Городские методические объединения учителей: ресурс развития педагогов

30

Городские методические объединения учителей

Организация деятельности профессиональных педагогических сообществ муниципального уровня (городских методических объединений учителей, проблемных лабораторий, творческих групп) оправдана прежде всего тем, что данные профессиональные сообщества вносят существенный вклад в обеспечение непрерывности профессионального развития педагогических работников. Городские методические объединения учителей – один из видов профессиональных объединений педагогических работников. Итогом деятельности таких объединений всегда является методический продукт, который носит инновационный характер:

  • программно-методические материалы по инновационному направлению с изложением технологий, методик и алгоритмов профессионально-педагогической деятельности;
  • база данных о педагогических технологиях, методиках, активно применяемых в образовательных организациях (далее – ОО);
  • программа мониторинговых исследований по локальной проблеме, система мероприятий по внедрению программы мониторинга и анализ результатов;
  • педагогические модели и системы;
  • материалы (опыт работы) педагогов;
  • система мероприятий по разработке и апробации новых механизмов, направленных на модернизацию управления ОО;
  • методический пакет, включающий программу и материалы семинаров, консультаций для педагогической общественности.

Городские методические объединения учителей и представителей методических служб (методистов, старших методистов, заведующих и заместителей по научно-методической работе) – это именно та организационная форма, которая не только позволяет обучать педагогов и повышать их профессиональные и специальные компетентности, но и способствует обмену инновационным опытом, позволяет проектировать, апробировать и внедрять в практику современные технологии управления с целью эффективного решения задач развития ОО через создание условий для повышения уровня профессиональной компетентности педагогов.

Организация работы городских методических объединений учителей

Базой для организации работы городских методических объединений учителей стал БОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества “Амурский”» г. Омска (далее – Центр развития творчества детей и юношества «Амурский»). Целью работы объединения является научно-методическое сопровождение непрерывного профессионального развития педагогического персонала. Встречи в формате городских методических объединений учителей проводятся 1 раз в месяц. С целью повышения эффективности освоения научно-методической информации после каждой встречи участникам объединения на электронную почту рассылаются материалы прошедшей встречи (нормативные документы, методическая литература и т. д.). Планируя работу ГМС (приложение 1), необходимо учитывать, что во время 1-й встречи педагогам дополнительного образования должна быть представлена презентация проекта городских методических объединений учителей, обсуждены проблемы методических служб в организации сопровождения развития педагогов дополнительного образования.

Самой распространенной проблемой, касающейся всех ОО, реализующих программы дополнительного образования детей, оказалась проблема низкой мотивации педагогов к развитию различных направлений своей профессиональной деятельности. Это касается участия в конкурсной деятельности, повышения квалификации, работы с нормативными документами, а также документами, необходимыми для организации ежедневной работы педагога дополнительного образования. В качестве домашнего задания участникам городского методического объединения учителей было предложено проведение в своих ОО диагностического исследования нацеленности педагогов дополнительного образования на непрерывное развитие; выявление факторов, препятствующих профессиональному развитию.

2-я встреча посвящена разработке критериев и показателей результативности научно-методического сопровождения деятельности педагога дополнительного образования. В ходе встречи определено проблемное поле и профессиональные ожидания педагога от работы в городском методическом объединении учителей на основании предварительно проведенного анкетирования (приложение 2).

3-я и 4-я встречи направлены на обсуждение проблемы повышения мотивации профессиональной деятельности. В ходе 3-й встречи рассмотрены потребности профессиональной деятельности, виды мотивов профессиональной деятельности, способы диагностики мотивации педагогического персонала1. Организаторами городских методических объединений учителей была предложена система поощрений педагогов, в которой учтены индивидуальные особенности мотивации, за деятельность, направленную на собственное профессиональное развитие и развитие ОО. В ходе анализа факторов, препятствующих развитию педагогов, и работы над проблемой мотивации участники собрания пришли к однозначному выводу, что осознание педагогами необходимости непрерывного профессионального развития (т. е. внутренняя установка, мотивы) является обязательным условием развития. Поскольку для создания такой установки используются тренинговые технологии, направленные на развитие профессионального самосознания и педагогической рефлексии, одну из них (тренинг профессионального самосознания педагога) участники собрания апробировали в ходе 4-й встречи2.

5-я и 6-я встречи городских методических объединений учителей помогли осознать теоретические и практические аспекты внутрифирменного обучения педагогического персонала ОО3, реализующей программы дополнительного образования детей: историю возникновения внутрифирменного обучения, его идеи и преимущества, адаптацию к системе образования, принципы и технологии обучения взрослых, модели внутрифирменного обучения, алгоритм проектирования программы внутрифирменного обучения4.

В рамках 7-й встречи участники городских методических объединений учителей совместно с педагогами Центра развития творчества детей и юношества «Амурский» приняли участие в дне «Здоровье педагогов – здоровье обучающихся». Содержание дня было представлено мастер-классами с использованием технологий, направленных на развитие компетентности педагогов в сфере здоровьесбережения5.

В ходе 8-й и 9-й встреч в процессе совместной работы участники городских методических объединений учителей получили возможность обмена опытом, взаимообучения, овладения современными формами, методами и технологиями научно-методического сопровождения развития педагогов, представив педагогические продукты и разработки мероприятий, направленных на развитие той или иной составляющей профессиональной компетентности.

Результаты работы городских методических объединений учителей

Результатом работы стали педагогические и методические продукты, составляющие научно-методическое обеспечение непрерывного развития педагогического персонала ОО, реализующих программы дополнительного образования детей:

  • презентации и сценарии занятий (приложение 3);
  • комплект анкет для участников (уточнение проблемного поля, профессиональных ожиданий и информационных потребностей, анкеты обратной связи для оценивания результативности работы);
  • подборка диагностических методик работы научно-методической службы с педагогами (методики для оценки уровня развития компетентности, исследования мотивации рабочей деятельности и нацеленности педагогов на непрерывное развитие и т. п.);
  • карта критериев и показателей результативности научно-методического сопровождения развития профессиональной компетентности педагогического персонала; 
  • структура методического портфолио и плана самообразования педагога дополнительного образования; 
  • разработки методических мероприятий с использованием современных технологий сопровождения педагогического персонала.

Также в рамках городских методических объединений учителей были проведены следующие мероприятия:

  • семинар-практикум «Персональный менеджмент педагога»;
  • практикум с элементами социально-психологического тренинга «Повышение самооценки педагога как ресурс профессионального развития»;
  • семинар-практикум «Создание для обучающихся ситуации успеха в учебной деятельности»;
  • практикум с элементами социально-психологического тренинга «Тренинг педагогической осознанности»;
  • семинар-практикум «Создание кодекса корпоративных правил»;
  • методическое мероприятие «Исследование профессиональной позиции педагога как организатора внеурочной деятельности детей»;
  • семинар-практикум «Правовое просвещение» (по материалам «Конвенции о правах ребенка»);
  • семинар-практикум «Целеполагание в педагогической деятельности»;
  • деловая игра «Самопрезентация, или В поисках личного бренда»;
  • семинар-практикум «Педагогическая диагностика в деятельности педагога дополнительного образования»;
  • методическая гостиная «Творческий отчет педагога дополнительного образования». 

В процессе работы городских методических объединений учителей был выявлен ряд проблем, которые стали основанием для разработки новых проектов, направленных на создание условий для непрерывного развития педагогического персонала. Среди проблем:

  • недостаточная мотивация профессиональной деятельности и профессионального развития;
  • слабые навыки самоменеджмента и самоорганизации педагогов;
  • недостаточно эффективное внедрение модели обновления деятельности (технологий, методов, форм) методических служб для обеспечения непрерывного профессионального развития педагогов и ОО, реализующих программы дополнительного образования детей;
  • необходимость создания ценностно-смысловой среды ОО, способствующей творческому и профессиональному развитию педагогических и управленческих кадров.

Наиболее перспективным направлением дальнейшей деятельности городских методических объединений учителей является развитие педагогического и управленческого персонала ОО на основе теории «обучающейся организации» (Н.Е. Портян, Л.С. Обласова)6.

Городские методические объединения учителей: ресурс развития педагогов

Городские методические объединения учителей: ресурс развития педагогов

Городские методические объединения учителей: ресурс развития педагогов

Городские методические объединения учителей: ресурс развития педагогов

Городские методические объединения учителей: ресурс развития педагогов

Городские методические объединения учителей: ресурс развития педагогов

Городские методические объединения учителей: ресурс развития педагогов

Городские методические объединения учителей: ресурс развития педагогов

Городские методические объединения учителей: ресурс развития педагогов

Городские методические объединения учителей: ресурс развития педагогов

Городские методические объединения учителей: ресурс развития педагогов

 О механизмах стимулирования профессиональной деятельности педагогов читайте в журнале «Справочник заместителя директора школы». 2012. № 3. С. 53.

2   О развитии профессионального самосознания педагога читайте в журнале «Справочник заме- стителя директора школы». 2012. № 10. С. 55.

3 Об организации внутрифирменного обучения читайте в журнале «Справочник заместителя ди- ректора школы». 2013. № 1. С. 49.

4 Обласова Л.С. Внутрифирменное обучение как инновационная модель повышения квалификации педагогов // Социальная работа с молодежью: психологические и социально-педагогические аспекты: материалы Пятнадцатой международной научно-практической конференции факультета психологии и педагогики ОмГПУ. Омск: «Изд-во ОмГПУ», 2012. С. 25.

5 О проблемах сохранения здоровья педагога и реализации проекта «Будьте здоровы» читайте в журнале «Справочник заместителя директора школы». 2014. № 1. С. 68.  

Об организации работы ОО как «обучающейся организации» читайте в журнале «Справочник заместителя директора школы». 2014. № 3. С. 27.

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.jpg
  • Документ №2.jpg
  • Документ №3.jpg
  • Документ №4.jpg
  • Документ №5.jpg
  • Документ №6.jpg
  • Документ №7.jpg
  • Документ №8.jpg
  • Документ №9.jpg
  • Документ №10.jpg
  • Документ №11.jpg


Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль