Почему система оценивания в школе оказывает вредное воздействие на учащихся?

11

Отрицательное воздействие традиционной системы оценивания в школе

В настоящее время происходит переосмысление ценностей образования, что приводит к изменению содержания образовательного процесса. В центре внимания педагогов оказывается задача обучения детей самоорганизации деятельности, навыкам самообразования. Необходимым условием для решения этой задачи является работа по изменению системы оценивания в школе, поскольку в рамках этой системы происходит становление личности и учителя, и ученика. Учитель выступает ответственным за оценочную деятельность школьника, её реализацию и результаты.

Искажённая мотивация в системе отсутствия оценочной самостоятельности

Чаще всего проблемы у обучающихся так или иначе связаны с системой оценивания их учебного труда в школе. Когда речь заходит о школе, многие люди вспоминают, как им ставили отметки. «Будут ли пятерки?» – обязательно поинтересуются у малышей-дошкольников, а ребенка, пришедшего из школы, как правило, сразу спросят: «Что ты сегодня получил?». До начала школьного обучения стартует мотивация оценки, поэтому ребенок начинает сражаться не за знания, а за свою спокойную жизнь, за сохранение целостности своего «Я». Школа формирует его самочувствие и самооценку, они начинают напрямую зависеть от школьных успехов или неудач: получил «5» – хороший, получил «2» – плохой.

Вот так, не задумываясь, взрослые переносят систему оценивания учебных результатов в школе на личность ребенка, порождая самые разные последствия и комплексы: накопительство «5», сокрытие «2», неуверенность, несамостоятельность, неспособность преодолевать жизненные трудности, неумение критически мыслить и т. д. Кроме того, с помощью оценок в школе учащиеся соревнуются друг с другом и нередко на основании того, как выставляют отметки педагоги, выносят свое суждение и об учебном предмете, и о конкретном учителе, и о школе в целом.

Какие психологические проблемы приносит система оценивания в школе

В традиционной практике обучения система оценивания в школе полностью возложена на учителя: он проверяет работу учащегося, сравнивает ее с образцом, находит ошибки, указывает на них, высказывает суждение о результатах учебной деятельности и т. д. Учащиеся школы, как правило, освобождены от этого, и собственная оценочная деятельность школьника не развивается, а если и развивается, то стихийно. Поэтому учащиеся школ нередко затрудняются судить о том, почему учитель поставил ту или иную отметку, и либо некритично принимают ее, либо аффективно отвергают.

На практике часто и положительная, и отрицательная оценки в школе приводят к деструктурированию деятельности учащегося. При возникновении трудностей, оцениваемых им как непреодолимые, включаются механизмы психологической защиты. Обобщающий характер оценки часто «закрывает» потенциальные возможности ученика. Система оценивания в школе не даёт учащемуся увидеть связи между приложенными усилиями и достигнутым результатом, у него появляется чувство беспомощности.

Такая приобретенная (выученная) беспомощность возникает тогда, когда опыт человека говорит о том, что его действия не влияют на ход событий и не приводят к желаемым результатам. У него усиливается ожидание неприятной, неконтролируемой ситуации. Оценки в школе приносят тройной эффект: мотивационный (отсутствие желания действовать), когнитивный (ощущение собственной беспомощности) и эмоциональный (плохое настроение).

Во избежание негативного эффекта от системы оценивания в школе, в ряде учебных заведений предприняты попытки осуществить новый подход к оцениванию, который формирует качественно иное мышление педагога и совершенно новую позицию ученика, включенного в образовательную деятельность в качестве активного субъекта этой деятельности. Активное участие учеников в системе оценивания способствует развитию оценочной самостоятельности, образовательной рефлексии, адекватной самооценки, мотивации достижения, критического мышления посредством развития собственной оценочной деятельности школьника.

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.jpg
  • Документ №2.jpg
  • Документ №3.jpg


Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезный документ «Типичные ошибки, допускаемые при переходе на эффективный контракт».

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль