Технология процесса подготовки к уроку в современной образовательной среде

54

Методическая работа в ОО: процесс подготовки к уроку

Методическая работа, проводимая общеобразовательной организации (далее работа в ОО) представляет собой многокомпонентную систему, призванную формировать мотивацию к саморазвитию у педагогов. Методическая работа в условиях осуществления на практике федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) общего образования предполагает, что будет соблюдено системное отношение и будет целенаправленно повышаться качество образования посредством развития профессиональной компетентности учителя.

В числе ведущих составлющих этоиго труда можно выделить педагогический совет. Говоря более детально, педагогический совет – мастер-класс по теме «Технология процесса подготовки к уроку в современной информационно-образовательной среде» реализуется согласно принятой нами «дорожной карте» методической работы ОО после педагогического совета под лозунгом «Методика проектирования современного учебного занятия в соответствии с требованиями ФГОС общего образования»

Таблица 1

Технология процесса подготовки к уроку в современной образовательной среде

Процесс подготовки к уроку: использование электронных образовательных ресурсов

На интенсифицированном педагогическом совете под лозунгом «Методика проектирования современного учебного занятия в соответствии с требованиями ФГОС общего образования» педагогам дается возможность разработать специальные технологические карты для занятий в соответствии с идеями ФГОС общего образования. В течение одного месяца педагогический коллектив должн был представить их на обозрение заместителю директора по УВР (или НМР) для дальнейшей корректировки.

Поэтому на второй педагогический совет, чьей темой также был выбран процесс подготовки к уроку, учителя приходят с домашними заготовками. Следующим этапом трудов над методической темой «Современный урок в условиях реализации ФГОС общего образования» должна стать реализация использования электронного образовательного ресурса (далее – ЭОР) для проведения занятий. В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 No 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон No 273-ФЗ) педагоги имеют возможность реализовать процесс подготовки к уроку с учетом разработанных или адаптированных ЭОР ими самостоятельно.

Понятие ЭОР входит в список основных понятий, которые используются в Федеральном законе No 273-ФЗ, где ЭОР имеет следующие опредения:

  • составляющая тезиса «средства обучения и воспитания» (ст. 2 гл. I);
  • одно из условий осуществления обучающих программ, в которых применяетс электронное обучение и дистанционные технологиии (ст. 16 
гл. II); 

  • составляющая материально-технического обеспечения ОО, данные о котором включены в тезис «информационной открытости ОО» (ст. 29 гл. III). 

Информационная образовательная среда, как важный фактор процесса подготовки к уроку

К сожалению, даже самые инициативные педагоги не всегда понимают, какой широкий круг возможностей формируют перед ними информационно-коммуникационные технологии (сокращенно – ИКТ). В этом случае наиболее часто применяются мультимедийные презентации – в репродуктивных целях, а также в качестве альтернативы мелу, доске и печатным пособиям.

Кроме этого, учителя не всегда достаточно ясно могут понимать, что представляет собой информационно-образовательная среда (далее – ИОС). В рамках соответствующей дисциплины работниками кафедры технологий управления развитием учебного учреждения и профессионального образования "Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области» города Тулы проводился опрос по поводу создания и функционирования ИОС. В этом опросе участвовали более 60 человек, 86% из которых сопоставили ИКТ и ИОС, как тождественные понятия.

Согласно ФГОС, ИОС - это открытая педагогическая система, которая формируется на базе разнообразных информационных образовательных ресурсов, информационно-телекоммуникационных средств и учебных технологий. Как часть процесса подготовки к уроку, ИОС способствует созданию творческой, социально активной личности, а также повышению компетентности участников учебной системы касательно решения учебно-познавательных и профессиональных задач с применением ИКТ.

В ИОС можно выделить три основных составляющих:

  • это комплекс образовательных ресурсов (в т. ч. ЭОР); 

  • комплекс технических средств ИКТ; 

  • система педагогических технологий.

Задачи и итоги мастер- класса по процессу подготовки к уроку


Поэтому главная задача педагогического совета, который мы предлагаем реализовать посредством мастер-класса, заключается в развитии компетентности педагога в использовании на занятии системы современных технологических средств, информационных ресурсов и педагогических технологий. 
При этом в качестве цели ставятся следующие результаты:

1. Предметные: 
 уточнить суть понятий; 
 ознакомиться с практикой применения на занятии технологии кейсов; 
 получить опыт использования в процессе подготовки к уроку технологий организации проектной деятельности.

2. Метапредметные: развить возможности командной работы, а также взаимовыручки, ответственности; 
 поработать над ИКТ-компетентностью. 


3. Личностные: простимулировать учителей к управлению карьерным 
ростом; 
 мотивировать использовать на занятиях ЭОР. 
Для достижения этих целей будут применяться репродуктивный и проблемно-поисковый методы учебы. 


Формы деятельности:

  • фронтальная (это совукупность таких методик, как беседа, презентация результатов); 

  • работа в мобильных группах (тут важно усвоение нового материала, выполнение упражнения на выделение ключевой информации, изображение элементов упражнения, презентация промежуточных итогов, самооценка и взаимооценка). 


Продолжительность работы педагогического совета, беря во внимание все этапы, рассчитывается исходя из 90 минут. При этом важно учитывать длительность традиционной части педагогического совета, которую в этом случае можно проводить в нетрадиционной форме (табл. 2).


Таблица 2 


Технология процесса подготовки к уроку в современной образовательной среде

Процесс подготовки к уроку: формирование групп участников для работы в режиме мастер-класса

Проведение мастер-класса требует сформировать группы участников. При этом важно не повторять приемы, которые были использованы на предыдущем педагогическом совете. Это делается с той целью, чтобы у участника не было соблазна специально попасть в ту команду, в которой ему больше понравилось.

Отслеживание того, как будут распределены участники, во-первых, провоцирует увеличение круга общения в коллективе, во-вторых, позволит избежать формирования внутренних группировок и, в-третьих, будет способствовать росту коммуникации, т. к. участники будут взаимодействовать с теми коллегами, с которыми им, возможно, еще не удалось совместно поработать над каким-либо общим проектом. К слову, в процессе подготовки к уроку важно помнить, что при входе в кабинет, где будет проводиться педагогический совет, каждому участнику предлагается взять со стола одну «конфету».

В яркой, непрозрачной упаковке, завязанной с двух сторон, спрятаны уже знакомые всем по предыдущему педсовету карандаши – красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый – как в радуге. Когда «конфеты» развернуты, учителям снова предлагается составить радугу, образовав таким образом команду. Капитанами становятся те, кому достался красный карандаш. Такую вариацию данного методического приема условно назовем «Слепая радуга». 


Социоигровые технологии, как важная составляющая процесса подготовки к уроку

Далее участники рассаживаются за столы, после чего ведущий предлагает отыскать спрятанные буквы, обязательно уточняя, что их можно обнаружить практически не сходя с места – на столе, под столом или под одним из стульев. Этот прием назовем «Двенадцать стульев», разумеется, не по количеству сидячих мест, а по самой идее поиска ценного приза в предмете меблировки. На этом этапе мы в очередной раз прибегаем к социоигровым технологи- ям. У них есть свои «три кита»: вариативность, движение, работа в группах.

Конечно, далеко не все приемы из социоигровых технологий можно применять в процессе подготовки к уроку и адаптировать для обучающихся старшего возраста или взрослой аудитории, но многие из них использовались нами при разработке сценариев интенсифицированных педагогических советов и, как показала практика, оказались весьма эффективны для активизации познавательной деятельности. При выполнении этого участники работают в группах, двигаются. Также реализуется вариативность: команды ищут разные буквы для составления разных слов.

Из найденных букв командам предлагается составить аббревиатуры: ИСО, ЭОР, ИКТ и т. п. Во-первых, они все напрямую связаны с темой педагогического совета. Поэтому предлагаем участникам сформулировать тему педагогического совета и его основные задачи, после этого предлагаем определить предметные, метапредметные и личностные результаты, которые будут достигнуты участниками педсовета к его окончанию. Во-вторых, составленные аббревиатуры позволяют быстро включиться в совместную деятельность и перейти к этапу активного целеполагания.

Стоит обратить отдельное внимание на длину слов. Если задуманные слова будут длиннее, слишком затянувшиеся поиски не только начнут вызывать раздражение, но и испортят весь настрой коллектива. Данный этап работы ни в коем случае не стоит затягивать. Из составленных аббревиатур команды должны с помощью приема «Акростих» придумать себе девиз, после чего участникам предлагается за- думаться, какие вопросы у них возникают, когда они слышат «ЭОР» или «ИОС»? Чем, по их мнению, ЭОР отличаются от ЦОР? После этого каждому из них предлагается заполнить карту «Хочу узнать и могу рассказать» (табл. 3).

Таблица 3

Технология процесса подготовки к уроку в современной образовательной среде

Процесс подготовки к уроку: использование кейс-технологий

Данная карта изначально распечатывается с двух сторон и заполняется в начале первого этапа педсовета и по его завершении, что позволяет каждому участнику и команде в целом провести внутреннюю рефлексию. Далее командам предлагается поработать с кейсом.

Предлагаем организовать групповую работу педагогов, направленную на поиск необходимой для работы информации и ее систематизацию, с использованием кейс-технологии, которая базируется на следующих дидактических принципах:

1. Индивидуализация (в обсуждении каждый использует собственные возможности, учится дополнять других и развивать групповое суждение).

2. Вариативность (позволяет, как и в социоигровых технологиях, использовать различные способы решения поставленных учебных задач, рассматривать проблему с различных точек зрения; обеспечивает свободу выбора).

3. Наглядность (сама суть кейса – портфеля материалов – подразумевает работу с целым комплексом наглядных средств).

4. Прагматизм (следует сохранять только фактическую, непосредствен- но необходимую для практической работы информацию).

5. Активность (только через обоюдное вовлечение обучающихся (в нашем случае – участников педагогического совета) в активный образовательный процесс можно достичь высоких результатов).

6. Успешность (вся современная дидактика, и кейс-технологии не являются исключением, строится на создании ситуации успеха ученика на занятии).

7. Проблемность (учебные задачи должны быть конкретны, привязаны к реальной практике, и их решение должно опираться на собственный практический опыт обучающихся – в этом и заключается сама суть деятельностного подхода в образовании).


Участникам педагогического совета предлагается кейс, состоящий из трех частей:


1. Проанализируйте ситуацию. Для анализа ситуации используйте следующий текст: «Исследователи института “Евролингвист” (Голландия) доказали, что большинство людей запоминают 5% услышанного и 20% увиденного. Одно- временное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40–50%. Программы мультимедиа представляют информацию в различных формах и делают процесс обучения более эффективным.

Экономия времени, которое более важно использовать для изучения конкретной информации в процессе подготовки к уроку, составляет 30%, а знания, приобретенные по ходу подготовки, сохраняются в памяти значительно дольше. Несмотря на эти позитивные стороны, использование в учебном процессе технологий мультимедийной системы ЭОР продолжает зависеть также и от  так наываемого человеческого фактора. И даже самое современное оборудование не помогает решить педагогические задачи. Поскольку учителя попросту не решаются отказываются учить по-новому.

2. Подготовьте ответы на вопросы:

  • Почему учителя не хотят использовать ИКТ на занятиях? 

  • Какие способы мотивации учителей к использованию ИКТ вы знаете? 

  • Так ли хороши мультимедийные технологии, как нас пытаются убедить? 

  • Какие риски существуют в повсеместном внедрении ИКТ в образовательный процесс? 

  • Какие преимущества открывают ИКТ перед учителем? 

  • Что может помешать учителю улучшить свои пользовательские навыки владения ИКТ?


3. Попробуйте сделать такое упражнение: представьте комплекс событий,  для которых бы стало полезным применение ИКТ на занятии. Членам мастер-класса предоставляется полчаса на то, чтобы ознакомиться с материалами, предложенными там. Используя их, учителя должны дать ответ на вопросы и предоставить решение задачи. Специально для усложнения этой задачи нами был отобран большой кейс, который предполагает объемную работу с большим (30-40 стр.) массивом информации.

Не всей этой информации удастся найти применение. Работать с таким типом кейсов учащимися непродуктивно, даже в старших классах они редко способны в стрессовой ситуации (работая на время, соревнуясь с другими командами) адекватно обработать большой объем данных и структурировать их, выделив самое главное. В работе со взрослыми такие кейсы использовать интереснее. Полученные в ходе работы выводы участники представляют либо традиционно – на ватмане (представитель команды вы- ходит к доске и поясняет обозначенные на бумаге позиции), либо более со- временно – с помощью совместно созданной мультимедийной презентации (не более пяти слайдов).

Также можно предложить в процессе подготовки к уроку участникам педагогического совета разработать интеллект-карту (рисунок). Для того чтобы сам процесс визуализации графических материалов в ходе работы с кейсом также работал на развитие ИКТ-компетентности учителей, на каждом командном столе стоит ноутбук с выходом в Интернет, все материалы кейса дублируются – представлены как в бумажном, так и в электронном виде. Искать нужную информацию проще на бумаге, а презентовать результаты изысканий интереснее сразу в электронном виде. Это позволяет не просто по- знакомиться с проблемой, вынесенной на обсуждение, но и активизировать знания ИКТ и их применение на практике.

В то же время, если попавшим в одну команду учителям пока еще трудно в жестких временных рамках самостоятельно разрабатывать презентацию, бумажный вариант может стать для них более удобным. По завершении презентаций командам предлагается вернуться к карте «Хочу узнать и могу рассказать», перевернуть ее и заново заполнить уже на основе тех данных, которые были получены при работе с материалами кейса. На весь первый этап педагогического совета отводится не более 40 мин.

Технология организации проектной деятельности в процессе подготовки к уроку

На втором этапе педагогического совета ведущий напоминает командам о технологии организации проектной деятельности, предлагая ознакомить- ся с ее описанием и этапами, которые представлены как в раздаточном мате- риале, так и на интерактивной доске (табл. 4). После того как команды ознакомятся с теоретическим материалом, перед ними ставятся конкретные задачи:

1. Проанализировать технологические карты занятий членов команды, со- ставленные по результатам предыдущего педагогического совета, и выбрать ту, для реализации которой можно создать специальный интерактивный ЭОР.

2. Совместно переработать данную технологическую карту, и командными усилиями спроектировать для нее новый ЭОР.

Выстроить совместную работу командам предлагается в логике технологии проектной деятельности. Итогом проектной деятельности становится развернутый план содержания ЭОР, подготовка которого будет осуществляться к следующему педагогическому совету в форме творческого отчета и серии открытых занятий.

Существует мнение, что технические средства обучения, созданные с помощью обычных офисных приложений, не совсем отвечают современным стандартам и требованиям, предъявляемым к информационным образовательным ресурсам. Мы считаем иначе. Разумеется, такие программные продукты, как AvtoPlay, позволяют создавать ЭОР качественно иного уровня.

Таблица 4

Технология процесса подготовки к уроку в современной образовательной среде

Технология процесса подготовки к уроку в современной образовательной среде

Но лицензионные версии таких программ требуют финансовых затрат. Между тем Power Point входит в классический пакет Microsoft Office, используемый в большинстве ОО. Разумеется, простая мультимедийная презентация, призванная заменить обыкновенную классную доску и избавить преподавателя от необходимости писать мелом, не может считаться ЭОР. Но презентация, которую можно использовать в процессе подготовки к уроку и в которой в полной мере задействованы такие мультимедийные объекты, как гипертекстовые ссылки, анимированные объекты и триггеры, вполне может претендовать на это название. Например, в ходе одного из таких педагогических советов учителями может быть разработано занятие контроля знаний и умений на основе авторского ЭОР, созданного с помощью классического офисного приложения Microsoft Office Power Point (табл. 5).

Таблица 5

Технология процесса подготовки к уроку в современной образовательной среде

В презентации, если она будет выбрана в процессе подготовки к уроку, для обучающихся на первом слайде предлагается инструкция, описывающая алгоритм действий при работе с ЭОР:

  1. Выберите число. При нажатии на число указателем мыши откроется вопрос. Рефлексия
  2. Прочтите вопрос и подумайте над ответом (не более 5 мин).

  3. Дайте ответ.

  4. Проверьте свой ответ, щелкнув указателем мышки в любой части экрана.
  5. Один обучающийся может выбрать не более трех чисел.


Дальше следует таблица, описывающая шкалу отметок. Если обучающий- ся отвечает на все три вопроса, он получает отметку «пять», если на два – «четыре», если на один – «три». Если обучающийся не дает правильного ответа ни на один вопрос, то получает отметку «два».

На следующем слайде обучающимся предлагается таблица с числами от 1 до 70. Каждое из них представляет собой гипертекстовую ссылку, при нажатии на которую открывается слайд с вопросом. Обучающийся должен обдумать вопрос и дать на него краткий ответ. После чего он может проверить себя, сделав щелчок мышью в любой части экрана и открыв таким образом правильный ответ на вопрос. Данный ЭОР является интерактивным аналогом метода работы с карточками, когда на одной стороне карточки записывается понятие, слово, дата, а на другой – ответ.

Обучающийся берет со стола преподавателя карточку, размышляет над ответом, дает его и тут же проверяет себя, переворачивая карточку. Однако анимированный вариант работы с карточками делает процесс обучения более интенсивным и разнообразным. В нашем случае объектами запоминания становятся не только слова, даты, термины, но и чертежи, технологические карты и т. п.

Что нужно знать еще в процессе подготовки к уроку: рефлексия

После того как проекты выполнены, переходим к общей рефлексии деятельности, осуществлявшейся на всех этапах педагогического совета. Можно использовать один из интерактивных приемов рефлексии «Чемодан, корзина, вещмешок». На доске закрепляются три больших листа (или на интерактивной доске выводится таблица из трех колонок) с изображением чемодана, корзины для бумаг и вещмешка.

В первую колонку («Чемодан») следует занести самое главное, что сегодня будет вынесено участниками с педсовета, во вторую («Корзина») – помещаются сведения, которые были лишними или не вызвали интереса, а в третью («Вещмешок») – записывается то, что кажется важным, но для применения на практике требует дополнительного осмысления. В самом конце на обсуждение выносится предложение провести следующий педагогический совет в виде творческого отчета – серии открытых уроков делегированных командами учителей, чьи технологические карты были отобраны для совместной разработки ЭОР.

Причем вся команда должна помогать им готовиться к открытым занятиям, которые должны быть проведены не позднее чем через месяц в рамках следующего педагогического совета «Достижение на уроке образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС общего образования».

Следовательно, цикл из трех педагогических советов, направленный на гармонизацию процесса подготовки к уроку, позволяет:

  • всесторонне разобрать методическую тему «Современный урок в условиях реализации ФГОС общего образования»; 

  • реализовать методическое сопровождение введения ФГОС общего образования; 
 повысить профессиональную компетентность каждого учителя; 

  • побудить учителей использовать на своих уроках современные педагогические технологии, в т. ч. ИКТ; 
 повысить качество образовательного процесса в целом. 


Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.jpg
  • Документ №2.jpg
  • Документ №3.jpg
  • Документ №4.jpg
  • Документ №5.jpg
  • Документ №6.jpg


Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль