Сетевая дистанционная школа

18

С началом интеграции информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в сферу педагогической практики появилась необходимость реализации образовательных проектов, связанных с созданием сетевых дистанционных школ. Впоследствие введения в силу Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №273 - ФЗ) на законодательном уровне приняты определения сетевой формы реализации образовательных программ (гл. 2., ст. 15) и использование электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (гл. 2., ст. 16).

Сетевая форма реализации образовательных программ имеет возможность внедрения в педагогическую практику как использование ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Субъектами сетевого взаимодействия имеют шансы стать организации, реализующие непосредственно образовательную деятельность, такие как: научные, медицинские, физкультурно - спортивные, организации культуры и другие, в случае если они имеют ресурсы, необходимые для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов обучающей деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой (гл. 2., ст. 15).

Под электронным обучением в Федеральном законе № 273-ФЗ понимается организация образовательной деятельности с применением информации, содержащейся в базах данных и используемой в сетевых формах реализации образовательных программ, а также применение информационных технологий, которые обеспечивают обработку информации, определенные технические средства, информационно-телекоммуникационные сети, допускающие передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Дистанционные технологии в образовании реализуются с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических сотрудников (гл. 2., ст. 16).

Что требуется для сетевой дистанционной школы

Сетевая дистанционная школа предусматривает использование ресурсов нескольких образовательных организаций (далее – ОО), и осуществление обучения с использованием дистанционных образовательных технологий. В следствие этого перед администрацией ОО, желающей стать участником проекта, возникает главная задача – обеспечить соответствие условий организации обучения определенным требованиям. Минобрнауки Новосибирской области в августе 2011 г. был проведен конкурсный отбор участников проекта среди ОО региона. Выдвигалась система требований к ресурсному и кадровому обеспечению для реализации проекта «Сетевая дистанционная школа». 

Требования к ресурсному обеспечению:

  • выполнение лицензионных и аккредитационных требований;
  • наличие программы информатизации школы или соответственного раздела в программе развития школы;
  • внесение изменений в основную образовательную программу, предусматривающих применение возможностей дистанционного обучения;
  • наличие высококачественных технических условий (оборудованные учебные помещения и рабочие места учителя с указанием количества учащихся на 1 компьютер; количества педагогов на 1 компьютер; кабинета(ов), обеспечивающего(их) проведение видеоконференций и вебинаров; скорость Интернета; каналы онлайн доступа, провайдеры);
  • использование ресурсов для обучения учащихся собственной ОО и учащихся из иных ОО по учебным программам общего образования и дополнительным программам обучения (необходимо уточнить, какие именно ресурсы могут быть использованы; численность учащихся из других ОО, которые могут быть обучены с использованием данных ресурсов);
  • наличие ресурсов для обучения учащихся по индивидуальным образовательным траекториям (категории обучающихся, для которых целесообразно использование Сетевой дистанционной  школы с имеющимися в ОО ресурсами для этого);
  • наличие вебсайта учебного заведения, на котором общедоступно предоставляется достоверная информация о работе ОО на базе системы автоматизированного мониторинга;
  • использование в образовательном процессе возможностей информационной системы «Дневник.ру».

Требования к кадровому обеспечению:

  • доля педагогов, повысивших квалификацию в течение учебного года (не менее 20%);
  • доля молодых педагогов в составе педагогического коллектива до 29 лет (не менее 5%);
  • развитие ИКТ-компетентности педагогического коллектива;
  • использование педагогами ИКТ в образовательном процессе, в т. ч. тиражирование навыка применения ИКТ (проведение и участие в семинарах, вебинарах, мастер-классах, круглых столах, конференциях и т. д.);
  • составляющая численности педагогов, участвующих в работе профессиональных сетевых сообществ (% от общего количества педагогов ОО; конфигурация участия – создание личного вебсайта, блога, участие в веб-конференциях и вебинарах, веб-ссылки);
  • количество педагогов, осуществляющих обучение с применением технологии дистанционного обучения (по основной или дополнительной образовательной программе).

Проект предполагает создание базовых организаций, которые станут работать в сети с группами из четырех-пяти других ОО. С применением ИКТ возможностями базовых ОО могут пользоваться небольшие и малокомплектные средние учебные заведения. Так, для сетевых школ создано информационное ядро – комплекс учебных курсов, которыми имеет возможность воспользоваться каждый участник проекта.

В реализации проекта «Сетевая дистанционная школа» принимали участие около 50 школ различных районов области. Впоследствии конкурсного отбора и включения в проект перед администрацией ОО появлялась вторая задача – подготовка локальных актов по внедрению дистанционного обучения. ОО подготовили и разместили на своих веб-сайтах положения о сетевой дистанционной школе с изложением основных понятий, необходимых для сетевой формы организации образовательного процесса:

  • дистанционное обучение,
  • дистанционное образование,
  • система дистанционного обучения,
  • дистанционные технологии в школьном образовании,
  • ИКТ,
  • электронный образовательный ресурс,
  • образовательный контент,
  • виртуальная аудитория,
  • виртуальная лаборатория дистанционного обучения,
  • инструментальные средства дистанционного обучения.

Направления деятельности участника проекта «Сетевая дистанционная школа» 

Обучающийся на дистанционных курсах:

  • выполняет задания входного контроля и самоконтроля результатов обучения;
  • развивает познавательную деятельность на учебном содержании мультимедийных и полиграфических средств обучения;
  • получает от сетевого педагога индивидуальную образовательную программу и прилагает усилия над ее освоением;
  • готовится к занятиям в компьютерном классе ОО с применением методических рекомендаций сетевого педагога и выполнения описанных в них заданий;
  • готовится к консультации, выполняет задания, данные сетевым педагогом, и задает вопросы для наилучшего изучения нового учебного материала;
  • принимает участие в коммуникации «учитель – ученик», позволяющей уточнить понимание учеником основных теоретических положений курса и систематизировать знания по контролируемому разделу программы;
  • выполняет задания для промежуточного контроля, самоконтроля и самооценки персональных результатов обучения;
  • организует собственную образовательную деятельность, направленную на удаление затруднений, выявленных педагогом в результате контроля;
  • выполняет задания итогового контроля и реализует рефлексию персональной работы на основе ее результатов.

Администрация ОО, участвующая в проекте «Сетевая дистанционная школа», устанавливает следующее содержание учебно-методических комплексов для учащихся:

  • учебный план ОО;
  • учебный план обучающегося;
  • программа учебного предмета (дисциплины, учебного курса);
  • учебник по учебному предмету (дисциплине, учебному курсу);
  • практикум или практическое пособие;
  • тестовые материалы для контроля качества усвоения материала;
  • методические рекомендации по изучению учебного предмета (дисциплины, учебного курса), организации самоконтроля, текущего контроля, учебные (дидактические) пособия и задачники, позволяющие обеспечить освоение и реализацию образовательной программы.

Учебно-методические пособия ученик получает в личную собственность по каждому предмету без права их тиражирования или передачи другим лицам и организациям. Обучающие материалы могут предоставляться ученикам в виде электронных курсов, виртуальных лабораторных практикумов, компьютерных систем контроля знаний с наборами тестов, других электронных материалов на магнитных или оптических носителях; печатных изданий; электронных ресурсов с онлайн доступом по сети.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль