Учебный план физико-математического профиля

140

Образовательная программа ГБОУ города Москвы лицей № 1580 (при МГТУ им. Н.Э. Баумана) (далее – лицей № 1580) нацелена на обеспечение непрерывности среднего и высшего образования. Достижению этой цели способствует решение комплекса задач:

Учебный план физико-математического профиля

Учебный план физико-математического профиля лицея № 1580 (табл.1) предусматривает организацию увеличения количества образовательных часов, отводимых на предметы «Математика» и «Физика», а также усиление практико-деятельностной составляющей других дисциплин. Вместе с тем форма организации образовательного процесса на старшей ступени содержит элементы, характерные для вуза (лекционно-семинарская система преподавания, объединение классов в поток на лекции и деление на подгруппы на семинарах; зачетные недели, стендовые домашние задания, коллоквиумы; индивидуальные учебные планы).

Учебный план физико-математического профиля

Помимо деления на подгруппы при изучении предметов физико-математического профиля, данный подход используется и при изучении русского и английского языков. Это позволяет достичь высокой степени индивидуализации в обучении, включенности каждого обучающегося в события урока. Из 36 ч недельной нагрузки в течение 19 ч ведется обучение по подгруппам, 4 ч отводится для лекционных занятий на поток из двух классов и только 13 ч – на обучение одним классным коллективом. Это обусловило и реализуемый в лицее подход к составлению расписания: оно составляется для подгрупп, которые объединяются на уроках отдельных предметов. Подгруппы класса (подгруппа а и подгруппа б) имеют постоянный состав, а расписание подгрупп не симметрично, это можно увидеть на фрагменте расписания уроков в таблице 2.

Учебный план физико-математического профиля

Предметы физико-математического профиля

Преподавание математики - одного из значимых предметов физико-математического профиля в лицее № 1580 направлено на достижение следующих целей:

  • овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для изучения смежных дисциплин, продолжения образования в вузе, прежде всего в МГТУ им. Н.Э. Баумана;
  • интеллектуальное развитие обучающихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе;
  • формирование представлений об идеях и методах математики как форме описания и методе познания действительности;
  • формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса.

Кроме обязательных тем, входящих в содержание программы по математике в рамках освоения среднего (полного) общего образования, в лицее № 1580 предусмотрено изучение целого ряда дополнительных вопросов, непосредственно примыкающих к курсу математики и углубляющих его по основным идейным линиям. Дополнительно включены следующие самостоятельные разделы:

  • комплексные числа;
  • элементы комбинаторики;
  • элементы теории вероятностей и математической статистики.

Эти разделы в настоящее время не включены в программу образовательного процесса, однако являются важными содержательными компонентами современной системы непрерывного математического образования . Включение дополнительных вопросов преследует две взаимосвязанные цели. С одной стороны, это создание в совокупности с основными разделами курса базы для удовлетворения интересов и развития способностей обучающихся, имеющих склонность к математике, с другой – восполнение содержательных пробелов основного курса, придающее содержанию углубленного изучения необходимую целостность.

Преподавание в 10–11-х классах ведется по лекционно-семинарской системе. Лекции охватывают важнейшие теоретические разделы алгебры, геометрии, математического анализа, предваряют материалы на семинарских занятиях. 

Преподавание физики - второго значимого предмета физико-математического профиля направлено на формирование компетенций подлинно научного мировоззрения с опорой на экспериментальные факты. Для реализации этой цели курс физики ориентирован на выполнение следующих задач:

  • дать представление об основных разделах физики;
  • обеспечить глубокое понимание обучающимися физических понятий;
  • познакомить обучающихся с научными методами познания и основами научно - исследовательской деятельности;
  • показать место физических методов исследования в современной науке и технике и роль физического эксперимента как основного источника знания;
  • познакомить обучающихся с наиболее важными экспериментальными и теоретическими результатами;
  • сформировать основные экспериментальные умения;
  • научить строить физические модели происходящего и устанавливать причинно - следственные связи между явлениями;
  • способствовать развитию творческих способностей и интереса обучающихся к изучению физических явлений;
  • создать условия для профессионального самоопределения обучающихся и их адаптации к обучению в МГТУ им. Н.Э. Баумана на базе глубоких знаний физики, лежащих в основе большинства инженерных специальностей университета.

На лекциях по физике дается изложение основного теоретического материала, разбираются характерные примеры, показываются демонстрационные эксперименты. На семинарских занятиях обучающиеся получают дополнительные теоретические сведения, знакомятся с примерами, иллюстрирующими отдельные теоретические положения, осваивают методы и приемы решения физических задач. В ходе выполнения лабораторных работ обучающиеся знакомятся с организацией физического практикума, выполняют работы, наглядно показывающие важнейшие положения теории. Для обеспечения возможности самостоятельного творчества обучающихся работы выполняются по индивидуальному графику. Схема организации физического практикума аналогична принятой в вузе и осуществляется поэтапно:

  1. Допуск к выполнению. Перед каждой работой учащийся получает допуск к ее выполнению, демонстрируя знакомство с основными положениями теории, иллюстрацией которых служит данная работа, а также с устройством установки.
  2. Выполнение работы. Учащийся самостоятельно проводит необходимые серии измерений и делает статистическую обработку их результатов, используя теорию погрешностей.
  3. Защита. Учащийся защищает результаты работы на собеседовании с преподавателем.

Такой подход позволяет познакомить обучающихся с основными принципами проведения физического и инженерного эксперимента, с важнейшими измерительными приборами и принципиальными положениями теории измерений. Дополнительные навыки экспериментальной работы обучающиеся получают на практикуме по химии, осваивая общие подходы к организации научного эксперимента и исследования, и во внеурочной деятельности.

Эффективность выбранной формы учебного плана физико-математического профиля

Эффективность выбранной формы учебного плана физико-математического профиля подтверждается независимой экспертной оценкой: в стартовой диагностике овладения выпускниками основной школы метапредметными (общеучебными) умениями (далее – МПУ) на основе предметов естественнонаучного цикла, проведенной ГАУ г. Москвы «Московский центр качества образования» в сентябре 2013 г., 10-классники лицея № 1580 (классы 10–3 и 10–10) продемонстрировали результаты значительно выше среднего по всей выборке (12 тыс.человек). Сравнительные результаты представлены в таблице 3.

Учебный план физико-математического профиля

Интеграция предметов физико-математического профиля

Несмотря на то что математика и физика изучаются как отдельные предметы, при разработке учебного плана физико-математического профиля предусмотрена их согласованность и метапредметная интеграция, что делает изучение каждого следующего раздела математики или физики личностно актуальным, знания не заучиваются, а присваиваются обучающимся как новый субъектный опыт.

Для решения задач по физике в первую очередь необходимо, чтобы у обучающихся были сформированы умения производить тождественные алгебраические преобразования. В задачах на законы сохранения могут встретиться системы, включающие одновременно квадратные, линейные и тригонометрические уравнения. Знакомство с геометрическими функциями, освоение навыков тождественных преобразований и решения простейших тригонометрических уравнений происходит уже в 9-м классе, на эту тему отводится 30 ч учебного времени. На более глубоком уровне тригонометрия изучается в курсе 10-го класса.

Для успешного изучения физики также необходимо умение работать с функциями, знать как находить экстремумы. Тригонометрические уравнения особенно нужны при изучении колебательных процессов (1-е полугодие 11-го кл.), показательные и логарифмические функции – в ядерной физике (февраль – март 11-го кл.). Обучающиеся должны уметь строить графики, выражающие физические закономерности. Формированию этого навыка отводится значительное время в курсе алгебры в 9-м классе, в курсе математического анализа в 10-м - отдельно рассматривается тема «Линейные преобразования графиков функций». Формирование понятий математического анализа у обучающихся предметам физико-математического профиля происходит параллельно. Достигается представление, что абстрактные математические положения, относящиеся к функциональным зависимостям, переплетаются с конкретными физическими явлениями, любая математическая модель может описать отражение реальности. Этим обусловлено также большое внимание к решению различных текстовых задач высокой сложности на протяжении всего обучения математике.

Геометрия (чаще планиметрия) востребована при изучении кинематики и геометрической оптики. Это было одним из аргументов за преподавание геометрии на старшей ступени в форме параллельных курсов стереометрии (2 ч в неделю) и планиметрии (1 ч в неделю). Исторически пересечение внутренних потребностей физики и математики способствовало их развитию. Математика предоставляла инструментарий для выражения общих физических закономерностей и методы описания новых физических явлений и фактов, а физика постановкой новых задач стимулировала развитие математики. Сведения из истории наук являются почвой для применения эвристического подхода в преподавании, что облегчает восприятие обучающимися теоретического контента программ учебного плана физико-математического профиля.

В связи с тем, что обучение в лицее № 1580 ведется с 8-го класса, и донабор осуществляется в 9, 10 и 11-ом, необходимость обеспечить возможность изучения полного, целостного курса всеми обучающимися, независимо от точки входа, достигается использованием принципа концентризма при построении расписания и спиралевидного расположения учебного материала.

Формы контроля и промежуточной аттестации по предметам физико-математического профиля

Формы контроля и промежуточной аттестации по предметам физико-математического профиля, помимо традиционных самостоятельных и контрольных работ, включают стендовые (индивидуальные домашние) задания; семестровые контрольные работы; зачеты; переводные экзамены.

Стендовые задания по физике и математике являются частью традиционных домашних заданий в 10–11-х классах, однако на их выполнение дается две-три недели, набор задач индивидуален для каждого обучающегося в группе, а содержание охватывает целый раздел изучаемого материала. Например, в курсе математики в качестве стендовых заданий предусмотрены проектно-исследовательские работы по следующим темам:

  • «Линейные преобразования графиков функций»,
  • «Построение сечений многогранников»,
  • «Приложение производной»,
  • «Системы с параметром» и др.,

в физике – расчетно-графические задания по темам:

  • «Молекулярная физика и термодинамика»,
  • «Расчеты процессов в электрических цепях»,
  • «Геометрическая оптика» и др.

В эти задания выносятся трудоемкие задачи, требующие кропотливых расчетов и аккуратного построения большого числа графиков. Свое название стендовые домашние работы берут как от существовавшей ранее формы предоставления заданий обучающемуся (задания буквально размещались на стенде), так и от существующей по сей день формы представления работ – стендовой защиты. Защита индивидуальной работы одного из предметов физико-математического профиля может проходить в форме собеседования с учителем или в форме публичной защиты с привлечением соответствующего теоретического материала и демонстрацией результатов своего проекта на плакатах или слайдах, реже – на материальных моделях. Выполняя работу, обучающийся выбирает удобный темп, он может использовать учебную литературу, получать консультацию учителя. Задание сдается в письменном виде строго в установленный срок. Использование такой формы, как стендовое домашнее задание, обеспечивает систематизацию знаний учащегося, полученных при изучении темы, прочное овладение новыми навыками и обогащение известных ранее алгоритмов деятельности, включение полученного опыта в систему предметных компетенций, формирование навыка планирования своей работы и ответственности за ее результаты. Анализ стендовых заданий, выполненных обучающимися, позволяет сделать вывод о качестве усвоения пройденного материала и подготовке обучающихся к восприятию следующей темы. Без сдачи всех стендовых заданий за учебный период обучающиеся не допускаются к зачету.

В соответствии с учебным планом физико-математического профиля в лицее №1580 промежуточная аттестация обучающихся осуществляется в форме семестровых (полугодовых) контрольных и зачетов по математике и физике во всех 8, 9, 10 и 11-х классах в конце 1-го полугодия и семестровых контрольных, включая информатику и ИКТ и экзаменов по математике и физике (8-х и 10-х кл.) по окончании учебного процесса в первой декаде июня. Семестровые контрольные являются квинтэссенцией углубленного компонента предметного содержания, требуют от учащихся широты мышления и творчества в поиске, комбинации или даже изменения известных алгоритмов, исходя из особенностей предложенной учебной задачи. Содержание семестровых работ соответствует пройденному за полугодие материалу, представляет собой своеобразный итог обучения по предмету и включает обычно 7–10 заданий различного уровня сложности. На выполнение семестровых работ по информатике и ИКТ отводится в 8–10-х классах - 2 ч, в 11-х – 4 ч, по математике и физике в 8-х классах – 3 ч, в 9–11-х – 4 ч.

Зачетная форма контроля обеспечивает систематизацию знаний, полученных в семестре; переводные экзамены позволяют обучающимся повторить учебный материал за весь год. На зачеты в конце первого полугодия (семестра) выносятся основные, базовые темы, имеющие большое значение для дальнейшего успешного обучения в МГТУ им. Н.Э. Баумана, а на экзамены по окончании года – все вопросы, предусмотренные учебным планом физико-математического профиля. Зачеты и экзамены проходят в устной форме; время на подготовку ответа соответствует требованиям технического университета для студентов во время сдачи сессии, что способствует постепенной адаптации в вузе.

Индивидуальные учебные планы физико-математического профиля

Переход на индивидуальные учебные планы физико-математического профиля по ряду дисциплин обусловлен различными стартовыми условиями обучающихся на начало учебного года. В параллели на уровне нескольких классов или групп, в каждой образовательной области создана система элективных курсов. Так, учебные планы классов, где собраны учащиеся, проявляющие повышенный интерес к изучению информатики и ИКТ, включают следующие элективные курсы:

  • «Теоретические основы информатики» (8–9-е кл.);
  • «Программирование. Углубленный курс» (8–9-е кл.);
  • «Информатизация офиса» (10-е кл.);
  • «Объектно-ориентированное программирование» (11-е кл.).

В 10-х классах вновь набранным учащимся предлагается элективный курс «Основы инженерной графики», являющийся важной частью предпрофильной подготовки и ориентированный на продолжение образования в техническом вузе. В связи с набором в лицей № 1580 на одногодичное обучение в 11-м классе для данных обучающихся сформирован индивидуальный учебный план, предусматривающий 6 ч семинаров по физике (без практикума), элективные курсы «Теоретические основы математики», «Избранные разделы физики», что позволяет пройти подготовку по предметам физико-математического профиля в полном объеме.

Тематика и профиль лицея выбранных обучающимся элективных курсов определяют впоследствии набор предметов для сдачи в ходе государственной итоговой аттестации и единого государственного экзамена – (далее – ЕГЭ). Как правило, кроме математики и русского языка, являющихся обязательными экзаменами, лицеисты выбирают физику, информатику и ИКТ. Следует также отметить, что ежегодно растет количество выпускников лицея, получивших 100 баллов на ЕГЭ (4 человека – в 2012 г., 16 человек – в 2013 г.) и 220 и более баллов по сумме трех экзаменов (в 2012 г. – 153 человека, в 2013 г. – 206 человек). Ниже приведены данные за последние три года по количеству участников и результатам ЕГЭ (табл. 4).

 Учебный план физико-математического профиля

Закрепление знаний по предметам физико-математического профиля

Образовательной программой лицея №1580 предусмотрено проведение в 10-м классе летней научно-ознакомительной практики на базе МГТУ им. Н.Э. Баумана в объеме около 70 ч за две недели (увеличение продолжительности учебного года в установленных пределах по решению образовательной организации). Основные задачи – профориентация, профессиональное самоопределение старшеклассников и закрепление компетенций научной и исследовательской деятельности по предметам физико-математического профиля. Во время практики перед старшеклассниками открываются двери кафедр, лабораторий, испытательных полигонов, научных обществ и студенческих объединений МГТУ им. Н.Э. Баумана; осуществляется примерка новых социальных ролей «я – студент», «я – инженер», «я – исследователь». Результатом работы становится адекватная самооценка обучаемого, осознанный выбор направления продолжения обучения и последующей профессиональной деятельности.

Благодаря качественному профильному образованию, интегрирующему глубокое содержание, современные формы организации образовательного процесса и ориентацию обучающихся на получение высшего образования в сфере технических наук и промышленности, ежегодно 100% выпускников лицея № 1580 становятся студентами высших учебных заведений, при этом более 70% поступают в МГТУ им. Н.Э. Баумана. Действующие в лицее механизмы организации образовательного процесса обеспечивают его качество, обуславливают достижение его выпускниками высоких образовательных результатов и становятся залогом успеха в дальнейшем обучении в вузе.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль