Профилактика и урегулирование конфликтов в школе

94

Профилактика конфликтов между детьми в школе

При решении вопросов устранения конфликтных ситуаций в школе, а также укрепления и сохранения психологического климата в процессе обучения, немаловажное место занимает работа по профилактике разногласий между учащимися и учителями, родителями и педагогами, а также между самими учащимися. Такая работа требует специализированного подхода, систематического проведения соответствующих мероприятий по урегулированию конфликтов в школе и использование современных методов, где такт и терпение находятся на первом месте.

Связано это с тем, что в основном психологи-педагоги имеют дело с конфликтами межличностной направленности. Именно поэтому все используемые администрацией и специалистами школы приёмы должны быть последовательны и планомерны.

В последние годы урегулирование конфликтов в школе связано с увеличением жалоб родителей на педагогов и образовательные учреждения. Своевременное рассмотрение данных обращений могло бы помочь делу, но, как правило, такие возгласы остаются без ответа, что в результате приводит к ещё большему конфликту. В конечном итоге для урегулирования данного конфликта в школе уже требуется взаимодействие классного руководителя, педагога-психолога и непосредственно учителя.

Когда стратегия разрешения ситуации будет подготовлена, мероприятия по нормализации отношений будут проводиться с участием:

  • Учителей - специализированные консультации по поведению и тренинги.
  • Родителей - мини практикумы и общение на родительских собраниях, а также индивидуальное общение.
  • Учеников - для предотвращения конфликтов между детьми в школе проводятся беседы, индивидуальные консультации, классные часы и т. д.

Как урегулировать конфликт в школе?

Типичная ситуация: разгневанные родители звонят директору школы и требуют принять меры в отношении конкретного учителя, который якобы оскорбил их ребёнка. При непосредственной встрече они ещё более эмоционально пересказывают данную ситуацию, и после нескольких вопросов становится понятно, что родители поняли это со слов ребёнка.

В подобном случае конфликты детей и учителей в школе разбираются с трёх основных позиций: 

  • Необходимо выяснить, какие неправильные действия были совершены с одной и с другой стороны.
  • Далее нужно узнать, при каких обстоятельствах произошёл данный конфликт.
  • Разбирать ситуацию следует только в присутствии одной и другой стороны, не исключая самого ученика. При этом даётся возможность объяснить свою точку зрения каждой из сторон.

В итоге действия руководителя по урегулированию конфликта в школе будут иметь решающее значение, а главное, будет понятно, повторится ли ситуация вновь, или в следующий раз родители самостоятельно смогут решить её без обращения к директору.

Для наглядности рассмотрим ещё одну ситуацию конфликта детей и преподавателей в школе:

Мама одного из учащихся обращается к директору с требованием повлиять на педагога по математике. Оказывается, этот преподаватель неверно оценивает ребёнка: снижает оценки, грубо общается со школьником, при всех указывает на его личностные недостатки (говорит, что он лентяй).

Для урегулирования данного конфликта в школе состоялась встреча, где приглашённый психолог и непосредственно преподаватель математики выяснили, что школьник выполнял домашнюю работу не полностью, отговариваясь тем, что не понимает, как это решить. Специально для этого педагог записал ученика на дополнительные занятия, но тот так и не посетил ни одного, скрыв данный факт от своих родителей.

В данном случае урегулирование конфликта в школе началось с того, что до родителя донесли информацию о дополнительных занятиях (ранее мама ребёнка не замечала записи учителя в дневнике). Таким образом у родителей сложилось ошибочное мнение о происходящем, психолог помог разобраться с состоянием родителей и ребёнка. По окончанию разбора этой ситуации (из рода конфликтов детей и преподавателей в школе) директор попросил всех участников выполнить следующую работу:

  • Родителю - осуществлять контроль над учеником, следить за тем, чтобы он прилежно посещал не только дополнительные занятия, но и выполнял домашнюю работу. При возникновении конфликтов, решать их совместно со своим ребёнком и преподавателем, попытаться понять, кто действительно виноват, больше общаться с педагогами.
  • Учителю - начать урегулирование конфликта в школе с фиксирования в дневнике присутствия ученика на дополнительных занятиях, при замечаниях не допускать фамильярности, выговоры делать строго в корректной форме.
  • Педагогу-психологу - провести коррекционную работу с ребёнком, выяснив причины появления трудностей, помочь ему разобраться с ними и работать на занятиях в полную силу.

По итогам, директор вернулся к проверке работы по урегулированию данного конфликта в школе через 2 недели. Обнаружилось, что мама стала понимать ситуацию с противоположной стороны и заметно повысила внимание в отношении своего чада. Ребёнок, в свою очередь, стал прилежно выполнять домашнее задание, а так как начал посещать дополнительные уроки, то успехи в математике стали очевидными.

Таким образом стало ясно, что подобную профилактическую работу по урегулированию конфликтов между детьми и учителями в школе, необходимо осуществлять во всех общеобразовательных организациях в постоянном режиме. Это заметно улучшит управление персоналом в школе, самочувствие учеников, снимет напряжение и стресс у родителей, а главное, обезопасит педагогов от незаслуженного наказания администрации.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль