшие права, что их также необходимо уважать.

Гражданско-правовое пространство школы включает в себя деятельность различных структур и подразделений. Должность Уполномоченного – необходимое связующее звено, посредством которого можно активизировать диалог власти и общества. 

Защита прав участников образовательного процесса и гражданско-правовое воспитание

Содержание правового образования определяется с учетом коренных изменений, происходящих в России, и новым характером отношений между государством, личностью и социальным положением гражданина.

Обеспечением реализации гражданско-правового образования, решением спорных ситуаций между участниками педпроцесса в школе занимается целый ряд служб, с которыми Уполномоченный тесно взаимодействует. Это:

  • совет по профилактике;
  • социально-психологическая служба;
  • инспектор ОДН.

Благодаря совместной работе с этими подразделениями всем вовлеченным в ситуацию оказывается психологическая, юридическая и социальная помощь.

Правовое образование детей – это не только защита прав участников образовательного процесса, прежде всего это путь к формированию устойчивой среды для развития правовой культуры подрастающего поколения, воспитания гражданственности.

Задачи правового воспитания:

  • обеспечить обучающихся знаниями о правах человека, правовой системе, структуре государства;
  • научить обучающихся применять теоретические знания в практических ситуациях;
  • сформировать у обучающихся отношение к праву как к определяющему условию и механизму осуществления социальной справедливости, средству защиты индивидуальных и общественных прав и свобод.

В рамках гражданско-правового воспитания в образовательных организациях (далее – ОО) Уполномоченный проводит со старшеклассниками цикл занятий «Юридическая помощь», к проведентю которых привлекаются специалисты в области права, студенты юридических факультетов, бывшие выпускники школы.

В работе с младшими школьниками волонтеры, как помощники классных руководителей и Уполномоченного помогают проводить деловые игры, конкурсы знатоков права, правовую ассамблею сказочных героев (1–4-е классы). Такие формы работы увлекают детей, сплачивают коллектив, развивают гражданские качества личности, способствуют предупреждению конфликтных ситуаций в учебном пространстве.

Гражданская позиция проявляется и в работе с детьми по пропаганде здорового образа жизни. Традиционной в школах становится акция «Здоровье – твое богатство», в ней принимают участие обучающиеся с 1-го по 11-й класс.

Ежегодно в ОО проходит декада правовых знаний. В дни декады традиционными становятся: практикум «Защити свои права», круглый стол «Права детей», конкурс рисунков «Права – глазами детей». 

Защита прав участников образовательного процесса: умения и навыки школьников

Мир, в котором мы живем, сложен и противоречив. Изменяются социальноэкономические и социально-политические системы, научно-технический и культурный прогресс не стоит на месте. Усложнение целей, средств и условий деятельности диктует необходимость формирования динамичного ценностного основания для решения сложных проблем, для формирования новых смыслов бытия. Решать такие задачи человек способен только если он свободно и сознательно выбирает способы и средства деятельности при достижении ее цели. Школа помогает детям делать правильный выбор, противостоять нежелательному давлению ровесников и взрослых. Для этого Уполномоченный совместно с классным руководителем используют разные формы воспитательной работы:

  • классные часы и собрания;
  • праздники (календарные, семейные);
  • тематические вечера;
  • диспуты;
  • ролевые игры;
  • конкурсы (коллажей, газет, рисунков);
  • акции;
  • кампании (рекламная, гражданская).

Для обучающихся важно приобретение следующих навыков:

  • вырабатывать собственное мнение о приоритетах в гражданском образовании;
  • отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать мировоззренческие установки;
  • находить конструктивные пути выхода из конфликтных ситуаций;
  • распознавать стереотипы и предрассудки в собственном поведении, поведении других людей, в информации, предоставленной СМИ;
  • диагностировать уровень сформированности толерантности у собеседников.

Обучающиеся смогут использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • организации конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением;
  • выработки собственной гражданской позиции;
  • нравственной оценки социального поведения людей;
  • сохранения и укрепления здоровья, пропаганды здорового образа жизни. 

Работа школьной службы примирения и защита прав участников образовательного процесса

С целью предупреждения правонарушений большое внимание в ОО уделяется внеурочной деятельности в учебное и каникулярное время, Ее также может организовать Уполномоченный совместно с классным руководителем.

Система семейного воспитания в последнее время претерпевает значительные изменения. Произошло разрушение статуса семьи как воспитательного института. Даже во внешне вполне благополучных семьях часто отсутствует взаимопонимание между супругами, детьми и родителями. Причинами семейных проблем становятся не только социальные трудности, но и неблагоприятный психологический климат, неумение строить внутрисемейные отношения.

Защита прав участников образовательного процесса требуется и в ситуациях, когда родители справляются со своими обязанностями не в полной мере. Это происходит по разным причинам. Сложнее всего, конечно, семьям с одним родителем. Опекуны также сталкиваются с множеством проблем. Все эти факторы осложняются еще и социальным неблагополучием (пьянством, безработицей). Поэтому семейные конфликты также приходится разрешать Уполномоченному. Для этого в некоторых ОО создается служба примирения.

В процессе обучения каждый ребенок хотя бы раз был вовлечен в конфликтные ситуации со сверстниками, педагогами или родителями. Создание школьной службы примирения позволяет ресурсами самой ОО предупредить и преодолеть школьные конфликты и правонарушения; снизить уровень конфликтности, что содействует устранению причин противоправного поведения школьников; обучить членов школьного сообщества новой созидательной практике выстраивания отношений и поведения в конфликтных ситуациях.

Если целью работы в школьной службе примирения является содействие профилактике правонарушений и социальной реабилитации участников спорных ситуаций, то ее задачи заключаются в следующем:

  • реализация примирительных программ для участников школьных конфликтов;
  • обучение школьников методам урегулирования споров.

Уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса  в образовательной организации

Итак, определим основные направления деятельности Уполномоченного:

  • всестороннее содействие соблюдению и восстановлению нарушенных прав обучающихся, их родителей и педагогов;
  • оказание помощи родителям (законным представителям) обучающихся в урегулировании взаимоотношений с детьми в случае необходимости;
  • обеспечение взаимодействия обучающихся, их родителей (законных представителей), семей, педагогов по вопросам защиты их прав;
  • содействие правовому просвещению. 

Права и обязанности Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса 

Уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса как полноправный участник образовательных отношений обладает правами и обязанностями.

Уполномоченный имеет право:

  • посещать уроки, родительские собрания, заседания педагогического совета или иных органов самоуправления ОО, совещания, проводимые руководителем ОО;
  • получать разъяснения по спорным вопросам от всех участников образовательного процесса;
  • самостоятельно или совместно с органами самоуправления ОО проводить проверку фактов нарушения прав участников образовательного процесса;
  • заниматься решением проблем по собственной инициативе при выявлении фактов грубых нарушений прав участников образовательного процесса;
  • прибегать к помощи участников образовательного процесса при решении вопросов, относящихся к его компетенции;
  • вносить рекомендации администрации, педагогическому совету, органу самоуправления ОО, предлагать меры для разрешения конфликта;
  • представлять свое мнение, оценки и предложения как общего характера, так и по конкретным вопросам, по результатам изучения и обобщения информации о нарушении прав участников образовательного процесса педагогическому совету или иным органам самоуправления ОО и администрации.

Уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса должен быть:

  • доступным, оперативным в действиях защиты прав детей, учителей и родителей;
  • независимым;
  • пользующимся доверием;
  • имеющим доступ к информации в рамках своей компетенции; юридически грамотным (знать законы и уметь использовать их в работе); психологически грамотным;
  • иметь педагогическое образование;
  • владеть знаниями из области конфликтологии.

В каких же случаях можно обратиться к Уполномоченномў?

  1. Если родители считают, что их права или права ребенка как участника образовательного процесса нарушены.
  2. За правовой консультацией в рамках функционирования школы. Причем это могут сделать и дети, и родители, и педагогические работники.
  3. За информацией о существующих нормативных и гигиенических требованиях к организации учебного процесса.
  4. Если возникло недопонимание между родителями, их ребенком и учителем, администрацией школы.

Работа Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса дает ребенку:

  • чувство правовой защищенности: есть человек, к которому можно подойти, если возникли проблемы;
  • знания, необходимые для защиты своих прав;
  • понимание, что конфликт можно и нужно разрешать мирным путем;
  • понимание того, что другие люди также имеют права, которые нужно уважать.

Педагогу работа Уполномоченного дает возможность:

  • отстоять свои права, не вступая в открытый конфликт в сложившейся ситуации;
  • знания, необходимые для защиты своих прав;
  • четкое понимание того, что он участник общественного договора;
  • способы предупреждения конфликтов с ребенком и родителями.

Для родителей это возможность:

  • при конфликте посоветоваться, разобраться в ситуации;
  • обрести чувство уверенности за детей, т. к. вероятность, что их обидят или унизят, уменьшается;
  • осознать себя участниками образовательного процесса.

В целом же введение должности Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса позволит изменить морально-психологическую атмосферу в ОО.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль