Курс «Обучение грамоте» в начальной школе

93

А.О. Забоева,учитель начальных классов МАОУ Прогимназия № 81 г. Сыктывкара

Обучение грамоте  в начальной школе— важнейший этап. Мы делимся опытом реализации образовательной программы по соответствующему курсу. Приводятся примеры дидактического инструментария учебных занятий  по обучению шрамоте в начальной школе и их календарно-тематическое планирование.

Систематическое изучение русского языка и литературного чтения в начальной школе начинается в период обучения грамоте. Уже в этот период закладываются основы знаний разделов русского языка и литературного чтения как условия последующего успеха в достижении целей уроков русского языка и литературного чтения. Он будет зависеть именно от того, что и как преподносилось первоклассникам на уроках обучения грамоте.

Обучение грамоте в начальной школе: подходы к календарно-тематическому планированию курса

Составляя календарно-тематическое планирование (далее — КТП) по курсу «Обучение грамоте», педагоги могут столкнуться с рядом проблем, в частности с проблемой формулировок тем по чтению и письму (теоретическая часть КТП). Проблема решается достаточно просто, если в методической литературе заимствовать (корректно, с соблюдением авторских прав) варианты формулировок. Гораздо сложнее ситуация обстоит с практической частью КТП по курсу «Обучение грамоте». Хороших примеров здесь немного, и на педагога ложится вся ответственность за содержание этой части. Мастерство педагога будет играть в этом определяющую роль.

Обучение грамоте в начальной школе: содержимое практической части

Показателем качества практической части КТП курса «Обучение грамоте» служат включаемые в нее дидактические материалы. Их можно условно разделить на следующие группы:

  • обучающие тесты по чтению (работа с текстом); обучающий тест «Азбука»;
  • итоговый контрольный тест по чтению (работа с текстом);
  • итоговый контрольный тест «Азбука»;
  • проверочное списывание;
  • проверочные диктанты;
  • материалы для проверки техники чтения;
  • словарные диктанты;
  • произведения для чтения наизусть из «Азбуки».

Обучение грамоте в начальной школе: назначение и варианты обучающих тестов

Обучающие тесты в курсе обучения грамоте направлены на подготовку первоклассников к итоговым контрольным тестам по курсу. Методика работы с обучающими тестами может быть разной. Можно предложить учащимся сначала выполнить всю работу самостоятельно, а затем выполнить фронтальную проверку; можно проверять фронтально каждое отдельно выполненное задание в работе или дать выполнить работу в группах, а затем провести фронтальную проверку; можно дать тест на дом, а потом в классе выполнить фронтальную проверку.

Проверку результатов обучающих тестов рекомендуем осуществлять публично, т. к. в этом случае работает принцип взаимообучаемости. Преимущества такого вида работы, как обучающие тесты (приложения 1, 2), заключаются в том, что тексты и задания к ним учитель выбирает по своему усмотрению, с учетом читательских интересов первоклассников, пробелов в их знаниях. Кроме того, обучающие тесты могут иметь немалый воспитательный эффект, если подбирать для них материал с глубоким нравственным смыслом.

Обучение грамоте в начальной школе: словарная работа с учащимися

Важное значение в курсе «Обучение грамоте» отводится словарной работе. Ее цель — разгрузить уроки русского языка в первом классе. Примерно половина слов (приложение 3) с непроверяемыми написаниями, которые учащиеся должны будут знать по окончании первого класса, осваивается уже в период обучения грамоте. Следует отметить, что словарные слова включаются в программу сразу после изучения соответствующих букв.

Для организации словарной работы используются различные формы. Например, учитель предлагает учащимся рассмотреть карточку-картинку с изображением предмета (например, воробья, зайца, девочки и др.), а ученики называют видимый предмет словом, осознают его значение. Учащиеся произносят рассматриваемое слово, определяют место ударения в нем, указывают количество слогов, произносят по порядку все звуки. Можно вывесить карточку с написанным на ней словом (орфограмма, которую надо запомнить, выделена красным цветом; если это безударная гласная, то ставится ударение). Ученики читают его орфографически, устанавливают разницу в произношении и написании. Еще один вариант — предложить учащимся решить орфографические задачи: какую букву в слове надо проверять при письме и почему? Как проверить эту букву? Можно ли проверить написание буквы путем подбора проверочного слова? Далее учащиеся записывают в тетрадь, ставят знак ударения, выделяют гласную (согласную), которую надо при письме запомнить. Эффективен и такой вид словарной работы, как подбор однокоренных слов с элементарным лексическим анализом словарного слова.

Обучение грамоте в начальной школе: проверочные работы по разделам курса

Проверочные работы по разделам курса «Обучение грамоте» целесообразно подвергать спецификации. Спецификация — это выделение элементов содержания, подвергаемых оценке, и соотнесение их с тем или иным заданием проверочной или контрольной работы. Спецификация позволяет вести дальнейший учет оценочной информации. Образец представлен в таблице.

Вариант спецификации проверочной работы по курсу «Обучение грамоте»

Проверяемое умение

Номера заданий

Определение жанра произведения

5

Определение темы произведения

1

Вычитывание из текста нужной информации

4

Подбор заголовка к тексту

6

Определение характера героев

2

Определение последовательности интонаций в тексте

3

Оформление обложки книги

7

Промежуточное оценивание результатов освоения учащимися курса «Обучение грамоте» нетождественно промежуточной аттестации, функции которой выполняет итоговая работа за весь курс1.

Разработка материалов для промежуточной оценки предполагает включение в КТП (приложение 4) произведений из «Азбуки». Делается это с целью использования художественного материала учебника, который позже уже не встретится. Кроме того, это дает учащимся возможность проявить себя творчески уже в первые дни обучения в школе, продемонстрировать свою память, выступить на публике.

Приложение 1

Обучающий тест «Азбука»

1. Подчеркни в словах буквы гласных звуков:

Юля     куртка     сочный     вьет     объезд

2. Подчеркни в словах буквы согласных звуков:

широкий     курица     конь

3. Подчеркни слова, в которых количество звуков и букв не совпадает:

коньки     мышь     рука     яма

4. Подчеркни одной чертой слово, в котором один слог, двумя чертами — два слога, тремя чертами — три слога:

карандаш     майка     ночь     занавеска     бьет

5. Подчеркни в словах буквы, которые обозначают мягкость согласных звуков на письме:

польза     мир     Люба     весна     застрял

6. Поставь в словах ударение:

город     городить     городской

7. Продолжи ряд слов:

стол, столовая, _____________________________________________________________________

8. Прочитай словосочетания, вставь пропущенные буквы в слова:

ч_мазый мальчик
выйти на улицу без плащ_
ж_вет в лесу
стуч_ть по крыше
ш_ть платье
зайдем в рощ_

9. Подчеркни однокоренные слова:

рисовать     рисовая     разрисованный     рисунок

10. Поставь в конце каждого предложения подходящий знак:

Ты пойдешь гулять вечером
Как здорово было в лесу
Скоро наступит зима

11. Допиши предложения:

Мою маму зовут _________________________________________________________________
Моя фамилия ___________________________________________________________________
Моего друга зовут _______________________________________________________________
Я мечтаю съездить в город _________________________________________________________
Если бы у меня была кошка, я бы назвал(а) ее __________________________________________
Если бы у меня был попугай, я бы назвал(а) его ________________________________________

12. Отметь, что является текстом, а не отдельными предложениями:

Ребята пришли в школу. Кошка Мурка спит. Мне купили новый велосипед.
Зима. Деревья надели снежные шапки. Мороз сковал реки и озера.

Приложение 2

Анализ обучающего теста «Азбука»

1. Количественный анализ

Класс __________________________

Учитель ________________________

Коли-
чество
учащихся

Количество
учащихся,
выпол-
нивших
работу

Результаты

Показатель
качества

«5»
96-
100%

«4»
75-
96%

«3»
60-
75%

«2»
< 60%

Успе-
ваемость, %

Каче-
ство,%

Уро-
вень
обучен-
ности

Сред-
ний
балл

2. Качественный анализ

Умения

Количество
учащихся,
допустивших
ошибки

Фонетика

Умение находить в словах буквы гласных звуков

Умение находить в словах буквы согласных звуков

Умение соотносить количество букв и звуков в словах

Умение определять количество слогов в словах

Умение определять в словах буквы, указывающие на мягкость согласных звуков

Умение ставить ударение в словах

Состав слова

Умение образовывать однокоренные слова

Умение находить среди слов однокоренные

Орфография

Умение писать слова с изученными орфограммами ча — ща, чу — щу, жи — ши

Умение верно оформлять на письме имена собственные

Предложение

Умение ставить в конце предложения знак в соответствии с интонацией

Текст

Умение отличать текст от набора предложений

Приложение 3

Список словарных слов для освоения младшими школьниками в период обучения грамоте

Молоко. Корова. Собака. Береза. Ребята. Карандаш. Пенал. Ученик. Фамилия. Воробей. Ворона. Сорока. Класс. Тетрадь

Приложение 4

Календарно-тематическое планирование курса
«Обучение грамоте»

В процессе разработки КТП использовались следующие источники:

1. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа: В 2 ч. 5-е изд., перераб. М.: Просвещение, 2011.

2. Климанова Л.Ф. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1–4 классы: Пособ. для учителей общеобразоват. организаций / Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина. М.: Просвещение, 2014.

3. Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. Азбука. Учебник. 1 класс / Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева: В 2 ч. М.: Просвещение, 2012.

4. Климанова Л.Ф. Обучение грамоте. Методическое пособие с поурочными разработками. 1 класс: Пособ. для учителей общеобразовательных учреждений / Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева. М.: Просвещение, 2013.

5. Шубина Г.В. Тесты по литературному чтению. 1 класс: К учебнику Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, Л. А. Виноградской «Литературное чтение». М.: Издательство «Экзамен», 2015.

Первый триместр (53 учебных дня)
Добукварный период (20 ч 28 ч)


урока

Тема урока по чтению,
страницы в «Азбуке» (ч. 1) с практической частью
Раздел «Давайте знакомиться» (20 ч)

Дата


урока

Тема урока по письму,
страницы в рабочей тетради
«Рисуй, думай, рассказывай»
с практической частью (28 ч)

Дата

Сентябрь, 1-я неделя

1

День Знаний. Вводный урок. Мир общения
(с. 3–5) CD2

1

«Новые друзья».
Гигиенические требования.
Раскрашивание, обведение (с. 3–5)

2

Мы теперь ученики. Культура общения
(с. 6–7)

2

«Что в центре?»
Ориентировка на листе.
Обведение фигур по образцу (с. 6–7)

3

«Сравни».
Форма и количество фигур.
Прямые и наклонные линии (с. 8–11)

Сентябрь, 2-я неделя

3

Книжки — мои друзья (с. 8–9)

4

«Сравни».
Форма и количество фигур.
Прямые и наклонные линии (с. 8–11)

4

Слово в общении. Важно не только, ЧТО сказать, но и КАК сказать (с. 10–13)

5

«Определи направление».
Определение направления с помощью жеста,
замена жеста стрелкой (с. 12–15)

6

«Найди пару». «Лото».
Классификация.
Рабочая строка.
Письмо наклонных и прямых линий.
Усвоение последовательности действий при письме с образца

Сентябрь, 3-я неделя

5

Помощники слОва в общении. Страшный зверь CD (с. 14–15) 

7

«Целое и часть» (анализ графической формы).
Параллельные линии.
Обведение образца (с. 20–23)

6

Мы пришли в театр (с. 16–17)

8

«Целое и часть» (анализ графической формы).
Параллельные линии.
Обведение образца
(с. 20–23)

-

9

«Головоломки». «Веселые превращения».
Развитие фонематического слуха.
Упражнения на развитие воображения.
Написание элементов печатных букв (с.  24–27)

Сентябрь, 4-я неделя

7

Общение без слов. Как понять животных? CD (с. 18–23)

10

«Головоломки». «Веселые превращения».
Развитие фонематического слуха.
Упражнения на развитие воображения.
Письмо элементов печатных букв (с. 24–27)

8

Разговаривают ли предметы?
CD (с. 24–25)

11

«Сравни дома». «В походе».
Тематическая классификация.
Развитие фонематического слуха.
Письмо элементов печатных букв.
Усвоение последовательности действий при письме с образца (с. 28–31)

12

«Сравни дома». «В походе».
Тематическая классификация.
Развитие фонематического слуха.
Письмо элементов печатных букв.
Усвоение последовательности действий при письме с образца (с. 28–31)

Октябрь, 5-я неделя

9

Слова и предметы. Рисунки и предметы в общении CD (с. 26–29). Проверка техники чтения № 1/13

13

«На коньках».
«На волнах».
Развитие фонематического слуха.
Прямые и наклонные линии, длинные и короткие линии. Классификация. Усвоение последовательности действий при письме с образца (с. 32–35)

10

В Цветочном городе. Знаки охраны природы CD (с. 30–33)

14

«На коньках». «На волнах».
Развитие фонематического слуха.
Прямые и наклонные линии, длинные и короткие линии.
Классификация. Усвоение последовательности действий при письме с образца (с. 32–35)

15

«Мы рисуем».
Тематическая классификация.
Развитие воображения. Развитие фонематического слуха. Развитие цветовосприятия. Письмо элементов печатных букв (с. 36–37)

Октябрь, 6-я неделя

11

Как найти дорогу? Дорожные знаки (с. 34–37)

16

«Под грибом» «Сравни и подумай».
Развитие воображения. Нахождение закономерностей.
Развитие фонематического слуха. Письмо элементов печатных букв (с. 38–39)

12

Удивительная встреча. Звездное небо
(с. 38–39)

17

«Мы — спортсмены». «Кто построил домики?»
Классификация (виды спорта).
Развитие фонематического слуха как подготовка к звуковому анализу.
Обведение образцов.
Письмо элементов печатных букв (с. 40–43)
Этнокультурный компонент: спорт, знаменитые спортсмены региона

18

«Мы — спортсмены». «Кто построил домики?»
Классификация (виды спорта).
Развитие фонематического слуха как подготовка к звуковому анализу. Обведение образцов.
Письмо элементов печатных букв (с. 40–43)
Этнокультурный компонент: знаменитые спортсмены региона

Октябрь, 7-я неделя

13

Загадочное письмо
(с. 40–41)

19

«Рассмотри и расскажи». «В гости к бабушке».
Слова-названия предметов.
Логические упражнения.
Усвоение последовательности действий при письме с образца (с. 44–47)

14

Мир полон звуков. Звуки в природе. Как звучат слова? Звуковой анализ слов CD
(с. 42–45)

20

«Рассмотри и расскажи». «В гости к бабушке».
Слова-названия предметов.
Логические упражнения.
Усвоение последовательности действий при письме с образца (с. 44–47)

21

«Прогулка в парке». «Знаки в городе».
Классификация, обобщение.
Письмо элементов печатных букв.
Усвоение последовательности действий при письме с образца (с. 48–53)
Этнокультурный компонент: парки региона

Октябрь, 8-я неделя

15

Гласные и согласные звуки. Звуковой анализ слов CD (с. 46–49)

22

«Прогулка в парке».«Знаки в городе».
Классификация, обобщение.
Письмо элементов печатных букв.
Усвоение последовательности действий при письме с образца (с. 48–53)
Этнокультурный компонент: парки Сыктывкара

16

Твердые и мягкие согласные. Модели слов
(с. 50–51)

23

«Подумай и сравни».
Классификация. Звуковой анализ слов.
Письмо элементов письменных букв (с. 54–57)

24

«Подумай и сравни».
Классификация. Звуковой анализ слов.
Письмо элементов письменных букв (с. 54–57)



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль