Диагностика читательской грамотности

3722

Содержание статьи:

  • Тест по диагностике читательской грамотности
  • Умение определять тему и основную мысль текста
  • Сопоставление точек зрения
  • Психологическое состояние героя произведения
  • Рекомендации
  • Примеры (скачать)

М.Ю. Демидова, 
д-р пед. наук, методист экспертно-аналитического отдела ГАОУ ДПО г. Москвы «Московский центр качества образования»

Чтобы провести тест по диагностике читательской грамотности, необходимо предусмотреть многое:

  • какими должны быть информационные блоки теста?
  • на что должны быть направлены задания к ним?
  • каковы главные критерии при оценке разных блоков?

В статье приведены примеры для проверки каждой группы умений: общая ориентация в тексте, лексическая работа, сопоставление точек зрения, определение психологического состояния героя произведения, работа с контекстом и др.

Особое внимание уделено самой сложной для учащихся группе умений при диагностике читательской грамотности– работе с конфликтной информацией.

Автор статьи подробно описывает уровни овладения читательскими умениями, выявленные в результате диагностики в 7-х классах. А также дает рекомендации по подготовке, проведению и оцениванию подобных мероприятий по диагностике читательской грамотности учащихся. Приведены примерные задания.

Диагностика читательской грамотности обучающихся

Читательская грамотность — один из важнейших метапредметных результатов в требованиях федеральных государственных образовательных стандартов (далее — ФГОС) общего образования. Не случайно в примерных основных образовательных программах начального и основного общего образования предлагаются отдельные метапредметные программы для обучения чтению. В столичной системе образования обучению грамотности чтения уделяется большое внимание. В течение ряда лет ГАОУ ДПО г. Москвы «Московский центр качества образования» (далее — МЦКО) проводятся независимые диагностики, направленные на оценку читательских умений.

Об интересе педагогов московских образовательных организаций (далее — ОО) к диагностике качества чтения свидетельствует масштаб их участия в соответствующих диагностиках (рисунок). Решение об участии в данной диагностике ОО принимает самостоятельно. Результаты диагностических исследований, проводимых МЦКО, несут основную функцию помощи педагогическим коллективам для дальнейшего взаимодействия учителей разных предметов в обучении чтению.

Тест по диагностике читательской грамотности

Тест по диагностике читательских умений состоит из нескольких информационных блоков и заданий к ним. В качестве информационных блоков могут выступать различные тексты — художественные, научно-познавательные и т. д. Содержание текстов соответствует возрастным особенностям учащихся и находится в сфере их познавательных интересов. При отборе контекста необходимо предусмотреть возможность конструирования заданий, ориентированность на реальные жизненные ситуации.

Задания по работе с текстами направлены на проверку трех групп умений:

  1. Общая ориентация в тексте.
  2. Глубокое понимание текста.
  3. Оценка и применение информации из текста в учебно-практических задачах.

Задания для проверки общей ориентации в тексте предполагают поиск и выделение информации, представленной в явном виде.

Например:

  • приводить фрагменты текста, подтверждающие определенное высказывание;
  • определять значение терминов из текста;
  • сопоставлять информацию из разных частей текста (сопоставлять информацию, представленную в разных знаковых системах — текст и рисунки или фотографии; описывать на основе текста значение графических символов);
  • устанавливать в тексте последовательность действий (определять последовательность событий в тексте, ранжировать объекты на основе информации из текста).

Задания для проверки глубокого понимания текста требуют обобщения и интерпретации информации, представленной в тексте, преобразования информации из одной знаковой системы в другую.

Здесь могут проверяться следующие умения:

  • выделять главную мысль отдельных частей текста;
  • делать выводы на основе информации из текста, интерпретируя использованные в тексте выразительные языковые средства;
  • преобразовывать информацию из текста в схему и наоборот;
  • ранжировать, группировать или классифицировать объекты, описанные в тексте;
  • выделять информацию, не соответствующую содержанию текста и т. п.

Задания для проверки умений оценивать и применять информацию из текста в учебно-практических задачах предполагают анализ ситуаций с применением знаний из информационных блоков текста, а также создание текстов оценочного характера. Отличительной чертой этой группы заданий является их конструирование на основе внетекстовых ситуаций.

Покажем на примере диагностики читательской грамотности в 7-х классах, какие достижения демонстрируют обучающиеся и какие дефициты в сформированности читательских умений выявила такая оценочная процедура.

ИЗ ПРАКТИКИ

Для проведения диагностики читательских умений обучающихся 7-х классов в г. Москве специалистами МЦКО подготовлено 24 задания:

  • 14 заданий (максимальный балл — 16) — проверяли поиск и понимание явно заданной информации;
  • 7 заданий (максимальный балл — 10) — преобразование и интерпретацию информации;
  • 3 задания (максимальный балл — 6) — оценку информации и ее применение при решении учебно-практических задач.

Максимальный первичный балл — 32.

Каждый вариант состоял из 2 блоков:

  1. Художественные тексты и 12 заданий к ним.
  2. Тексты естественнонаучного характера и 12 заданий к ним.

Для анализа учащимся были предложены тексты различных жанров (фрагмент романа, повести, стихотворение, статья, презентация) и видов (тексты сплошные и несплошные: таблицы, сноски, слайды), работа с которыми является составной частью деятельности обучающегося на уроках по различным предметам. По содержанию тексты имели ярко выраженную проблематику, воспитательную ценность, учитывали возрастные особенности семиклассников, были незнакомы учащимся (не использовались ранее в обучении), позволяли оценивать большой спектр читательских умений.

В каждом варианте представлены задания различного типа:

  • с выбором единственного верного ответа из четырех предложенных;
  • кратким и развернутым ответом.

Предлагалось 4 варианта, при этом все варианты диагностической работы были равноценны как по средней трудности, так и по примерному времени выполнения (80 мин с перерывом в 10 мин). Демонстрационный вариант данной диагностики приведен в приложении. Средний процент выполнения теста — 57%.

Умение определять тему и основную мысль текста

Умение определять тему и основную мысль текста является базовым для учащихся 7-го класса. Результаты диагностики показали, что обучающиеся лучше справлялись с заданием, если нужно было выстроить последовательность событий или ситуаций, и хуже, если задание требовало восстановить последовательность описаний. Описание как тип речи наиболее востребовано в учебной литературе, поэтому умение определять правильную последовательность элементов описания в тексте должно стать объектом особой заботы учителя-предметника.

Две группы заданий, предложенных в вариантах, оценивали умение выделять главную мысль текста. Задания, построенные на основе художественного текста, были выполнены учащимися значительно лучше (в среднем по четырем вариантам уровень выполнения составил 81%), чем на основе естественнонаучного текста (47%). Одной из причин большой разницы в результатах выполнения является тот факт, что для художественного текста задание было базового уровня сложности с выбором ответа, а для естественнонаучного — повышенного уровня с развернутым ответом.

На уровень выполнения заданий на основе художественного текста явное влияние оказывает тип речи:

  • основная тема текста-описания хуже воспринимается учащимися (выполнение 67–74%);
  • ведущая тема текста-повествования меньше затрудняет обучающихся (выполнение 90–94%).

При выполнении подобного задания к естественнонаучному тексту семиклассник должен был сформулировать основную мысль одного из абзацев. Наиболее частая ошибка, которую допускали учащиеся, связана с тем, что их формулировка основной мысли абзаца соответствовала лишь его части, что объясняется поверхностным чтением, без осмысления всей полноты содержания фрагмента.

Умение определять лексическое значение слова по контексту

Умение по контексту определять лексическое значение слова проверялось в каждой части работы с художественным и естественнонаучным текстом. В первом типе текстов учащиеся должны были указать фрагмент с устаревшими словами. Нужно отметить, что в задания включали лишь лексические архаизмы, а не устаревшие грамматические формы. Задание на основе естественнонаучного текста требовало установить значение двух слов, выбрав формулировки из четырех предложенных.

В список слов были включены:

  • термины;
  • малоупотребительные слова, установить значение которых возможно при внимательном чтении текста.

ПРИМЕР

Задание. Прочитайте текст.

«Главная ценность чая в содержащемся в нем алкалоиде — кофеине (до 4% от сухой массы). Он воздействует на центральную нервную систему, усиливает сердечную деятельность, в больших количествах кофеин вызывает бессонницу, боли в сердце».
Лексическое значение слова «экспортировать» обучающийся мог определить через значение однокоренного слова «экспортер»: «За последние 100 лет мировое производство чая возросло в 30 раз. Крупнейшими его экспортерами на сегодняшний день являются Индия, Китай, Шри-Ланка, Япония».

При чтении текста вам встретились слова «экспортировать» и «алкалоид». По содержанию текста можно определить их значение. Установите соответствие между словом и его толкованием: для каждого слова из первого столбца найдите верное толкование его значения из второго столбца, обозначенное цифрой.

Слово

Толкование слова

А) экспортировать;
Б) алкалоид

1) ввозить из-за границы какие-либо товары;
2) возбуждающее средство;
3) успокоительное лекарственное средство;
4) вывозить за границу какие-либо товары.

Запишите в таблицу выбранные ответы, не разделяя цифры запятыми.

A

Б

Уровень выполнения задания, представленного в примере, — 47%. Успешно его выполнили только учащиеся с высоким уровнем читательской подготовки (72%). Для того чтобы выяснить роль алкалоида (возбуждающее или успокоительное средство), нужно было увидеть контекст, в котором это слово функционировало. Другого способа выяснить значение слова «алкалоид» в процессе выполнения работы у обучающегося не было, т. к. из учебной практики это слово семикласснику не знакомо.

Работа с метафорами

Понимание переносного значения слов является ключом к пониманию художественного текста. Поэтому в диагностическую работу было включено задание по работе с метафорами (с выбором одного ответа из четырех предложенных).

Учащиеся хорошо справились с заданием, в котором нужно было объяснить значение эпитетов в словосочетании:

  • «с повинной головой» на основе отрывка из романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин» (82%);
  • «всемогущий Невский проспект» на основе повести Н. В. Гоголя «Невский проспект» (80%).

Результативность выполнения задания напрямую зависела от ряда условий:

  • понимания лексического значения всех слов в предложенном фрагменте;
  • глубины понимания авторского текста.

ПРИМЕР

Задание. Как вы понимаете выражение «проживать в красе и в холе» из текста?

  1. Наслаждаться азартом боя;
  2. Пользоваться вниманием и заботой хозяина;
  3. Иметь красивое седло, сбрую и чепрак;
  4. Жить долго и счастливо.

48% учащихся сумели правильно интерпретировать метафору (пользоваться вниманием и заботой хозяина). Для остальных учащихся оказался непонятен смысл выражения «в холе», хотя обучающимся этого возраста знаком однокоренной глагол «холить» с лексическим значением «заботиться». 19% семиклассников интерпретировали «в красе» и «в холе» как синонимы, 29% учащихся приняли словосочетание «жить долго и счастливо» за лексический аналог.

Одним из путей повышения результативности выполнения подобных заданий является обогащение словаря учащихся, лексическая работа над толкованием значения слов (даже самых распространенных) и их функционированием в речи.

Сопоставление точек зрения

При выполнении задания на сопоставление разных точек зрения и разных источников информации по заданной теме продемонстрированы достаточно высокие результаты — 71,7%.

ПРИМЕР

Задание. Какие высказывания отражают идею (основную мысль) строфы XXXVII главы 7 романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»? Обведите цифры выбранных высказываний и запишите ответ, не разделяя цифры запятыми.

Вот, окружен своей дубравой,
Петровский замок. Мрачно он
Недавнею гордится славой.
Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.
Отселе, в думу погружен,
Глядел на грозный пламень он.

1. Литературный критик XIX в. В. Г. Белинский в статье «Евгений Онегин» отмечал, что «12-й год, потрясши всю Россию из конца в конец, пробудил ее спящие силы и открыл в ней новые, дотоле неизвестные источники сил, чувством всеобщей опасности возбудил народное сознание и народную гордость…" (Белинский В.Г. Евгений Онегин // Белинский В. Г. Избранные статьи. М.: «Детская литература», 1978. С. 147).

2. Современник А. С. Пушкина Ф. В. Булгарин так отзывался о строфах из романа А. С. Пушкина: «Читатель ожидает восторга при воззрении на Кремль, на древние главы храмов Божиих; думает, что ему укажут славные памятники сего Славянского Рима — не тут-то было» (Северная пчела, 1830. № 39).

3. Е. М. Хитрово, дочь фельдмаршала М. И. Кутузова, в письме к редактору журнала «Русский инвалид» А. Ф. Воейкову писала: «…размышления автора о Петровском замке были оценены читателями как имеющие величайшее значение. И в самом деле, у какого русского не забьется сердце при чтении этих строк:
Но не пошла Москва моя
К нему с повинной головою»
(М. Ю. Лотман. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. СПб.: «Искусство — СПб», 1995. С. 696).

4. Цитатный материал о Петровском замке в Москве представляет собой фактологическую информацию (отзывы современников о содержании конкретной строфы XXXVII главы 7 романа в стихах А. С. Пушкина — о значении Отечественной войны 1812 г. и исторической роли Москвы). Учащиеся должны были интерпретировать содержание строфы, сопоставить различные, порой даже противоречивые высказывания, соотнести разные стили речи (публицистическая статья и художественный текст) и сделать выводы.

5. Ф. В. Булгарин (цитата 2), стремившийся любыми способами очернить имя А. С. Пушкина, обвинил поэта в отсутствии патриотизма. В результате оппонент А. С. Пушкина своей буквальной трактовкой эпитета «мрачный» и искажением авторской позиции в строфе XXXVII главы 7 продемонстрировал, выражаясь современным языком, элементарную читательскую неграмотность и дискредитировал себя и как журналист, и как знаток литературы. Выбирая ответ 2, учащиеся (27%) обнаруживают непонимание либо текста поэта, либо его критика.

6. Отзывы В. Г. Белинского и Е. М. Хитрово (цитаты 1 и 3), приведенные в задании, предполагали оценку учащимися правоты высказывания современников поэта относительно идеи конкретной строфы пушкинского текста, в которой выражена гордость поэта за своих соотечественников, не склонивших голову перед врагом. 73% семиклассников верно интерпретировали текст А. С. Пушкина, дали свою нравственную оценку событий Отечественной войны и увидели отражение своих размышлений в высказываниях В.Г. Белинского и Е. М. Хитрово.

7. Задания, в которых требовалось обнаружить в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов, выполнены с низкой результативностью. Два задания этой группы были на основе художественного текста и два — на основе естественнонаучного. По одному заданию из каждой группы требовался развернутый ответ. Учащиеся показали более высокий уровень сформированности этих читательских умений при работе с художественным текстом. Причем задания с развернутым ответом вызывали у семиклассников значительные затруднения.

Психологическое состояние героя произведения

В основе восприятия художественного текста лежит понимание психологического состояния героя. Учащиеся должны были определить душевное состояние героев из двух текстов — прозаического и стихотворного.

В трех вариантах участники диагностики успешно выполнили это задание (63–81%), т. к. в текстах состояние героя иоценивается однозначно:

  • «отвечает конь печальный»,
  • «сердце мое обливалось кровью»,
  • «чувство душевного покоя и уюта»,
  • «чувство радости беспечной»,
  • обилие восклицательных предложений, рисующих восторг. 

Наименьший процент выполнения имело задание, в котором во всех ответах было правильно указано психологическое состояние героев, но в одном из них неверно определена причина состояния.

Задача по обнаружению в тексте доводов для подтверждения выдвинутых тезисов решалась учащимися в заданиях с развернутым ответом. Здесь сама форма предъявления читательских умений вызывает больше затруднений, чем в заданиях с выбором одного ответа или множественным выбором. При работе с художественными текстами результат выполнения заданий на 8% выше, чем при работе с естественнонаучными текстами.

Обращаем внимание на следующую особенность:

  • если в задании требуется объяснить отношение героя к чему-то (кому-то) на основе исходного текста, то 59% учащихся уверенно справляются с поставленной задачей, т. к. это умение отрабатывается на уроках литературы достаточно эффективно;
  • если в задании обучающийся должен интерпретировать цитату или слово, то результативность снижается (уровень снижения зависит от степени сложности исходного текста).

ПРИМЕР

Задание. Чем дорог Казбичу его конь?

Ответ запишите в виде текста из 2–3 предложений.

38% учащихся выполнили задание в соответствии с требованиями и получили максимальный балл, написав в виде микротекста, что Карагез был для Казбича другом, помощником и спасителем; 42% участников получили 1 балл. Снижение на балл, как правило, связано не столько с непониманием роли коня в жизни его хозяина, сколько с неумением оформить свою мысль.

Работа с контекстом

Результативность выполнения задания, направленного на работу с контекстом, составила 31%. Для обучающихся, не знакомых с пословицей, в исходном тексте была «подсказка»: москвитяне «мало заботились о наружности» своих прочных, но простых жилищ,т. к. считали, что важна не красота внешнего убранства, а гостеприимство и душевная щедрость. А на строительство и украшение многочисленных храмов «не щадили <…> ни рублей, ни трудов».

ПРИМЕР

Задание. Как вы понимаете пословицу «не красна изба углами, а красна пирогами» в контексте фрагмента романа А. К. Толстого «Князь Серебряный»? Обоснуйте свою точку зрения двумя примерами из текста. Ответ запишите в виде текста из 2–3 предложений.

При анализе художественного текста следует больше внимания уделять работе с лексикой. По данным диагностики, внимание к слову, его оттенкам, его роли в художественном тексте проявили лишь учащиеся с высоким уровнем читательских умений (51%).

Проверка достоверности информации

Читательское умение подвергать сомнению достоверность информации, обнаруживать недостоверность информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов диагностировалось с помощью двух заданий:

  • с кратким ответом на основе естественнонаучного текста;
  • с развернутым ответом на основе художественного текста.

В первом случае 61% семиклассников справились с заданием, во втором — 44%. Трудность выполнения этого задания в случае естественнонаучного текста заключалась в том, что предложенные информационные запросы нужно было наложить на несколько текстов. В задании для художественного текста учащиеся должны были обнаружить ошибки, которые касались фактической информации: имена писателей, героев, кличка коня, название произведения, название города.

ПРИМЕР

Задание. Прочитайте фрагмент сочинения ученика и найдите ошибки, которые он допустил. Запишите предложение, в котором вы нашли ошибки, в исправленном виде. Подчеркните те слова (словосочетания), которые вы исправили.

Фрагмент сочинения: «В романе „Герой нашего времени“ М. А. Лермонтова есть эпизод, в котором Казбек рассказывает о своем коне Карагезе. По тому, как заинтересованно он говорит о лошади, мы понимаем его мысли и отношение к своему товарищу».

Правильный ответ: «В романе „Герой нашего времени“ М. Ю. Лермонтова есть эпизод, в котором Казбич рассказывает о своем коне Карагезе…».

Работа с конфликтной информацией

Умение в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию проверялось двумя заданиями высокого уровня сложности с развернутым ответом на основе художественного и естественнонаучного текстов. Уровень выполнения задания к художественному тексту составил в среднем 35%. Задание на выявление конфликтной информации на основе естественннаучного текста в среднем было выполнено 29% учащихся.

ПРИМЕР

В 1720 г. во время вспышки чумы врачи носили специальные костюмы. Птичьего вида облачение из кожи покрывало врача с головы до пят. Люди полагали, что такое одеяние способно защитить от любой заразы. В большой клюв клали приятно пахнущие травы для фильтрации заразы, передающейся по воздуху; в жезле был ладан, который, как думали, может защитить от нечистой силы. Даже отверстия для глаз, в которые вставляли стеклянные линзы, были защищены.

Мог ли грозный костюм врача в XVIII веке гарантировать защиту от инфекционных заболеваний? Приведите два довода для обоснования своей точки зрения.

Это задание относится к группе заданий высокого уровня сложности. Чтобы правильно его выполнить, обучающийся должен апеллировать не столько к данному тексту (который лишь расширяет контекст задания и дает зрительный образ), сколько к той информации, которая была изложена в предыдущих текстах, а также к своему чувственному опыту и представлению о том, как человек инфицируется.

В текстах, с которыми учащийся работал, выполняя предыдущие задания, говорилось о нескольких способах заражения:

  • через укусы насекомых и животных;
  • также воздушно-капельным путем;
  • воздушно-пылевым путем.

На этом основании и на жизненном представлении о возможностях одежды защитить от возбудителя инфекции обучающийся мог сделать вывод о том, что широкополый костюм не спасает от блох, вшей, а через клюв воздушно-капельным путем могут передаваться бактерии чумы. Такой вывод смогли сделать лишь 20% учащихся.

Учебно-методические комплекты, которые используются в образовательном процессе, не дают возможности ученику выработать навык работы с конфликтной, противоречивой информацией. Между тем это умение в повседневной жизни оказывается одним из наиболее востребованных.

Уровни читательской подготовки

При интерпретации результатов диагностического тестирования были выделены три уровня овладения читательскими умениями — высокий, средний и низкий. Для учащихся с низким уровнем читательской грамотности (13% тестируемых) уровень выполнения теста составил 31%. Они умеют только отвечать на вопросы, используя явно представленную в тексте информацию (выполнение заданий составило 51%). Самые низкие показатели для данной группы семиклассников получены при работе с конфликтной информацией (6,5%).

Учащимися со средним уровнем читательской подготовки (68%) освоено большинство из проверяемых читательских умений. Выполнение теста этой категорией учащихся составило 56%.

Слабо освоены умения:

  • высказывать оценочные суждения (50%),
  • выявлять конфликтную информацию (28%),
  • обнаруживать в тексте доводы в подтверждение суждения (42%).

Учащиеся, достигшие высокого уровня читательской подготовки (19%), продемонстрировали усвоение всех проверяемых в данной диагностике метапредметных умений. Результативность освоения всего комплекса умений составила 77%. К дефицитам читательских умений для семиклассников с высоким уровнем читательской подготовки относится умение работать с противоречивой, конфликтной информацией (59%).

Рекомендации

Результаты диагностики позволяют сформулировать рекомендации для совершенствования читательской грамотности:

  • включать задания, для выполнения которых требуется не столько умение вычленять информацию, представленную в явном виде, сколько способность ее интерпретировать, преобразовывать, оценивать;
  • организовывать деятельность учащихся по работе с текстом на основе заданий, требующих умения аргументированно, связно, логично, последовательно отвечать на вопрос, используя информацию исходного текста;
  • уделять особое внимание обогащению словарного запаса учащихся, формированию умений определять лексическое значение незнакомого слова (особенно термина) не только по справочной литературе, но и на основе контекста;
  • использовать задания, построенные на сопоставлении информации из нескольких источников;
  • формировать критический взгляд на достоверность информации;
  • использовать тексты различных видов, в т. ч. схемы, таблицы, графики, учить работать с дополнительной информацией (сноски, приложения и т. д.);
  • усиливать внимание к работе с текстом на предметах естественнонаучного цикла.

Приложение

Приложение
Скачать в .docx

Диагностика читательской грамотности

7-й класс

Часть I

Прочитайте тексты 1 и 2 и выполните задания 1–9 и С1-С3. Для заданий 1, 3, 4, 5, 6 и 7 обведите номер правильного ответа. Обведенные цифры ответов и ответы для заданий 2, 8, 9 запишите в бланк тестирования справа от номера соответствующего задания. Ответы к заданиям С1-С3 запишите на обратной стороне бланка тестирования, указав номер задания.

​Выпустить птичку на волю и посмотреть, как она радостно взмывает в небо, — старинная русская традиция. Перелетных птиц ловили по осени. Зимой пойманные птички жили дома в клетке, их кормили, ухаживали за ними. На Пасху, когда перелетные птицы возвращались из южных стран, птиц, перезимовавших в доме, выпускали на волю. Также на Пасху люди, располагавшие средствами, выкупали из тюрьмы людей, попавших туда невинно, или должников.

Текст 1

В руке Солодовкина я вижу птичку.
— Бери в руку. Держи — не мни… — говорит он строго. — Погоди, а знаешь стих — «Птичка Божия не знает ни заботы, ни труда»? Так, молодец. А «Вчера я растворил темницу воздушной пленницы моей»? Надо обязательно знать, как можно! Теперь сам будешь, на практике. В небо гляди, как она запоет, улетая. Пускай!..
Я до того рад, что даже не вижу птичку, — серенькое и тепленькое у меня в руках. Я разжимаю пальцы и слышу — пырхх… — но ничего не вижу. Вторую я уже вижу, на воробья похожа. Я даже ее целую и слышу, как пахнет курочкой. И вот она упорхнула вкось, вымахнула к сараю, села… — и нет ее! Мне дают и еще, еще. Это такая радость! Пускают и отец, и Горкин. Старый кучер Антип подходит, и ему дают выпустить. В сторонке Денис покуривает трубку и сплевывает в лужу. Отец зовет: «Иди, садовая голова!» Денис подскакивает, берет птичку, как камушек, и запускает в небо, совсем необыкновенно. Въезжает пролетка, вылезают наши и тоже выпускают. Проходит Василь-Василич, очень парадный, в сияющих сапогах в калошах, грызет подсолнушки. Достает серебряный гривенник и дает Солодовкину: «Ну-ка, продай для воли!» Солодовкин швыряет гривенник, говорит: «Для общего удовольствия пускай!» Василь-Василич по-своему пускает — из пригоршни.

По И. С. Шмелеву, фрагмент романа «Лето Господне»

Текст 2

«Птичка»
В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.
Я стал доступен утешенью;
За что на бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать!

А. С. Пушкин, 1823 г.

1. Какое высказывание соответствует теме текста 1?
Этот текст о (об):

1) удовольствии выпускать птиц на волю в светлый весенний день;
2) конфликте между Солодовкиным и Василь-Василичем из-за денег;
3) полете птиц, выпущенных на волю, и их радостном пении;
4) разных способах выпускать птичек на волю.

2. Используя приведенные ниже утверждения, восстановите последовательность событий в тексте 1.

А. Во двор въезжает пролетка.
Б. Солодовкин вкладывает в руку мальчика птичку.
В. Денис выпускает птицу особым способом.
Г. Солодовкин экзаменует рассказчика на знание стихов о птицах.
Д. Василь-Василич предлагает продать ему птицу.

Запишите в таблицу буквы, которыми обозначены утверждения, в нужной последовательности.

1

2

3

4

5

Ответ в виде сочетания букв перенесите в бланк тестирования, не изменяя порядка их следования и без дополнительных знаков.

3. Почему Солодовкин отшвырнул монету?

1) был богат и ни в чем не нуждался;
2) хотел, чтобы все птицы были выпущены на волю поскорее;
3) считал, что не все можно купить за деньги;
4) Василь-Василич был его приятелем.

4. В каком предложении употреблено устаревшее слово, по которому можно понять, что действие в тексте 1 происходит не в наше время?

1) Я до того рад, что даже не вижу птичку, — серенькое и тепленькое у меня в руках.
2) Въезжает пролетка, вылезают наши и тоже выпускают.
3) В руке Солодовкина я вижу птичку.
4) В сторонке Денис покуривает трубку и сплевывает в лужу.

5. Почему мальчик не увидел первую выпущенную им птичку?

1. Мешало яркое весеннее солнце.
2. Птичка была слишком мала.
3. Мальчика отвлек приход взрослых.
4. Мальчик был очень взволнован.

6. С какой целью в тексте 1 автор изображает множество персонажей из разных социальных и возрастных групп, выпускающих птиц?

1. Автор хотел показать множество приемов запуска птиц в небо.
2. У Солодовкина было много знакомых, и каждый должен был поучаствовать в данном событии.
3. В светлый день Пасхи все равны и испытывают одинаковые чувства.
4. Это указывает на доброту хозяина птиц.

7. Как вы понимаете выражение «свято наблюдаю» из стихотворения А. С. Пушкина «Птичка» (см. текст 2)?

1) давно увлекаюсь;
2) соблюдаю с почтением;
3) интересуюсь старинным обычаем;
4) восхищаюсь красотой русской природы.

8. Для каждого текста определите душевное состояние героя.
Характеристика душевного состояния героя:

1) самодовольное восхищение своим поступком;
2) грусть, задумчивость, удовлетворение;
3) счастье, радость, восторг.
Запишите в таблицу цифру, которой обозначена характеристика душевного состояния героя данного текста.

Текст 1

Текст 2

Ответ в виде двух цифр перенесите в бланк тестирования, не изменяя порядка их следования и без дополнительных знаков.

9. Какие высказывания точнее всего отражают идею (основную мысль) стихотворения А. С. Пушкина «Птичка»? Обведите цифры выбранных высказываний.

1. Известный пушкинист Т. Г. Цявловская в комментариях к собранию сочинений А. С. Пушкина писала: «Стихотворение, написанное в чужбине, <…> выражает глубоко волновавшую Пушкина мысль о подневольном положении человека».
2. Издатель, желая помочь читателям определить смысл произведения, сопроводил первую публикацию стихотворения А. С. Пушкина «Птичка» следующим примечанием: «Сие относится к тем благодетелям человечества, которые употребляют свои достатки на выкуп из тюрьмы невинных, должников и проч.» («Литературные листки», 1823. № 2).
3. Некоторые исследователи творчества А. С. Пушкина считают, что в стихотворении «Птичка» поэт выразил смирение перед судьбой изгнанника.
Обведенные цифры запишите в ответ.
Ответ: __________________________________________________________________________________________
Ответ в виде сочетания цифр перенесите в бланк тестирования, не изменяя порядка их следования и без дополнительных знаков.

С1. Почему время, когда по обычаю люди выпускают птиц из клеток, А. С. Пушкин назвал «светлым праздником»? Ответ запишите в виде текста из 2–3 предложений.
Ответ запишите на обратной стороне бланка тестирования, обязательно указав номер задания — С1.

С2. Сравните тексты 1 и 2. В ответе укажите не менее четырех признаков, по которым эти тексты различаются.
Ответ запишите на обратной стороне бланка тестирования, обязательно указав номер задания — С2.

С3. Прочитайте фрагмент сочинения ученика по тексту 1 и найдите ошибки, которые допустил ученик:

«В книге „Лето Господне“ Василия Шмелева есть эпизод празднования Пасхи, в котором каждый персонаж выпускает в небо птиц. Но сначала хозяин птиц проверяет у мальчика знание стихотворения А. С. Пушкина „Птичка“.
По тому, как ведут себя герои, как каждый выпускает птичку, мы понимаем их чувства и отношение к этому событию»
.
Запишите предложения, в которых вы нашли ошибки, в исправленном виде.
Ответ запишите на обратной стороне бланка тестирования, обязательно указав номер задания — С3.

ЧАСТЬ II

Прочитайте тексты 3, 4 и 5 и выполните задания 10–18 и С4-С6.
Для заданий 10–12 и 15 обведите номер правильного ответа.
Обведенные цифры ответов и ответы для заданий 13, 14, 16–18 запишите в бланк тестирования справа от номера соответствующего задания.
Ответы к заданиям С4-С6 запишите на обратной стороне бланка тестирования, указав номер задания.

Текст 3

Аптека под ногами

Во всем мире траволечение пользуется особой популярностью. Это и неудивительно, поскольку фитотерапия имеет, во-первых, тысячелетний опыт использования; во-вторых, минимум побочных эффектов и осложнений; а в-третьих, человек может самостоятельно собрать сырье и приготовить лекарство.
Лес был первой аптекой, в которую наши древние предки обращались за лекарствами. В этой аптеке лекарства не хранятся в склянках, фарфоровых сосудах и прочих емкостях, а наполняют бесконечное количество живых растительных клеточек, из которых сформированы стебли, листья, корни, цветки трав, деревьев и кустарников. Многие вещества, которые вырабатываются растительными клетками, обладают целебными свойствами: принятые внутрь или использованные наружно, они помогают больному организму справиться с недугом.
Чтобы собирать лекарственные растения, необходимо представлять их внешний вид, уметь отличать от близких к ним других видов растений, знать, где они произрастают.
В начале XVII в. по указу Петра I был образован Аптекарский приказ, и в Москве в районе осушенных болот за Сухаревой башней в целях «разведения лекарств для казенных аптек» был заложен первый в России «Аптекарский огород». Сегодня же известно около 500 тыс. видов растений, но только небольшая часть из них используется в современной медицине.
Многие лекарственные растения используют в пищевой промышленности (солодка, тмин), парфюмерной (мята, шалфей), а также в металлургии в качестве пенообразователя (корни солодки, споры плауна).
Поисками новых препаратов растительного происхождения, выращиванием лекарственных растений, изучением их природных ресурсов и разработкой рационального режима их использования занимаются сотрудники научно-исследовательских институтов и ботанических садов.

Текст 4

Правила заготовки и хранения лекарственных растений

1. Сбор трав осуществляют в незагрязненных местах вдали от железнодорожного полотна, автомагистралей, сельскохозяйственных угодий, промышленных объектов.
2. Сбор ведут в сухую солнечную погоду, после того как обсохла роса, примерно с 11 до 17 часов.
3. Заготавливать лекарственные растения необходимо в то время, когда они содержат максимальное количество действующих полезных веществ (для надземных частей это период от начала цветения до образования плодов).
4. Сушить практически все растения необходимо в тени, без доступа прямого солнечного света, в хорошо проветриваемых помещениях или под навесом.
5. Крупные части растений, а также корни и корневища (предварительно хорошо промыв холодной водой) необходимо перед сушкой измельчить.
6. Раскладывать сырье для сушки надо тонким слоем или пучками, подвешивая на чердаках. В этом случае необходимо следить, чтобы внутри пучка не появилась плесень.
7. Возможно использование и специальных сушилок, в которых температура не должна быть более 50°.
8. Высушенные растения следует хранить в хорошо закупоренных банках, в мешочках из плотной ткани или плотной бумаги.
9. Срок хранения лекарственных растений обычно один год.
Помните, что главные вредители лекарственных растений в период хранения — это влага, свет и высокая температура!

По материалам книги «Травник»

10. «Аптекарский огород» в Москве в начале XVII века был создан:

1) для научного изучения лекарственных растений;
2) проведения химических экспериментов;
3) борьбы с инфекционными заболеваниями;
4) разведения лекарственных растений.

11. В качестве пенообразователя в металлургии используют

1) семена тмина;
2) корень солодки;
3) листья шалфея;
4) цветки мяты.

12. Сбор лекарственных растений осуществляется и в горах. Какой из перечисленных ниже способов пригоден в этом случае для сушки лекарственных растений?
Для сушки растения:

1) подвешивают пучками на солнечной поляне;
2) раскладывают тонким слоем на камнях в тени;
3) складывают в бумажные пакеты и хранят в тени;
4) заворачивают в полиэтиленовую пленку.

13. Выберите из перечня все утверждения, соответствующие содержанию текстов 3 и 4. Обведите номера выбранных утверждений.

1. Фитотерапия наиболее широко стала применяться только в XXI веке.
2. Все известные виды лекарственных растений применяются в медицине.
3. Любая часть растения может содержать лекарственные вещества.
4. Для хранения лекарственных растений не требуется соблюдения специальных условий.
5. Лекарственные растения можно использовать для изготовления кремов и лосьонов.
Обведенные цифры запишите в ответ.
Ответ: ___________________________________________________________________________________________
Ответ в виде сочетания цифр перенесите в бланк тестирования, не изменяя порядка их следования и без дополнительных знаков.

14. При чтении текста вам встретились слова, которые употребляются в повседневной жизни. Из содержания текста можно определить их значение.

Установите соответствие между словом и его толкованием. Для каждого слова из первого столбца подберите его толкование из второго столбца, обозначенное цифрой.

Слово

Толкование слова

А) фитотерапия;
Б) сырье

1) добытый материал, предназначенный для дальнейшей переработки в готовый продукт;
2) народная мудрость, вобравшая в себя тысячелетний опыт использования растений;
3) щадящий метод лечения, основанный на применении растений и медицинских препаратов из них;
4) части растений — листья, корни, кора и т. д., собранные в сырую погоду

Запишите в таблицу выбранные цифры.

А

Б

Ответ в виде сочетания цифр перенесите в бланк тестирования, не изменяя порядка их следования и без дополнительных знаков.

15. Какой признак лежит в основе классификации лекарственных растений в тексте 5?

1) место произрастания указанных растений;
2) местонахождение активного вещества в определенной части растения;
3) физиологическое воздействие растения на организм человека;
4) наличие вещества, которое является действующим (лекарственным).

16. Установите соответствие между названием лекарственного растения и назначением препарата, в состав которого оно входит.

Для каждого элемента первого столбца подберите соответствующий элемент из второго, обозначенный цифрой.

Название

Назначение препарата

А) пустырник;
Б) мать-и-мачеха;
В) зверобой

1) уменьшение кашля;
2) снятие воспаления в горле;
3) снижение артериального давления;
4) улучшение аппетита

Запишите в таблицу выбранные цифры.

А

Б

В

Ответ в виде трех цифр перенесите в бланк тестирования, не изменяя порядка их следования и без дополнительных знаков.

17. При подготовке презентации проекта о лекарственных растениях Иван сделал слайд, на котором перечислил основные правила заготовки лекарственных растений.

Обведите номер предложения, в котором Иван допустил ошибку.
Правила заготовки лекарственных растений:
1) чтобы собирать лекарственные растения, нужно хорошо знать, как они выглядят;
2) собирать лекарственные растения можно только вдали от автомобильных трасс;
3) собирать лекарственные растения можно только в сухую погоду;
4) сушить растения необходимо на солнце или на ветру;
5) высушенные растения надо хранить в плотно закупоренных банках из темного стекла.
Обведенную цифру запишите в ответ.

18. На какие из перечисленных ниже вопросов НЕЛЬЗЯ ответить, используя информацию из текстов 3, 4 и 5? Обведите номера всех выбранных вопросов.

1. Какие растения называются лекарственными?
2. Какими растениями можно воспользоваться, чтобы остановить кровотечение?
3. Какие лекарственные растения можно использовать в качестве витаминов?
4. Как правильно заготавливать целебные травы?
5. Почему не все растения используются в медицине?
Обведенные цифры запишите в ответ.
Ответ: ______________________________________________________________________________________________
Ответ в виде сочетания цифр перенесите в бланк тестирования, не изменяя порядка их следования и без дополнительных знаков.

С4. Сформулируйте основную мысль второго абзаца текста 3.
Ответ запишите на обратной стороне бланка тестирования, обязательно указав номер задания — С4.
Прочитайте небольшой текст и выполните задания С5 и С6.
Разбираясь в домашней аптечке, Маша обнаружила темную склянку с желтоватой жидкостью, но без этикетки.

На коробочке, в которой находилась склянка, сохранилось только описание препарата:

«Состав и форма выпуска: спиртовая настойка на 70% спирте (1:10); во флаконах по 50 мл.
Характеристика: прозрачная жидкость желтого цвета, содержит календен, каротиноиды, салициловую кислоту.
Показания к применению: инфицированные раны, ожоги, ангина, инфекции полости рта и верхних дыхательных путей.
Способ применения и дозы: наружно в виде полосканий (1 ч. ложка на стакан воды) или внутрь (как желчегонное средство) — по 10–20 капель на прием.
Условия хранения препарата: в прохладном, защищенном от света месте.
Хранить в недоступном для детей месте. Срок годности препарата 4 года»
.

С5. Какое(ие) из представленных в тексте 5 лекарственных растений могло(и) быть использовано(ы) для приготовления этой настойки? Докажите правильность своего выбора на основе прочитанных текстов.
Ответ запишите на обратной стороне бланка тестирования, обязательно указав номер задания — С5.

С6. Можно ли использовать найденную в домашней аптечке настойку для ухода за потрескавшейся кожей рук? Приведите два довода для обоснования своего мнения.
Ответ запишите на обратной стороне бланка тестирования, обязательно указав номер задания — С6.
Рекомендации по оценке выполнения заданий работы:

Номер задания

Правильный ответ

Номер задания

Правильный ответ

1

1

10

4

2

БГВАД

11

2

3

3

12

2

4

2

13

35

5

4

14

31

6

3

15

3

7

2

16

312

8

32

17

4

9

13

18

235

С1

Диагностика читательской грамотности

С2

Диагностика читательской грамотности

С3

Диагностика читательской грамотности

С4

Диагностика читательской грамотности

С5

Диагностика читательской грамотности

С6

Диагностика читательской грамотности



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль