Сетевая дистанционная школа

12

С началом интеграции информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в сферу педагогической практики появилась необходимость реализации образовательных проектов, связанных с созданием сетевых дистанционных школ. Впоследствие введения в силу Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №273 - ФЗ) на законодательном уровне приняты определения сетевой формы реализации образовательных программ (гл. 2., ст. 15) и использование электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (гл. 2., ст. 16).

Сетевая форма реализации образовательных программ имеет возможность внедрения в педагогическую практику как использование ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Субъектами сетевого взаимодействия имеют шансы стать организации, реализующие непосредственно образовательную деятельность, такие как: научные, медицинские, физкультурно - спортивные, организации культуры и другие, в случае если они имеют ресурсы, необходимые для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов обучающей деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой (гл. 2., ст. 15).

Под электронным обучением в Федеральном законе № 273-ФЗ понимается организация образовательной деятельности с применением информации, содержащейся в базах данных и используемой в сетевых формах реализации образовательных программ, а также применение информационных технологий, которые обеспечивают обработку информации, определенные технические средства, информационно-телекоммуникационные сети, допускающие передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Дистанционные технологии в образовании реализуются с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических сотрудников (гл. 2., ст. 16).

Что требуется для сетевой дистанционной школы

Сетевая дистанционная школа предусматривает использование ресурсов нескольких образовательных организаций (далее – ОО), и осуществление обучения с использованием дистанционных образовательных технологий. В следствие этого перед администрацией ОО, желающей стать участником проекта, возникает главная задача – обеспечить соответствие условий организации обучения определенным требованиям. Минобрнауки Новосибирской области в августе 2011 г. был проведен конкурсный отбор участников проекта среди ОО региона. Выдвигалась система требований к ресурсному и кадровому обеспечению для реализации проекта «Сетевая дистанционная школа». 

Требования к ресурсному обеспечению:

  • выполнение лицензионных и аккредитационных требований;
  • наличие программы информатизации школы или соответственного раздела в программе развития школы;
  • внесение изменений в основную образовательную программу, предусматривающих применение возможностей дистанционного обучения;
  • наличие высококачественных технических условий (оборудованные учебные помещения и рабочие места учителя с указанием количества учащихся на 1 компьютер; количества педагогов на 1 компьютер; кабинета(ов), обеспечивающего(их) проведение видеоконференций и вебинаров; скорость Интернета; каналы онлайн доступа, провайдеры);
  • использование ресурсов для обучения учащихся собственной ОО и учащихся из иных ОО по учебным программам общего образования и дополнительным программам обучения (необходимо уточнить, какие именно ресурсы могут быть использованы; численность учащихся из других ОО, которые могут быть обучены с использованием данных ресурсов);
  • наличие ресурсов для обучения учащихся по индивидуальным образовательным траекториям (категории обучающихся, для которых целесообразно использование Сетевой дистанционной  школы с имеющимися в ОО ресурсами для этого);
  • наличие вебсайта учебного заведения, на котором общедоступно предоставляется достоверная информация о работе ОО на базе системы автоматизированного мониторинга;
  • использование в образовательном процессе возможностей информационной системы «Дневник.ру».

Требования к кадровому обеспечению:

  • доля педагогов, повысивших квалификацию в течение учебного года (не менее 20%);
  • доля молодых педагогов в составе педагогического коллектива до 29 лет (не менее 5%);
  • развитие ИКТ-компетентности педагогического коллектива;
  • использование педагогами ИКТ в образовательном процессе, в т. ч. тиражирование навыка применения ИКТ (проведение и участие в семинарах, вебинарах, мастер-классах, круглых столах, конференциях и т. д.);
  • составляющая численности педагогов, участвующих в работе профессиональных сетевых сообществ (% от общего количества педагогов ОО; конфигурация участия – создание личного вебсайта, блога, участие в веб-конференциях и вебинарах, веб-ссылки);
  • количество педагогов, осуществляющих обучение с применением технологии дистанционного обучения (по основной или дополнительной образовательной программе).

Проект предполагает создание базовых организаций, которые станут работать в сети с группами из четырех-пяти других ОО. С применением ИКТ возможностями базовых ОО могут пользоваться небольшие и малокомплектные средние учебные заведения. Так, для сетевых школ создано информационное ядро – комплекс учебных курсов, которыми имеет возможность воспользоваться каждый участник проекта.

В реализации проекта «Сетевая дистанционная школа» принимали участие около 50 школ различных районов области. Впоследствии конкурсного отбора и включения в проект перед администрацией ОО появлялась вторая задача – подготовка локальных актов по внедрению дистанционного обучения. ОО подготовили и разместили на своих веб-сайтах положения о сетевой дистанционной школе с изложением основных понятий, необходимых для сетевой формы организации образовательного процесса:

  • дистанционное обучение,
  • дистанционное образование,
  • система дистанционного обучения,
  • дистанционные технологии в школьном образовании,
  • ИКТ,
  • электронный образовательный ресурс,
  • образовательный контент,
  • виртуальная аудитория,
  • виртуальная лаборатория дистанционного обучения,
  • инструментальные средства дистанционного обучения.

Направления деятельности участника проекта «Сетевая дистанционная школа» 

Обучающийся на дистанционных курсах:

  • выполняет задания входного контроля и самоконтроля результатов обучения;
  • развивает познавательную деятельность на учебном содержании мультимедийных и полиграфических средств обучения;
  • получает от сетевого педагога индивидуальную образовательную программу и прилагает усилия над ее освоением;
  • готовится к занятиям в компьютерном классе ОО с применением методических рекомендаций сетевого педагога и выполнения описанных в них заданий;
  • готовится к консультации, выполняет задания, данные сетевым педагогом, и задает вопросы для наилучшего изучения нового учебного материала;
  • принимает участие в коммуникации «учитель – ученик», позволяющей уточнить понимание учеником основных теоретических положений курса и систематизировать знания по контролируемому разделу программы;
  • выполняет задания для промежуточного контроля, самоконтроля и самооценки персональных результатов обучения;
  • организует собственную образовательную деятельность, направленную на удаление затруднений, выявленных педагогом в результате контроля;
  • выполняет задания итогового контроля и реализует рефлексию персональной работы на основе ее результатов.

Администрация ОО, участвующая в проекте «Сетевая дистанционная школа», устанавливает следующее содержание учебно-методических комплексов для учащихся:

  • учебный план ОО;
  • учебный план обучающегося;
  • программа учебного предмета (дисциплины, учебного курса);
  • учебник по учебному предмету (дисциплине, учебному курсу);
  • практикум или практическое пособие;
  • тестовые материалы для контроля качества усвоения материала;
  • методические рекомендации по изучению учебного предмета (дисциплины, учебного курса), организации самоконтроля, текущего контроля, учебные (дидактические) пособия и задачники, позволяющие обеспечить освоение и реализацию образовательной программы.

Учебно-методические пособия ученик получает в личную собственность по каждому предмету без права их тиражирования или передачи другим лицам и организациям. Обучающие материалы могут предоставляться ученикам в виде электронных курсов, виртуальных лабораторных практикумов, компьютерных систем контроля знаний с наборами тестов, других электронных материалов на магнитных или оптических носителях; печатных изданий; электронных ресурсов с онлайн доступом по сети.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Важно знать

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль