Почему система оценивания в школе оказывает вредное воздействие на учащихся?

16

Отрицательное воздействие традиционной системы оценивания в школе

В настоящее время происходит переосмысление ценностей образования, что приводит к изменению содержания образовательного процесса. В центре внимания педагогов оказывается задача обучения детей самоорганизации деятельности, навыкам самообразования. Необходимым условием для решения этой задачи является работа по изменению системы оценивания в школе, поскольку в рамках этой системы происходит становление личности и учителя, и ученика. Учитель выступает ответственным за оценочную деятельность школьника, её реализацию и результаты.

Искажённая мотивация в системе отсутствия оценочной самостоятельности

Чаще всего проблемы у обучающихся так или иначе связаны с системой оценивания их учебного труда в школе. Когда речь заходит о школе, многие люди вспоминают, как им ставили отметки. «Будут ли пятерки?» – обязательно поинтересуются у малышей-дошкольников, а ребенка, пришедшего из школы, как правило, сразу спросят: «Что ты сегодня получил?». До начала школьного обучения стартует мотивация оценки, поэтому ребенок начинает сражаться не за знания, а за свою спокойную жизнь, за сохранение целостности своего «Я». Школа формирует его самочувствие и самооценку, они начинают напрямую зависеть от школьных успехов или неудач: получил «5» – хороший, получил «2» – плохой.

Вот так, не задумываясь, взрослые переносят систему оценивания учебных результатов в школе на личность ребенка, порождая самые разные последствия и комплексы: накопительство «5», сокрытие «2», неуверенность, несамостоятельность, неспособность преодолевать жизненные трудности, неумение критически мыслить и т. д. Кроме того, с помощью оценок в школе учащиеся соревнуются друг с другом и нередко на основании того, как выставляют отметки педагоги, выносят свое суждение и об учебном предмете, и о конкретном учителе, и о школе в целом.

Какие психологические проблемы приносит система оценивания в школе

В традиционной практике обучения система оценивания в школе полностью возложена на учителя: он проверяет работу учащегося, сравнивает ее с образцом, находит ошибки, указывает на них, высказывает суждение о результатах учебной деятельности и т. д. Учащиеся школы, как правило, освобождены от этого, и собственная оценочная деятельность школьника не развивается, а если и развивается, то стихийно. Поэтому учащиеся школ нередко затрудняются судить о том, почему учитель поставил ту или иную отметку, и либо некритично принимают ее, либо аффективно отвергают.

На практике часто и положительная, и отрицательная оценки в школе приводят к деструктурированию деятельности учащегося. При возникновении трудностей, оцениваемых им как непреодолимые, включаются механизмы психологической защиты. Обобщающий характер оценки часто «закрывает» потенциальные возможности ученика. Система оценивания в школе не даёт учащемуся увидеть связи между приложенными усилиями и достигнутым результатом, у него появляется чувство беспомощности.

Такая приобретенная (выученная) беспомощность возникает тогда, когда опыт человека говорит о том, что его действия не влияют на ход событий и не приводят к желаемым результатам. У него усиливается ожидание неприятной, неконтролируемой ситуации. Оценки в школе приносят тройной эффект: мотивационный (отсутствие желания действовать), когнитивный (ощущение собственной беспомощности) и эмоциональный (плохое настроение).

Во избежание негативного эффекта от системы оценивания в школе, в ряде учебных заведений предприняты попытки осуществить новый подход к оцениванию, который формирует качественно иное мышление педагога и совершенно новую позицию ученика, включенного в образовательную деятельность в качестве активного субъекта этой деятельности. Активное участие учеников в системе оценивания способствует развитию оценочной самостоятельности, образовательной рефлексии, адекватной самооценки, мотивации достижения, критического мышления посредством развития собственной оценочной деятельности школьника.

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.jpg
  • Документ №2.jpg
  • Документ №3.jpg


Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль