Оценка знаний учащихся в ходе образовательного процесса

825

При рассмотрении данного вопроса необходимо понимать, что отметка и оценка знаний учащихся, являются разными категориями. Если рассматривать классическую систему аттестации, то очевидно, что она строится на отношениях, где начальником является педагог, а ученик воспринимается как подчинённое лицо. Кроме того, результатом школьника в этом случае считается освоение материала и воспроизведение его во время экзаменов, срезов знаний и контрольных работ. 

Вот почему в данном случае школьная отметка является доминирующей составляющей в образовании, а оценка результатов остаётся неизвестной. Классический подход оценки служит для того, чтобы контролировать, насколько школьник усвоил конкретную тему, сравнивая его знания с допустимой нормой. В ряде ситуаций это приводит к “человеческому фактору”, когда учитель ставит ученику отметку, не соответствующую его знаниям, просто из-за субъективно сложившегося мнения.

В этом случае оценка знаний учащихся превращается в систему: “кнута и пряника”, наказания или поощрения, дисциплинарного управления, и все школьники потенциально делятся при этом на “дураков” и “умных”, “способных” и “неспособных”, в чём выражается личное отношение преподавателя. Соответственно нельзя считать, что в данной системе отметка относится к учебному процессу. Наоборот, школьные отметки играют роль лишь контролирующей системы, которая ориентирована на короткие достижения при решении заданий внутри урока, а затем, как итоговые результаты за определённый период.

Если рассматривать такую оценку с точки зрения учащихся, то для них констатация результатов является настоящим испытанием, при котором они испытывают неуверенность, волнение и страх. В конечном результате, оценка знаний учащихся приводит к негативному восприятию не только образовательного процесса, но и подведения итогов, процессам оценивания их работы.

Многие школьники начинают понимать, что от оценки зависит их будущее, и пытаются избегать плохого результата, умело отчитываются перед педагогом, зазубривают материал, лишь бы получить достойную отметку. В действительности же школьные отметки должны занимать тривиальное место, а подлинная оценка необходима для того чтобы учащиеся:

  • Брали ответственность за собственные достижения и результаты в образовательной деятельности.
  • Осознавали, насколько они продвинулись в понимании конкретного предмета (что ещё не до конца освоено и стоит подтянуть).
  • Понимали, в чем они разбираются, и чего они не знают, учились на собственных ошибках.
  • Осознавали свои достижения в конкретной области.
  • Принимали неудачи, и оценка знаний учащихся не была наказанием. Наоборот, любая оценка была бы реальным показателем прежней неудачи или успеха.

Школьные отметки и новый подход оценивания

Вышеописанный подход оценивания считается универсальным способом управления учебным процессом, даже если цель учителя состоит в том, чтобы ученики достигли конкретных результатов. И в этом случае назначение отметки и процесса оценивания меняется кардинально. Оценка результата используется не в качестве контроля, сдачи отчётности и подведения итогов обучения. Теперь с помощью школьной отметки учащийся стимулируется к более качественной работе, он (она) понимает, на каком уровне находится в данный момент и стремится изменить это положение (развиться). Вот для чего в данном случае преподаватели придерживаются специальных принципов продуктивной оценки:

  1. Задания, способы их решения, а также другие процедуры, относящиеся к конечному результату, должны соответствовать тому материалу, который давался на занятиях.
  2. Оценка знаний учащихся должна быть более конкретной, касаться прямых компетенций в отдельных вопросах. Так, чтобы ученик понимал, чему он должен научиться.
  3. Условия, в которых школьники могут показывать свои умения по предмету, должны быть строго регламентированы.
  4. Отметки ставят только эксперты (учителя), благодаря чему каждый педагог научится понимать методологию процесса и ставя школьную отметку будет исходить из собственного опыта.
  5. Каждый тип результатов при обучении должен иметь собственные критерии оценки.
  6. Как формы так и критерии оценивания одинаково должны быть понятны участникам образовательного процесса и родителям.
  7. Школьники должны быть заблаговременно осведомлены о критериях результатов и том, как они будут оцениваться в конкретном случае.

В общем случае оценка знаний учащихся должна:

  • Проходить вовремя (для того, чтобы чувствовалась обратная связь).
  • Не должна отбирать ученическое и преподавательское время.
  • Быть такой, чтобы ученики с самыми различными способностями могли бороться за успех.
  • Вести к развитию (показывать учащемуся не только его достижения, но и его слабые стороны), помогать ему выявлять ошибки и работать над их устранением.

Исходя из вышеописанных требований, становится очевидно, что прежние способы оценки - лишь с помощью школьных отметок - в образовательной деятельности не только утратили актуальность, но и являются опасными в рамках введения новой системы образования ФГОС.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль