Образовательные экспедиции в школе

33

Проведение образовательной экспедиции

Для достижения образовательных результатов, предусмотренных федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС) общего образования, необходимо создавать ситуации развития обучающихся посредством личностно значимой для них деятельности. Апробируя различные формы организации деятельности учащихся, педагоги МБОУ «СШ No 18» г. Ачинска Красноярского края (далее – СШ No 18) пришли к выводу, что наиболее досконально эту проблему можно решить через проведение образовательной экспедиции.

В образовательных организациях (далее – ОО) проходят экспедиции по следующим направлениям: экологическому, археологическому, культурно-этнографическому.  В связи с этим назревает необходимость расширения развивающего пространства образовательных экспедиций за счет привлечения к их проведению более широкого круга специалистов - учителей математики, русского языка и литературы, основ безопасности жизнедеятельности, технологии, иностранного языка, истории и других школьных дисциплин.

Для этого в СШ No 18 созданы необходимые условия:

  • сформирована команда педагогов;
  • проведен анализ образовательных запросов школьников и их родителей (законных представителей) на родительских собраниях, днях открытых дверей;
  • выявлена готовность учителей начальных классов и старшеклассников оказать необходимую помощь в проведении путешествий;
  • определены возможности использования телестудии ОО и компьютерной техники.

Образовательная экспедиция проводится с учащимися всех классов одной параллели. Таким образом, привлекаются преподаватели различных учебных дисциплин, педагоги-психологи, медицинские работники, классные руководители, учителя технологии, преподаватели основ безопасности жизнедеятельности, родители и т.д. 

Образовательная экспедиция по ФГОС в СШ No 18 захватывает четвертый и пятый урок. Старшеклассники закрепляются за каждой группой, состоящей из 5-6 школьников. Они сопровождают отряд на время проведения всего путешествия, один старшеклассник фотографирует, другой отслеживает активность группы. Приборы для проведения путешествия (кормушки для птиц, скворечники, сажени, вертушки, коллекции семян хвойных и лиственных растений, флажки и т. д.) школьники изготавливают сами на уроках технологии и других дисциплинах, при помощи мам и пап. 

На первом этапе образовательной экспедиции определяются обязанности каждого ее участника (например, выбираются хранители времени, капитаны и т. п.), обозначаются направления деятельности, режим прохождения всех этапов, проводится непременный инструктаж по технике безопасности, правилам дорожного движения, использованию оборудования, пожарной безопасности, сезонной одежде.

Образовательная экспедиция «Таинственный остров»

Приведем пример краткого сценария образовательной экспедиции «Таинственный остров».

I этап – Организационный момент (3 мин). Педагог оглашает ученикам тему предстоящего путешествия, помогает распределиться на группы и вручает памятки и маршрутные листы для деятельности в группе.

II этап – Мотивационно-целевой (2 мин). Для проведения данного этапа учитель предварительно готовит фонограмму гимна путешественников («Глобус», сл. М. Светлова, муз. М. Львовского: «Я не знаю, где встретиться нам придется с тобой...»). Далее он разъясняет, что школьникам необходимо посетить очередные станции: «Идем по следу», «Спасательный круг», «У порога тайны», «Дорогами времени».

III этап – Актуализирование правил работы в путешествии (5 мин). На этом этапе учитель напоминает школьникам о памятке «Правила работы в группе».

IV этап – Планирование групповой деятельности (5 мин). Участники должны ознакомиться с памяткой, разделить обязанности, выбрать хранителя времени и одного ответственного за группу. Далее определить порядок работы и договориться, кто из ребят и в какой форме будет представлять итоги деятельности группы.

Памятка «Правила работы в группе»
Участники образовательной экспедиции должны соблюдать правила работы в группе:

  • уважать мнения других людей;
  • слушать и слышать друг друга очень внимательно;
  • четко выполнять свою часть задачи, не мешая остальным;
  • вежливо и корректно делать замечания по выполнению работы;
  • при выполнении задания рационально распределять свое время.

V этап – Практическая деятельность на станциях в группах (24 мин на каждую станцию). Задания здесь связаны с достижением следующих метапредметных результатов:

  • коммуникативные универсальные учебные действия (далее – УУД): слышать и слушать друг друга;
  • познавательные УУД: определять способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, использовать практические работы для доказательства предположений, разделять процессы на этапы, звенья;
  • регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности; обнаруживать проблему.

Задания для различных станций образовательной экспедиции «Таинственный остров» представлены в табл. 1.

Образовательные экспедиции в школе
Школьники собирают сведения для выполнения задания и обсуждают полученные результаты (5 мин). Готовят отчет в форме рассказа, стихотворения, сказочной истории, фотографий, презентации об изучаемых материках (15 мин) и защищают проект (в течение 6 мин представляют результаты групповой работы).

VI этап – Рефлексия. В конце урока педагог и обучающиеся обсуждают, что нового они узнали, побывав в путешествии (какие чувства обучающиеся испытали во время работы? появилось ли у них желание исполнить гимн? и др.).

Планирование содержания образовательной экспедиции

Для подготовки и проведения путешествия необходимо разработать его содержание, сопровождающую атрибутику, представить результаты, осуществить рефлексию. Планирование содержания образовательной экспедиции происходит постепенно. Вначале обозначается тема, затем находятся точки контакта содержания разных дисциплин, формируются маршруты и виды деятельности их освоения на уроке, составляются определенные задания.

Название (тема) образовательной экспедиции определяется творческой группой учителей, которые будут участвовать в ее организации и проведении. Первые путешествия назывались традиционно: «Природный комплекс “Парк Железнодорожник”» (участвовали учителя биологии, географии, основ безопасности жизнедеятельности, технологии, истории, музыки, физической культуры); «Природный комплекс “Березовая роща – экологическая тропа”» (учителя биологии, географии, технологии); «Наш пришкольный участок» (учителя биологии, географии, математики, основ безопасности жизнедеятельности).

Названия следующих образовательных экспедиций стали носить занимательный, вовлекающий характер для учащихся: «По следам Берендея» (учителя биологии, географии, технологии, основ безопасности жизнедеятельности, иностранного языка); «Таинственный остров» (учителя биологии, географии, основ безопасности жизнедеятельности, истории); «Прикоснись к великой тайне» (учителя биологии, географии, математики); «Большое космическое путешествие» (учителя биологии, географии, физики, математики, технологии, химии, основ безопасности жизнедеятельности).

Названия станций на маршрутах также должны вызвать любопытство и позитивный настрой на предстоящую работу: «Идем по следу», «Спасательный круг», «У порога великой тайны», «Дорогами времени», «Осенняя мелодия», «Засентябрило», «Пеларгония» и др. На станциях школьник может найти ответ на свои вопросы, что вызывает эмоциональное удовлетворение, расширяет впечатления, ученик долгое время сохраняет в памяти полученную информацию. 

Обращаем внимание на важность определения содержания образовательной экспедиции на стыке разных дисциплин. Несмотря на дублирование материала в разных предметных циклах, достаточно трудно найти точки соприкосновения в его содержании, чтобы состоялось межпредметное объединение для развития метапредметных умений: проводить анализ в ходе решения учебных задач, выделять и четко формулировать познавательную цель, выбирать методы решения задания в зависимости от обозначенных условий, составлять из частей одно целое, владеть навыками измерения и работать с инструкциями.

Педагогами, определяющими темы очередных путешествий, очень часто выступают учителя школьных дисциплин - биологии и географии. Исходя из выбранной темы образовательной экспедиции, определяются и другие учителя-предметники, которые будут фигурировать в ее подготовке и проведении. Каждый педагог определяет наименование станции и придумывает задания. В дальнейшем учителя выступают в роли наблюдателей или координаторов.

Примеры тем образовательных экспедиций, на материале которых органично интегрируются различные учебные дисциплины:
 «Гидросфера. Водная оболочка Земли». В рамках заданий по географии школьники учатся определять объем воды, глубину, площадь, степень солености и температуру воды океанов. По биологии – находят животных и растения, обитающих в морях, озерах, реках, лужах, изучают приспособления, выработанные у них для жизни в водной среде. По математике – штудируют практические навыки решения задач по расчету запасов воды на планете, потребностей человека, семьи, класса, ОО, города, в воде, со стоимостью воды;

«Природная зона тайга» (место проведения – парк). Основы безопасности жизнедеятельности – безопасное поведение в условиях тайги -  оттачивание навыков. Технология – изготовление кормушек для птиц, распределение их в парке, подкормка птичек. Физическая культура – подвижные игры на свежем воздухе - развитие двигательных навыков. Музыка – изучение звуков природы зимнего парка, определение звучания по характеру. География – определение северной и южной части света по стволам деревьев, направления ветра, уплотненности и структуры снежной массы, температуры воздуха. Биология – определение видов хвойных и лиственных растений  по контуру, шишкам и веткам, животных – по следам, звукам и внешнему обличию, перечисление адаптации растений и животных для жизни в зоне тайги зимой. Благодаря проведению образовательных экспедиций время на изучение материала различных учебных дисциплин значительно сокращается. 

Разработка маршрутов образовательных экспедиции

Учителя-предметники, преподающие в данной параллели классов, разрабатывают задания надлежащего уровня, продумывают количество станций и маршруты для каждой группы учащихся. Состав группы в основном это 5–6 учеников, реже – 7–8, если объем задания слишком большой. Количество станций путешествия зависит от сути учебного материала и от числа школьных дисциплин. На разных этапах образовательной экспедиции предусматривается проделывание заданий как в соответствии с алгоритмом, так и в свободной форме (стихотворение, рисунок, схема, презентация, фотоотчет и др.), в виде проекта, исследования. Вид деятельности обосновывается задачей, которую ставит учитель-предметник.



Пример

Путешествие «По следам Берендея»
Началом и окончанием образовательной экспедиции является станция «Пеларгония». Учащиеся изучают информацию о пеларгонии. Узнают, что это растение рода растений семейства гераниевых. В 1991 г. Международная травяная ассоциация (International Herb Association (далее – IHA)) учредила Национальную травяную неделю, которая будет проводиться ежегодно перед Днем матери. Цель Национальной травяной недели заключается в привлечении внимания к травам и их использованию.

По инициативе Комитета по садоводству IHA была разработана программа по выбору особо ценной в основных категориях (медицинская, кулинарная, декоративная) «Травы года» на период до 2015 г. Так, в 2006 г. были выбраны душистые пеларгонии (герани).
Для того чтобы приступить к выполнению заданий по маршрутному листу, участники группы должны дать народное название пеларгонии, рассказать о лекарственном значении растения.

После завершения образовательной экспедиции группа возвращается на станцию «Пеларгония» и по выданной инструкции отыскивает клад. Инструкция для его поиска: от станции «Пеларгония» по ступенькам (11 ступенек), направленным на запад, спуститься вниз. Сделать 31 шаг на запад, найти лестницу, тоже направленную на запад; через 17 ступенек повернуть на северо-восток под углом 45° и, отсчитав 34 шага, повернуть направо и пройти прямо до стены. Там сюрприз, взять только свой – на нем знак того же цвета, что и цвет вашей команды.



Формулировка заданий


Формулировка заданий для участников путешествия также является одним из главных пунктов проектирования ее содержания. Примером может служить образовательная экспедиция «Березовая роща – экологическая тропа» (табл. 2).

Оборудование:

  • компас, планшеты, бумага, карандаши, линейка, сажень, рулетка, планы пришкольного участка (география);
  • древесные и травянистые растения, определители растений, лупы (биология).

Образовательные экспедиции в школе

Задания для учащихся 6-го класса


В образовательной экспедиции «По следам Берендея» задания для учащихся 6-го класса даются на более сложном уровне, чем для учащихся 5-го класса.

Задания для учащихся 6-го класса по биологии:

  • установите, о каком растении идет речь в кратком описании;
  • подтвердите свои предположения, отгадав кроссворд или ребус;
  • найдите это растение на пришкольном участке;
  • обозначьте его на карте;
  • продвигаясь по станциям, обозначенным в маршрутном листе, отмечайте на карте интересные природные объекты;
  • зафиксируйте изменения, которые произошли с ними с наступлением осени;
  • подготовьте отчет в форме рассказа, сказки, стихотворения, фотографий, презентации о найденном растении и необычных природных объектах, встретившихся вам на пути (после завершения образовательной экспедиции).

Задание для учащихся 6-го класса по географии:

  • определите стороны света с помощью компаса, отобразите на плане пришкольного участка природные объекты условными знаками, используйте в работе измерительные инструменты.

Задание для учащихся 6-го класса по английскому языку:

  • соотнесите текст и картинку, проведите поиск нужной достопримечательности, под которой спрятаны сокровища;
  • определите имена известных людей по описанию в тексте и найдите сокровища в Березовой роще под портретом этого человека.

В путешествии «По следам Берендея» задания для учащихся 6-го класса даются на более сложном уровне, чем для учащихся 5-го класса.

Задания для учащихся 6-го класса по биологии:

  • установите, о каком растении идет речь в кратком описании;
  • подтвердите свои предположения, отгадав кроссворд или ребус;
  • найдите это растение на пришкольном участке;
  • обозначьте его на карте;
  • продвигаясь по станциям, обозначенным в маршрутном листе, отмечайте на карте интересные природные объекты;
  • зафиксируйте изменения, которые произошли с ними с наступлением осени;
  • подготовьте отчет в форме рассказа, сказки, стихотворения, фотографий, презентации о найденном растении и необычных природных объектах, встретившихся вам на пути (после завершения образовательной экспедиции).

Задание для учащихся 6-го класса по географии:

  • определите стороны света с помощью компаса, отобразите на плане пришкольного участка природные объекты условными знаками, используйте в работе измерительные инструменты.

Задание для учащихся 6-го класса по английскому языку:

  • соотнесите текст и картинку, проведите поиск нужной достопримечательности, под которой спрятаны сокровища;
  • определите имена известных людей по описанию в тексте и найдите сокровища в Березовой роще под портретом этого человека.
Материалы для организации взаимодействия в группах

Отслеживать работу групп и отдельных учащихся в рамках образовательной экспедиции помогают старшеклассники, учителя начальных классов, родители, предварительно прошедшие инструктаж. Наблюдение за работой группы организуется в соответствии с памяткой «Алгоритм работы группы».

Памятка «Алгоритм работы группы»

  • Определите, в какой форме будет работать группа – с распределением обязанностей или фронтально.
  • Подготовьте план действий.
  • Выполните работы (в рамках путешествия).
  • Соберите материалы.
  • Сформулируйте итоги работы в презентации, обсудите результаты.
  • Проведите защиту работы (в форме презентации).
  • Проведите анализ работы группы.

Контроль предметных знаний осуществляют учителя-предметники на своих станциях: пример проверочного листа представлен в табл. 3.

Образовательные экспедиции в школе
Для активизации групповой работы и поддержания мотивации каждого обучающегося в составе группы необходимо, чтобы образовательные экспедиции наполнялись различными атрибутами: гимн, флаг, лента хранителя времени, бейджики разных цветов, бонусы-фишки за верные ответы, инструменты (планшеты, лопатки, рюкзаки, сажени, вертушки для определения направления цвета, канаты, рулетки, палатки и др.) и т. д. Образовательное путешествие или начинается, или заканчивается гимном, проверяется наличие инструментов и атрибутики, готовность учащихся к ней (одежда, обувь и т. д.).

Важно, что учащиеся могут представить работу одноклассникам, учителям, родителям, разместить на сайте ОО, участвовать в выставках творческих работ, в научно-практических конференциях и т. д. Это вызывает моральное удовлетворение от выполненной работы.

Рефлексия и подведение итогов участия в образовательной экспедиции 

Рефлексия и подведение итогов участия в образовательной экспедиции помогает ученикам точно определить, на каком уровне выполнено их задание. При этом анализ собственной деятельности осуществляется на эмоциональном уровне.

Вопросы для рефлексии:

  • Какую новую информацию ты узнал? 
  • Расскажи о своих чувствах во время работы? 
  • С кем из группы ты бы пошел «в разведку»?
  • Тебе оказывали помощь и оказывал ли помощь другим ты?
  • Музыкальное сопровождение помогало вам при выполнении работы?
  • Твои пожелания остальным участникам?

Помимо самооценки существует еще оценка деятельности группы, что повышает ответственность за выполнение полного объема работы на маршруте каждым участником. Школьники для этого должны научиться слушать и слышать друг друга, высказывать свою точку зрения, правильно выражать свои мысли, устанавливать рабочие отношения, резрешать конфликты. 

Вопросы для самооценки групповой работы:

  • Насколько группа взаимодействовала слаженно?
  • С какими трудностями и проблемами столкнулась группа в процессе выполнения задач?
  • Как они были решены? Если не решены, то по какой причине?

Н.А. Лукинова, учитель биологии МБОУ «СШ No 18» г. Ачинска Красноярского края,
Н.В. Степанова, учитель географии МБОУ «СШ No 18» г. Ачинска Красноярского края

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.jpg
  • Документ №2.jpg
  • Документ №3.jpg


Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль