Развитие системы работы с одаренными обучающимися

45

Успешное выявление и реализация способностей и талантов ребенка важно не только для него самого, но и для общества в целом. В последние годы во всем мире резко возросла потребность в людях, приносящих новое содержание в социальную и производственную среды. Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных учащихся, реализацию их потенциальных возможностей, повышение профессионального уровня педагогов, работающих с выдающимися детьми, является одной из приоритетных направлений задач государственной важности. Одно из решений предлагает МБОУ № 36 г. Ростов-на-Дону (далее – гимназия). Традиционные ценности данного учебного заведения – это высокий уровень образования, достижение качественного результата, уважение к личности гимназистов, подготовка выпускников нравственных, целеустремленных, деятельных, здоровых молодых людей.

Целевая комплексная программа работы с одаренными обучающимися

В гимназии создана комплексная система работы с одаренными учащимися. Многолетний анализ участия обучающихся в различных конкурсах, смотрах, городских и областных олимпиадах по предметам показывает, что имеется значительная категория талантливых учащихся, чей творческий потенциал нуждается в реализации и поддержке. Для этого разработана целевая программа методической работы гимназии «Одаренные дети», которая опирается на определенные представления о конкретных показателях одаренности ребенка и реализуется по следующим направлениям:

  • общая интеллектуальная одаренность;
  • конкретно - предметная или конструктивно - продуктивная одаренность;
  • организаторская, лидерская одаренность;
  • художественная одаренность;
  • спортивная одаренность.

Одаренностью называется своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности (подчеркнем слово «возможность»). А уже для успешного результата требуется не только наличие соответствующего сочетания способностей, но и овладение необходимыми компетенциями, знаниями и навыками. Какой бы феноменальной математической смышленностью не обладал человек, если он никогда ранее не учился математике, он не сможет успешно выполнять функции самого заурядного специалиста в этой области. Следовательно, одаренных учащихся нужно также качественно обучать.

Основные цели и задачи методической работы гимназии

Администрацией и педагогическим коллективом МБОУ №36 разработаны «Единые концептуальные основы духовно - нравственного развития, обучения и воспитания гимназистов – молодых граждан России» на 2011–2015 гг., на которых выстроен учебный процесс, учитывающий потребности родительской общественности, высокий познавательный и творческий потенциал обучающихся и уровень профессионального мастерства учителя.

Цель методической работы гимназии – выпуск в жизнь молодых граждан, способных к самосовершенствованию и созиданию России как сильной и успешной страны. Овладение навыками такого отношения к себе и окружающей действительности подразумевает нравственную и интеллектуальную градации, социализацию, индивидуализацию, расширение творческого потенциала, стремление к физическому самосовершенствованию, воспитание ответственности.

Основными направлениями методической работы гимназии являются:

1. Становление демократической общественно - государственной системы управления.

2. Совершенствование образовательной системы:

  • обновление содержания образования в связи с переходом на федеральный государственный стандарт;
  • дальнейшее преобразование системы работы с талантливыми учениками;
  • обеспечение открытости обучающего процесса;
  • расширение системы сохранения и укрепления здоровья учащихся.

3. Создание интегративной системы духовно - нравственного становления, обучения и воспитания гимназистов.

4. Организация инновационной деятельности педагогического коллектива.

5. Обеспечение условий для инновационного прогресса гимназии.

Научно-методическое сопровождение работы с одаренными обучающимися

Для успешного осуществления образовательного процесса и обучения выдающихся детей создается система научно - методического сопровождения работы с одаренными обучающимися. Учебный процесс осуществляется в соответствии с федеральными нормативными документами, среди которых можно назвать указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы» и постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации “Развитие образования” на 2013–2020 годы».

Администрация учебного заведения совершенствует инструментальный пакет для решения задач, поставленных перед системой образования этими нормативными документами. С целью совершенствования работы с одаренными обучающимися постоянно пополняется электронный банк данных, который включает на только данные об учащихся, но и сведения о творческих и исследовательских работах с возможностью ссылок на них.

Разработан ряд локальных нормативных документов, смысловой единообразующей доминантой которых является работа с одаренными обучающимися. Например, в «Проекте перспективного развития МБОУ гимназия №36 Ленинского района г. Ростова-на-Дону на основе национальной образовательной инициативы “Наша новая школа” на 2011–2015 гг.» среди основных ставится задача совершенствования системы выявления и поддержки талантливых учащихся и создание условий для реализации их потенциала.

Разработка локальных нормативных документов происходит в совместной деятельности администрации и методической службы, подготовившей «Единые концептуальные основы духовно-нравственного развития, обучения и воспитания гимназистов – молодых граждан России». Данный документ послужил базой для создания следующих локальных нормативных документов:

  • программы развития гимназии (2011–2015 гг.);
  • программы воспитания, социализации и здоровьесбережения;
  • образовательных программ начального общего образования, основного общего и среднего (полного) общего образования на 2012–2015 гг.;
  • программы повышения психолого - педагогической, технологической и проектной культуры педагогического коллектива;
  • «Проекта перспективного развития МБОУ гимназия № 36 Ленинского района г. Ростова-на-Дону на основе национальной образовательной инициативы “Наша новая школа” на 2011–2015 гг.»;
  • проекта «Гимназиум – Land», или «Информационно-коммуникативное пространство активно-деятельностных форм обучения и моделирования».

Особенности организации работы с одаренными обучающимися

Главными особенностями организации образовательной работы с одаренными обучающимися, связанными с внедрением программы «Одаренные дети», являются совершенствование системы подготовки обучающихся – участников различных этапов Всероссийской олимпиады школьников (далее – ВсОШ), а также выпускников к государственной итоговой аттестации (далее – ГИА), внедрение профессионального сетевого взаимодействия обучающих и обучающихся и др. Ежегодно растет число учащихся, желающих участвовать в школьном и муниципальном этапе ВсОШ, и количество победителей этих этапов. Так, если в 2010/11 уч. г. в муниципальном этапе ВсОШ победителями и призерами стали 23 гимназиста, то в 2011/12 уч. г. – 34, а в 2012/13 уч. г. – 64. В этом же учебном году учащиеся заняли I место в г. Ростове-на-Дону по количеству победителей и призеров муниципального этапа ВсОШ. В региональном этапе ВсОШ они также выступают достаточно результативно: например, в 2013/14 уч. г. - дважды стали победителями и заняли 10 призовых мест.

Первых побед в олимпиадах и конкурсах различных уровней гимназисты добиваются уже в начальных классах. В 2012/13 уч. г. во всероссийских дистанционных олимпиадах по математике ученики дважды становились победителями и заняли шесть призовых мест. Ежегодно учники показывают высокий результат (призовые и первые места) в международной дистанционной олимпиаде «Эрудит» по математике, международной интернет-олимпиаде «Эрудиты планеты», всероссийском турнире по литературе «Волшебный клубок», международной игре-конкурсе «Русский медвежонок – языкознание для всех», всероссийском дистанционном интеллект-путешествии «Вундеркинд» и др.

Еще одним направлением работы с одаренными школьниками является организация методической работы гимназии. В основе качественной подготовки обучающихся – непрерывное повышение профессиональной компетентности учителя. Педагоги, работающие в МБОУ № 36, имеют опыт подготовки рабочих индивидуальных учебных программ. Они активно представляют собственный педагогический опыт в разнообразных формах: создают учебные пособия, пишут статьи, выступают на семинарах, проводят мастер-классы. Например, разрабатываемые учителями английского языка обучающие пособия необходимы для учебно - методического сопровождения углубленного изучения предмета: учебное пособие технического перевода по английскому языку; методическое издание «Magic English» для подготовки к обучению в 1-м классе; материал по курсу «Литература Великобритании» для учащихся 5-го класса; «Введение в англоязычную литературу». В гимназии разработана и реализуется авторская программа по изобразительному искусству для 1–4-х классов; авторский альбом к программе по изобразительному искусству «Путешествие в страну Фантазии» (4-й класс); используется авторский альбом по изобразительному искусству «Путешествуй, фантазируй, твори!» (3-й класс) и др.

Традиционным становится участие педагогов в сетевом профессиональном взаимодействии. Учителя принимают активное участие во всероссийских педагогических интернет-конференциях, городских интернет-педсоветах, предметных вебинарах. Также для сетевого взаимодействия они создают собственные блоги, например, по немецкому языку, в котором установлен прямой контакт с учащимися. В предметных блогах ученики и их родители получают методическую поддержку, информацию о деятельности методического объединения учителей немецкого языка и др. На сайте учебного заведения осуществляет деятельность рабочая группа «Второй иностранный язык», в которую вошли учителя гимназии, а также педагоги городских и областных ОО. Члены группы обмениваются опытом, презентуют творческие работы и т. д. Учителя русского языка и литературы на своей страничке официального сайта представили проект «За чистоту русского языка» и разработки уроков.

Система методической работы гимназии не только способствует победам в олимпиадах и конкурсах, но и помогает подготовить выпускников к ГИА. О подготовке учащихся 11-х классов к единому государственному экзамену (далее – ЕГЭ) на высоком уровне свидетельствуют средние показатели по гимназии, которые выше средних показателей по городу и Ростовской области. В 2013 г. МБОУ № 36 по результатам ЕГЭ вошло в 500 лучших ОО России в рейтинге, подготовленном НОУ «Московский Центр непрерывного математического образования» при информационной поддержке Группы РИА «Новости» и «Учительской газеты», при содействии Минобрнауки России.

Одним из направлений программы «Одаренные дети» является работа научного сообщества «Гимназиум», которое проводит три конференции в учебном году: предметные (гуманитарного и естественнонаучного циклов) и итоговую. Примером развития проектных и исследовательских педагогических технологий может быть международный проект в рамках освоения второго иностранного (немецкого) языка о заключении партнерских отношений между МБОУ № 36, г. Ростов-на-Дону, Россия, и Lessing-Gymnasium, г. Каменц, Германия. Проект включает в себя электронную переписку учителей и учеников двух стран; обмен педагогическим опытом; посещение немецкими учащимися гимназии, реализацию совместных культурных проектов, проведение научно-практической конференции «Система образования в Европе», создание печатного дневника о визите немецких учащихся в г. Ростове-на-Дону.

Организация внеурочных занятий также направлена на развитие детской одаренности. Для учащихся в системе внеурочной деятельности работают разнообразные секции, клубы, творческие объединения по следующим направлениям: духовно-нравственное развитие и патриотическое воспитание; освоение навыков интеллектуальной и эстетической деятельности; овладение основами социального взаимодействия; индивидуально - личностное становление; развитие творческих способностей; воспитание стремления к физическому самосовершенствованию; воспитание ответственности за свою жизнь и за жизнь других людей.

Художественно-эстетическое направление внеурочной деятельности представлено курсами «Художественное творчество и его связь с окружающим миром», «Умелые ручки», «Волшебник-пластилин», «Хореография» и проведением итоговых конкурсов художественных работ. Интеллектуальное направление – это организация занятий шахматами, реализация курсов «В мире книг»; «Мир деятельности». Социальное направление: курс «На пороге жизни»; акции «Рождественская звезда», «Солдаты России», «Помоги птицам». На развитие проектной деятельности направлены курсы «Я – исследователь» и «Учусь создавать проект». Экологическое направление представлено курсами «Природа донского края» и «Юный эколог». Спортивное направление – спортивной секцией карате, курсом «От спорта – к здоровому образу жизни».

Система методической работы гимназии

Неотъемлемой частью методической работы гимназии является система дополнительных образовательных услуг. В области творческого, эстетического и познавательного развития обучающихся ведётся активное сотрудничество с МБОУ ДОД «Дворец творчества детей и молодежи» г. Ростова-на-Дону, областным краеведческим музеем, публичной библиотекой, областным ГАУК Ростовской области «Ростовский академический театр драмы им. М. Горького», кинотеатрами «Ростов», «Дом кино», ГБУК Ростовской области «Ростовская областная детская библиотека им. В.М. Величкиной» и др. Организация дополнительного образования, связанная с рабочей программой «Одаренные дети», направлена на активное сотрудничество с Центром немецкого языка и культуры ГОУ ВПО «Ростовский государственный строительный университет» (партнером немецкого культурного центра им. Гете) и французским культурным центром «Альянс Франсез».

Программы дополнительного образования обучающихся
Название

Класс, для которого разработана программа

«Театр МОД» 1–10
«Межкультурная коммуникация на английском языке» 1–11
«Особенности редактирования, углубленное изучение русского языка» 8–11
«Информатика в играх и задачах» 1–5
«Основы русской словесности, углубленное изучение русского языка» 1–5
«Углубленный курс математики» 5–11
«Русский язык. Коммуникативно-ориентированный курс» 1–5
«Введение в историю» 1–5
«Углубленное изучение физики» 7–11
«Основы общей химии (углубленное изучение химии)» 7–11
«Углубленное изучение немецкого и французского языка» 5–11 5–11
«Особенности перевода специальной литературы» 9–11
«Воспитание человека нового поколения» 1–11
«Программа по информатике и ИТК» 5–11
«Карате-до» 1–11
«Футбол» 1–11
«История искусств» 1–11
«Хореография» 1–10
«Баскетбол» 1–11
«Атлетическая гимнастика» 1
«Шахматы в школе» 1–11

Итак, методическая работа гимназии по реализации программы «Одаренные дети» выстроена таким образом, что урочная и внеурочная деятельность, а также сфера дополнительного образования создают практические условия для самореализации и самосовершенствования каждого гимназиста. Освоение навыков созидательного отношения к себе и окружающей действительности подразумевает духовное становление и ценностно-смысловое обогащение личности. Наращивание интеллектуального потенциала направлено на творческую, созидательную, проектно-исследовательскую деятельность, самоактуализацию и самореализацию. Градация навыков коммуникативного, социального взаимодействия способствует воспитанию гражданской активности и патриотизма. Стремление к физическому самосовершенствованию и воспитание ответственного отношения к своей жизни и жизни других людей обеспечивает наличие практических ресурсов жизнедеятельности.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль