Алгоритм проектирования программы предметной деятельности

118

При проектировании программы предметной деятельности исходим из представления, что в соответствии с требованиями ФГОС общего образования проектирование образовательной деятельности «отталкивается» от планируемых образовательных результатов, под которые производится отбор содержания образования, форм организации учебного процесса, методов и технологий обучения (рисунок).

Алгоритм проектирования программы предметной деятельности

Рассмотрим алгоритм проектирования рабочей программы предметной деятельности (прог. учебного предмета) для уровня основного общего образования. Деятельность по проектированию делится на три основных этапа:

1. Подготовительный этап (организационно-информационный).

2. Основной этап (проектирующий).

3. Заключительный этап.

Подготовительный этап проектирования программы предметной деятельности (организационно-информационный)

Проектирование целесообразно вести не единолично педагогом, а в составе проектной группы. Нормативное обеспечение деятельности группы предполагает разработку Положения о рабочей проектной группе.

1. Создание рабочих проектных групп. В состав рабочей группы целесообразно включить учителей-предметников, работающих на уровне основного общего образования с основными видами учебной деятельности учащихся по ФГОС, педагога-психолога, других специалистов, компетентных в вопросах работы с детьми с особыми образовательными потребностями или ограниченными образовательными возможностями (логопеда, методиста, тьютора и др.), заместителя директора по учебно-воспитательной работе, курирующего основную школу. Состав рабочей группы и порядок работы, регламентируемый Положением, утверждается приказом руководителя ОО. Управление деятельностью рабочей группы могут взять на себя как руководитель методического объединения, так и педагог, владеющий основами педагогического проектирования.

При этом предполагается, что педагоги, включаемые в состав рабочей группы:

  • прошли обучение по системе, ориентированной на раскрытие идеологии и содержания ФГОС основного общего образования;
  • владеют основами педагогического проектирования;
  • знакомы с принципами и правилами командной работы.

Немаловажное значение для деятельности рабочей группы и ее конечного результата имеет возможность дополнительного материального и морального поощрения, которая должна быть предусмотрена руководителем и внесена в соответствующие локальные акты ОО.

2. Изучение (актуализация) нормативно-правовых документов сферы образования, раскрывающих содержание и условия реализации ФГОС общего образования. Перечень необходимых для ознакомления документов включает Федеральный закон № 273-ФЗ (в частности, ст. 11–13), ФГОС основного общего образования.

При разработке рабочей программы предметной деятельности учителю следует уделить особое внимание требованиям к структуре ООП основного общего образования, к результатам освоения ООП основного общего образования. Необходимо внимательно изучить примерную программу дисциплины, утвержденную Минобрнауки России (или авторские, прошедшие экспертизу и апробацию), и, кроме того, федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в ОО, реализующих программы общего образования. Важно соотнести содержание предметной программы, утвержденной или рекомендованной Минобрнауки России, с системой формирования и развития универсальных учебных действий ООП ОО (образовательные возможности и образовательные потребности).

3. Изучение методических рекомендаций по проектированию программы предметной деятельности. К данной категории относятся примерные ООП основного общего образования, методические рекомендации по организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования.

4. Разработка Положения о рабочей программе учителя. В соответствии с ФГОС основного общего образования программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать:

  • пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета;
  • общую характеристику учебного предмета, курса;
  • описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
  • личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
  • содержание учебного предмета, курса;
  • тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;
  • описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;
  • планируемые результаты изучения учебного предмета, курса*.

При разработке программы предметной деятельности как индивидуального инструмента учителя пп. 2, 3, 8 могут войти в содержание пояснительной записки. Пункт 4 «Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса» раскрывается в тексте пояснительной записки, затем конкретизируется в тематическом (или поурочно-тематическом) планировании.

Таким образом, разработка плана учителя в качестве локального нормативного документа может иметь следующую структуру:

  • титульный лист;
  • пояснительная записка, включающая цели изучения предмета в контексте целей основного общего образования с учетом специфики учебного предмета; общую характеристику учебного предмета, курса; 
  • описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
  • планируемые результаты изучения учебного предмета, курса;
  • основное содержание учебного курса (разделы, темы, тезисы основного содержания);
  • тематическое (или поурочно-тематическое) планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся;
  • описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса (основного и дополнительного).

Во избежание разночтений на уровне ОО необходимо разработать единые подходы к написанию и оформлению программ предметной деятельности, закрепив их локальным актом – Положением о рабочей программе, который может включать следующие разделы:

  • общие положения: нормативно-правовые основания для разработки программного документа, определение, цель и функции, тип (по предмету, по внеурочной деятельности);
  • разработки: кто, когда и как проектировал, полномочия и ответственность исполнителей;
  • описание структуры (в соответствии с требованиями ФГОС общего образования к структуре программы предметной деятельности) и рекомендации по оформлению;
  • рассмотрение и утверждение: полномочия методического объединения, заместителя директора ОО, курирующего предмет или внеурочную деятельность, директора ОО, срок действия;
  • делопроизводство: сроки, формы контроля реализации и полномочия ответственных лиц;
  • компетенция и ответственность учителя, разрабатывающего и реализующего программу;
  • приложения к Положению о рабочей программе учителя: форма титульного листа, учебно-тематического плана, календарного плана или календарно-тематического плана, технологической карты урока и др.

В ОО может быть разработана единая электронная форма программы предметной деятельности учителя, шаблон для оформления, наполняемый индивидуальным содержанием.

Основной этап проектирования программы предметной деятельности (проектирующий)

Разработка рабочей программы предметной деятельности учителя – творческий процесс, в который могут быть включены не только непосредственный исполнитель, но и другие учителя предметной области и уровней образования (начального, среднего), а также специалисты (педагог-психолог, логопед, дефектолог). Это особенно важно при наличии в ОО детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) или особыми образовательными потребностями.

Участники творческой группы используют накопленный банк методических приемов, обеспечивающих решение существующих проблем, осуществляют преемственность межуровневого образования и находят пути сохранения мотивации обучающихся к учебной деятельности.

К проектированию рабочей программы административная команда ОО готовит учителей целенаправленно и использует различные формы организации педагогической деятельности: педагогический совет, методический совет, проблемный семинар, обучающий семинар с привлечением специалиста по педагогическому проектированию, мастер-классы учителей – авторов программных документов.

В процессе разработки педагог учитывает следующие факторы:

  • уровень способностей обучающихся;
  • состояние их здоровья, возможные ограничения;
  • характер, уровень сформированности учебной мотивации;
  • авторский замысел, возможности, опыт педагога, реализующего данную программу в данном классном коллективе с учетом особенностей его контингента, образовательных потребностей и запросов обучающихся.

Программу предметной деятельности учитель разрабатывает на период, указанный в локальном акте ОО (Положении о рабочей программе). Продолжительность периода – от года до полного объема времени изучения предмета.

Отказ от проектирования педагогом собственной рабочей программы по той или иной причине провоцирует возникновение риска (здесь термин «риск» трактуется не как состояние неопределенности ситуации, а как непосредственная угроза) – отсутствие необходимого инструмента:

  • для достижения планируемых образовательных результатов по ООП соответствующего уровня;
  • оценивания индивидуальных образовательных достижений учащихся;
  • формирования индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.

Разработка программы предметной деятельности, представляющей собой сложный нормативный документ, требует от автора-составителя высокого уровня квалификации. Недостаточная готовность автора к новым или модернизации существующих разработок является причиной серьезных недочетов в них, а именно:

  • не отвечает требованиям ФГОС основного общего образования;
  • не учитываются цели и задачи ООП;
  • не соблюдается принцип преемственности с другими программами образовательной области или предмета, а также с междисциплинарными ООП;
  • оформление не соответствует Положению о рабочей программе учителя ОО.

В целях предупреждения возможных неудач при проектировании можно воспользоваться следующим алгоритмом действий:

1. Анализ образовательной ситуации. Деятельность рабочей группы по проектированию программы обязательно должна предваряться анализом ресурсов, условий ОО, необходимых для обеспечения образовательной деятельности основного уровня образования.

2. Анализ образовательных потребностей обучаемого контингента данной ОО. Для проведения анализа образовательных потребностей  обучающихся следует ясно представить усредненный портрет контингента обучающихся на уровне основного общего образования в данной ОО, а также его особенности.

К деятельности по выявлению образовательных потребностей обучающихся основной школы членам рабочей группы важно привлечь школьного педагогапсихолога, других специалистов, имеющих для этого достаточный готовый инструментарий. В анкетировании должны принять участие родители будущих учеников основной школы.

3. Разработка и описание личностных, метапредметных и предметных результатов в процессе освоения предметной программы. Проведенная в 2013 г. экспертиза ООП основного общего образования пилотных столичных школ, включавшая также анализ программ предметной деятельности, убедительно доказала, что с описанием предметных результатов педагоги практически не испытывают затруднений. Сложности возникают при определении личностных и метапредметных результатов. Очень важно на этом этапе найти «точки соприкосновения», области «конъюнкции», пересечения интересов различных предметных областей, определив и распределив между учебными курсами планируемые результаты. Следовательно, особенностью данного этапа является необходимость координирования деятельности рабочих групп по всем учебным дисциплинам по определению тех знаний, умений, а также способов деятельности, которые формируются средствами данного учебного предмета.

4. Разработка и описание системы оценки достижения планируемых результатов. Основная задача данного этапа – сформулировать требования к результатам обучения по данной учебной дисциплине, т. е. выявить виды деятельности и зафиксировать систему умений, которыми должны овладеть обучающиеся.

Появление требований ФГОС к планируемым результатам естественно влечет за собой изменения в системе внутреннего контроля. Деятельность рабочей группы предполагает согласование и описание циклограммы внутреннего мониторинга, инструментов для отслеживания динамики образовательных достижений обучающихся.

5. Разработка и описание критериев оценки достижения планируемых результатов. При установлении критериев успешности в освоении программ основного общего образования рассматривается достижение учащимися планируемых результатов (предметных, метапредметных и личностных).

Планируемые образовательные результаты обучающихся представлены в предметных программах дисциплин, утвержденных или рекомендованных Минобрнауки России. Учителю важно описать критерии (признаки), по которым он сможет судить о проявлении образовательного результата (таблица).

Алгоритм проектирования программы предметной деятельности

Оценка образовательных достижений по предмету определяется системой оценки образовательных достижений, описанной в ООП ОО.

6. Изучение и отбор содержания учебного предмета. Получив результаты анализа образовательной ситуации на предыдущих этапах, изучив специфику ресурсов и условий ОО, образовательные потребности учащихся, рабочая группа имеет возможность перейти к отбору содержания учебного предмета с учетом выявленных целей и поставленных задач. Здесь осуществляется выбор авторской программы, в наибольшей степени соответствующей образовательным потребностям обучающихся, а также авторскому замыслу педагога.

7. Адаптация учебного материала авторской программы с учетом специфики ресурсов и условий ОО может осуществляться за счет расширения или углубления изучаемых тем, внесения дополнительных тем, изменения логики освоения содержания предметного материала или, наоборот, уменьшения количества часов на изучение материала по предмету.

8. Разработка тематического планирования с определением основных видов учебной деятельности. В ОО могут быть разработаны различные формы тематического (календарно-тематического) планирования. Главная особенность тематического плана – описание основных видов учебной деятельности на уроках и внеурочных занятиях. Основные виды учебной деятельности согласуются с образовательными результатами обучающихся, что обеспечивает целостность рабочей программы предметной деятельности учителя.

9. Разработка и описание методов и приемов адаптации содержания учебного предмета для детей с ОВЗ. На этом этапе работы необходимо использовать дополнительный кадровый ресурс: педагога-психолога, педагога дефектолога. Только узкие специалисты смогут дать рекомендации по адаптации содержания образования, необходимого для формирования образовательных достижений детей с ОВЗ.

10. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса. Проектирование рабочей программы по предмету на данном уровне предусматривает указание перечня основной и дополнительной учебной литературы, учебных и справочных пособий, учебно-методической литературы, перечня рекомендованных средств обучения. В библиографическом списке выделяются издания, предназначенные для учащихся, и литература для учителя.

Следует отметить, что назначение данного раздела – дать отчетливое представление о материально-техническом оснащении, «работающем» на достижение результатов изучения учебной дисциплины на данном уровне обучения. Важно отметить, какое оснащение используется, с какой целью и на каких этапах обучения.

Заключительный этап проектирования программы предметной деятельности

После проведения сборки и первичного редактирования проводится самоаудит программы предметной деятельности по критериям, разработанным административной командой ОО, для необходимой коррекции.

Говоря о сроках реализации данного алгоритма, следует заметить, что для подготовки к предстоящему учебному году (если коллектив ОО принял решение о постепенном введении отдельных элементов ФГОС основного общего образования или ФГОС среднего (полного) общего образования по мере готовности, до срока, обозначенного в федеральном плане-графике**) начинать работу необходимо не позднее февраля-марта. При этом в плане методической работы полезно было бы предусмотреть проведение тематического педагогического совета, посвященного проектированию программных документов, а также рассмотрению сопутствующих организационных и нормативных вопросов.

Методическое сопровождение проектирования учебной деятельности и реализации рабочей программы координирует заместитель директора ОО в рамках методической работы школы. Методическое сопровождение, являясь одновременно и образовательным, и управленческим инструментом, предполагает выполнение следующих функций:

  • мотивационно-целевая функция связана с изучением потребностей педагогов в отношении профессионального развития в условиях введения ФГОС. Изменение требований к образовательным результатам обучающихся должно ориентировать педагога на непрерывное профессиональное образование;
  • информационно-аналитическая функция – обеспечение информацией о динамике образовательных достижений обучающихся. Учитель заинтересован в выявлении причин несоответствия имеющегося результата образовательной деятельности обучающегося и планируемых результатов;
  • конструктивно-прогностическая функция направлена на проектирование рабочей программы предметной деятельности, соответствующей требованиям ФГОС основного общего образования;
  • организационно-исполнительская функция обеспечивает реализацию разработки учителя в соответствии с локальными нормативными документами ОО;
  • проблемно-диагностическая функция ориентирована на фиксацию отклонений в результатах образовательного процесса и выявление причин отклонений. Особое место в осуществлении контроля над конечными образовательными результатами обучающихся отводится внешним экспертам (основной государственный экзамен);
  • регулятивно-коррекционная функция обеспечивает устранение отклонений от планируемых образовательных результатов, а также ликвидацию причин, вызывающих отклонения.

Еще раз уточним, что предметная программа, являющаяся структурным компонентом ООП основного общего образования, разрабатывается на весь период изучения курса для соответствующего уровня общего образования. Однако ежегодно меняющийся ученический контингент, изменения в распределении учебной нагрузки при тарификации педагогов и прочие условия вносят естественные коррективы в образовательный процесс. Для конкретного классного коллектива на основе Программы учебного предмета педагогом разрабатывается рабочая - с сохранением структуры и внесением необходимых уточнений в ее содержание (календарно-тематический план, состав дидактических единиц и пр.).

Учитель, составитель программного документа, имеет право:

  • расширить перечень изучаемых тем, понятий в пределах образовательной нагрузки, определенной учебным планом ОО;
  • конкретизировать и детализировать темы предметной программы;
  • изменить последовательность изучения учебного материала;
  • перераспределить учебный материал по годам обучения;
  • распределить время, отведенное на изучение курса, между разделами и темами по их дидактической значимости, а также исходя из изменяющихся материально-технических ресурсов ОО;
  • конкретизировать требования к результатам освоения ООП обучающимися;
  • отобрать иные методики и технологии обучения и контроля уровня достижений обучающихся, исходя из стоящих перед предметом задач.

* Пункт 18.2.2. ФГОС основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 No 1897. – Примеч. авт.

** В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 07.09.2010 No 1507-р по плану-графику поэтапного перехода на ФГОС общего образования ФГОС основного общего образования вводится во всех ОО с 2015 г., ФГОС среднего (полного) общего образования – с 2017 г.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль