Особенности методики подготовки к олимпиадам по русскому языку

758

Современная парадигма образования предусматривает переосмысление задач всей системы образования, в т. ч. олимпиадного движения, которое должно стать мощным фактором непрерывного совершенствования и развития личности учащегося в процессе его обучения и воспитания. Олимпиады – одна из самых распространенных форм работы с одаренными школьниками

Выявление и образование одаренных детей становится все более актуальной задачей. Это прежде всего связано с потребностью общества в личностях, мыслящих нестандартно, неординарно, способных креативно мыслить и осуществлять научный поиск. Качественная подготовка обучающегося к выступлению на различных этапах всероссийской олимпиады школьников (далее – ВсОШ) по русскому языку требует разносторонней филологической и психологической подготовки, системной организации образовательного процесса.

Подготовка учащихся к олимпиадам по русскому языку (любого уровня) должна начинаться на уроках, а также на занятиях, которые в учебном плане образовательной организации (далее – ОО) относятся к части, формируемой участниками образовательного процесса, в рамках факультатива и, конечно, в рамках профильного элективного курса. Для организации системы работы учителя с одаренными учащимися заместителю директора по УВР (или НМР) необходимо знать содержание основных этапов подготовки учителя к олимпиаде. 

Начало подготовки к олимпиадам по русскому языку

Первый этап предполагает разработку программы обучения (в рамках урока как модульного курса, кружка, факультатива, элективного курса и т. д.), которая должна определять наиболее значимые приоритеты обучения, а именно:

  • образовательные цели обучения должны быть направлены на развитие предметных (русский язык и литература) и межпредметных, интегративных (межкультурная коммуникация, словесность, история русского языка, языкознание, риторика, иностранный язык, история, языки информационных систем) знаний, которые создают, в свою очередь, фундамент для развития одаренности обучающегося и реализуются в его деятельности;
  • практические цели обучения должны быть направлены на развитие общеучебных компетентностей (информационных, коммуникативных, аналитических), которые являются необходимым условием формирования разносторонней одаренной личности, обладающей серьезной филологической подготовкой и способной к самостоятельной деятельности в других областях науки и практики;
  • воспитательные цели направлены на решение проблем в выборе одаренным ребенком своей жизненной траектории на основе сформированной гражданской позиции.

Современный этап развития общества резко обострил проблему выявления одаренных детей, создания условий для их развития и адекватного применения их способностей. Благоприятные возможности для успешного решения обозначенной проблемы создала дифференциация образования. В лицеях, гимназиях, классах с углубленным изучением отдельных учебных предметов, в любой ОО создаются устойчивые группы по интересам, склонностям, достигнутым успехам, а также по способностям обучающихся. Обычно такая дифференциация начинается с 9-го класса, когда ребенок проявил себя сам. Однако выявление филологически одаренных детей должно начинаться гораздо раньше. Раннее выявление, обучение и воспитание талантливых ребят является одним из главных условий успешности работы учителя по реализации плана подготовки учащихся к олимпиадам по русскому языку и другим предметным конкурсам. Поэтому в программе обучения, которую разрабатывает учитель для работы с одаренными учащимися, заместителю директора ОО необходимо увидеть четко сформулированные задачи обучения для одаренных учащихся на уровне 5–8-х классов:

  • создание оптимальных условий для выявления таких учеников, их дальнейшего интеллектуального развития и профессиональной ориентации;
  • формирование общеучебных компетенций филологически одаренного ребенка;
  • стимулирование интереса к решению филологических (лингвистических) задач;
  • формирование круга чтения (надо научить читать словари, специальную лингвистическую литературу).

На уровне 9–11-х классов при подготовке программы подготовки к олимпиадам по русскому языку заместителю директора по УВР (или НМР) и учителю необходимо обратить внимание на решение следующих задач:

  • развитие научного стиля мышления обучающихся, потребности в получении научных знаний, интереса к науке, способности к личному самоопределению и самореализации;
  • пропаганда филологических знаний, повышение престижа и значимости филологического образования в глазах молодого поколения;
  • оптимизация сложившихся и поиск новых форм углубленного (предпрофильного и профильного) и дополнительного образования по филологическим дисциплинам;
  • формирование филологического мышления обучающихся.

Направление подготовки к олимпиадам по русскому языку

Планируя содержание обучения (в рамках урока, кружка, факультатива, элективного курса, дополнительного занятия), заместитель директора ОО и учитель должны включить в программу два основных направления: расширение базового содержания образования и формирование лингвистического мышления учащихся в процессе освоения системы языка в ее историческом развитии.

В этой связи можно выделить основные разделы содержания обучения:

  1. Анализ фонетического образа слова в процессе исторического развития системы языка (фонетический уровень).
  2. Анализ словообразовательных цепочек слов. Исторические процессы в структуре слова.
  3. Анализ лексико-грамматического значения однокоренных слов на различных этапах исторического развития языка (морфологический уровень).
  4. Анализ синтаксических отношений слов в историческом развитии на уровне словосочетаний и предложений.
  5. Анализ текстовых структур письменных памятников различных исторических эпох. В таблице 1 представлено соотношение базовых и «олимпиадных» содержательных элементов.

Таблица 1

Соотношение базовых и «олимпиадных» содержательных элементов программы обучения одаренных учащихся

Основные элементы базовой подготовки (базовые дополнения к программе учебного предмета)

«Олимпиадный»

уровень освоения системы языка

1

2

Раздел 1. Анализ фонетического образа слова в процессе исторического развития 
(фонетический уровень)

Артикуляционная характеристика звуков. Фонетический (с записью редукции звуков) и фонематический разбор слова. Произношение заимствованных слов

История развития русского алфавита.

Процесс падения редуцированных и последствия этого процесса в области гласных и согласных звуков.

Изменение заднеязычных Г, К, Х перед гласными переднего ряда. Йотовая палатализация:

а)         I, II, III палатализации;

б)         смягчение сочетаний согласных под влиянием J.

Объяснение написания слов в соответствии с историческим про­цессом падения редуцированных.

Фонетические «приметы» старославянских слов.

Основные виды исторических чередований в русском языке

Раздел 2. Анализ словообразовательных цепочек слов. Исторические процессы в структуре слова

Значения словообразующих аффиксов.

Омонимия корней и словообразовательных элемен­тов.

В.И. Даль и его словарь

Исторические изменения в составе слова.

Диахронические процессы и их последствия. Словообразовательные славянизмы.

Основные иноязычные аффиксы. Время и способы заимствований из латинского и греческого языков.

Значение заимствованных лингвистических терминов

Раздел 3. Анализ лексико-грамматического значения однокоренных слов на различных этапах исторического развития языка (морфологический уровень)

Лексическая система.

Понятие об этимологическом анализе слова. Первоначальное значение и образный смысл рус­ских пословиц и поговорок.

Основные источники происхождения фразеологиз­мов.

Строение словарной статьи в словаре фразеологиз­мов

Этимологический анализ слова:

•               определить, в каком языке и на каком историческом этапе его развития возникло анализируемое слово;

•               установить первичную мотивацию слова, для чего найти произ­водящее слово, словообразовательную модель и исходное значе­ние слова;

•               выяснить пути и причины изменения первичной семантики и исторического морфемного состава слова.

Происхождение частей речи

Раздел 4. Анализ синтаксических отношений слов в историческом развитии на уровне словосочетаний и предложений

Синтаксическая связь. Синтаксические отношения. Лексико-грамматические значения синтаксических единиц.

Аспекты изучения синтаксических единиц (логиче­ский, структурный, коммуникативный)

История происхождения знаков препинания.

Синтаксические особенности простого предложения в древнерус­ском языке.

Особенности развития системы подчинительной связи

Раздел 5. Анализ текстовых структур письменных памятников различных исторических эпох

Комплексный анализ текста. История языкознания. Лингвистика текста:

•               дефинирование (выделение смысловых призна­ков);

•               контекстуальный анализ (выделение ассоциативно связанных смысловых признаков);

•               этимологический анализ;

•               паремиологический анализ

Древнерусская теория смысла.

Строй древнерусского языка.

Особенности древнерусских текстов разных жанров и эпох (орга­низация словесных рядов, связанная с синтаксическими построе­ниями; отражение в памятниках древних диалектных различий на разных языковых уровнях и т. д.)

Методика подготовки к олимпиадам по русскому языку: подбор заданий

Большое значение при работе с одаренными учащимися имеет подбор заданий. Согласно методике подготовки к олимпиадам, основными принципами подбора учебных заданий, осуществляемого учителем, должны служить:

  • возможность содержательного материала учебного задания «вывести» учащегося на неизвестные ему теоретические положения, узнав которые самостоятельно, он смог бы выполнить заданнное;
  • наличие в тексте учебного задания «подсказывающего» лингвистического и (или) культурологического контекста, анализируя который, учащийся может «догадаться» о правильном ответе при помощи своей языковой интуиции, языковой догадки;
  • творческий характер упражнений, допускающий в качестве ответа варианты и предусматривающий развернутый тип высказывания учащегося;
  • присутствие в тексте учебного упражнения материалов, ориентирующих ученика на использование разнообразных видов деятельности (анализ лингвистических единиц в сопоставлении, атрибуция текста, комплексный анализ текста). 

Приведем примеры олимпиадных задач и опишем основные приемы работы с ними.

1-й тип – «знаниевые» задачи направленные на выяснение уровня лингвистических знаний учащегося. Такие задания наиболее часто встречаются на уровне школьных и муниципальных этапов ВсОШ по русскому языку. К ним можно отнести и задания типа «вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания». Олимпиадные задания такого типа не способствуют лингвистическому обучению и развитию учащихся, однако проверяют базовый компонент тех знаний учащегося, без которых дальнейшее его продвижение будет весьма проблематичным. На уровне регионального тура ВсОШ и далее – всероссийского – такие задания используются крайне редко вследствие своей неэффективности для выявления одаренного обучающегося. Методика подготовки к олимпиадам это учитывает: учащийся, имеющий отметку «отлично» по русскому языку, далеко не всегда станет победителем. Следовательно, практику не проводить школьные туры и отправлять на окружные туры обучающихся, которые учатся на «отлично», необходимо прекращать. Если учитель заинтересован в работе с одаренными учащимися, то год от года таких учеников нужно искать и обучать, предлагая им задания деятельностного, творческого характера. Основу такого рода заданий составляют два типа: лингвистические задачи и текстовые структуры (текст и задания к тексту).

2-й тип – лингвистические задачи эвристического характера, требующие:

  • знаний в разных областях предмета;
  • навыков морфемного, словообразовательного, этимологического, морфологического и синтаксического анализа;
  • языкового чутья и лингвистической догадки;
  • использования общих исследовательских приемов (наблюдение, описание, сопоставление, систематизация, обобщение).

В большинстве случаев речь идет не о самодостаточных лингвистических задачах. Самодостаточность задачи проявляется в том, что весь материал, необходимый для ее решения, содержится в условии и от решающего не требуется никаких дополнительных специальных знаний или подготовки (одним из первых такие задачи составлял академик А.А. Зализняк).

ПРИМЕР № 1

Прочитайте отрывок из письма Петра I: “Его же указу быть послушну и коменданту Нарышкину”. Переделайте эту фразу, чтобы она соответствовала нормам современного русского языка, внеся при этом минимальное количество изменений. На основании переделки предложения объясните различия в построении предложения (частей предложения) между языком петровской эпохи и современным.

Методический путь решения задачи, представленный в примере № 1, следующий:

  1. Выделить базовые составляющие задания: «современным языковым нормам», «переделки предложения», «в построении предложения…», «различия…». Из перечисленного видно, что основу задания составляет анализ синтаксических элементов предложения, синтаксические нормы и их изменение (развитие).
  2. Провести синтаксический анализ предложения: глагол-связка «быть» требует части именного сказуемого; в предложении – «послушну». Но нужны современные нормы: быть послушным (восстанавливается в т. ч. и по аналогии с известными синтаксическими конструкциями: быть добрым, быть врачом…). Следовательно, именная часть в современном русском языке стоит в творительном падеже. Это и есть отличие.

Общедоступный этап решения задачи на этом завершен. Чтобы выполнить задание более полно, уже нужны специальные «олимпиадные» знания (см. табл. 1), например, о происхождении полных имен прилагательных от кратких, которые раньше склонялись, имея в дательном падеже (как и существительные) окончание -у.

ПРИМЕР № 2

Определите грамматическое своеобразие диалектной конструкции в предложении: «Ле'тось у их было поже'ненось, а топе'рь уже гляжу – и разойденось...».

При выполнении этого задания в рамках профильного семинара подготовки учащихся к ВсОш большинство участников ошиблись в выполнении, т. к. решили перевести предложение, чего задание не требует. Методика подготовки к олимпиадам требует иного подхода. Необходимо определить грамматическое своеобразие, значит, следует вычленить закономерности построения предложения (в данном примере – конструкции). Их и определим:

  1. Главное в построении любого предложения – грамматическая основа. Сразу обращает на себя внимание сказуемое было поже'ненось, … разойденось... Проведем анализ: составное сказуемое с именной частью не должно включать глагол с полноценным лексическим значением. Следовательно, слова поже'ненось, … разойденось – не глаголы. Структура слова (-ен-о) подсказывает ответ: краткое страдательное причастие. Однако необычное: страдательные причастия не могут быть образованы от непереходного глагола (усеченный постфикс -сь указывает на непереходность исходного глагола). Следовательно, причастия выражают не страдательный, а действительный залог.
  2. Не решен вопрос с подлежащим. Если причастия выражают действительный залог, то грамматической особенностью является выражение субъекта действия предложно-падежной формой «у + родительный падеж» – у их.
  3. Явная ошибка – у их вместо у них – не является ошибкой в конструкции предложения, но в олимпиадных заданиях может быть прокомментирована дополнительно как фонетическая закономерность современного литературного языка (личные местоимения 3-го лица в косвенных падежах с протетическим н-).

3-й тип – текстовые задачи. При разборе данного типа заданий приведем примеры, которые снабжены графическими выделениями. Курсивом в текстах выделены слова (фразы), ориентирующие учащихся на работу с теоретическим материалом. «Подсказывающий» контекст выделен жирным шрифтом. Подчеркнуты вопросы и задания, предполагающие содержательное высказывание учащегося творческого характера. В скобках и ПРОПИСНЫМИ БУКВАМИ указан вид деятельности, рекомендуемый учащемуся для выполнения определенного фрагмента задания. Указание вида деятельности учащихся – это рекомендация преподавателя, помогающая ученику увидеть наиболее эффективный способ выполнения задания.

ПРИМЕР № 3

«Отрадно отозвался во мне голос Пушкина! Преисполненный глубокой, живительной благодарности, я не мог обнять его, как он меня обнимал, когда я первый посетил его в изгнании». (И.И. Пущин).

Ответьте на вопросы:

    1. О каких событиях идет речь в тексте?
    2. Почему слово «отрадно» наиболее точно отражает чувства находившегося в ссылке И.И. Пущина? (Комплексный анализ текста).
    3. Является ли лексически закономерной сочетаемость слов «живительная благодарность»? С какой целью автор использует именно это словосочетание? (Комплексный анализ текста).

​ПРИМЕР № 4

Прочитайте текст.

В годину лютых зол, в день СТРАШНЫЯ беды,

Когда в огне Москва Везувий представляла,

Детей своих во все заставы извергала

И КРОВИЮ граждан багрила их следы,

Когда чрез двести лет столицу вновь карали,

Сквернили алтари, в домах и казнь и плен,

Бежали без ума толпы мужей и жен

И весь домашний скарб злодею покидали,

– Взглянул и я на Кремль – ударил в перси, взвыл,

Схватя жену, детей, давно лиющих слезы,

В беспамятстве помчал на устье тихой Тезы;

И там от всяких зол Господь меня укрыл.

Задание для учащегося:

  • объясните написание выделенных слов;
  • дайте стилистический комментарий к словам, которые подчеркнуты;
  • определите время написания произведения на основе анализа (анализ языковых единиц) его языка (атрибуция текста).

Обоснуйте свой ответ.

Методика работы с заданиями разных типов при подготовке к олимпиадам по русскому языку

Рассмотрим методику работы с данными типами задач. Прокомментируем наши отметки в тексте на примере № 4. Обратим внимание на фразы «написание выделенных слов» и «стилистический комментарий к словам» потому, что выполнение этого задания связано со знанием исторических процессов в развитии языка: изменением форм прилагательных на -ые (-ыя, -ыю), стилистической окрашенности подчеркнутых в тексте старославянизмов, современным лексическим значением архаизма «перси». Обоснование ответа подчеркнуто как задание, ориентирующее учащегося на творческий, неоднозначный характер ответа. Ведущим видом деятельности в этом задании является атрибуция текста (определение времени написания текста) на основе анализа основных, особо значимых языковых единиц.

Учащиеся верно предположили, что стихотворение рассказывает о событиях войны 1812 г., о пожаре в Москве, занятой Наполеоном, и написано на основе непосредственных впечатлений, т. е. в 1812–1813 гг. Творческие размышления учащихся позволили им дать верное предположение и о названии стихотворения – «Плач о Москве» (настоящее название «Плач над Москвой», автор – И.М. Долгорукий). Однако при обсуждении итогов выполнения задания выяснилось, что учащиеся начинали выполнение этого задания с попытки ответа на главный фактический вопрос о времени написания произведения, несмотря на заданную последовательность вопросов, что говорило о неумении увидеть уже выстроенный алгоритм действий.

В связи с этим на период обучения участникам ВсОШ был предложен универсальный (общеучебный) способ деятельности для решения олимпиадных задач, связанных с анализом и интерпретацией текста при подготовке к олимпиадам по русскому языку:

  1. Медленно прочитать текст.
  2. Внимательно прочитать вопросы и задания к тексту.
  3. Определить круг теоретических знаний, необходимых для выполнения заданий.
  4. Изучить (повторить) теоретические сведения по языковой истории.
  5. Повторно прочитать текст, выделяя ключевые слова.
  6. Дать лингвистический комментарий к ключевым словам.
  7. Проработать текст с точки зрения содержащейся в нем историко-культурной информации: дать историко-культурный комментарий датам, персоналиям и другим именам собственным, названиям событий.
  8. Интерпретировать текст на основе проведенного анализа.

Приведем рабочие записи ученика при выполнении им задания к примеру № 3:

  1. Узнать, что значит термин «лексическая сочетаемость».
  2. Составить «портрет» ключевых оценочных слов: отрада, живительный, благодарность (посмотреть в толковом и этимологическом и др. словарях).
  3. Уточнить по справочной литературе факты биографии А.С. Пушкина (я думаю, что речь идет о встрече в Михайловском после восстания декабристов).
  4. Дать ответы на 2-й и 3-й вопросы, обратив внимание на характер отношений давних и искренних лицейских друзей.

Обобщим сказанное в виде методических советов заместителю директора, организующему работу с учителями по подготовке занятий с одаренными учащимися:

  1. Крайне важна системность в работе учителя с одаренными обучающимися: составление программы, подбор заданий в соответствии с рекомендациями заключительного этапа ВсОШ.
  2. Необходимо учитывать, что системность лингвистического мышления учащихся закладывается при условии усвоения основных процессов формирования этой системы в ходе развития и становления языка.
  3. Важно обратить внимание на овладение учащимися общеучебными умениями чтения текстов (задания, тексты, вопросы), которые существенно повышают осознанность и правильность решения задач, ответов на заданные вопросы, перевода и анализа текста.

История языка в методике подготовки к олимпиадам

Предлагаемый учителю методика подготовки к олимпиадам в базовом курсе подготовки одаренных учащихся к успешному выступлению на различного уровня олимпиадах основан на системе работы по лингвистической истории, т. к. в настоящее время изучение русского языка представлено с позиций синхронии. Между тем только лишь синхроническое рассмотрение, а значит, предъявление учебного материала единственно на уровне сформированной нормы хоть и позволяет учащимся увидеть логику языка и его социальную обусловленность, но оставляет за пределами изучения его систему, его онтологическое и феноменальное явление. Хочется обратить внимание заместителя директора и учителя и на то, что в настоящее время исторический компонент носит характер знаний по фактическому типу, чем и определяется наличие в современных учебниках историколингвистических и этимологических комментариев к отдельным языковым фактам. Такой подход справедливо назвать «объясняющим» (М.М. Бахтин). Однако принцип историзма в изучении этого сложного учебного предмета (Ф.И. Буслаев, Л.И. Поливанов, А.А. Шахматов) предполагает иное направление его освоения: от фактического знания и объяснения (комментария) к обнаружению особенностей динамики языковых явлений, к пониманию и оценке закономерностей языка как развивающейся системы, формированию ценностного, эмоционально-личностного отношения к жизни языка, целенаправленного развития лингвистического чувства в процессе освоения его системных связей. Это именно то, что является дефицитом современного методического пространства и при изучении учебного предмета в ОО в целом, и при подготовке к олимпиадам по русскому языку в частности. Методическая система работы в этом направлении в ОО обусловлена, с одной стороны, традициями исторического подхода к изучению предмета обучающимися, с другой – закономерностями бытия лингвистической единицы во времени и пространстве, важнейшей из которых, на наш взгляд, является его вечная, поистине живая, взаимообусловленная связь с личностью каждого человека. И здесь необходимо отметить принципиальные, с нашей точки зрения, направления, необходимые при работе по его истории.

Во-первых, это использование текста в качестве основной единицы курса, т. е. текстоориентированный подход. В методике преподавания предмета такой подход к изучению в ОО становится определяющим. Вследствие того что текст насыщен информативно, эмоционально, идейно, в нем текстово (или подтекстово) заложена культурная составляющая, несущая историческую память. Таким образом, работа с конкретным текстом на занятии при подготовке к олимпиадам по русскому языку – это введение ученика в определенное поле лингвистической культуры, а значит, в историю. Более того, слово прошлого в определенных трактовках, объяснениях, преданиях – текстах – соотнесено с миром индивидуального сознания и тем самым создает предпосылки духовно-нравственного воспитания личности.

Во-вторых, это внимание к эстетике, эстетической функции слова, что можно назвать одним из аспектов рассмотрения языка с исторической точки зрения. Являясь сторонником исторического изучения, Ф.И. Буслаев не раз отмечал эстетическую ценность, важность эстетического переживания слова.

В-третьих, это внимание к этическому воспитанию обучающихся лингвистическими средствами, в первую очередь словом. «Язык, как выражение нравственной жизни народа, подлежит законам высокой нравственности, ибо составляется не случайной прихотью изобретателя, а устами целого народа как орудия творческой силы», – писал Ф.И. Буслаев, отстаивая исторический подход к изучению родного языка. Формирование нравственного идеала личности, сохранение традиций русского народа в его представлениях о добре, справедливости, чести, благородстве в процессе обучения чрезвычайно важно. Изучение лингвистической истории в ОО предполагает не только принципиально новое наполнение содержания образования, но и иную организацию системы познавательной деятельности учащихся, основанную на принципах развивающего обучения и теории учебной деятельности и ее субъекта (В.В. Давыдов). В свете этой теории усвоение учащимся тех или иных знаний в форме учебной деятельности начинается с творческого преобразования фактического материала. Своеобразие же учебной деятельности состоит в том, что в процессе ее осуществления обучающийся усваивает теоретические знания. Их содержанием является происхождение, становление и историческое развитие языка. Усвоение теоретических знаний и соответствующих им умений и навыков происходит при решении учебных задач, ориентированных, во-первых, на комплексную работу с текстом как носителем универсальной информации, во-вторых, на развитие языкового чутья, в-третьих, на развитие навыков самостоятельной работы исследовательского характера при работе с лингвистическим материалом. Воспитательный аспект в подготовке к олимпиадам по русскому языку рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса.

Поведем итоги.

Успешное выступление учащегося на олимпиаде, в т. ч. ВсОШ, зависит в основном от правильной базовой подготовки к олимпиадам по русскому языку в ОО, а именно системного изучения этого учебного предмета: основа – его история; далее – освоение курса русского языка в историческом развитии и современном состоянии. Поэтому всегда необходимо осознавать, что системное изучение предмета невозможно без его истории. Возникает существенная проблема, на которую хотелось бы обратить внимание заместителей директоров по УВР или НМР: организация дополнительных занятий с детьми и выделение часов факультативных занятий.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль