Проектная деятельность в начальной школе: что будет работать на результат?

303

В статье сделан акцент на составе проектных действий и последовательности этапов учебного проекта, на формировании основ проектной компетентности выпускников начальной школы. Проблема обучения проектной деятельности рассмотрена в контексте требований ФГОС начального общего и основного общего образования.

Издержки формального подхода в проектной деятельности в начальной школе

Довольно широко в педагогической среде распространено мнение, что проект в начальной школе с учениками запустить легко. Надо только придумать тему. А потом договориться, на какой практический и наглядный результат нацелиться. Сразу закипит работа, ребята обязательно захотят что-то придумать, что-то сделать. Если не смогут реализовать свои фантазии, надо подключить родителей, которые не откажутся проявить свою родительскую любовь и преданность школе, классу. Выходит, как правило, что-то весьма презентабельное и удобное для представления на конкурсе.

Проектов в начальной школе делают много и разных. Порой темы ученических проектов удивляют масштабом охвата содержания, глубиной проникновения в тему, зачастую — не по возрасту зрелыми суждениями и выводами по результатам исследования. Еще недавно от количества представленных на различные конкурсы проектов в начальной школе зависел некоторым образом рейтинг образовательной организации (далее — ОО). Учителя учеников-призеров поощрялись с помощью надбавочных коэффициентов при расчете зарплаты. Но главный вопрос и по сей день остается без ответа: что в результате получает сам ученик, каков его личностный прирост от такой проектной деятельности в начальной школе? Всегда ли проект работает на образовательный результат?

Требования ФГОС к проектной деятельности в начальной школе

В федеральном государственном образовательном стандарте (далее — ФГОС) начального общего образования проектная компетентность заявлена элементом образовательного результата. Во ФГОС основного общего образования говорится о том, что в 5-м классе обучающийся должен выполнить самостоятельно учебный проект. Он вправе опираться на те умения и компетенции, которые сформируются у него в начальных классах. Соответственно, от педагога начальной школы зависит успех его воспитанников в ближайшем будущем. Они должны быть подготовлены к самостоятельной работе с учебным проектом. Цель проектного обучения в начальной школе — формирование основ проектной компетентности учащегося, т. е. получение представления о проектировании как технологии поиска способа разрешения проблемы, освоение проектирования минимального уровня сложности, приобретение начального опыта его применения (приложение). Образовательный контекст проектной деятельности в начальной школе Проектирование — универсальная технология. В современном обществе проектирование все шире применяется в различных сферах и видах человеческой деятельности, таких, как: архитектура и строительство, машиностроение в широком аспекте, технологические процессы и пр. Все перечисленное, в т. ч. и проекты сугубо гуманитарные: в журналистике, на телевидении, в шоу-бизнесе, образовании и др. — позволяют говорить о том, что технология проектирования имеет широкие возможности применения, универсальный подход, всеобщие закономерности. Технология проектирования осваивается современным человеком в силу необходимости ее применения в различных сферах жизни, профессиональной и пр. деятельности. Зачастую человек, владеющий проектированием, бывает успешнее, чем не владеющий. Феномен востребованности технологии проектирования в современном обществе объясняется стремительностью обновления социальных доминант. Человеку приходится решать множество проблем быстро и с выгодой для себя. Здесь и актуализируются такие составляющие проекта, как продумывание проблемы, планирование действий (последовательность решения проектных задач), рефлексия и самоанализ результатов. Одним словом, проектирование помогает решать различные проблемы, где бы они ни возникали, позволяет избежать ошибок, сделать выбор способа решения проблемы оптимальным.

Существующие противоречия в проектной деятельности в начальной школе

В образовании проектная деятельность в начальной школе имеет несколько различных сфер применения. В каждой из них — своя специфика. Проектирование применяется при решении проблем развития системы образования на различных уровнях. Как результат появляется сбалансированная программа развития. С помощью проектирования осуществляется разработка отдельных занятий, на которых с конкретными детьми необходимо достичь конкретных педагогических целей. Результат — план или сценарий занятия. Здесь в каждом из случаев проектирование осуществляют взрослые. Результат проектирования называют проектом в начальной школе, и до его осуществления он существует как замысел. Проектирование в этих сферах логически завершается этапом осуществления разработанной программы.

В ситуации учебного проектирования понятие «учебный проект» является базовым. Учебное проектирование — это образовательный процесс, построенный на основе технологии проектирования и использования учебного проекта как дидактического средства.

Сегодня становится обязательным использование проектной деятельности в начальной школе как средства реализации системно-деятельностного подхода в образовании.

Учебный проект в начальной школе как деятельность

Учебный проект в начальной школе надо видеть в контексте общих характеристик проекта как деятельности, имеющей четко фиксированные этапы: проектирования, подготовки к презентации и презентацию. В отдельных случаях — и осуществление проекта-замысла. Иногда используют словосочетание «организационная рамка учебного проекта», подчеркивающее ограничение по времени периода работы в проекте и неизменность его трехэтапной структуры.

Кроме того, учебный проект в начальной школе надо рассматривать как проблемное задание, при работе над которым разворачивается самостоятельная проектная деятельность в начальной школе. Та часть работы в учебном проекте, которая связана с проектированием, протекает в умственном плане.

Если у обучающегося сформировано проектное мышление, проектная компетентность, то эта умственная деятельность занимает совсем мало времени (проектные операции и действия выполняются со скоростью мысли). Наблюдателю заметна в большей степени работа на этапах подготовки и презентации проекта. Тем более что для наглядности рассказа о результате проектирования приготавливается продукт проектной деятельности.

Вместе с предъявлением проекта-замысла (способа разрешения проблемной ситуации) в виде рассказа и демонстрации продукта как наглядности в этом предъявлении ученик непременно должен отрефлексировать свою проектную деятельность в начальной школе. То есть рассказать все, что происходило от постановки задачи на проектирование до получения продукта и отчета о проделанной работе. В такой структуре презентации заложен здравый психолого-педагогический смысл. Это позволяет и педагогу убедиться в результативности ученического проектирования, а обучающемуся отрефлексировать и усвоить те способы действий и деятельности, которые он самостоятельно осуществлял.

Две проблемы учебного проекта в начальной школе

Начальным этапом учебного проекта в начальной школе является осмысление проблемной ситуации, результатом становится выделение проблемы и условий ее существования. Проектирование будет направлено на поиск способа решения этой проблемы, если она некоторым образом интересна ученику.

Если, к примеру, в проблемной ситуации проблемой является отсутствие моста через речку, разделяющую два населенных пункта, А и Б, то проблемой для проектирования будет поиск способов решения проблемы «отсутствие моста». Она задаст цель проектирования.

Если учесть условия, в которых должен появится реальный мост: географическое место расположения, геологические и погодные условия эксплуатации, наличные средства для выбора и адаптации типового проекта моста, оплаты подрядной организации и др., то намечается план работы по поиску средства решения проблемы в виде последовательности задач.

Последовательное решение намеченных задач приводит к осуществлению необходимых действий и преобразований проблемной ситуации. Выстроенная система необходимых действий является результатом проектирования.

Этапы учебного проекта в начальной школе

Рассмотрим детально основные этапы учебного проекта в начальной школе (рисунок).

Проектная деятельность в начальной школе: что будет работать на результат?

Этапы учебного проекта

Этап 1 — проблематизация. Проводится анализ проблемной ситуации, выделяется проблема (далее — П), которую надо разрешить. Пока неизвестно, как разрешить проблему П. Этап заканчивается формулированием проблемы для проектирования «Каким образом решить проблему П?». Это результат первого этапа проектирования. Если проблема безразлична проектанту, то и желание найти способ ее решения не возникает.

Этап 2 — целеполагание. Проводится анализ проблемной ситуации для определения условий существования проблемы П. Исходя из полученной проблемы (далее — Ппр) и только что выделенных условий, формулируется цель проектирования: найти способ решения проблемы П.

В случае проектирования минимального уровня сложности выделенных из проблемной ситуации условий должно быть достаточно. Rу — рефлексивное действие, определяющее, достаточно ли описанных в ситуации условий для следующего шага в проектировании. Например, при проектировании проблемы проведения новогоднего праздника в классе силами учеников проектантам может понадобиться дополнительная информация об их готовности выступить перед классом. Возникает задача на сбор необходимой информации.

Затем начинается план работы по поиску средства решения проблемы Ппр в виде последовательности задач, решение которых к определению необходимых действий преобразования проблемной ситуации.

Этап 3 — выделение необходимых действий. Происходит возврат к анализу проблемной ситуации, в описании которой можно увидеть множество всевозможных действий на объектах ситуации и связей между объектами. Среди них мы можем использовать только те действия, которые допустимы в наших условиях. Из множества допустимых действий выберем те действия, которые нам необходимы. Rд — рефлексивное действие, помогающее убедиться, что ученик знаком с отобранными действиями и ему не нужна дополнительная информация о них.

Этап 4 — построение цепочки необходимых действий. Отобранные необходимые действия будут осуществляться последовательно. Построение цепочки необходимых действий, разрешающих проблему П, — последний шаг в проектировании, способ решения проблемы, цепочка действий.

В более сложном случае необходимые действия могут выстраиваться в некую систему. Например, какие-то действия могут выполняться параллельно и одновременно, а какие-то — при выполнении некоторых условий. В случае подготовки новогоднего праздника в классе, например, наряжаться Дедом Морозом будет самый высокий мальчик Федя, если он выздоровеет. Иначе готовится Петя. А украшать классную комнату, готовить сладкий стол, паковать подарки и пр. можно параллельно, распределив усилия между учениками.

Эффекты учебного проекта в начальной школе

Полученный в результате проектирования проект-замысел существует гипотетически. Его надо еще показать, о нем необходимо рассказать, каким-то образом представить. Это нужно и для последующего анализа и оценки, сравнения с другими проектами, решающими ту же задачу (найти способ решения проблемы П). Проектирование может давать несколько вариантов решения. Эти варианты можно сравнивать по эффективности, надежности и др. Все это уже находится за пределами проектирования. Реализация проекта-замысла, т. е. выполнение цепочки или системы действий, составляющих способ решения проблемы, тоже проектированием не является, лежит за пределами проектирования.

Во время подготовки продукта и выступления могут быть намечены какие-либо шаги, задачи, выстроен план этой работы. Если чего-то не хватает, самое время ставить задачу на пополнение знаний или умений, позволяющих осуществить задуманное. Первично, в самом начале процесса формирования у младших школьников навыков проектирования, такие действия желательно свести к нулю.

Образовательные результаты проектной деятельности в начальной школе

К моменту окончания освоения основной образовательной программы начального общего образования у учащихся должны быть сформированы УУД:

  • рефлексивные (целеполагание, самоконтроль);
  • познавательные (логические операции, работа с информацией);
  • коммуникативные (обращение к другому за необходимой информацией).

Многие из них входят в состав проектной компетентности. Это умения выполнять задания в рамках проектной деятельности в школе в соответствии с технологией проектирования. Наряду с практическим опытом самостоятельного проектирования и пониманием, где и когда оно применимо, такие образовательные результаты составляют проектную компетентность.

На формирование у младших школьников проектной компетентности сегодня направлены различные дополнительные профессиональные программы, обеспеченные в той или иной мере методическими рекомендациями для педагогов. Предлагаемый автором настоящей статьи курс «Проектная деятельность», напротив, ориентирован непосредственно на учащихся 2–4-х классов и представляет собой курс внеурочной деятельности, рассчитанный на три года. Курс обеспечен учебно-методическим комплектом (тетрадь для ученика, методическое пособие для учителя, раздаточный материал для групповой практической работы, программа курса).

Не переоценивая значимости учебных проектов в начальной школе, нельзя не отметить их значение для индивидуального развития младших школьников и достижения ими интегрированного образовательного результата, где личностные качества взаимосвязаны с уровнем сформированности УУД и качеством предметных знаний и навыков.

Приложение

Глоссарий понятий, используемых в организации проектной деятельности младших школьников

Понятие

Трактовка понятия

Допустимые действия

Действия из числа всевозможных действий, допустимых в заданных условиях ситуации

Осуществление проекта

Выполнение действий цепочки, которая суть способ разрешения проблемной ситуации

План

Намеченный порядок работы

Планирование

Составление плана

Проблема

То, что порождает необходимость преобразования

Проблема для проектирования

Как, каким образом разрешить проблему ситуации

Проблемная ситуация

Ситуация, содержащая проблему (проблемы)

Продукт

Нечто наглядное, то, что готовится для презентации проекта, замысла

Проект

Замысел, умозрительно существующий способ решения проблемы

Проектирование

Процесс создания умозрительного результата предполагаемых действий, проекта

Проект как результат проектирования

Система действий, применение которой приводит к разрешению проблемной ситуации

Проектная компетентность

Владение проектной компетенцией

Проектная компетенция

Владение проектными умениями, проектной деятельностью, минимальный опыт в проектировании, представление о том, где и когда можно применять проектирование для решения проблемы. Тогда ученик может при наличии мотивации организовать собственную деятельность для решения возникшей проблемы

Проектирование минимального уровня сложности

Возникает тогда, когда рассматриваемая ситуация, содержащая проблему, условия ее существования, допустимые в этой ситуации действия — простые и понятные, не требующие каких-либо дополнительных разъяснений или исследований. Допустимые действия — простое множество, а результатом проектирования является небольшая цепочка необходимых действий, выбранных из множества допустимых

Проектные действия

Действия проектной деятельности

Проектные умения

Освоенные способы проектных действий

Рефлексия, рефлексивные действия

Родовая способность человека, проявляющаяся в обращении сознания на самое себя, на внутренний мир человека и его место во взаимоотношениях с другими, на формы и способы познавательной и преобразующей деятельности

Сенситивный период

Наиболее благоприятный период для формирования какой-либо способности, за пределами которого такое формирование уже не столь результативно или вообще невозможно

Учебное проектирование

Образовательный процесс, в основе которого лежит использование учебного проекта как дидактического средства

Учебный проект

Организационная структура деятельности, имеющая стадии проектирования, подготовки к презентации и презентацию проекта

Цель проектирования

Найти способ разрешения проблемы ситуации

Цель проектного обучения в начальной школе

Формирование основ проектной компетентности учащихся; освоения ими начального опыта проектирования как технологии поиска способа разрешения проблемы

Цепочка необходимых действий

Способ разрешения проблемной ситуации

Цепочка проектных действий

Последовательность действий, обусловленная технологией проектирования

Этапность проектирования

Последовательность шагов в проектировании, каждый из которых обусловлен результатом предыдущего (проблематизация — выделение условий — целеполагание — определение необходимых действий — построение способа разрешения проблемной ситуации)



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль