Интеллектуальная карта в школе

42

Интеллектуальная карта в школе как схематичное изображение какого-либо процесса, события,какой-то идеи представляет собой удобный инструмент для осознанного и творческого управления имеющимися знаниями. В России интеллектуальные карты популярны среди успешных предпринимателей, ученых, применяются активно и в образовании. Эта методика интеллектуальных карт в школе облегчает процесс получения знаний, делает его увлекательным, способствует превращению школьника из объекта обучения в субъект образовательной деятельности, исследователя таковой.

Что такое интеллектуальная карта в школе

В 1960-е гг. Тони Бьюзен, английский психолог, специалист в области развития памяти, мышления и прочих методов самосовершенствования мозговой деятельности, разработал методику структуризации информации посредством ее изображения в графическом виде (схемы, диаграммы). Данная методика получила распространение под схожими названиями, отражающими ее суть: диаграмма связей, интеллект-карта, карта мыслей, ассоциативная карта (от англ. mind map). В русском языке данная методика имеет следующие наименования: карта мыслей, ассоциативная карта, схема мышления, интеллектуальная карта.

Интеллектуальная карта в школе — это волшебная палочка, в пользу действий которой нужно поверить.

Все периодически наводят порядок в своих мыслях, знаниях, потоках информации, используя методику Тони Бьюзена. Делая это неосознанно, поверхностно, далеко не всегда получаются должные результаты, в то время как интеллектуальные карты в школе позволяют упорядочить имеющуюся информацию, сконцентрироваться на той, которая нужна для решения задачи, достижения цели.

Интеллектуальные карты в школе используются для запоминания и систематизации материала, планирования деятельности, поиска решений, подготовки к выступлению, а поскольку все это имеет место в образовательном процессе, целесообразность применения данной методики в школе очевидна.

Преимущества использования интеллектуальной карты в школе

1. Активизация обоих полушарий головного мозга. Использование при работе с интеллектуальной картой в школе двух видов активности — творческой (воображение: цвет, образы) и аналитической (логика: слова, числа, линии, символы).

2. Перенесение информации из кратковременной памяти в долговременную. В интеллектуальной карте в школе используются ключевые слова, понятия, что обусловливает запоминание информации и облегчает ее последующее восстановление в памяти, а также уменьшает время на усвоение и повторение материала. Эффективность процесса запоминания повышается при подборе к ключевым словам ассоциативных картинок.

3. Простота использования. Ребенок с легкостью осваивает данную методику.

4. Возможность быть активным исследователем новой информации.

5. Возможность надстраивать имеющиеся знания. Интеллектуальная карта в школе позволяет расширять границы знаний и углублять изучение темы путем добавления в схему сведений из разных областей.

6. Планирование деятельности, выступления, личного времени. План действий не дает сбиться с мысли, отклониться от намеченных действий, ведущих к получению желаемого результата, значительно ускоряет процесс.

7. Результативное усвоение материала. Использование учащимися интеллектуальной карты в школе не позволяет им блуждать в дебрях информации. Напротив, они оперативно ориентируются в ее потоках с опорой на схему, в которой помимо слов присутствуют и картинки, по обозначенным на схеме связям можно перемещать взгляд, палец, слушая при этом учителя. Таким образом, в данном процессе задействуются все типы восприятия материала: аудиальный, визуальный и кинестетический, — что усиливает эффект усвоения материала, помогает справиться с проблемой снижения уровня внимания и концентрации учащихся на уроке.

8. Целостность восприятия информации. В завершение работы с интеллектуальной картой в школе помимо четкого видения проработанных областей знания вырисовывается и целостная картина, отражающая новые взаимосвязи. Это позволяет учащемуся обнаружить существование той или иной проблемы, понять ее суть и найти нестандартное решение (рис. 1).

Интеллектуальная карта в школе

Ряд дополнительных достоинств данного метода можно оценить на практике, после самостоятельного составления интеллектуальной карты в школе. Сначала работа с картой может показаться непривычной, однако результат не заставит себя ждать.

Рекомендации по созданию интеллектуальной карты в школе

На рис. 2 выделены основные правила создания интеллектуальных карт в школе:

Интеллектуальная карта в школе

  • изображение лучше исполнить на листе белой однотонной бумаги формата альбомного листа;
  • составление схемы следует начинать с расположения ключевого слова (ключевой идеи) либо по центру листа (тогда план-схема будет располагаться от центра к периферии), либо слева (тогда расположение будет осуществляться слева направо);
  • желательно использовать ассоциативные образы и картинки, выделять тематические области разным цветом, писать печатными буквами;
  • можно использовать стикеры (тогда схема будет более мобильной) или вырезки из газет и журналов;
  • интеллектуальная карта должна иметь древовидную структуру, на ветвях которой располагаются ключевые слова и понятия либо некоторый объем текста для уточнения информации, но в любом случае схема должна быть максимально понятной;
  • не следует забывать про компьютерное воплощение интеллектуальной карты, которое исключительно удобно для презентаций и выступлений. Создать хорошую карту в Word достаточно сложно, для этого в Интернете имеются платные и бесплатные программы-помощники: Microsoft Office Visio 2007, XMind, Mind Manager.

Преимущества работы с интеллектуальными картами в школе

Интеллектуальная карта в школе— незаменимый помощник при конспектировании параграфа, урока, во время чтения незнакомого произведения или изучения новой темы, при запоминании правил, подготовке выступления, пересказа текста. Чтобы не «растекаться мыслью по древу», сделать свое выступление ярким и запоминающимся, можно подготовить слайды в виде интеллектуальных карт в школе во время проведения учителем мозгового штурма в школе. Каждая мысль участников данного мероприятия находит свое место в картографическом изображении. Каждый из них оказывается вовлеченным в исследование, легче ориентируется в информации, проявляет активность. Работа по созданию интеллектуальной карты в школе повышает способность к критическому и аналитическому восприятию, объединению и обобщению информации, запоминанию материала, лучшему его пониманию и воспроизведению.

В процессе работы с интеллект-картами нужно учитывать возрастные особенности.

Детские карты просты в ассоциациях, изображениях и связях, но все равно глубже и полезнее простых линейных записей.

На уроке интеллектуальную карту в школе можно создать как вместе с классом, так и индивидуально, это не займет много времени. Использование или самостоятельное составление карты во время выполнения домашнего задания интересно детям, так как позволяет им почувствовать себя исследователями. Кроме того, это создает «якоря», с помощью которых гораздо легче ориентироваться в пройденном материале при подготовке к контрольным работам и экзаменам.

Перед использованием метода на уроках педагоги должны опробовать его на себе. В предпринимательской среде интеллектуальные карты имеют свою специфику, работа с ними требует больших временных затрат, образовательные карты — проще и понятнее.

Пример построения интеллектуальной карты в школе на уроке русского языка по вводной теме «Части речи»

Создание карты (рис. 3) занимает несколько минут, в то время как текст, по которому она составлена, — 1,5 страницы. Соответственно, на изучение текста потребуется больше времени, чем на усвоение материала по карте.

Интеллектуальная карта в школе

Цель создания интеллектуальной карты в школе — не растрачивать внимание на маловажные детали, перегружая память, а сконцентрироваться на значимых мыслях, идеях, образах, превращенных в визуальные заметки. Когда основы изучаемой темы будут усвоены, можно будет углубить полученные знания: записать примеры, уточнения, исключения. Дополнение и детализация карты проводятся на последующих занятиях (рис. 4).

Интеллектуальная карта в школе

Имея перед глазами схему, учащийся всегда может вернуться от второстепенного к главному, что-то проанализировать, сравнить, повторить. С мыслями, изложенными на бумаге (на экране), работать проще, в связи с чем на интеллектуальной карте в школе нередко появляются новые ресурсы и дополнительные детали.

Мозг человека — это система, которую нужно постоянно совершенствовать, особенно в период взросления и развития. Интеллектуальная карта в некотором роде служит тренажером для памяти, мышления и внимания.

Приведенные рекомендации по составлению интеллектуальных карт в школе являются базовыми. Учащиеся по своему усмотрению могут работать, главное, чтобы составленная карта работала, помогая достичь цели, ради которой она создавалась. В этом случае можно получить удивительные результаты!



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезный документ «Типичные ошибки, допускаемые при переходе на эффективный контракт».

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль