Работа в условиях введения ФГОС: профессиональная компетентность учителей

130

Согласно работе в условиях введения ФГОС, появляется иное понимание того, какую роль выполняет воспитатель-учитель в школе. С современной точки зрения реализация принципов обучения на практике является результатом деятельности не только учащегося, но и его преподавателя. При этом качественные изменения в обучении происходят согласно афоризму “Подобное создаётся подобным”. Поэтому при сопровождении введения ФГОС в образовательном учреждении, становится очевидно, что уровень грамотности учащегося происходит от того, насколько компетентным в конкретном предмете является его учитель, соответственно интеллект и уровень культуры также имеет происхождение от воспитателя.

Кроме того, то, насколько результат обучения будет успешным, при работе в условиях введения ФГОС, зависит не только от профессионализма и внутренней культуры учителя, но связано с развитием его компетентности. Вот почему при определении того, каким должен быть преподаватель, выделяются не только готовность человека к своим прямым профессиональным обязанностям, но и свойства его личности. На уровне государства для сопровождения введения ФГОС требуемые характеристики давно систематизированы и документально представлены вниманию руководителей образовательных учреждений.

Компетентность педагога при работе в условиях введения ФГОС и её составляющие

Если педагог может использовать личные компетенции в учебном предмете как средство формирования ученической личности, значит он обладает профессиональной компетентностью, которая состоит из следующих составляющих:

  • Безупречные знания в области читаемого предмета - преподаватель не просто владеет основами. Процесс сопровождения введения ФГОС предполагает, что учитель обладает некоторыми междисциплинарными знаниями, с помощью которых удаётся повысить результаты обучения.
  • Компетентность в методах - педагог изучает и использует наиболее современные технологии преподавания, а также приемлемые способы развития у учеников УУД.
  • Организаторский опыт - учитывая особенности психологии каждого учащегося в классе, учитель может организовать соответствующий воспитательно-образовательный процесс при работе в условиях требований ФГОС в ОО. Организовать работу по достижению превосходных индивидуальных результатов каждого из учеников.
  • Компетентность в области общения - преподаватель может найти общий язык даже с самым трудным учеником и объяснить ему материал так, чтобы было понятно (на его уровне).
  • Постоянная аутопсихология - учитель практически всё свободное время самосовершенствуется, анализирует результаты своей работы, ищет новый материал для изучения, знает, какие сложности его ожидают впереди и готовится к ним.

Процесс сопровождения введения ФГОС: этапы педагогического совершенствования

Как правило, сопровождение внедрения новой системы образования со стороны руководителя и администрации ОО начинается с совершенствования педагогов. Существует три основных этапа развития педагогической компетенции:

  • 1 этап - учителя сами анализируют свою работу с точки зрения компетенции и возможности организовать обучение. Например: в результате проведённой работы в условиях введения ФГОС в СОШ №74 был выпущен журнал, в котором преподаватели изложили свою роль в формировании знаний у обучающихся. К 2009г. в данной образовательной школе все учителя стали использовать в учебной практике принципы компетентного подхода.
  • 2 этап - на этом этапе решается вопрос о том, как можно повысить профессиональную компетентность учителей. То есть процессу сопровождения введения ФГОС сопутствует то, что принципы компетентного подхода используются педагогами на практике: проводятся мероприятия по внеурочной деятельности, организуются общественные практики и т. д.). В этом случае коллектив педагогов образовательного учреждения старается обучиться использованию специальных приёмов в условиях современного обучения. При этом работа в условиях введения ФГОС сопровождается мониторингом со стороны самих учителей, в ходе которого выясняется, какие трудности были, а также определяется, как эффективнее их преодолеть.
  • 3 этап - все данные мониторинга систематизируются, весь полученный опыт обобщается. В большинстве случаев выясняется, что оптимальнее вести работу, разделив ее на проекты. Но сопровождение при введении ФГОС для того и существует, что в разных образовательных учреждениях могут быть разные образовательные потребности, что также может повлиять на итоги и не будет соответствовать вышеуказанным выводам.

По результатам проведения подобной диагностики все проблемы, связанные с компетентностью учителей, становятся очевидными. Работа в условиях введения ФГОС с этого момента осуществляется ещё проще, так как администрация внедряет специальный проект, с помощью которого вся методическая работа систематизируется и, кроме того, осуществляется в рамках мониторинга деятельности учителей.

Ниже представлен маршрут проектов, которые осуществлялись в одной из школ РФ, и были направлены на развитие профессиональности у преподавателей.

Годы реализации

Название проекта

2008–2009

Повышение социально-психологической компетентности педагогов

2010–2013

Профессионально-психологическая культура учителя

2013–2016

Школа компетентного учителя



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Хотели бы вы прочитать статью на тему "Как выполнить требования к соотношению заработной платы директора, заместителей, главного бухгалтера и работников школы"?

  • да 83.33%
  • нет 16.67%
результаты

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль