Азбука внеурочной деятельности учащихся в школе

32

Внеурочная деятельность учащихся в школе 

Недопонятость определения «внеурочная деятельность» создает массу проблем при реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее – ФГОС). Рассмотрим это понятие более подробнее. Внеурочная деятельность учащихся в школе – это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы (далее – ООП) образовательной организации (далее – ОО)1. Внеклассная деятельность направлена на достижение основных задач, целей и планируемых результатов ООП каждой из ступеней образования.

Важно понимать, что образовательная деятельность в рамках реализации ООП каждой ступени общего образования по задачам, целям и содержанию обучения  подразделяется на учебную и внеучебную. Именно этот момент вызывает много вопросов в среде педагогов.

Учебная (по целям, задачам и содержанию) деятельность по форме организации подразделяется на:

  • урочную – учебные занятия в рамках учебного плана по предметным областям, организуемые в классно-урочной форме;
  • внеурочную деятельность учащихся в школе – учебные занятия в форме, отличающейся от классно-урочной, проводимые в рамках учебного плана по предметным областям, по программам формирования и развития универсальных учебных действий, коррекционной работы, формирования ИКТ-компетенций, учебно-исследовательской и проектной деятельности и по другим подпрограммам ООП общего образования; научно-практические конференции, школьные научные общества, поисковые и научные исследования и т. д.

Азбука внеурочной деятельности учащихся в школе

Внеучебная деятельность по форме организации является внеурочной деятельностью учащихся в школе, реализуется исходя из направлений развития личности  (духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное, социальное, общекультурное, общеинтеллектуальное) в таких видах, как экскурсии, секции, кружки, круглые столы, диспуты, конференции, олимпиады, школьные научные общества, соревнования, научные и поисковые исследования, общественно полезные социальные практики, спортивные клубы и секции, юношеские организации, художественные студии, военно-патриотические объединения, краеведческая работа и т. д.).

Недельная образовательная нагрузка

Величину недельной образовательной нагрузки (количество учебных занятий), реализуемую через урочную и внеурочную деятельность учащихся в школе, определяют в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10 «Гигиенические требования к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки» (таблица).

Азбука внеурочной деятельности учащихся в школе

Режим внеурочных занятий в школе 

Режим внеурочных занятий может быть следующего плана: 

  • внеурочные занятия в школе проводятся для одного класса, групп в параллели, групп на уровне образования;
  • внеурочные учебные занятия организуются в рамках расписания учебных занятий (в т. ч. нелинейного);
  • внеурочные внеучебные занятия реализуются за рамками расписания учебных занятий, в т. ч. в выходные дни и во время каникул. 

Продолжительность занятий зависит от вида деятельности и возраста воспитанников. Так, например, музыкальные занятия, чтение, рисование, рукоделие, лепка, тихие игры, по времени могут идти не более 50 мин в день для школьников 1–2-х классов, и не более 1,5 ч в день – для учеников остальных классов. На музыкальных внеурочных занятиях в школе предлагается шире применять элементы хореографии и ритмики. Организовывать просмотры кинофильмов и телевизионных передач следует не чаще двух раз в неделю, при этом ограничивать длительность просмотра до 1 ч для воспитанников 1–3-х классов и 1,5 ч – для учеников 4–8-х классов.

Организационным механизмом реализации ООП является план внеурочной деятельности учащихся в школе. Он определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности для обучающихся 5–9-х классов с учетом интересов обучающихся и возможностей ОО (приказ Минобрнауки России от 22.09.2011 № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования», утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373).

Для реализации программы курсов внеурочных занятий в школе предполагается как проведение систематических еженедельных занятий (аудиторных, внеаудиторных) с учениками, так и возможность организации занятий в форме походов, экспедиций, экскурсий, коллективно-творческих дел и т. д.). Возможно использование части отведенных часов внеурочной деятельности в период школьных каникул – для формирования тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на основе общеобразовательных организаций и образовательных учреждений дополнительного образования воспитанников. 

В результате введения ФГОС возникает синергетический эффект учебной и внеучебной деятельности, в т. ч. урочной и внеурочной деятельности учащихся в школе. Карта реализации основных разделов ООП через деятельность урочную и внеурочную представлена в приложении. Педагогическим риском в работе по ФГОС является перегрузка воспитанников по причине проведения внеурочных занятий в той же форме, что и классно-урочных. Школьники сидят за теми же партами, где 20–30 мин назад проходил урок, на занятиях используются те же самые методические приемы и формы организации учебного процесса. Бывает, что и родители воспитанников называют внеурочные занятия в школе «второй сменой».

Отличия внеурочных занятий в школе от урочных

Между тем внеурочные занятия в школе, непременно, должны отличаться от урочных по ряду важных признаков:

  • серьезный акцент на формирование метапредметных и личностных результатов;
  • практико-деятельностная основа;
  • выбор учениками видов деятельности в рамках проводимого занятия;
  • свободное передвижение по школьному кабинету (местности), в котором дети занимаются;
  • отсутствие формы оценивания в виде отметок, накопление портфолио достижений;
  • проектная организация взаимодействия обучающихся;
  • выполнение педагогом различных функций: тьютора, фасилитатора, руководителя проекта, навигатора. 

Проведение таких внеурочных занятий в школе будет обеспечивать снижение общей перегрузки детей. 

На каждом уровне общего образования предлагается своя версия использования часов внеурочной деятельности учащихся в школе: на начальном и среднем образовании определена максимально возможная нагрузка детей – до 1350 и 700 ч соответственно; для основной школы ОО самостоятельно определяет такой объем. Как правило, общий объем распределяется по годам и неделям (например, на уровне начального общего образования – до 10 ч в неделю), при этом отсутствие минимального уровня нагрузки предполагает вариабельность подходов к решению вопроса внеклассной деятельности.

Азбука внеурочной деятельности учащихся в школеАзбука внеурочной деятельности учащихся в школе

Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №3.jpg
  • Документ №4.jpg
  • Документ №5.jpg


Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Важно знать



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль