Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья: реализация ФГОС

45

Система обучения для учащихся с ограниченными возможностями

В течении долгого периода в России складывалась непростая система воспитания и дифференциального обучения детей с ограниченными возможностями. На данный момент, в школах работают службы помощи для таких детей и специальные классы, где есть логопедические специалисты, лекотека и где воспитываются дошкольники с различными нарушениями.

Таким образом на вопрос - Где учиться инвалиду? , есть вполне определённые ответы. Во-первых дети с явно выраженными психическими или физическими нарушениями могут быть зачислены в специальные школы или обучаться удалённо по специальной программе дома. При этом система обучения разрабатывается строго в образовательном учреждением, а медико-социальные центры сопровождения оказывают коррекционную и диагностическую помощь таким ученикам.

Часто по завершении среднего образования учащиеся с ограниченными возможностями не могут найти себе работу, в этих случаях поиск работодателя на себя берут сами образовательные учреждения. Известно также, что в настоящее время становится сложнее проводить подобную работу из-за большой конкуренции на рынке труда.

Кроме того произошли некоторые изменения в законодательстве РФ — введение ФГОС для детей с ОВЗ в школе. Теперь система образования и программы для обычных школьников и детей с ОВЗ одинаковые. Единственная разница в том, что там где учатся инвалиды и дети с врождёнными отклонениями, педагоги работают над адаптацией учебной программы и системой обучения в целом.

Например: некоторые образовательные организации сливаются и образуют комплексы для обучения детей с ОВЗ. Здесь планируют и реализуют качественное обучение для детей с нарушениями речи в раннем возрасте. Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья здесь проводится расширенно. Внутри таких школ тесно взаимодействуют медико-социальные и психолого-педагогические центры помощи. Их объединяет не только возможность проводить коррекционную и воспитательно-образовательную работу, то также изначальная профессиональная принадлежность учеников: специалисты центров помогают больным детям выбрать профессию, развиваться в этом направлении и по окончании образования получить работу.

Где учатся инвалиды при современном развитии системы инклюзивного образования?

Результатом появления новых образовательных реформ является повышение внимания к инклюзивному образованию. Детей с ОВЗ отправляют учить в специализированные классы где:

  • Разные категории учащихся входят в один класс ДОО.
  • Увеличивается число учащихся с ОВЗ, ранее не ходивших в ДОО и не имеющих специальной подготовки к обучению в специализированном классе.
  • Большинство вновь прибывших учащихся с ограниченными возможностями не соответствуют своему возрасту, у них имеются некорригированные формы патологии и они по разному подготовлены к программе в целом.

Такие ситуации подразумевают, что учащиеся не могут быть готовы к обучению по данной программе и соответственно не могут получить положительные результаты при сдаче экзаменов. Поэтому ещё острее встаёт вопрос о том, где учится инвалиду, если он пропустил значительную часть учебного курса. В исключительных ситуациях, специальные образовательные учреждения помогают таким детям обучаться удалённо и сдавать экзамены за прошедшие года экстерном. Большинство е ситуаций заканчивается плачевно, в большей степени потому, что сами подростки уже не хотят осваивать упущенные знания. Возможно именно поэтому, в обычных школах проводится инклюзия и интеграция учащихся с ограниченными возможностями в среду нормальных детей. Это даёт неоспоримое преимущество при обучении, так как дети чувствуют себя такими же как все и у них появляется надежда на то, что они смогут полноценно работать и взаимодействовать с обществом не смотря на физические или психические недостатки. Так что вопрос о том где учатся инвалиды становится риторическим. Интеграция проходит не без сложностей, например: для детей с нарушение речевых структур педагоги стараются предоставить варианты эффективных путей социальной адаптации и решения проблем с их речевыми дефектами.

Учащиеся с ограниченными возможностями: особые потребности при обучении детей с логопедическими расстройствами

При изучении опыта помощи детям с логопедическими расстройствами в РФ выявились следующие характеристики:

  1. Дети с подобными ограничениями интегрируются с обычными детьми в стандартном учебном классе.
  2. Очень важно степень и форма выраженности нарушения у ребёнка, где учился инвалид до этого.
  3. Необходимо изначально определить, как он (она) будут взаимодействовать с классом, есть ли для этого соответствующие интеллектуальные, психофизические и личностные возможности.
  4. Важно также, проходил ли ребёнок соответствующую коррекционную диагностику в период дошкольного обучения.

Исходя из перечисленных выше 4 характеристик, определяется возможность обучения учащегося с ограниченным возможностями в обычной школе. В ситуации интеграции в неспециализированном учебном заведении необходимо восполнять следующие образовательные потребности учащихся с ОВЗ:

  1. Условия. Без этого просто не мыслима сама реализация потенциальных и актуальных возможностей, которые проявляются у нестандартных учеников.
  2. Понимание учителей. В следствии особенного развития детей: медленная работа с информацией, недостаток внимания, ограниченность памяти - это просто необходимо.

Общие образовательные потребности учащихся с ОВЗ как ответ на вопрос о том где учится инвалиду В зависимости от того могут ли быть реализованы условия для восполнения потребностей специальных учащихся, от этого зависит вопрос о том, где они будут учится. Если определённые условия позволяют, человек может учится в общем образовательном заведении, другие случаи подразумевают обучение в специальных школах.

Ниже перечислены потребности которые необходимо восполнять для учащихся с ограниченными возможностями:

  • Необходимо использовать специальные приёмы методы и средства обучения.
  • При обнаружении у ребёнка первичного нарушения, необходимо сразу предоставить ему (ей) дошкольное специальное обучение, для подготовки компенсаторных навыков.
  • Обязательно применение коррекционных программ обучения, например: дополнение учебной программы специальными разделами и темами отсутствующими у нормально развивающихся детей, но которые используются там где учатся инвалиды.
  • Необходимо организовать большую степень индивидуального обучения, чем у школьников, чьё развитие является нормальным.
  • Следует создать особенные пространственные и временные возможности для учащихся с ОВЗ. Не нужно исключать интернет поддержку учащихся с ограниченными возможностями.


Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль