Азбука внеурочной деятельности учащихся в школе

47

Внеурочная деятельность учащихся в школе 

Недопонятость определения «внеурочная деятельность» создает массу проблем при реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее – ФГОС). Рассмотрим это понятие более подробнее. Внеурочная деятельность учащихся в школе – это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы (далее – ООП) образовательной организации (далее – ОО)1. Внеклассная деятельность направлена на достижение основных задач, целей и планируемых результатов ООП каждой из ступеней образования.

Важно понимать, что образовательная деятельность в рамках реализации ООП каждой ступени общего образования по задачам, целям и содержанию обучения  подразделяется на учебную и внеучебную. Именно этот момент вызывает много вопросов в среде педагогов.

Учебная (по целям, задачам и содержанию) деятельность по форме организации подразделяется на:

  • урочную – учебные занятия в рамках учебного плана по предметным областям, организуемые в классно-урочной форме;
  • внеурочную деятельность учащихся в школе – учебные занятия в форме, отличающейся от классно-урочной, проводимые в рамках учебного плана по предметным областям, по программам формирования и развития универсальных учебных действий, коррекционной работы, формирования ИКТ-компетенций, учебно-исследовательской и проектной деятельности и по другим подпрограммам ООП общего образования; научно-практические конференции, школьные научные общества, поисковые и научные исследования и т. д.

Азбука внеурочной деятельности учащихся в школе

Внеучебная деятельность по форме организации является внеурочной деятельностью учащихся в школе, реализуется исходя из направлений развития личности  (духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное, социальное, общекультурное, общеинтеллектуальное) в таких видах, как экскурсии, секции, кружки, круглые столы, диспуты, конференции, олимпиады, школьные научные общества, соревнования, научные и поисковые исследования, общественно полезные социальные практики, спортивные клубы и секции, юношеские организации, художественные студии, военно-патриотические объединения, краеведческая работа и т. д.).

Недельная образовательная нагрузка

Величину недельной образовательной нагрузки (количество учебных занятий), реализуемую через урочную и внеурочную деятельность учащихся в школе, определяют в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10 «Гигиенические требования к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки» (таблица).

Азбука внеурочной деятельности учащихся в школе

Режим внеурочных занятий в школе 

Режим внеурочных занятий может быть следующего плана: 

  • внеурочные занятия в школе проводятся для одного класса, групп в параллели, групп на уровне образования;
  • внеурочные учебные занятия организуются в рамках расписания учебных занятий (в т. ч. нелинейного);
  • внеурочные внеучебные занятия реализуются за рамками расписания учебных занятий, в т. ч. в выходные дни и во время каникул. 

Продолжительность занятий зависит от вида деятельности и возраста воспитанников. Так, например, музыкальные занятия, чтение, рисование, рукоделие, лепка, тихие игры, по времени могут идти не более 50 мин в день для школьников 1–2-х классов, и не более 1,5 ч в день – для учеников остальных классов. На музыкальных внеурочных занятиях в школе предлагается шире применять элементы хореографии и ритмики. Организовывать просмотры кинофильмов и телевизионных передач следует не чаще двух раз в неделю, при этом ограничивать длительность просмотра до 1 ч для воспитанников 1–3-х классов и 1,5 ч – для учеников 4–8-х классов.

Организационным механизмом реализации ООП является план внеурочной деятельности учащихся в школе. Он определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности для обучающихся 5–9-х классов с учетом интересов обучающихся и возможностей ОО (приказ Минобрнауки России от 22.09.2011 № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования», утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373).

Для реализации программы курсов внеурочных занятий в школе предполагается как проведение систематических еженедельных занятий (аудиторных, внеаудиторных) с учениками, так и возможность организации занятий в форме походов, экспедиций, экскурсий, коллективно-творческих дел и т. д.). Возможно использование части отведенных часов внеурочной деятельности в период школьных каникул – для формирования тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на основе общеобразовательных организаций и образовательных учреждений дополнительного образования воспитанников. 

В результате введения ФГОС возникает синергетический эффект учебной и внеучебной деятельности, в т. ч. урочной и внеурочной деятельности учащихся в школе. Карта реализации основных разделов ООП через деятельность урочную и внеурочную представлена в приложении. Педагогическим риском в работе по ФГОС является перегрузка воспитанников по причине проведения внеурочных занятий в той же форме, что и классно-урочных. Школьники сидят за теми же партами, где 20–30 мин назад проходил урок, на занятиях используются те же самые методические приемы и формы организации учебного процесса. Бывает, что и родители воспитанников называют внеурочные занятия в школе «второй сменой».

Отличия внеурочных занятий в школе от урочных

Между тем внеурочные занятия в школе, непременно, должны отличаться от урочных по ряду важных признаков:

  • серьезный акцент на формирование метапредметных и личностных результатов;
  • практико-деятельностная основа;
  • выбор учениками видов деятельности в рамках проводимого занятия;
  • свободное передвижение по школьному кабинету (местности), в котором дети занимаются;
  • отсутствие формы оценивания в виде отметок, накопление портфолио достижений;
  • проектная организация взаимодействия обучающихся;
  • выполнение педагогом различных функций: тьютора, фасилитатора, руководителя проекта, навигатора. 

Проведение таких внеурочных занятий в школе будет обеспечивать снижение общей перегрузки детей. 

На каждом уровне общего образования предлагается своя версия использования часов внеурочной деятельности учащихся в школе: на начальном и среднем образовании определена максимально возможная нагрузка детей – до 1350 и 700 ч соответственно; для основной школы ОО самостоятельно определяет такой объем. Как правило, общий объем распределяется по годам и неделям (например, на уровне начального общего образования – до 10 ч в неделю), при этом отсутствие минимального уровня нагрузки предполагает вариабельность подходов к решению вопроса внеклассной деятельности.

Азбука внеурочной деятельности учащихся в школеАзбука внеурочной деятельности учащихся в школе

Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №3.jpg
  • Документ №4.jpg
  • Документ №5.jpg


Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль