Модель повышения конкурентоспособности образовательной организации

38

Имидж и репутация влияют на конкурентоспособность образовательной организации

В современном обществе все яснее осознается возрастающая роль образования в процессе дальнейшего развития страны, а система образования начинает восприниматься не только как важнейший фактор технологического и социально-экономического развития, но и как важное условие и показатель ее конкурентоспособности. Главная идея системы – здоровая конкуренция между образовательными организациями (далее – ОО), которая позволит в конечном счете повысить качество образования. Переход на подушевое финансирование и привлечение внебюджетных средств делают «борьбу за ученика» реальным фактом. Cтихийное формирование репутации является условием низкой конкурентоспособности образовательной организации. Поэтому возникает потребность в разработке и научном обосновании системы обеспечения повышения конкурентоспособности образовательной организации.

КУРС ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Руководство развитием общеобразовательной организации

  • продолжительнсть – 72 часа (срок обучения 2 месяца).
  • дата начала обучения в ближайшей группе – 1 января 2017 года.
  • форма обучения – заочная с применением дистанционных образовательных технологий.


Первые публикации на тему формирования репутации и имиджа ОО появились в середине 90-х гг. Но вплотную занялись разработкой этой проблемы сравнительно недавно, после 2000-го г. В основном авторы, изучающие репутацию и пути улучшения имиджа ОО, ссылаются на исследования Е.В. Гришуниной (1995), Т.Н. Пискуновой (1998), Е.Б. Карпова (2002), О.Я. Нестерчук, Е.А. Петровой и М.С. Пискунова.

Понятие «имидж» (от лат. imago – изображение, образ) трактуется как целенаправленно формируемый образ, призванный оказать воздействие в целях популяризации и рекламы. В современной литературе наиболее часто встречается такое определение: «имидж ОО – эмоционально окрашенный образ, обладающий целенаправленно заданными характеристиками и призванный оказывать психологическое влияние определенной направленности на конкретные группы социального окружения общеобразовательного учреждения» (Т.Н. Пискунова).

Главной функцией имиджа является формирование положительного отношения к кому-либо или чему-либо. Если положительное отношение сформировано, то за ним, как результат влияния социальных связей, обязательно последуют доверие и, в свою очередь, – высокие оценки и уверенный выбор. К тому же положительный имидж, как правило, способствует повышению престижа, а следовательно, авторитета и влияния. Позитивный имидж является также важным фактором высокого рейтинга, что очень важно в насыщенной разнообразной информацией деятельности.  

СПРАВКА

Репутация (reputation) – это общественное мнение о ком-либо; мнение о достоинствах или недостатках товаров, фирмы-производителя и т. п. При описании значения этого слова прослеживается прямая связь репутации с таким понятием, как честь (honour) – положение организации или человека в обществе, а также чувство уважения, возникающее в связи с таким положением*.
С понятием имиджа тесно связана и репутация ОО, которая складывается из нескольких составляющих и удерживается в массовом сознании долгие годы. Отличие имиджа от репутации заключается именно в том, что репутация является итогом построения имиджа.

Конкурентоспособность образовательной организации

Ежегодно тысячи родителей задаются вопросом: кому доверить образование своего ребенка? Перед началом учебного года можно наблюдать длинные очереди в одни ОО и систематические недоборы учеников в другие. Конкурентоспособность образовательной организации зависит от качества образования и подготовки специалиста, наличия у него качеств, позволяющих занять свое место в социальной структуре, удовлетворить свои притязания, потребности в самореализации (О.А. Абдуллина, 1996).

Действительно, конкурентоспособность образовательной организации зависит от качества образования, его соответствия потребностям общества и самого человека. 

Формирование конкурентоспособной личности учащихся возможно только в условиях конкурентоспособной образовательной организации, которая основывается на профессиональной компетентности педагогов, ориентированных на формирование конкурентоспособности личности учащихся. При этом конкурентоспособная ОО характеризуется следующими показателями:

  • оптимальное осуществление инновационной деятельности, направленной на совершенствование содержания и технологий образовательного процесса;
  • освоение маркетинговой деятельности, способствующей реализации стратегических задач ОО, анализ изменений потребительского спроса с целью создания конкурентоспособного продукта;
  • обеспечение качества образования, соответствующего современным требованиям педагогической теории и практики, способного удовлетворить образовательные потребности личности, общества и государства;
  • ведение успешной финансово-экономической деятельности за счет маневрирования материальными и финансовыми ресурсами;
  • повышение профессионального роста педагогов.

Что может служить лучшим показателем авторитетности ОО и как повысить ее конкурентоспособность? Предлагаем модель повышения конкурентоспособности образовательной организации (рисунок).

Модель повышения конкурентоспособности образовательной организации

В целях повышения конкурентоспособности определены группы участников проекта по повышению конкурентоспособности образовательной организации, показана их возможная заинтересованность в участии в проекте (табл. 1).

Модель повышения конкурентоспособности образовательной организации

Конкурентоспособность образовательной организации: репутационный навигатор

Для выполнения повышения конкурентоспособности образовательной организации разработана пошаговая инструкция формирования репутации ОО «Репутационный навигатор» и определены управленческие действия, которые будут предприниматься в ходе реализации проекта в ОО регионов. Данный алгоритм включает в себя ряд шагов.

1-й шаг. Проведение репутационного аудита. Комплексный анализ репутации дает возможность получить информацию о том, как ОО воспринимается аудиторией сегодня и как она должна выглядеть завтра. Цели проведения репутационного аудита:

  • выявить и описать существующий образ ОО и ее руководства в представлении внешних целевых аудиторий;
  • определить «профиль репутации» ОО, описать основные составляющие характеристики ее деловой репутации, определяющие отношение различных целевых групп;
  • выявить сильные и слабые стороны образа ОО и ее руководства (репутационные активы и пассивы);
  • сравнить основные имиджевые и репутационные характеристики ОО с имиджем и репутацией конкурентов;
  • определить наиболее значимые факторы репутации, влияющие на восприятие ОО во внешних целевых аудиториях;
  • выработать рекомендации по имиджевому позиционированию и управлению репутацией ОО и ее руководства в целевых группах.

Репутационный аудит можно использовать не только в качестве основы для выработки коммуникационных стратегий, но и как индикатор эффектив-ности деятельности в области связей с общественностью. Разрабатываемая на его основе система ключевых показателей коммуникационной деятельности может служить одним из методов определения степени результативности PR-активности ОО и служить основой для формирования бюджетов в области коммуникационной деятельности.

СПРАВКА

PR (англ. Public Relations, связи с общественностью) – это управленческая и аналитическая деятельность, направленная на изучение отношения общественности к какой-либо услуге, бренду или организации с целью установления взаимовыгодных, гармоничных отношений, от которых зависит успех функционирования бизнеса. Это организация общественного мнения в целях наиболее успешной работы ОО и повышения ее репутации. Осуществляется разными путями, но прежде всего через средства массовой информации. Современная ОО может использовать такие виды рекламы:

    • публикации информации о деятельности ОО в адресных справочниках (в больших городах);
    • создание сайта в системе Интернет (эффективно для платных образовательных услуг в ОО);
    • публикация информации о работе ОО в местной печати;
    • демонстрация содержательной информации и рекламных роликов поместному или кабельному телевидению;
    • выпуск рекламных буклетов, рекламно-информационных плакатов, листовок для размещения в жилых домах, автотранспорте, железнодорожных и автовокзалах;
    • установка рекламных щитов в период активного выбора родителями (законными представителями) и обучающимися ОО (март–август);
    • создание сувениров–предметов с символикой ОО(майки,ручки,карандаши ит.д.).

Аудит проводится посредством использования следующих диагностических инструментов:

  • рейтинг ОО;
  • анкетирование групп участников проекта;
  • контент-анализ образовательного процесса ОО;
  • блицопрос;
  • интервьюирование.

2-й шаг. Обработка результатов аудита. Результат репутационного аудита – три вида оценок от групп участников проекта (табл. 2).

Модель повышения конкурентоспособности образовательной организации

Данные анализа позволяют определить сильные и слабые стороны в деятельности ОО, по мнению групп участников проекта, выявить существующие преимущества и репутационный потенциал через фокус-группы. Окончательную формулировку целей, факторов, механизмов формирования репутации и методов ее управления можно произвести только после обработки результатов аудита.

3-й шаг. Разработка плана репутационных мероприятий. Согласно полученной оценке осуществляются конкретные мероприятия, направленные на улучшение общественного мнения групп участников проекта (табл. 3).

Модель повышения конкурентоспособности образовательной организации

Повышение конкурентоспособности образовательной организации: индикаторы эффективности проекта

Главными лицами, ответственными за эффективную реализацию проекта, являются руководитель и менеджер проекта. Мониторинг эффективности проекта необходимо проводить не менее трех раз за все время его реализации. Корректировать ход реализации проекта можно путем организации совещаний, круглого стола. Оповещение общественности о результатах проекта осуществляется через СМИ и сайт ОО. Сформулируем набор индикаторов, позволяющих отслеживать эффективность запланированных мероприятий.

Индикаторы эффективности реализации педагогического исследования

1. Содержательно-деятельностный:

  • создание алгоритма, в состав которого входят мероприятия, повышающие репутацию ОО.

2. Организационно-управленческий:

  • достижение нового уровня взаимодействия с социальными партнерами.

3. Образовательный:

  • овладение педагогами основами репутационного менеджмента;
  • повышение учебной мотивации у учащихся в связи с широким внедрением в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий.

4. Социальный:

  • повышение репутации ОО;
  • улучшение психологического климата в коллективе за счет активной позиции педагогов;
  • увеличение численности педагогов, участвующих в совместной инновационной деятельности ОО;
  • рост числа выпускников, выбирающих педагогические специальности;
  • увеличение количества молодых педагогов, пришедших работать в ОО;
  • создание благоприятного климата в ОО;
  • повышение частоты и качества общения педагогического коллектива, родителей и обучающихся через участие в совместных мероприятиях.

5. Профессиональный:

  • эффективное распространение передового опыта;
  • повышение личной заинтересованности и ответственности педагогов за результаты своего труда.

Спецификой модели повышения конкурентоспособности образовательной организации является создание пошаговой инструкции стратегического планирования процесса формирования репутации ОО «Репутационный навигатор». Пошаговая инструкция дает возможность перейти от стихийного формирования репутации ОО к управляемому процессу, тем самым повысить ее конкурентоспособность.

Эффективность данного инструмента позволит решить целый ряд других проблем, напрямую связанных со стратегией развития ОО: привлечение высокомотивированных педагогов, обеспечение профессионального роста учителя и, как следствие, повышение качества образования в самом широком смысле.

Повышение конкурентоспособности образовательной организации: постпроектное сопровождение

Постпроектное сопровождение включает в себя три основных направления:

  1. Совершенствование содержательной стороны в рамках алгоритма «Репутационный навигатор», т. к. в условиях здоровой конкуренции в конце каждого завершенного цикла применения алгоритма ОО будет подниматься на более высокий уровень, для чего потребуется более совершенный инструментарий.
  2. Прогнозирование ожиданий основных групп участников проекта на ближайшие 3–5 лет, т. к. их требования к ОО в условиях стремительно развивающейся рыночной экономики также будут увеличиваться.
  3. Распространение опыта на муниципальном и региональном уровне будет способствовать созданию ассоциации ОО – участников проекта.

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.jpg
  • Документ №2.jpg
  • Документ №3.jpg
  • Документ №4.jpg


Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Важно знать

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль