Проектно-исследовательская деятельность в школе в рамках введения ФГОС

186

Идея создания проектных мастерских для организации проектно-исследовательской деятельности в школе

С 2012 г. перед администрацией МАОУ Ш-И «Лицей-интернат No 7» г. Бердска (далее – лицей-интернат) обозначился круг проблем, связанных с переходом на федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее – ФГОС). Прошел год. Пришло понимание стандартов, но все проблемы невозможно решить за столь короткий срок. Одна из нерешенных проблем первого года введения ФГОС – организация обучения учащихся проектно-исследовательской деятельности в школе.

Где, когда, как организовать обучение проектной деятельности? На первый взгляд кажется, что лицей-интернат и город обладают достаточными ресурсами для развития проектного мышления. Но дополнительное образование в лицее-интернате ориентировано на начальные классы и для пятиклассника уже не актуально. Дополнительное образование в городе предоставлено самыми разнообразными направлениями, но проблема в том, что цели их не всегда связаны с проектно-исследовательской деятельностью в школе.

Остается школьное научное общество учащихся (далее – НОУ) и уроки. НОУ решает эту проблему отлично, но только для увлеченных и мотивированных учащихся. На уроках все учащиеся выполняют проектные задачи, однако из-за ограниченности времени урока это не дает гарантии успеха подготовки учащихся к итоговому проекту.

С 1 сентября 2013 г. для параллели 5–6-х классов в рамках организации проектно-исследовательской деятельности учащихся в школе организованы «Проектные мастерские» (приложение). Это такая форма обучения, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. Результатом работы в мастерской становится не только реальное знание или умение, важен сам процесс постижения истины и создания творческого продукта.

Из действующих педагогических методов работа мастерской приближается к исследовательским и проблемным методам обучения, что соответствует формату проектно-исследовательской деятельности в школе. Это определение подчеркивает открытие нового и самостоятельного пути ученика. Для 5–6-х классов созданы мастерские различной направленности: исследовательские (математическая, биологическая), творческие (театральная, танцевальная, музыкальная), социальные (литературная, страноведческая, компьютерная), прикладные (флористика, художественная, конструкторская).

В расписании 5–6-х классов в один из дней недели у всех классов одновременно стоит два урока «Проектная мастерская». Каждый ученик в течение года посещает четыре различных мастерских. Он занимается в выбранной мастерской одну четверть, делает проект, представляет его на Ярмарку проектов, защищает, получает оценку и в начале следующей четверти выбирает другую мастерскую.

Организация проектно-исследовательской деятельности в школе: распределение учащихся по мастерским

Из общего количества учащихся на параллели в каждой мастерской может заниматься по 9–10 человек. В лицее-интернате на каждой параллели по 4 класса, что удобно при выстраивании очередности классов при выборе мастерской: АБВГ – I четверть, БВГА – II четверть, ВГАБ – III четверть, ГАБВ – IV четверть. Так соблюдается принцип справедливости, равнодоступности и свободы выбора.

Существует два ограничения: в одну мастерскую не могут записаться более трех человек от класса и нельзя повторно выбирать мастерскую. К педагогам-мастерам каждую четверть приходит новый состав учащихся. Мастер за ограниченный период времени (7–10 недель) должен сплотить участников мастерской и выдать с ними готовый творческий продукт. В ходе работы мастерской происходит постоянное осмысление творческой деятельности. Это сближает учебный процесс с процессом настоящего научного и художественного открытия. Таким образом, происходит не передача готовых знаний, а приобретение ценностного опыта разносторонней духовной деятельности.

Организация ярмарки проектов в рамках проектно-исследовательской деятельности в школе

Последнее занятие четверти – это открытое мероприятие «Ярмарка проектов». Каждая мастерская заранее подает заявку на участие в ярмарке с указанием темы проектов. Проекты могут быть как групповые, так и индивидуальные. Каждый ученик получает бюллетень для голосования, в котором в ходе ярмарки отмечает три понравившихся проекта. Детская счетная комиссия, сформированная из представителей мастерских, определяет количество голосов за проекты. Полученные результаты фиксируются в сертификате ученика. Лучшие проекты, ученики, мастерские отмечаются «звездами». Готовый проект пополняет Портфель достижений ученика.

Подведение итогов проектно-исследовательской деятельности в школе

Закончилась I четверть и уже можно подвести некоторые итоги.

1. Получилось:

  • в одной мастерской оказались ученики из разных классов, что повысило уровень коммуникативной компетентности учащихся и улучшило микроклимат в параллели;
  • благодаря ограниченности по времени и необходимости презентации результата повысилась ответственность учащихся за конечный продукт;
  • некоторые учащиеся увлеклись работой в мастерской и пришли к этому учителю в творческое объединение или НОУ;
  • по результатам голосования все проекты получили баллы, ни один проект не остался незамеченным;
  • во второй четверти учащиеся целенаправленно выбирали мастерскую и построили свой маршрут до конца года;
  • многие получили первый опыт выступления на сцене;
  • родители проявили активный интерес к Ярмарке проектов.

 
  2. Не получилось:

  • большое количество проектов на защите утомило слушателей, внимание рассеялось;
  • объективность голосования учащихся вызвала сомнения взрослых;
  • наиболее выигрышными оказались проекты творческой направленности (театр, музыка, танцы и др.), что снизило значимость работы мастерских в глазах участников социальных, исследовательских работ.

Выводы по итогам I четверти:

1. Форма мастерских наиболее удачна для решения поставленной задачи.
2. Реализована основная цель – обучение проектной деятельности в школе и наполнение Портфеля достижений.
3. Требуется доработка процесса защиты проектов.

В 7–8-х классах «Проектные мастерские» станут предметными: математика, история, география и др. В 9-м классе каждый ученик, имея опыт реализации и презентации 16 проектов, сможет осознанно выбрать и достойно представить итоговый проект.

Для контроля и коррекции проектной деятельности в школе необходим тьютор. Педагогаммастерам следует перестроить свою работу на краткосрочную проектную деятельность. Классным руководителям и администрации важно вести разъяснительную работу с родителями и учениками. Родители также должны включиться в проектную деятельность своих детей.

«Проектная мастерская» как инновационная деятельность подлежит дальнейшей практической отработке и теоретическому осмыслению. В условиях принятия ФГОС, где учитель по установке не должен быть лектором, вещающим с кафедры, организация мастерских представляется просто необходимой.

СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.pdf


Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль