Реализуем требования ФГОС общего образования: анализ урока в школе

66

Необходимым условием реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования (далее – ФГОС) является освоение педагогами новых целевых направлений образовательного процесса, совершенствование и преобразование их профессиональной компетентности. В ФГОС главным образом речь идет о формировании у учащихся совокупности универсальных учебных действий (далее – УУД), обеспечивающих умение учиться, способность личности к самосовершенствованию и саморазвитию путем осмысленного и активного присвоения нового социального опыта. Это требует разработки нового подхода к анализу урока в школе , в частности его результативности. 

Развитию профессиональной рефлексии педагога способствуют различные средства. В данном случае имеются в виду листы анализа урока в школе (приложение). В теории и практике российского образования разработано очень много схем психолого-педагогического анализа учебного занятия (Н.Ф. Добрынин, В.А. Сластенин, Н.В. Кузьмина, Л.Т. Охитина, С.В. Иванов, И.А. Зимняя, Е.С. Ильинская и др.), которые строятся авторами на разных основаниях. Появляются версии листов анализа занятия, направленные в первую очередь на задачи реализации ФГОС. Они, по обыкновению, содержат некую систему параметров и показателей, ориентируясь на которые педагог может оценить образовательный процесс. 

Лист анализа урока в школе 

В качестве образца рассмотрим схему, предлагаемую для анализа урока Р.Г. Чураковой. В ней главным аспектом анализа учебного занятия в школе (наряду с прочими) выделяется «формирование универсальных учебных действий на каждом этапе урока», а содержание наблюдения формулируется как «личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные». 

Фундаментом для подбора критериев листа анализа урока в школе стали признаки, основанные на смысловых положениях системно-деятельностного подхода, представляющего собой не что иное как интеграцию системного подхода ( Б.Ф. Ломов, Б.Г. Ананьев и др.) и деятельностного подходов (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, П.Я. Гальперин и др.):

  • ориентирование на обеспечение единства учебной деятельности;
  • ориентирование на зону ближайшего развития учащихся;
  • ориентация на развитие автономности, передача учащемуся ответственности за осуществление учебной деятельности;
  • значимость развития теоретического мышления;
  • наличие задач на выявление эмоционально-ценностного отношения обучающихся;
  • организация разнообразных форм обучения (индивидуальной, фронтальной, групповой);
  • организация диалога (полилога);
  • проблематизация ученической задачи;
  • организация поиска методов решения;
  • принципиальное значение учебного действия моделирования;
  • важность роли педагога как источника психологического содействия обучающемуся;
  • ценность закрепления индивидуального развития обучающегося;
  • использование погрешности для углубления имеющихся знаний.

Предлагаемый лист анализа урока в школе (приложение) содержит переменные, выделенные на уровне действительных методических приемов педагога, имеющие конкретное диагностическое значение с позиции условий для формирования УУД или решения развивающих задач. Формируемые УУД проставлены в четвертом столбце. Каждый параметр школьного занятия разобран на варианты его проявлений или показателей. Эти вариации формулируются в виде веера решений, способов проявлений параметра на школьном уроке.

Заполнение шкал предполагает суммирование вариантов, наблюдаемых на уроке. Используя лист анализа урока в школе по ФГОС, педагог имеет возможность получить качественную и количественную оценку занятия, определить «топографию» урока. При работе с листом анализа урока целесообразно сочетание экспертной оценки специалистов и самооценки преподавателя. Лист анализа урока в школе может применяться двойственно: и как средство развития самоанализа, и как инструмент объектной психологии. Самооценка занятия возможна только после его окончания, требует перехода преподавателя в позицию рефлексии. При этом важный момент: учитель до начала урока должен быть ознакомлен с критериями оценивания, т. к. в абсолютной мере с ними можно работать при осмысленной ориентации учителя на принципы системно-деятельностного подхода. Процедура экспертной оценки проводится на самом уроке непосредственно. Результаты последней могут быть представлены преподавателю после изучения эксперта данных самооценки.

Преподаватель при помощи листа анализа урока оценивает свои вариации работы с ошибками учеников на занятии. Специалисты (педагоги, педагоги-психологи, администрация школы), присутствующие на занятии, заполняют свой лист анализа урока. Результаты в итоге сопоставляются, обсуждаются, являются основанием для оценки результативности образовательного процесса и позволяют оставлять суждения об уровне профессиональной рефлексии педагога. Накапливающиеся листы анализа урока в школе выявляют динамику образовательного процесса, вскрывают проблемные зоны, пока сложные для реализации. В свою очередь, при определении содержания и видов методической работы, педагогического самообразования и просвещения это может востребованно. 

Предлагаемый лист анализа урока в школе сосредоточен на развивающем и воспитательном критерии, что в ситуации освоения требований ФГОС является достаточно актуальным. Но это ни в коей мере не снижает важность предметного основания учебного занятия. Развитие личности школьника, формирование УУД происходит через предметное содержание, и от того, насколько качественно оно представлено, зависит окончательный результат урока. Практические примеры демонстрируют, что плодотворные задания, обеспечивающие актуализирование УУД, могут не соответствовать предметным задачам и целям, и в таком случае урок переходит в воспитательное занятие. Неспособность выстроить учебное занятие в соответствии с предметными целями и задачами в случае, когда преподаватель начинает ориентироваться на проектирование УУД, приводит к ощущению, что содержание предмета теряется. Очень часто на этот момент сетуют учителя-предметники. На самом деле наиболее часто это обстоятельство обнаруживается у педагогов со слабой предметной компетентностью. 

Если в третьем столбце таблицы (сразу после параметров и показателей) листа анализа урока в школе проставляются баллы, которые определяют «вес» показателя для актуализации УУД, то четвертый ее столбец помечает указание на степень соотношения того или иного показателя предметной цели и предметному содержанию урока. В данном случае предлагается три варианта оценки:

  • «+» – достаточно полное соответствие;
  • «+, -» – скорее соответствует, чем нет;
  • «-» – не соответствует.

В случае отрицательных значений по данному столбцу – показатель в первом оценочном столбце аннулируется. Если выбирается вариант оценивания «+, -», то показатель уменьшается вдвое. Например, по листу анализа урока в школе выбирается показатель «участие обучающихся в разработке критериев оценки результатов учебной деятельности», однако процесс формирования критериев отходит от значимой для данной темы предметной задачи. В этом случае показатель может быть отмечен (обведен в кружок) и перечеркнут, педагог не получает балла по данному показателю.

Лист анализа урока в школе содержит девять критериев, достаточно важных с точки зрения формируемых УУД. Однако более семи параметров для оценивания выбирать не рекомендуется. Связано это с характеристиками внимания человека-эксперта. При возрастании числа объектов внимания наблюдение будет вызывать некоторые сложности. 

Поскольку все критерии могут быть оценены конкретным баллом, можно определить количественный результат школьного занятия. К примеру, при достижении отметки в 16 баллов можно вести разговор о решении задач, соответствующих принципам системно-деятельностного подхода.

Важно заметить, что в ходе изучения принципов системно-деятельностного подхода, в осуществлении ключевых видов работ по освоению новаций, описанных выше, на первый план выходит качественный анализ урока в школе, на что в первую очередь и нацеливает рекомендуемый инструмент. Он становится действенным, если включается в систему работы в виде восьми шагов: начиная с освоения положений системно-деятельностного подхода, переходя к анализу, проектированию и моделированию учебных ситуаций и школьного занятия в целом.

Реализуем требования ФГОС общего образования: анализ урока в школе

Реализуем требования ФГОС общего образования: анализ урока в школе

Реализуем требования ФГОС общего образования: анализ урока в школе

Реализуем требования ФГОС общего образования: анализ урока в школе

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.jpg
  • Документ №2.jpg
  • Документ №3.jpg
  • Документ №4.jpg


Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль