Оценивание результатов обучения в рамках реализации требований ФГОС к школе

82

Оценивание результатов обучения в соответствии с реализацией требований ФГОС в школе

Переход образовательной системы на федеральные государственные образовательные стандарты общего образования (далее – ФГОС) обозначил важность разработки как инструментально-методического обеспечения достижения планируемых результатов, так и системы их диагностики и контроля. Последняя задача представляется нам наиболее сложной, т. к. оценивание результатов обучения не только должно соответствовать реализации требований ФГОС к школе, но и основываться на положениях теории педагогической квалиметрии.

Педагогическая квалиметрия предполагает сравнительный анализ результатов освоения основной образовательной программы (далее – ООП) с требованиями, обозначенными в ФГОС. При этом решается задача стандартизации уровней учебных достижений на промежуточных и завершающих этапах освоения ООП. Результат измерения признается квалиметрически значимым при выполнении сравнительных операций по всем позициям, указанным в ФГОС.

Специфика реализации требований ФГОС к школе заключается не только в изменении методологической основы, но и в требованиях к результатам обучения. Они представлены в виде личностных, метапредметных результатов (последние обозначены в ФГОС в виде универсальных учебных действий (далее – УУД)), системы предметных знаний и умений. При этом отмечено, что знания должны отличаться системностью, полнотой, оперативностью и осознанностью. Обучающийся должен понимать границы применимости своих знаний, обладать способностью к самостоятельному освоению нового материала, решению возникающих учебных и жизненных задач.

Реализация требований к результатам обучения по фгос происходит в процессе урочной и внеурочной деятельности с помощью освоенных УУД, которые отличаются надпредметностью и ситуативностью. Следовательно, показателем качества образовательных достижений учащихся становятся не только предметные знания и умения, но и динамика их личностного развития, которая может выражаться в достижении на данном этапе обучения определенного уровня УУД. Его повышение возможно при условии активной и систематической учебнопознавательной деятельности.

Критерии и показатели оценивания УУД в рамках требований к результатам обучения по ФГОС

При оценивании метапредметных результатов образования возникает необходимость использования критериев и показателей оценивания тех видов УУД, которые обозначены в требованиях к результатам освоения ООП. В частности, речь идет о регулятивных, коммуникативных и познавательных учебных действиях. Важно чтобы показатели оценивания УУД были диагностируемы и позволяли визуально определить достижение планируемых метапредметных результатов обучеающихся на том или ином уровне.

Поэтому при определении критериев оценивания УУД мы использовали кодификатор метапредметных результатов. Данный подход позволит педагогу не только проектировать образовательный процесс в соответствии с требованиями к результатам обучения по ФГОС, но и осуществлять диагностику и контроль их достижения (таблица).

Оценивание результатов обучения в рамках реализации требований ФГОС к школе

В качестве критериев оценивания УУД в соответствии с требованиями к результатам обучения по ФГОС рассматриваются признаки, по которым классифицируются, выявляются с помощью соответствующего индикатора (показателя) те или иные компоненты, составляющие содержание планируемых результатов обучающихся. Соответственно, показателем можно считать признак, наблюдаемый визуально и характеризующий уровень достижения УУД.

Уровень сформированности УУД представляет собой гипотетическую переменную, которая может быть выявлена с большей или меньшей точностью измерения. Поэтому при организации контрольнооценочной деятельности педагога следует учитывать следующие принципы педагогической квалиметрии:

  • комплексность и полноту оценивания, что предусматривает использование методов и средств, позволяющих осуществлять анализ метапредметных достижений обучающихся с разных сторон;
  • объективность и надежность, что предполагает применение стандартизированных (апробированных) контрольноизмерительных мате риалов с целью уменьшения возможности ошибки измерения, сопоставление результатов, полученных с помощью различных измерителей; при этом достоверными следует считать те признаки, которые повторяются при оценивании разным инструментарием.

Требованиями к результатам обучения по ФГОС позволяют выделить 3 уровня сформированности УУД, которые соответствуют качественной оценке по традиционной (пятибалльной) шкале:

1й уровень – минимально допустимый («удовлетворительно»)

2й уровень – достаточный («хорошо»)

3й уровень – высокий («отлично»).

Уровень сформированности УУД целесообразно определять в начале обучения (входной контроль) и в конце учебного года, что позволит выявить динамику личностного развития обучающегося, пробелы в освоении ООП в соответствии с требованиями ФГОС (в области метапредметных результатов), определить эффективные формы и методы работы с каждым обучающимся. Уровень сформированности УУД  в соответствии с соответствии с требованиями к результатам обучения по ФГОС у выпускника школы является показателем его образовательной компетентности, готовности к продолжению образования, самостоятельному поиску новых знаний, продуктивной само реализации и социализации. 

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.jpg


Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль