Особенности групповой специализированной работы с детьми группы риска в школе

109

Организация работы с детьми группы риска в школе: обучение и воспитание

Организация обучения и воспитания детей группы риска в любой образовательной организации должна осуществляться всесторонне, только тогда она будет эффективна. В этом процессе важно взаимодействие всех специалистов: врача-психоневролога, дефектолога, психолога, логопеда, социального педагога, классного руководителя. В Лесосибирской коррекционной школе VIII вида такая работа проводится уже несколько лет. На систематических заседаниях школьной ПМПК рассматриваются различные вопросы, касающиеся, в т. ч., и составления индивидуального плана работы с детьми группы риска в школе. Специалисты решают, в каком сопровождении на данном этапе нуждается ученик, оказавшийся под влиянием факторов риска.

Например, медико-социальное сопровождение, в котором участвуют два и более специалиста (это могут быть школьный врач и социальный педагог). Или дефектологическое сопровождение, где помощь на определенном этапе ребенку оказывает только дефектолог. Более подробно остановимся на социально-психологическом сопровождении и на взаимодействии социального педагога и педагога-психолога.

Психологическая работа с детьми группы риска в школе:

  • оптимизация общения подростка со сверстниками и взрослыми;
  • формирование у него чувства собственного достоинства и уверенности в себе, развитие умений ставить цели и владеть собой.

В своей работе педагог-психолог должен использовать такие методы, как наблюдение, тестирование, анкетирование, беседа с родителями и учителями, с самим учащимся, проективные методы.

Социальный педагог изучает совместно с педагогом-психологом медикопсихологические, возрастные, личностные особенности детей, их способности, интересы, отношение к школе, учебе, поведение, круг общения, выявляет позитивные и негативные влияния в структуре личности ребенка. Накапливает информацию о материальных и жилищных условиях подопечных, систематически анализирует те или иные жизненные коллизии, для того чтобы помочь педагогам найти для учеников правильные пути выхода из неблагоприятных ситуаций. Также социальный педагог организует правовое просвещение среди педагогов, учащихся, разъясняя им их права и обязанности.

Работа с детьми группы риска в школе у нас осуществлялось по следующему алгоритму:

  1. Анализ проблем, имеющихся у детей группы риска.
  2. Ранжирование решаемых проблем.
  3. Выбор эффективных форм совместной работы.
  4. Распределение учащихся по группам .
  5. Составление плана работы.
  6. Проведение групповых коррекционно-профилактических занятий.
  7. Рефлексия совместной деятельности.

После того как нами были выявлены основные проблемы, мы пришли к выводу, что наиболее эффективными будут групповые формы работы, и остановились на коррекционно-профилактических занятиях. После каждого занятия проводили рефлексию: «Что получилось хорошо?», «Что не получилось?». При составлении содержания очередного занятия корректировали свою работу. Нам удалось мотивировать учащихся на наши совместные занятия, вызвать у них интерес к предлагаемым темам.

Важность таких занятий, на наш взгляд, заключается в том, что освоение и закрепление жизненно важных навыков подкрепляется еще и знаниями положений Уголовного кодекса РФ (далее – УК РФ), что очень значимо для детей данной категории. Количество учащихся в группе: 7–8 чел. Длительность занятия: не более 45 мин. Возрастная категория: учащиеся 5–9-х классов.

Структура занятия в русле работы с детьми группы риска в школе:

1. Организационный момент (тема, цель, правила).

2. Упражнение-приветствие или игра-активатор.

3. Основная часть:

  • информирование по теме;
  • практические упражнения;
  • информационно-правовая часть; • рекомендации.

4. Итог занятия. Рефлексия.

Работа с детьми группы риска в школе: темы проводимых занятий

  • «Мы такие разные (характер, темперамент, привычки)»;
  • «Уважение и самоуважение»;
  • «Мы и конфликт»; 
  • «Если на меня оказывают давление...»;
  • «Мир увлечений»;
  • «Жизнь по правилам»;
  • «Сделай выбор сам (употребление ПАВ)».

Занятие «Мы и конфликты»

Цель занятия: ознакомление с понятием «конфликт», нормативно-правовыми основами, определение ведущей стратегии поведения в конфликтной ситуации на примере сказки, осознание продуктивных сторон различных стратегий поведения.

Вступительное слово ведущего:

В жизни мы с вами и дружим, и спорим, и попадаем в конфликтные ситуации. Давайте вместе разберемся, почему случаются конфликты, как вести себя в конфликтной ситуации, можно ли конфликтов избежать. В названии темы слово «мы» стоит отдельно от слова «конфликты». Это сделано для того, чтобы мы могли и на себя, и на конфликты посмотреть со стороны.

Разминка-приветствие: « Здравствуйте те, кто...»

По кругу передается мяч. Каждый участник, получивший его, называет какоето качество или действие, которое объединяло бы большинство участников в группе (например: «Здравствуйте те, кто пришел в школу в красном» и т. д.). Если участники узнали в себе это качество или действие, они должны хлопнуть в ладоши.

Упражнение «Конфликт для меня – это...»

Учащиеся должны продолжить фразу: «Конфликт для меня – это...» (спор, война, борьба, состязание, схватка, ругань) и объяснить свою позицию.

Информационная часть работы с детьми группы риска в школе

Слово «конфликт» происходит от латинского «бороться вместе». Конфликт – это разногласия между двумя или несколькими людьми, форма сопернического поведения между ними. Он возникает, когда два или более человека соперничают, желая достичь определенных личных целей.

Решение конфликтной ситуации в ходе работы с детьми группы риска в школе

На примере сказки «Праздничный пирог» учащиеся изучают стратегии поведения в конфликтной ситуации. 


Сказка «Праздничный пирог»

Решила однажды черепаха отпраздновать день рождения. Позвала гостей. Испекла огромный праздничный пирог. Вот дверь распахнулась, и с радостными возгласами «Поздравляем! С днем рождения! Дорогая подруга! Счастья тебе!» вошли гости: лиса, акула, медвежонок, сова. Гости сразу обратили внимание на пирог.

«Удивительный пирог у меня получился!» – порадовалась гостям черепаха. «Да-а-а!» – протянули гости.
«Вот только не знаю, как его разрезать?» – черепаха задумалась. Но тут акула схватила кухонный нож и встала в начальственную позу: «Единственный, кто может взять на себя такую ответственность, – это я!» – провозгласила она.

Но лиса тут же остановила акулу: «Подожди, я бы не отказалась от кусочка побольше, вот этого, с шоколадом!»

Акула: «Еще чего! Это мне!»
Лиса хитро: «Я думаю, мы с тобой договоримся».
Тут вмешался медвежонок: «Я тоже сладкое люблю, мне бы тоже кусочек по

больше...».
«Побольше? – вскрикнула акула. – Вообще ничего не получишь!». Медвежонок с грустью опустил голову: «А с другой стороны – о здоровье

надо заботиться, говорят, сладкое вредно!».
Тут лиса вдруг решила обратить внимание всех на черепаху: «Посмотрите на

именинницу – она сейчас этот пирог глазами проглотит!». Гости засмеялись. А черепаха обиделась и сказала: «По-моему, я вообще здесь не нужна!» – и направилась к выходу. К счастью, вмешалась сова, она остановила черепаху и обратилась ко всем гостям: «Постойте, если бы не черепаха, мы бы с вами не собрались, и пирог никому бы из нас не достался! Согласны?»

«Да!» – ответили гости и согласились поделить пирог поровну. 


Принципы работы с детьми группы риска в школе: стратегии поведения в конфликтной ситуации

  • избегание (черепаха);
  • уступки (медвежонок);
  • компромисс (лиса);
  • подавление (акула);
  • сотрудничество (сова).

Информационно-правовая часть «Ответственность за исход конфликта». Когда между подростками происходит конфликт с применением оскорблений и физической силы, – это чревато тяжелыми последствиями для обеих сторон.

В ходе работы с детьми группы риска в школе разъясняются следующие статьи УК РФ:

  • ст. 115. Умышленное причинение легкого вреда здоровью;
  • ст. 112. Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью;
  • ст. 111. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью;
  • ст. 116. Побои;
  • ст. 119. Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью;
  • ст. 105. Убийство.

Упражнение «Я с собой уношу...»

Учащиеся должны продолжить фразу: «Я с собой уношу...» (хорошее настроение, знания, игру и т. д.) и объяснить свою позицию. 

Занятие «Мои увлечения»

Цель занятия: расширить представления учащихся о разнообразии полезных, здоровых увлечений и показать, чему можно научиться у своих одноклассников и знакомых.

  • Организационный момент (настрой на занятие, сообщение темы, правила).

Упражнение «Мировое приветствие»

Все участники приветствуют друг друга без слов способом, принятым в определенной стране, повторяя движения за ведущим. Приветствия «передаются» по кругу от одного к другому. Когда круг завершен, ведущий показывает способ приветствия другой страны, и действие продолжается.

  • Китай – легкий поклон со скрещенными на груди руками.
  • Индия – легкий поклон, руки вытянуты по бокам.
  • Германия – простое рукопожатие и взгляд в глаза.
  • Малайзия – мягкое рукопожатие обеими руками, касание только пальчиками.
  • Франция – воздушный поцелуй.
  • Россия – объятия и троекратный поцелуй в обе щеки (можно ограничиться объятиями).

Информационная часть «Что такое увлечение»

Увлечение – это то, чем ты любишь заниматься в свободное от учебы время. Знание увлечений позволяет лучше понять друг друга, стать более терпимыми. Работа с детьми группы риска в школе предполагает, что к полезным увлечениям, которые укрепляют физическое и психическое здоровье, можно отнести:

  • спорт;
  • закаливание;
  • активный отдых на свежем воздухе;
  • танцы;
  • пение;
  • коллекционирование;
  • рисование;
  • ручной труд;
  • растениеводство;
  • рыбалку и т. д.

А какие же у вас полезные увлечения? Чем вы любите заниматься в свободное от учебы время?

Игра «А вы еще не знаете...»

Каждый участник по очереди начинает говорить: «А вы еще не знаете, что в свободное от учебы время я люблю заниматься...» (и называет свое увлечение). А ведущий в это время записывает на доске, к какой группе относится данное увлечение, для того чтобы затем произвести количественный анализ, и обсуждает с детьми сходства и различия увлечений, подсчитывает вместе с учащимися, каких увлечений у них в классе больше, т. е. выделяет приоритетную группу увлечений среди участников. Необходимо подчеркнуть, что разговор идет о полезных увлечениях! 

Информационно-правовая часть работы с детьми группы риска в школе

Хулиганство – грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся применением насилия к гражданам, либо угрозой его применения, уничтожением или повреждением чужого имущества.

  • Учащимся разъясняется статья 213 УК РФ. Хулиганство.

Рефлексия

Учащиеся должны продолжить фразу «Сегодня на занятии я узнал(а)...». 



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль