Методика обучения сочинению в школе

84

Обучение сочинению в личностно-ориентированной образовательной парадигме

Большинство специалистов, занимающихся преподаванием русского языка и литературы, четко осознает, как важна для учеников методика обучения сочинению, ведь сочинение (часть С) в рамках единого государственного экзамена (далее – ЕГЭ), призванное продемонстрировать уровень понимания учащимся художественного или художественно-публицистического произведения, как правило, в реальности демонстрирует возможность выпускника создавать достаточно обобщенное высказывание об авторском литературном отрывке по жесткому шаблону, в котором не находится места отражению понимания конкретного произведения, его особенностей.

Поэтому проблема написания учащимися «живой, творческой» аттестационной работы обсуждается на самом высоком государственном уровне, и Президент РФ В.В. Путин говорит о том, что такое сочинение должно обогатить и сам учебный процесс, и абитуриента. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее – ФГОС) выводит на первый план развитие личности обучающегося, формирование его ценностной базы.

Ценностный аспект – это важный элемент в современном образовательном процессе, ведь главной целью воспитывающего и развивающего обучения сегодня считается формирование ценностной системы, что является ориентиром всем другим целям обучения. В этой связи в процессе ознакомления с русским языком наиболее актуальным становится то, как учащиеся умеют осознавать себя частью русской культуры, носителем русского языка как государственного. Постижению культуры способствует обучение сочинению на уроках русского языка и литературы, прежде всего с художественными.

Процесс обучения сочинению в личностно ориентированной образовательной парадигме должен преследовать цель достижения всего комплекса результатов: личностных, метапредметных и предметных. Не обойтись в речевой практике без знаний о языке и способности их применять, что является предметным результатом. А под смысловыми стратегиями чтения как раз и понимается комплекс умений осознавать, интерпретировать и оценивать литературный отрывок, что выведено в современных образовательных документах на метапредметный уровень и назван смысловыми стратегиями чтения.

Однако данные умения являются важнейшими для обучения русскому языку и литературе (т. е. предметными), для учебного процесса в целом, т. к. методика обучения сочинению, его понимание и интерпретация являются основными учебными операциями (метапредметными умениями), базой для личностного развития школьников (личностными умениями). А приобщению учащихся к духовному богатству, накопленному человечеством, поспособствует как раз знакомство с ключевыми литературными произведениями русской культуры и проникновение в их смысловые глубины.

Работа с художественными произведениями на уроках русского языка должна быть построена таким образом, чтобы учащиеся проходили путь не только образования, но и личностного развития. Современному выпускнику необходимо не просто прочитать определенный перечень художественных произведений. Осмысливая художественные произведения в процессе обучения сочинению, являющиеся квинтэссенцией русской культуры, учащийся способен понять их, значит, по теории И.Р. Гальперина, обучающийся умеет выявлять разные виды информации:

  • фактуальную информацию, представленную на семантическом уровне (понять все слова, входящие в состав отрывка);
  • концептуальную информацию (понять и сформулировать тему, идею, основную мысль, проблему, уметь разделить его на части, выделив микротемы, уметь выявить ключевые слова и ключевые образы);
  • подтекстовую информацию (в данном случае стоит применить метод комплексного анализа, последовательно проникнуть в глубинные смысловые слои, осознать его ценностные смыслы, т. е. выявить и сформулировать информацию, на уровне которой, как правило, находятся основные ценностные культурные смыслы образцового художественного произведения).

Для этого учащийся должен владеть всеми типами понимания произведения (по определению Г.И. Богина): семантизирующим, когнитивным, распредмечивающим, уметь интерпретировать смыслы. Необходимо научить выпускника выражать собственное отношение к произведению, давать ему оценку с определенной точки зрения, что является важной частью методики обучения сочинению.

Следовательно, ориентация на достижение поставленных результатов, которые обозначены в ФГОС, предусмотрена современным путем обучения написанию эссе. Речь идет о личностных, предметных и метапредметных результатах. Необходима такая форма эссе, обучение которой способствовало бы формированию у учащихся умений понимать произведение, интерпретировать и оценивать его, а в целом – способствовала предметным и метапредметным результатам, развитию личности, формированию мировоззрения человека, включенного в содержание культуры (национальной, общечеловеческой, семейной, речевой и др.).

Методика обучения сочинению: характеристика текста как жанр

С нашей точки зрения, таким инновационным жанром сочинения выступает характеристика текста. Этот жанр является продуктом характеристики как творческой учебной еятельности учащихся на уроке русского языка. В основу понятия характеристика текста положено понятие характеристики языка.

В процессе обучения сочинению важно понимать, что характеристика текста как учебная деятельность предполагает прохождение четырех основных этапов (рис. 1).

Методика обучения сочинению в школе

На 1-м этапе – Восприятие произведения – используются такие обучающие приемы, как предугадывание содержания произведения при первичном восприятии его заглавия (если оно есть), чтение, выражение первичного эмоционального отклика на него, формулирование его поверхностных смыслов.

2-й этап – Комплексный анализ – предполагает использование оптимального сочетания различных видов анализа (структурно-содержательного, речеведческого, лингвостилистического и содержательного, элементов его культурологического анализа и др.). Оптимальность достигается за счет применения таких видов анализа, которые соответствуют разновидности используемой характеристики текста, особенностям самого произведения.

На 3-м этапе, в ходе обучения сочинению при синтезе полученной в ходе анализа информации, интерпретации и смыслообразовании происходит интерпретация глубинных идейно-эстетических смыслов, итоговое осмысление заголовка (если он есть). В рамках 4-го этапа – Оценки текста – предполагается соотнесение обучающимся ценностных смыслов текста с собственной системой ценностей, написание эссе в жанре характеристики на тему, сформулированную учителем.

Классификация при обучении сочинению в жанре характеристики текста

Дать художественному отрывку характеристику можно, выбрав определенную точку зрения на него: эмоциональную, языковую, речеведческую, культурологическую или комплексную (лингвокультурологическую). Точкой зрения на литературный отрывок определяется направленность характеристики как учебной деятельности, разновидность сочинения в жанре характеристики (рис. 2).

Методика обучения сочинению в школе

Методика обучения сочинению: этапы знакомства с характеристикой текста

В соответствии с возрастными особенностями учащихся, с ориентацией на зону ближайшего развития школьников определенного возраста, с программным содержанием учебного курса по русскому языку, с целями ознакомления было выделено три этапа обучения характеристике.

I этап – формирование так называемой базы. Этот этап становится предпосылкой к формированию знаний, касающихся характеристики отрывка, развитию творческого начала речи с помощью работы над произведением. Эта работа обусловлена особенностями восприятия и понимания текста учащимися 5–6-х классов. Этому возрасту свойствен- но конкретно-образное мышление (Л.С. Выготский), поэтому текст учащимися 5–6-х классов воспринимается на уровне лексических значений слов, как правило, улавливаются только его поверхностные смыслы.

При этом для вдумчивого обучения сочинению понятийное мышление, способность к обобщениям свойственны этому возрасту в крайне малой степени. Задачами данного этапа стоит:

  • научиться развивать умения, которые свойственны семантизирующему типу понимания произведения (здесь речь идет об умении увидеть необычное, незнакомое слово или словосочетание и правильно их истолковать с помощью словаря, умении ориентироваться в информационном пространстве, умении правильно отвечать на предметные вопросы по произведению, умении понимать тему текста на поверхностном смысловом уровне, умении давать отрывку собственный заголовок на предметном смысловом уровне);
  • понять, как происходит формирование базовых умений когнитивного анализа (определение ключевых слов, составление плана сочинения, озаглавливание текста, его пересказ по плану, по ключевым словам);
  • научиться формировать начальные умения по интерпретации произведения и оснащать его аспектной характеристикой (речь идет об эмоциональной, языковой, по мере знакомства с разделами языкознания, речеведческой, по мере знакомства с речеведческим материалом, культуроведческой, на уровне лексики, характеристиками.

В 7–8-х классах обучающиеся активно развивают абстрактное, понятийное мышление. Учении в это время уже способны обобщать полученную информацию, постигать и формулировать обобщенные смыслы эссе, что очень важно при обучении сочинению. Это II этап - базовый технологический. Его целью является образование школьников по основам технологии характеристики текста. Задачи данного этапа:

  • развитие умений, свойственных семантизирующему пониманию текста;
  • дальнейшее формирование умений, которые свойственны для концептуального понимания отрывка (тут речь идет об умении устанавливать взаимосвязь плана содержания и плана выражения; умении правильно выделять ключевые слова текста, понимать и определять смысл концептуальных для данного текста понятий; понимании темы на обобщенно-смысловом уровне);
  • формирование основ распредмечивающего понимания (умение формулировать общий смысл; умение понимать заголовок художественного отрывка на уровне обобщенного смысла; умение видеть вариативность его смысла; умение давать художественному произведению собственный заголовок на обобщенно-смысловом уровне);
  • развитие умений интерпретировать текст, как важный аспект в методике обучения сочинению;
  • развитие умений давать тексту аспектную характеристику: такую, как языковая, речеведческая, культуроведческая характеристики и характеристика авторской позиции;
  • формирование умений давать комплексные характеристики, неполную лингвокультурологическую характеристику.

К 9-му классу можно говорить о том, что учащиеся становятся способными к глубоким обобщениям, которые они могут делать на основе достаточно развитой базы знаний и умений, что нельзя не отметить при обучении сочинению. III этап (продвинутый технологический) предполагает процесс овладения основами технологии характеристики произведения, что приводит к тому, что школьники в дальнейшем развиваются и обучаются уже комплексной, лингвокультурологической характеристике текстов в полной мере. К тому же уроки словесности, проводимые преимущественно в старших классах, дают возможность использования лингвокультурологической характеристики в максимальном ее объеме.

Задачами данного этапа обучения сочинению являются:

  • развитие у учащихся всех типов понимания произведения (семантизирующего, концептуального и распредмечивающего);
  • ознакомление с более глубокой и многозначной интерпретации текста, т. к. распредмечивающее понимание способствует более глубокому проникновению в смысловую нагрузку художественного произведения; системное обучение характеристике текста.

Представим систему заданий, используемых на каждом этапе методики обучения сочинению, в таблице. В процессе ознакомления с русским языком различные упражнения при работе с текстом используются комплексно и системно, последовательно усложняясь от этапа к этапу.

В заключение отметим, что система обучения характеристике текста как жанру школьного эссе позволяет, с одной стороны, достигать в соответствии с требованиями ФГОС предметных результатов освоения базового курса русского языка и литературы в старших классах, а именно:

  • формирование умения анализировать произведение с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
  • развитие представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;
  • умение выявлять в художественных текстах наличие образов, тематик и проблем, а также выражать личное отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях; владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания.

С другой стороны, эта методика обучения сочинению способствует тому, что предметные результаты понимания углубленного курса русского языка и литературы достигаются гораздо быстрее:

  • сформированность представлений о языке как многофункциональной развивающейся системе, стилистических ресурсах языка;
  • умение анализировать единицы языковых уровней разного типа, кроме того, языковые факты и явления, которые допускают неоднозначную интерпретацию;
  • сформированность умений лингвистического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
  • владение навыками комплексного филологического анализа художественного текста;
  • сформированность представлений, касающихся стилистической системы художественной литературы разных эпох, литературных направлениях, об индивидуальном авторском стиле.

Данная методика обучения сочинению, направленная на изучение характеристики текста как жанра школьного эссе позволяет органично интегрировать дисциплины филологического цикла и достигать предметных, метапредметных и личностных результатов обучения русскому языку. Этапы обучения, классы, задания, направленные на обучение пониманию, интерпретации, оценке произведения и т. д., представлены в таблице.

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.jpg
  • Документ №2.jpg


Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Важно знать



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль