Построение эффективной системы работы с одаренными детьми в лицее

32

Во всем мире выявление и отбор учеников, которые в будущем призваны составить интеллектуальную и духовную элиту человечества считается важным и нужным. Одним из первых это стал делать Исаак Ньютон, потративший огромную долю собственного состояния на поиск и последующее образование талантливых ребят в Великобритании. В России этим начал заниматься А.Н. Колмогоров. Он основал первую специализированную физико-математическую школу-интернат при Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова. Подобные школы интернатного типа были для обучения одаренных детей созданы в г. Ленинграде и г. Новосибирске. Учебный процесс в таких школах проводился преподавателями, аспирантами и студентами университетов и институтов. 

К концу 80-х – началу 90-х гг. XX в. вузы нашей страны стали открывать различные специализированные заочные, воскресные, вечерние школы. В 1988 г. в г. Таганроге было создано одно из первых образовательных учреждений такого типа. Первоначально это был спецкласс с углубленным изучением математики, физики и информатики при Таганрогском радиотехническом институте им. В.Д. Калмыкова (сегодня – Инженерная технологическая академия ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет» (далее – ИТА ЮФУ)), оно быстро превратилось в ведущее среднее общеобразовательное учреждение города и в настоящее время эволюционировало в муниципальное самостоятельное общеобразовательное учреждение лицей № 4 г. Таганрога (далее – ТМОЛ). Преподавание в нем осуществлялось силами профессорско-преподавательского состава с привлечением ресурсов библиотеки и научно-технической базы ИТА ЮФУ. В рамках образовательного процесса был преодолен существовавший на тот период фактический разрыв между уровнем образования выпускников средних общеобразовательных заведений и требованиями, предъявляемыми к обучению в вузе, противоречие между необходимостью дифференцированного и индивидуального подхода к обучению одаренных детей и имеющимися в реальной практике методами и средствами такого подхода.

Построение образовательного процесса в системе работы с одаренными детьми в ТМОЛ

В настоящее время лицей занимает одно из ведущих мест в системе подготовки технической элиты в г. Таганроге и на Юге России, обеспечивая выпускникам возможность успешного продолжения образования в лучших вузах Российской Федерации. Продолжая поддерживать связь с подразделениям ИТА ЮФУ, он стал признанным центром организации работы с одаренными детьми, опыт которого активно внедряется аналогичными образовательными организациями (далее – ОО). Главная стратегическая цель образовательного процесса в ТМОЛ – формирование интеллектуальной культуротворческой среды (рисунок) на основе общих интеллектуальных и духовных потребностей всех субъектов образовательного процесса, расстановка приоритетов в системе обучения и развития одаренных детей. 

Основные приоритеты работы лицея:

  • создание благоприятных условий и возможностей для полноценного развития личности, сохранения здоровья и жизни обучающихся;
  • социализация в процессе обучения одаренных детей, направленная на выявление способностей и путей их совершенствования в условиях образовательной среды;
  • развитие различных форм мотивации учащихся к образовательно - социальной деятельности (проектная деятельность, образовательный рейтинг обучающихся, тренинги и т. д.);
  • создание условий для проявления творческой активности и мотивации к ней учащихся в различных сферах социально значимой деятельности;
  • освоение и использование в практической деятельности новых педагогических технологий – развитие системы непрерывного дистанционного образования.

Особенностями организации системы работы с одаренными детьми в лицее являются:

  1.  Система подготовки расписания и максимальная интенсификация образовательного процесса. Так, в профильных лицейских классах (8–11-е классы) расписание включает сдвоенные уроки (пары), что позволяет минимизировать затраты времени на подготовку к урокам, т. к. обучающимся необходимо готовиться не к шести учебным предметам на следующий день, а к трем. Расписание преподавателей ИТА ЮФУ, работающих в ТМОЛ по совместительству, тоже составляется особым образом. Администрация тесно сотрудничает с диспетчерской службой ИТА ЮФУ, которая занимается составлением расписания, поэтому уроки, которые профессорско-преподавательский состав проводит в лицее, включены в их общее расписание.
  2.  Особый подход к формированию и постоянному переформированию состава учебных групп. В профильные классы, 8–10-е, набор обучающихся проводится при условии успешного участия будущих лицеистов в межшкольной олимпиаде («ТМОЛиаде»). Для организации поступления в классы физико-математического профиля олимпиада проводится по трем предметам (математика, физика, русский язык). На основе набранных баллов составляется рейтинг участия в межшкольной олимпиаде. Для организации поступления в классы социально-экономического и химико-биологического профиля олимпиада проводится по математике, русскому языку, истории и географии (социально-экономический профиль) или химии и биологии (химико-биологический). В 2013/14 уч. г. впервые осуществлен набор пятиклассников. Межшкольная олимпиада не проводилась, рейтинг был определен по результатам конкурса портфолио. Когда заканчивается предварительное формирование классов, в первую неделю сентября лицеисты пишут входную диагностическую работу, по результатам которой администрация еще раз делит класс на две группы для таких предметов, как английский язык, информатика. Десятиклассников позже еще раз делят на дополнительные группы для занятий по физике, алгебре, русскому языку.
  3. Высокая степень научного, кадрового, материального обеспечения работы нашей ОО благодаря реальному участию ИТА ЮФУ: использовалась материальная база университета, с момента начала функционирования лицея учебные предметы преподавали высококвалифицированные специалисты этого вуза. Сегодня в лицее работают 17 кандидатов наук и 1 доктор наук – опытные преподаватели ИТА ЮФУ, ФГБОУ ВПО «ТГПИ имени А.П. Чехова» и др.
  4.  Конкретизация профессиональной ориентации лицеистов: каждый получает возможность и обязанность «живого» контакта с факультетами ИТА ЮФУ. Для этого администрацией ТМОЛ организован ряд факультативов совместно с кафедрами ИТА ЮФУ. Лицеисты посещают занятия в институте 1 раз в неделю по 2 ч для ознакомления с деятельностью кафедр (предметы: программирование С++ и криптография, робототехника, нанотехнологии). Также администрацией из бюджета ОО оплачиваются дополнительные факультативные занятия с преподавателями ИТА ЮФУ.
  5.  Наличие консультанта (куратора, попечителя, коуч-тренера) из числа студентов старших курсов и аспирантов. В рамках договора администрации ТМОЛ и ИТА ЮФУ лицеисты посещают занятия, где их учат работать на обо- рудовании кафедры. Работу лицеиста организует аспирант, который выстра- ивает вместе с обучающимся график индивидуальных занятий. Таким образом, обучающиеся участвуют в проведении научного эксперимента, выполняемого при подготовке диссертации. Лицеисты по окончании эксперимента готовят исследовательские работы, с которыми выступают на конференциях различного уровня. Так, в 2010/11 уч. г. был подготовлен проект «Разработка методики формирования нанолокальных областей для позиционирования углеродных нанотрубок на подложке», победивший в VI Всероссийской олимпиаде школьников по нанотехнологиям (2012 г.).

Построение эффективной системы работы с одаренными детьми в лицее

Профильная составляющая системы работы с одаренными детьми

Образовательная деятельность - это систематически организованная педагогом деятельность обучающихся, направленная на преобразование и расширение их собственного опыта на основе воссоздания и личностного присваивания, освоения культурных форм и способов действия.

В лицее реализуются образовательные программы: начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования, обеспечивающие углубленную подготовку обучающихся по предметам физико-математического цикла. Профильная составляющая в обучении одаренных детей в лицее в соответствии с реализуемыми образовательными программами представлена в табл. 1.

Таблица 1

Профильная составляющая образовательного процесса в ТМОЛ
Класс Профиль Учебные предметы

Профильные спецкурсы

(количество, ч)

8 л Предпрофильное изучение предметов физико-математического цикла Математика
Физика
8
4
9 л Предпрофильное изучение предметов физико-математического цикла

Математика
Физика
Информатика

8
4
2
9 э Предпрофильное изучение предметов физико-математического цикла Математика
Физика
Информатика
8
4
2
10 а,б Физико-математический профиль Математика
Физика
Информатика
9
6
4
10 в Профильное изучение математики и информатики Математика
Информатика
8
4
10 э Физико-математический профиль Математика
Физика
Информатика
8
6
4
10 с Социально-экономический профиль Обществознание
Экономика
География
3
2
3
10 с Химико-биологический профиль Химия
Биология
Русский язык
5
4
3
11 а, б Углубленное изучение физики, математики Математика
Физика
Информатика
8
7
4
11 в Профильное изучение математики  Математика
Информатика
8
4
11 с Социально-экономический профиль Обществознание
Экономика
География
3
2
3

ТМОЛ является областной пилотной площадкой по апробации учебных пособий для подготовки к единому государственному экзамену (далее – ЕГЭ) по русскому языку издательства «Дрофа» (приказ Минобразования Ростов ской области от 27.10.2010 № 845). С 2011 г. педагогический коллектив ТМОЛ участвует в апробации учебника нового поколения по физике (Степанова Г.Н., «Физика, 7 класс», «Физика, 8 класс», «Физика, 10–11 класс»). В апробации учебника принимают участие 3 параллели классов: 7-е, 8-е и 11-е.

Научно-исследовательская деятельность в системе работы с одаренными детьми

Научно-исследовательская деятельность – это работа лицеистов над творческой, исследовательской задачей с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, который служит для иллюстрации законов природы), пред полагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: нормированная, исходя из принятых в науке традиций. Это организованная преподавателями коллективно-распределенная или индивидуальная деятельность в рамках образовательного процесса обязательной и вариативной частей основной образовательной программы, направленная на решение практических задач, формирование ключевых компетентностей и практического опыта. Научно исследовательская деятельность в системе обучения одаренных детей носит индивидуальный и групповой характер и тесно связана и использованием информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в образовательном процессе, что играет важную роль в обучении и развитии одаренных детей. Особенно это проявляется в процессе подготовки обучающихся к участию в интернет-конкурсах, интернет-олимпиадах. Учащиеся ТМОЛ второй год принимают участие в интернет-олимпиаде «Эрудиты планеты», несколько команд вошли в 1-ю лигу. Команды формируются по возрастному принципу, в них входят эрудированные, одаренные ребята. Участие в конкурсе способствует раскрытию интеллектуального потенциала, выявлению новых талантов. Также широко используются ИКТ в процессе участия лицеистов в заочных олимпиадах, проводимых вузами. Вузы г. Москвы и г. Санкт-Петербурга регулярно проводят предметные олимпиады, в которых, как правило, первый тур проходит заочно и дистанционно, что дает возможность старшеклассникам принимать в них участие и в случае выхода во 2-й тур поступать в вуз, имея 100-балль ный результат по предмету. В 2011 г. администраций заключено соглашение о сотрудничестве с МГУ. В рамках его на базе ТМОЛ проводятся очные олимпиады по механике для учащихся Южного федерального округа.

Лицеисты ежегодно становятся победителями всероссийских олимпиад, победа в которых соответствует 100 баллам на ЕГЭ (в 2012/13 уч. г.: 12 чел. по физике, 4 – по математике и 1 – по обществознанию; в 2013/14 уч. г.: 14 чел. по физике, 5 – по математике, 8 – по русскому языку и 1 – по химии).

Развитие сетевой модели образования в системе работы с одаренными детьми

Наша образовательная программа  – это программа школы полного дня, которая организует пространство жизнедеятельности учащегося, чередуя разнообразные виды его деятельности в наиболее комфортном для него порядке. Расширить образовательную среду, не перегружая ее при этом, удалось за счет внедрения сетевой модели образования, использование возможностей других ОО, учреждений культуры и спорта для выявления и поддержки талантливых ребят (например, для организации работы кружков и спортивных секций в системе обучения одаренных детей используется материально-техническая база ИТА ЮФУ, для публикации о деятельности и достижениях организовано сотрудничество со средствами массовой информации: «Независимая газета» г. Таганрога, газе та «Радиосигнал» ИТА ЮФУ и т. д.). В 2011 г. ТМОЛ стал площадкой для про ведения V Всероссийского интеллектуального форума-олимпиады по нано технологиям «Нанотехнологии – прорыв в будущее». С 2013 г. ТМОЛ сотруд ничает с АНПО «Школьная Лига РОСНАНО». Цели участия в проекте:

  •  над- и межпредметная (научно-междисциплинарная) учебная интеграция, организованная в укрупненных дидактических формах;
  • социальное партнерство с ведущими учреждениями науки и индустрии в сфере нанотехнологий;
  • учебно-практическое моделирование и конструирование (игровое, компьютерное, лабораторное и т. п.) в сферах естествознания, техники и социальных наук;
  • проектная и учебно-исследовательская деятельность учащихся 5–11-х классов в области естествознания;
  •  активное использование в организации образовательного процесса вариативного и модульного принципов, системы индивидуального сопровождения учащихся и их педагогической поддержки, способствующих развитию внутренней мотивации к познавательной и социально-инициативной творческой деятельности; 
  • учебно-практическое освоение общекультурного контекста естествознания (популяризация науки в средствах массовой информации, через «музеи науки» и т. п.);
  • проектирование и реализация современной информационной образовательной среды (далее – ИОС) для организации образовательного процесса.

Также с целью расширения образовательной и научно-исследовательской инновационной деятельности участников образовательного процесса администрацией ТМОЛ было заключено соглашение о партнерстве с автономной некоммерче ской организацией дополнительного профессионального образования «СофтЛайн Эдюкейшн», руководителем которой является выпускник нашего лицея. Цель сотрудничества – организация, проведение и участие в образовательных проектах по внедрению инновационных решений по повышению качества общего образова ния и реализации соответствующих эффективных образовательных практик, включая разработку учебных программ и методических материалов для обучения педагогов использованию инновационных решений. Партнеры создали и обслуживают сайт лицея, организовали для лицеистов бесплатные внеурочные занятия по программированию, также бесплатно занимаются с учащимися и помогают им готовить научно-исследовательские работы по информатике.

Информационно-образовательная среда для обучения и азвития одаренных детей

В 2010/11 уч. г. стартовал новый экспериментальный проект «Электронный класс Университета»*. При поддержке Центра довузовской подготовки Таганрог ского технологического института ФГАОУ ВПО «Южный федеральный универси тет» (далее – ТТИ ЮФУ) был сформирован электронный класс, в котором десятиклассники начали изучение отдельных предметов (русский язык, физика и математика) с использованием интерактивных учебных ресурсов, размещенных в электронной ИОС профильного обучения.

Электронные курсы по каждому предмету включают:

  • 96 интерактивных лекций;
  • 24 тематических теста;
  • 12 контрольных работ;
  • тренинги и тесты самоконтроля по каждой теме;
  • тренажеры для подготовки к ЕГЭ, репетиция ЕГЭ онлайн;
  • система родительского контроля.

Занятия проходят в мультимедийном классе, оборудованном интерактивной доской и мобильным проекционным оборудованием, 30 персональными рабочими местами с высокоскоростным выходом в ИОС.

Учебный план обучения и развития одаренных детей предусматривает обычное число аудиторных (очных) занятий. Во время этих занятий все учащиеся могут работать в локальной сети с современными электронными образовательными ресурсами по схеме «1 уче ник – 1 компьютер». Доступ к ИОС возможен также с любого компьютера, подключенного к Интернету. Это позволяет активизировать домашнюю подготовку к занятиям и превратить ее в творческий процесс, сочетающий индивидуальную и групповую формы деятельности. Лицеисты имеют возможность круглосуточной индивидуальной и коллективной работы с ресурсами ИОС и другими источниками информации. Домашние задания могут выполняться в режимах онлайн или офлайн с последующим введением результата в режиме онлайн. Все учебные достижения каждого ребенка учитываются и сохраняются в ИОС.

В результате реализации этого сетевого проекта каждый наш лицеист собрал для себя солидный портфолио: ребята принимают участие и побеждают не только в общешкольных и городских мероприятиях, но и во всероссийских. В 2012/13 уч. г. был первый выпуск электронного класса. Все учащиеся класса успешно сдали ЕГЭ, 8 учащихся стали призерами всероссийских олимпиад школьников, внесенных в Перечень олимпиад школьников, утв. приказом Минобрнауки России от 07.11.2011 № 2598.

Развитие мотивации  в обучении и развитии одаренных детей в лицее

Методическая работа осуществляется в соответствии с целью – совершенствование личностных и профессиональных качеств учителя; в соответствии с единой методической темой по формированию проектно-исследовательской образовательной среды в контексте гуманизации и повышения качества образования. 

Реализуемая в течение последних 25 лет системы работы с одаренными детьми в  нашем лицее, компоненты которой были представлены выше, является средством развития мотивации учащихся, т. к. она позволила разработать и обосновать содержание образования, включающее специально спроектированные задания и упражнения, направленные на развитие мотивации обучающегося, выбрать технологии обучения, которые позволяют сформировать на оптимальном уровне мотивацию учебно-познавательной деятельности и учитывают индивидуальные различия, а также творческие способности учащихся, что очень важно в обучении и развитии одаренных детей.

С целью объективной оценки качества образования в лицее систематически ведется мониторинг развития личностных качеств учащихся на основе использования комплексной методики определения уровня развития мотивации.

С 2007 г. введена матричная система организации образовательного процесса, которая предполагает работу различных творческих групп в рамках тематических лабораторий. Задачи, которые стоят перед коллективом ОО:

  • проведение диагностики уровня сформированных компетенций обучающихся, поступивших в текущем учебном году;
  • совершенствование условий индивидуального развития личности ребят, соответствующих их способностям и дарованиям;
  • реализация условий для осуществления исследовательской деятельности обучающихся и педагогов в процессе совместной разработки проектов в области профессионального образования. 

С целью более эффективной разработки проектов в области профильного образования педагогическим коллективом и администрацией проводятся следующие мероприятия:

  1. Углубленная и профильная подготовка старшеклассников по физике, информатике, математике.
  2. Профориентационная подготовка учащихся 10–11-х классов, оказание помощи в выборе будущей профессии, знакомство с профессиограммами, вузами г. Таганрога, Ростовской области и России, тестирование на выявление сферы профессиональных интересов и т. д.
  3. Разработка телекоммуникационных междисциплинарных проектов.
  4. Участие в дистанционных олимпиадах, основной целью которых является развитие интереса учащихся к различным учебным дисциплинам, популяризация научного знания, совершенствование навыков самообучения, работы с различными информационными источниками, а также развитие творческого мышления.
  5. Внедрение в образовательный процесс дистанционных курсов системы Moodle Центра довузовской подготовки ТТИ ЮФУ.
  6. Воскресная математическая школа «Вектор» для учащихся 5-8 классов г. Таганрога по математике, информатике, физике.
  7. Школа раннего развития «УМКА» и др.

Обучение одаренных детей – это многогранная и многофункциональная деятельность всего педагогического коллектива. Необходимо учесть степень и меру самораскрытия учащихся, создать развивающую среду, обогатить содержание лицейского образования через исследовательский метод обучения, сознательно организованное индивидуальное и предметное окружение. Индивидуальное поле ученика, обогащенная образовательная среда в системе работы с одаренными детьми – это пространство воспитания и обучения, совместно создаваемое учителем и учеником по законам творчества и диалектики познания. Одним из направлений стимулирования мотивации к обучению одаренных детей и подростков является работа в научном обществе.

Научное общество в системе обучения и развития одаренных детей 

Научное общество обучающихся  «ТМОЛиУМ» объединяет лицеистов, способных к научному поиску, заинтересованных в повышении своего интеллектуального и культурного уровня, стремящихся к углубле нию знаний как по отдельным предметам, так и в области современных научных знаний. Работа в научном обществе дает ученикам огромные возможности для закрепления многих учебных навыков и приобретения новых компетенций:

  • развивает творческие способности и вырабатывает исследовательские навыки;
  • формирует аналитическое и критическое мышление в процессе творческого поиска и выполнения исследований;
  • дает возможность определить профессиональную ориентацию, готовность к предстоящей трудовой деятельности;
  • воспитывает целеустремленность и системность в учебной и трудовой деятельности;
  •  благодаря достижению поставленной цели и представлению полученных результатов способствует самоутверждению обучающихся.

Кроме того, обучающиеся получают дополнительную научную информацию, которая существенно помогает им при обучении в вузах. В системе работы с одаренными детьми в нашем лицее мы стремимся расширять и углублять это направление.

В начале учебного года учащиеся выбирают темы исследования, работают над ними весь учебный год, а результаты докладывают на научно- практической конференции исследовательских работ, которая проводится в ТМОЛ в конце учебного года. Лучшие работы учащихся представляются на студенческих конференциях вузов, городского научного общества, всероссийских и областных конкурсах. Награждение победителей и призеров конференций различного уровня проводятся в актовом зале Центральной городской публичной библиотеки имени А.П. Чехова г. Таганрога. В 2013 г. был выпущен первый совместный сборник исследовательских работ, в настоящее время готовится к выпуску второй сборник.

Эффективность системы обучения и развития одаренных детей в ТМОЛ

Эффективность любой системы образования коррелируется с показателями результативности участия обучающихся в олимпиадах, научно-исследовательских проектах, конкурсах. Так, по итогам участия учащихся г. Таганрога в региональном этапе всероссийской олимпиады школьников (далее – ВсОШ) в 2013 г. наибольшее количество победителей и призеров среди учащихся ТМОЛ. В 2012 и 2014 гг. лицеисты становились призерами заключительного этапа ВсОШ по физике.

Традиционно лицеисты становятся победителями и призерами олимпиад, проводимых ведущими вузами страны, в т. ч. всероссийского уровня, внесенных в Перечень олимпиад школьников (утв. ежегодным приказом Минобрнауки России):

  • заочная олимпиада по физике ФГАОУ ВПО «Национальный исследовательский ядерный университет “МИФИ”» (далее – МИФИ);
  • олимпиада «Ломоносов» по физике и по механике, проводимая МГУ;
  • олимпиада по математике ФГАОУ ВПО «Московский физико-технический институт (государственный университет)» (далее – ФИЗТЕХ) и др. 

В 2012 и 2013 гг. команда лицеистов принимала участие в 21-й и 22-й Международной Олимпиаде «Интеллектуальный марафон» (2012 г. – г. Салоники, Греция; 2013 г. – г. Барселона, Испания), по итогам которых заняла I место в командном первенстве и завоевала более 10 медалей в личных первенствах. В 2012 г. сборная команда лицея «ТМОЛимпийцы» заняла II место во Всероссийском конкурсе «Турнир юных естествоиспытателей». В международном «Турнире юных естествоиспытателей», который проходил в мае 2013 г. в Турции, команда лицея заняла III место. В 2013 г. сборная команда лицея «Космос» заняла I место во всероссийском конкурсе «Турнир юных естествоиспытателей» и будет принимать участие в международном «Турнире юных естествоиспытателей» в августе 2014 г. в г. Кустендиль (Болгария).

В декабре 2013 г. в г. Москве наши ребята приняли участие в Первой международной олимпиаде по экспериментальной физике IEPhO – 2013, результат – I место.

Также качество организации образовательного процесса подтверждается результатами участия лицеистов в ЕГЭ по профильным предметам (табл. 2).

Таблица 2

Результаты участия лицеистов в ЕГЭ по профильным предметам
Предмет 2012 г 2013 г
Высший балл ТМОЛ Средний балл ТМОЛ Средний балл в г. Таганроге Средний балл в регионе Высший балл ТМОЛ Средний балл ТМОЛ Средний балл в г. Таганроге Средний балл в регионе
Математика 92 61,75 49,42 44,2 98 61,85 52,21 48,93
Физика 98 54 49,5 44,33 100 65,01 55,19 50,78
Информатика и ИКТ 100 70 62,2 55,33 100 76,44 65,36 58,42
Русский язык 98 72,6  70,37 61,75 98 72,36 71,24 64,56

Ежегодно в вузы поступают 100% лицеистов, из них студентами высших учебных заведений г. Ростова-на-Дону и г. Таганрога становятся 60% выпускников, 40% лицеистов продолжают успешно обучение в ведущих вузах г. Москвы и г. Санкт-Петербурга (МГУ, ФИЗТЕХ, Учреждение Российской академии наук Физико-технический институт им. А.Ф. Иоффе, МИФИ, ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет» и др.). 

Все эти результаты, которыми, мы считаем, можем гордиться, убеждают нас в том, что разаботанная и претворяемая в жизнь в нашем лицее система обучения и развития одаренных детей эффективна и заслуживает внимания

* О возможностях электронной информационно-образовательной среды профильного и предпрофильного обучения можно узнать по адресу: www.cdp.tti.sfedu.ru. – Примеч. авт.

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.png


Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль