ФГОС начального общего образования и ФГОС дошкольного образования: проблема преемственности

275

Наталья Горлова, д-р пед. наук, проф., педагог-организатор ГБОУ г. Москвы «Гимназия № 1584»

Главное в статье:

  1. ФГОС дошкольного образования обеспечивает преемственность образовательных программ дошкольного и начального общего образования. 
  2. Создание образовательной программы на основе преемственности дошкольного и начального общего образования – необходимость для образовательной организации.
  3. Цель развития ребенка в образовательной программе, реализующей преемственность ФГОС разных уровней, – формирование личности в информационном обществе.
  4. Авторская программа «Озарение» соотносит требования ФГОС дошкольного образования и требования ФГОС к начальному образованию. Внедряется в гимназии № 1584 и школе № 2044 г. Москвы и др.

Проблема реализации ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования

Перед заместителем директора образовательной организации (далее – ОО), который отвечает за качество работы педагогов начальной школы, возникает проблема преемственности федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) дошкольного и начального общего образования. Особенно актуальна эта проблема для педагогических коллективов образовательных комплексов – многоуровневых и многофункциональных ОО, которые реализуют все уровни общего образования: от дошкольного до среднего общего.

Преемственность как педагогический принцип предписывает учителю единый подход к отбору содержания, организации образовательной деятельности, образовательным результатам. Педагог учитывает знания и опыт обучающихся, приобретенный и накопленный ими на предыдущем уровне образования. Для решения проблемы преемственности в развитии детей выявим задачи ФГОС дошкольного и ФГОС начального общего образования, выполним анализ ФГОС.

Задачи ФГОС дошкольного образования

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, определяет направления развития дошкольника или образовательные области (п. 2.6). Обозначим ключевые характеристики развития дошкольника в особенности их реализации на практике.

Социально-коммуникативное развитие во время внедрения ФГОС дошкольного образования

Ключевые характеристики:

  • усвоение детьми норм и ценностей, принятых в обществе (социальное развитие);
  • развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками (коммуникативное);
  • становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
  • развитие социального и эмоционального интеллекта;
  • формирование позитивных установок к труду и творчеству.

Особенности реализации: три последние ключевые характеристики относятся не к социальному, а к индивидуальному развитию личности ребенка. Педагог учит ребенка быть социально активным и общительным в рамках реализации всех образовательных областей.

Познавательное развитие при введении ФГОС дошкольного образования

Ключевые характеристики:

  • развитие интересов детей, познавательной мотивации;
  • формирование познавательных действий;
  • формирование первичных представлений о мире.

Особенности перехода на ФГОС дошкольного образования: первичные представления о мире напоминают содержание предметной области «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)» в начальной школе.

Педагог в детском саду обязательно учитывает возрастные особенности ребенка. Он формирует у дошкольника представления о себе, других людях, объектах окружающего мира (их свойствах и отношениях), малой родине и Отечестве, социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие во время реализации ФГОС дошкольного образования

Ключевая характеристика – владение речью как средством общения и культуры.

Особенности реализации ФГОС дошкольного образования: обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха. Педагог решает эти задачи на отдельных занятиях по развитию речи детей.

Такие характеристики, как «знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы пересекаются с содержанием предмета «Литературное чтение» (предметная область «Русский язык и литературное чтение») в начальной школе.

Художественно-эстетическое развитие при внедрении ФГОС дошкольного образования

Ключевые характеристики:

  • формирование у ребенка элементарных представлений о видах искусства (музыкального, изобразительного);
  • формирование нравственно-эстетического отношения к окружающему миру.

Особенности реализации ФГОС дошкольного образования: ключевые характеристики «восприятие художественной литературы, фольклора», «стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений» также пересекаются с содержанием предметной области «Русский язык и литературное чтение» в начальной школе. Представления о видах искусства – с предметной областью «Искусство» в начальной школе.

Физическое развитие при реализации ФГОС дошкольного образования

Ключевая характеристика – овладение детьми элементарными нормами и правилами здорового образа жизни.

Особенности реализации ФГОС дошкольного образования: для формирования норм и правил здорового образа жизни у ребенка необходимо развивать соответствующие действия и определенные физические качества. Поэтому направление в большей степени ориентировано на физкультурно-оздоровительное развитие детей.

Подведем итоги

Анализ ФГОС дошкольного образования:

  1. Учитель понимает стратегическую цель.
    Стратегическая цель – социально-коммуникативное развитие детей. Ориентирована на усвоение детьми ценностей, принятых в обществе, на развитие культуры общения со взрослыми и сверстниками.
  2. Педагог развивает познавательную активность у детей на всех занятиях.
    Развитие познавательной и речевой деятельности в единстве обеспечит развитие познавательно-речевых способностей детей в различных видах деятельности.
  3. Художественно-эстетическое развитие направлено на формирование у ребенка элементарных представлений о видах искусства и нравственно-эстетического отношения к миру.
  4. Физическое развитие – овладение детьми элементарными нормами здорового образа жизни, основами физкультурно-оздоровительной деятельности.

Чтобы определить преемственность в развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста, необходимо согласовать направления развития (образовательные области) на уровне дошкольного образования и образовательные результаты и предметные области на уровне начального общего образования. Поэтому обратимся к ФГОС начального общего образования.

Задачи ФГОС начального общего образования

Требования к результатам обучающихся, освоивших примерную основную образовательную программу (далее – ООП) начального общего образования, включают формирование универсальных учебных действий (далее – УУД).

Универсальные учебные действия обеспечивают достижение планируемых результатов:

  1. Личностных – эмоциональность и нравственность в обучении, развитие толерантности, здорового образа жизни.
  2. Метапредметных – главной составляющей является формирование умения у учащихся работать с информацией (извлекать, анализировать, воспринимать). Отражают межпредметные понятия.
  3. Предметных – лежат в основе изучения предмета (опыт получения, преобразования и применения предметных знаний).

В таблице представлены результаты сопоставления направлений развития (образовательных областей) на этапе завершения дошкольного образования и результатов освоения ООП начального общего образования.

Сравнение ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования

ФГОС дошкольного образования

ФГОС начального общего образования

Направления развития (образовательные области)

Социально-коммуникативное

УУД

Личностные, коммуникативные

Познавательное

Познавательные (предметные области: «Математика и информатика», «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)», «Русский язык и литературное чтение» и др.)

Речевое

Художественно-эстетическое

Предметные области: «Искусство», «Русский язык и литературное чтение» и др.

Физическое

Предметная область «Физическая культура»

Регулятивные (организация учебной деятельности)

Из таблицы видно, что ФГОС дошкольного образования не ставит задачу формирования регулятивных УУД или их предпосылок для организации учебной деятельности младшего школьника.

Социально-коммуникативное развитие при согласовании целей и задач способствовать формированию личностных и коммуникативных компетенций, а познавательное и речевое развитие дошкольников – формированию познавательных УУД. Художественно-эстетическое и физическое развитие продолжается в начальной школе в рамках предметных областей «Искусство», «Физическая культура» и др.

Реализация преемственности в развитии личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов возможна. Для этого необходима универсальная стратегия образования, которая обеспечивает единство процессов обучения, воспитания и развития дошкольников и младших школьников.

Из всего сказанного выше никто не предлагает делать вывод о том, что необходимо развивать УУД у дошкольников и превращать занятия в детском саду в урок.

В примерной ООП дошкольного образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 20.05.2015 № 2/15) обозначены риски развития дошкольника. Один из главных рисков – тенденция к «школяризации» дошкольного образования.

Преемственность образовательных программ не предполагает замещение детских видов деятельности псевдоучебной деятельностью. Это снижает активность детей – игровую, познавательную, исследовательскую, коммуникативную и пр. В результате у дошкольника слабо формируются предпосылки учебной деятельности и снижается мотивация к учению.

Преемственная образовательная программа при внедрении ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования

Что учитывает ООП начального общего образования, которая проектируется на основе преемственности ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования? Любой участник образовательных отношений – педагог, родитель, обучающийся – должен понимать содержание образовательной программы. Поэтому целевые ориентиры развития ребенка семи лет в ФГОС дошкольного образования помогут учителю начальной школы понять, какой ученик приходит к ним в класс (п. 4.6).

Дошкольник семи лет:

  • владеет культурными способами деятельности;
  • проявляет инициативу и самостоятельность в игре и общении;
  • положительно относится к миру, другим людям и самому себе;
  • активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;
  • способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства;
  • может разрешать конфликты;
  • обладает воображением, реализует его в разных видах деятельности, и прежде всего в игре;
  • хорошо владеет устной речью, высказывает мысли и желания;
  • управляет своими движениями, подвижен, вынослив, у него развита крупная и мелкая моторика;
  • следует социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;
  • соблюдает правила безопасного поведения и личной гигиены;
  • проявляет любознательность, задает вопросы, интересуется причинно-следственными связями, самостоятельно придумывает объяснения явлениям природы и поступкам людей;
  • обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире;
  • знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п.;
  • способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Дошкольное образование обеспечивает развитие детей в общении и деятельности с учетом возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей (п. 2.1 ФГОС дошкольного образования). То есть обеспечивает успешную социализацию детей.

Результат начального общего образования – воспитание и развитие качеств личности обучающегося, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества. А также развитие личности обучающегося на основе усвоения УУД, познания и освоения мира (п. 7 ФГОС начального общего образования). Это базовые составляющие для проектирования образовательной программы на основе преемственности ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования.

Важно знать

Смысловая сфера современного ребенка

Тип сознания современных детей – системно-смысловой. Развитие смысловой сферы определено культурно-историческими условиями жизни, смыслом фактов, явлений окружающего мира (влиянием информационного общества и др.).

Источник зарождения смысловой сферы – эмоционально-личностное общение ребенка с матерью.

Раньше взрослый мог рассказать и показать ребенку образец действия. Ребенок выполнял действия, т. к. подражал взрослому. Современные дети слышат взрослого после того, как начнут доверять ему. Доверие и понимание главенствуют над знаниями и потребностями их приобрести.

Эмоционально-личностное общение ребенка с матерью влияет на осмысление ситуаций. Ребенок осмысливает коммуникативные высказывания, и это осмысление развивает личность.

Взрослея, ребенок меняет смысловые ориентиры. Осознание смысловых ориентаций и рефлексивное отношение к ним формируется после 6–8 лет. Школьное обучение позволяет ребенку выйти на новый уровень осмысления мира.

Авторская программа «Озарение» для реализации ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования

В качестве примера образовательной программы, которая реализует преемственность ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования, рассмотрим авторскую программу «Озарение» (Н.А. Горлова, О. А. Горлова). Программа внедряется в ГБОУ г. Москвы «Гимназия № 1584» и ГБОУ г. Москвы «Школа № 2044» и др.

Базовые положения программы «Озарение»:

1. Общение – социально приоритетная деятельность ребенка. Овладение этой деятельностью позволяет младшему школьнику договариваться, разрешать конфликты, в дальнейшем обеспечивать информационную безопасность человека, общества, государства.

Развитие общения как деятельности связано с необходимостью формировать у детей способность «работать со Словом», свободно ориентироваться в информационном пространстве и жизненных ситуациях, быстро и качественно «перерабатывать» постоянно увеличивающийся поток информации, который зачастую вызывает у них страх, а порой и агрессию.

2. Педагоги и родители развивают навыки общения у ребенка. Необходимо организовать внутрикорпоративное повышение квалификации педагогов и родительский лекторий. Родителям и учителям заместитель директора, курирующий начальную школу, приглашенные специалисты рассказывают о том, как устроена и функционирует речевая деятельность ребенка, объясняют типологические особенности детей по восприятию, переработке и усвоению информации. Эти знания позволяют воспринимать ребенка таким, каков он есть, развивать его природные дарования. Если педагог учитывает типологию личности, то это уменьшает трудности при усвоении детьми программного содержания.

В программе «Озарение» игровая деятельность рассматривается как форма обучения. Наряду с игровой как значимой выступает познавательная деятельность. К концу дошкольного возраста она преобразуется в учебно-познавательную, что обеспечивает успешность в школьном обучении.

3. Учителя используют универсальную стратегию элитарного образования. Это система образовательных ориентиров, с помощью которых педагог реализует преемственность ФГОС начального общего образования и ФГОС дошкольного образования.

Универсальность стратегии заключается в следующем:

  • педагоги могут использовать программу «Озарение», внедряя другие образовательные концепции, теории, технологии (отечественные и зарубежные);
  • школа создает единое образовательное пространство за счет решения общих (универсальных) стратегических задач.

Элитарное образование – это образование для всех и каждого. Оно отличается от «элитного», которое предназначено для узкого круга людей, – элиты. Элитарное образование для обучающихся – это готовность и способность к максимальной реализации своих личностных потребностей, универсальных и творческих способностей в разных видах общения и деятельности (значимой и продуктивной).

4. Педагоги применяют «Оценочный навигатор» – методический и диагностический инструментарий. Педагог заполняет Шкалу достижений ребенка, выстраивает траекторию его персонального развития, динамику формирования УУД.

Учитель в процессе проектирования образовательной деятельности детей, ориентируется на мониторинг развития их способностей: социально-коммуникативных, познавательных, речевых, художественно-эстетических, физических.

Учитель оценивает следующие группы объектов контроля:

  • личностные результаты социально-коммуникативного развития учащихся (сравните: личностные УУД младшего школьника);
  • деятельностные результаты познавательного и речевого развития детей (сравните: метапредметные результаты освоения ООП начального общего образования);
  • результаты овладения содержанием образовательных областей (сравните: предметные образовательные результаты учащихся).

Итак, ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования содержат аспекты для реализации преемственности в достижении образовательных результатов.

Чтобы преемственность стала реальностью, педагог должен знать особенности и закономерности развития личности и речевой деятельности современного ребенка, обладающего новым типом сознания – системно-смысловым. Учитель понимает, как современный ребенок воспринимает, перерабатывает, усваивает информацию, выстраивает общение, каким образом необходимо организовать его социализацию и развивать УУД. Развитие личности обучающегося на основе усвоения УУД, познания и освоения мира являются базовыми составляющими для проектирования образовательной программы на основе преемственности ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования.

Важно знать

Понятие «элитарное образование»

Идея элитарного образования была популярна в античной цивилизации. Великие философы древности (Пифагор, Гераклит, Платон, Аристотель и др.) рассматривали элитарное образование не только как подготовку чиновников к управлению государством, но и как воспитание человека, стремящегося к добродетели, знанию, истине, красоте, осознающего свою ответственность за судьбу страны.

Термин «элитарное образование» получил новое значение на рубеже 80-90-х гг. ХХ в. в связи с появлением в образовательной системе новых типов учебных заведений – гимназий и лицеев, и стал рассматриваться как образование высокого качества. В отличие от классического элитарное образование ориентировано на достижение более высокого уровня образованности.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль