Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья: реализация ФГОС

35

Система обучения для учащихся с ограниченными возможностями

В течении долгого периода в России складывалась непростая система воспитания и дифференциального обучения детей с ограниченными возможностями. На данный момент, в школах работают службы помощи для таких детей и специальные классы, где есть логопедические специалисты, лекотека и где воспитываются дошкольники с различными нарушениями.

Таким образом на вопрос - Где учиться инвалиду? , есть вполне определённые ответы. Во-первых дети с явно выраженными психическими или физическими нарушениями могут быть зачислены в специальные школы или обучаться удалённо по специальной программе дома. При этом система обучения разрабатывается строго в образовательном учреждением, а медико-социальные центры сопровождения оказывают коррекционную и диагностическую помощь таким ученикам.

Часто по завершении среднего образования учащиеся с ограниченными возможностями не могут найти себе работу, в этих случаях поиск работодателя на себя берут сами образовательные учреждения. Известно также, что в настоящее время становится сложнее проводить подобную работу из-за большой конкуренции на рынке труда.

Кроме того произошли некоторые изменения в законодательстве РФ — введение ФГОС для детей с ОВЗ в школе. Теперь система образования и программы для обычных школьников и детей с ОВЗ одинаковые. Единственная разница в том, что там где учатся инвалиды и дети с врождёнными отклонениями, педагоги работают над адаптацией учебной программы и системой обучения в целом.

Например: некоторые образовательные организации сливаются и образуют комплексы для обучения детей с ОВЗ. Здесь планируют и реализуют качественное обучение для детей с нарушениями речи в раннем возрасте. Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья здесь проводится расширенно. Внутри таких школ тесно взаимодействуют медико-социальные и психолого-педагогические центры помощи. Их объединяет не только возможность проводить коррекционную и воспитательно-образовательную работу, то также изначальная профессиональная принадлежность учеников: специалисты центров помогают больным детям выбрать профессию, развиваться в этом направлении и по окончании образования получить работу.

Где учатся инвалиды при современном развитии системы инклюзивного образования?

Результатом появления новых образовательных реформ является повышение внимания к инклюзивному образованию. Детей с ОВЗ отправляют учить в специализированные классы где:

  • Разные категории учащихся входят в один класс ДОО.
  • Увеличивается число учащихся с ОВЗ, ранее не ходивших в ДОО и не имеющих специальной подготовки к обучению в специализированном классе.
  • Большинство вновь прибывших учащихся с ограниченными возможностями не соответствуют своему возрасту, у них имеются некорригированные формы патологии и они по разному подготовлены к программе в целом.

Такие ситуации подразумевают, что учащиеся не могут быть готовы к обучению по данной программе и соответственно не могут получить положительные результаты при сдаче экзаменов. Поэтому ещё острее встаёт вопрос о том, где учится инвалиду, если он пропустил значительную часть учебного курса. В исключительных ситуациях, специальные образовательные учреждения помогают таким детям обучаться удалённо и сдавать экзамены за прошедшие года экстерном. Большинство е ситуаций заканчивается плачевно, в большей степени потому, что сами подростки уже не хотят осваивать упущенные знания. Возможно именно поэтому, в обычных школах проводится инклюзия и интеграция учащихся с ограниченными возможностями в среду нормальных детей. Это даёт неоспоримое преимущество при обучении, так как дети чувствуют себя такими же как все и у них появляется надежда на то, что они смогут полноценно работать и взаимодействовать с обществом не смотря на физические или психические недостатки. Так что вопрос о том где учатся инвалиды становится риторическим. Интеграция проходит не без сложностей, например: для детей с нарушение речевых структур педагоги стараются предоставить варианты эффективных путей социальной адаптации и решения проблем с их речевыми дефектами.

Учащиеся с ограниченными возможностями: особые потребности при обучении детей с логопедическими расстройствами

При изучении опыта помощи детям с логопедическими расстройствами в РФ выявились следующие характеристики:

  1. Дети с подобными ограничениями интегрируются с обычными детьми в стандартном учебном классе.
  2. Очень важно степень и форма выраженности нарушения у ребёнка, где учился инвалид до этого.
  3. Необходимо изначально определить, как он (она) будут взаимодействовать с классом, есть ли для этого соответствующие интеллектуальные, психофизические и личностные возможности.
  4. Важно также, проходил ли ребёнок соответствующую коррекционную диагностику в период дошкольного обучения.

Исходя из перечисленных выше 4 характеристик, определяется возможность обучения учащегося с ограниченным возможностями в обычной школе. В ситуации интеграции в неспециализированном учебном заведении необходимо восполнять следующие образовательные потребности учащихся с ОВЗ:

  1. Условия. Без этого просто не мыслима сама реализация потенциальных и актуальных возможностей, которые проявляются у нестандартных учеников.
  2. Понимание учителей. В следствии особенного развития детей: медленная работа с информацией, недостаток внимания, ограниченность памяти - это просто необходимо.

Общие образовательные потребности учащихся с ОВЗ как ответ на вопрос о том где учится инвалиду В зависимости от того могут ли быть реализованы условия для восполнения потребностей специальных учащихся, от этого зависит вопрос о том, где они будут учится. Если определённые условия позволяют, человек может учится в общем образовательном заведении, другие случаи подразумевают обучение в специальных школах.

Ниже перечислены потребности которые необходимо восполнять для учащихся с ограниченными возможностями:

  • Необходимо использовать специальные приёмы методы и средства обучения.
  • При обнаружении у ребёнка первичного нарушения, необходимо сразу предоставить ему (ей) дошкольное специальное обучение, для подготовки компенсаторных навыков.
  • Обязательно применение коррекционных программ обучения, например: дополнение учебной программы специальными разделами и темами отсутствующими у нормально развивающихся детей, но которые используются там где учатся инвалиды.
  • Необходимо организовать большую степень индивидуального обучения, чем у школьников, чьё развитие является нормальным.
  • Следует создать особенные пространственные и временные возможности для учащихся с ОВЗ. Не нужно исключать интернет поддержку учащихся с ограниченными возможностями.


Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль