Модель инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательной организации

57

Нормативно- правовая база реализации модели инклюзивного образования детей с ОВЗ в РФ

Нормативно-правовую базу осуществления инклюзивного обучения в РФ составляют такие документы как:

  • Конституция Российской Федерации;
  • 
Федеральный закон от 29.12.2012 No 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон No 273-ФЗ);

  • Федеральный закон от 24.11.1995 No 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и др.


В 2008 г. Российская Федерация подписала (распоряжение Президента РФ от 05.08.2008 No 450-рп), а в 2012 г. ратифицировала (Федеральный закон от 03.05.2012 No 46-ФЗ) международную Конвенцию о правах инвалидов, что является показателем готовности страны к формированию условий, которые должны направляться на выполнение международных нормативов соблюдения прав людей с ограниченными возможностями.

Это значит, прежде всего, что законодательство в Российской Федерации должно соответствовать положениям Конвенции о правах инвалидов. Например, положения ст. 24 «Образование» Конвенции о правах инвалидов реализуются в нормах Федерального закона No 273-ФЗ, в части:

  • формирования государственных гарантий реализации права инвалидов на образование в РФ; 

  • создания условий, необходимых для приобретения без дискриминации достойного обучения лицами с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), для коррекции дефектов развития и социальной адаптации, осуществления ранней коррекционной помощи на базе специальных учебных подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методик и способов диалога, а также условий, которые в максимальной степени поспособствуют получению обучения определенного уровня и направленности, а также правильному развитию этих лиц, в т. ч. посредством организации модели инклюзивного образования детей с ОВЗ; 

  • осуществления обучения детей с ОВЗ и учащихся-инвалидов;
  • предоставления соответствующих льготных условий. 


Согласно Федеральному закону No 273-ФЗ «в целях осуществления прав каждого человека на обучение, федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления формируются нужные условия для модели инклюзивного образования детей с ОВЗ.  Речь идет о коррекции нарушений и социальной адаптации, оказании  коррекционной помощи на базе педагогических методик и наиболее подходящих для этих лиц языковых практик и способов общения и условия, которые в максимальной степени будут способствовать получению обучения уровня и направленности, соответствующих государственным стандартам, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья» (ст. 8).

Кроме того, это право обучающихся с ОВЗ указано в Порядке организации и реализации учебной деятельности по основным общеобразовательным программам, а именно начального общего, базового общего и среднего общего обучения, утв. приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 No 1015 (ч. 3 «Особенности организации учебной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья»), а также в федеральном государственном образовательном стандарте (далее – ФГОС) общего образования.

Также в распоряжении Правительства Российской Федерации от 07.02.2011 No 163-р «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011– 2015 годы» указывается, что в соответствии со статьей «Наша новая школа» в любой организации (далее – ОО) должна осуществляться успешная социализация учеников с ОВЗ, при этом в каждой ОО обязана быть создана универсальная атмосфера, которая позволит обеспечить полноценную адаптацию учеников с ОВЗ.

В постановлении Правительства РФ от 15.04.2014 No 297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации “Доступная среда” на 2011–2015 годы» имеется критерий 1.2 «Доля общеобразовательных организаций, в которых сформирована универсальная среда формирования модели инклюзивного образования детей с ОВЗ, в общем количестве общеобразовательных организаций». Ожидаемые итоги достижения этого критерия заключаются в увеличении доли ОО, в которых создана универсальная безбарьерная атмосфера для инклюзивного образования учащихся с ОВЗ, в общем количестве ОО (с 2,5% в 2010 г. до 20% к 2016 г.).

Каждой субъект Российской Федерации предполагает законодательную базу в области  обучения, благодаря которой контролируется организация занятости учеников с ОВЗ, например, Закон города Москвы от 28.04.2010 No 16 «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве» и постановление правительства Москвы от 27.09.2011 No 450-ПП «Об утверждении Государственной программы города Москвы на среднесрочный период (2012–2018 гг.) “Развитие образования города Москвы (“Столичное образование”)”».

Впрочем, в системе обучения присутствуют еще и учебные барьеры. Это так называемые социальные критерии, которые усложняют доступ некоторым группам учеников к полноценному обучению. Эти барьеры являются механизмом социальной дифференциации.

Модель инклюзивного образования для детей с ОВЗ: «Обучение без барьеров»

В настоящее время администрация и коллектив ГБОУ СОШ No 518 г. Москвы (далее – СОШ No 518) занимаются внедрением модели «Обучение без барьеров», которая ориентирована на формирование условий для адаптации, социализации, образования личности, способной к самореализации в социуме на основе учета ее индивидуальных, физических и психологических черт и учебных возможностей.

Для осуществления модели инклюзивного образования детей с ОВЗ создан специальный документ «Положение о классах инклюзивного (включенного) обучения». Этот документ интерпретирует инклюзивное обучение как дифференцированное, то есть предполагающее создание условий для самореализации каждого ученика, в т. ч. работу в учебном пространстве обучающихся с особыми потребностями.

Инклюзивные классы ставят своей задачей создание целостной системы, которая бы обеспечивала оптимальные условия для учебы, воспитания и социальной адаптации учеников с особыми образовательными потребностями в соответствии с их возрастными и индивидуальными чертами, уровнем развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья. Учителя, участвующие в реализации модели «Обучение без границ», рассматривают особые образовательные нужды как трудности социальной адаптации и отсутствие механизма овладения учеником компетенциями, определенными ФГОС обще- го образования, без специально созданных условий.

Система работы в классах, в которых реализуется модель инклюзивного образования детей с ОВЗ, направлена на достижение следующих целей:

  • должна быть создана единая учебная среда, где бы смогли учиться ученики, имеющие разные стартовые возможности;  должен развиваться потенциал обучающихся с ОВЗ в деятельности со здоровыми сверстниками, проводимой совместно; 

  • должно быть сформировано наличие жизненного опыта и целенаправленное развитие у детей когнитивных, речевых, моторных, социальных способностей, позволяющих снизить зависимость от посторонней помощи и повысить социальную адаптацию; 
 обеспечение эффективности процессов коррекции, адаптации и социализации обучающихся с ОВЗ на уровне обучения в СОШ No 518; 

  • важно грамотно организовать систему эффективного психолого-педагогического  процесса обучения детей с ОВЗ в школе, что гарантирует взаимодействие диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического, социально-трудового направлений деятельности; 

  • важно и преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы через включение обучающихся-инвалидов в успешную деятельность; 

  • нужно следить за постоянным повышением мотивационного компонента учеников на основе их личной заинтересованности и через осознанное отношение к позитивному труду; 

  • должна быть оказана консультативная помощь семьям, воспитывающим детей с особыми учебными потребностями, нужно включать родителей в процесс обучения и воспитания их 
 ребенка, формировать у родителей адекватное отношение к особенностям развития ребенка;

  •  также важно изменить отношение социума к учащимся с особыми образовательными потребностями.


Классы, адаптированные под инклюзивную модель образования детей с ОВЗ, организованы в СОШ No 518 – ОО, реализующей программы начального общего, основного общего, среднего (полного) образования и создавшей специальные условия образовательного процесса для обучающихся с особыми учебными нуждами. Обучающиеся принимаются в инклюзивный класс только с согласия родителей (законных представителей). Ученики с особыми образовательными потребностями принимаются в инклюзивный класс в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК).

Директор СОШ No 518 издал приказ о осуществлении  комплексного анализа учащихся с особыми потребностями, согласно которому сформирован Совет по инклюзии. В его состав которого входят:

директор или заместитель директора (координатор); 
 педагоги инклюзивных классов; 


  • психолог; 

  • логопед;
  • 
дефектолог; 

  • преподаватель лечебной физической культуры и др. 


С целью повышения эффективности работы Совета по инклюзии привлекаются сторонние эксперты по работе. Родители учеников, обладающих особыми потребностями, также имеют право находиться на заседании Совета по инклюзии. Кроме того, реализация модели «Образование без барьеров» поспособствовала проведению деятельности по формированию комплексной безбарьерной атмосферы в следующих направлениях: 


1. Устранение барьеров архитектурной и физической недоступности. Архитектурная недоступность здания может оказаться решающей при принятия решения отказа родителей выбрать ОО для образования своего ребенка, имеющего проблемы опорно-двигательного аппарата. После реконструкции здание СОШ No 518 оборудовало пандусы при входе и на первом этаже. Также осуществляется строительство специального подъемника, который будет действовать с первого по четвертый этаж, что облегчит передвижение обучающихся на инвалидной коляске. 


2. Оборудование учебных классов специальными партами для учеников с детским церебральным параличом, мини-спортзала, в котором реально проводить уроки по лечебной физической культуре. 


3. Приобретение необходимых пособий для работы классов социального педагога и педагога-психолога.


4. Оборудование кабинетов личной гигиены для обучающихся с детским церебральным параличом.

Учебный процесс в классах, адаптированных под модель инклюзивного образования детей с ОВЗ


Организация учебного процесса в инклюзивных классах предусматривает создание следующих специальных условий: 


  • создание коррекционно-развивающей, предметно-пространственной и социальной среды, обеспечивающей стимулирование эмоционального, сенсорного, моторного и когнитивного развития обучающихся с ОВЗ;
  • создание специальной среды, адекватной возможностям учеников с ОВЗ, что достигается обеспечением ОО соответствующими учебными изданиями, индивидуальными техническими средствами обучения, необходимыми дидактическими средствами; 

  • организация социальной работы обучающихся с ОВЗ с их сверстниками, не имеющими проблем со здоровьем, что способствует исправлению либо преодолению физических и (или) психических нарушений, развитию толерантности. 


Содержание учебного процесса в инклюзивных классах определяется программами, утвержденными Минобрнауки России, типовым учебным планом, годовым календарным графиком и расписанием занятий в ОО, а также индивидуальным учебным планом. Для создания образовательной среды, адекватной возможностям учащихся, в СОШ No 518 оборудованы специальные рабочие места для учащихся с ОВЗ. 


Рабочее место, предусмотренное моделью инклюзивного образования детей с ОВЗ

Рабочее место представляет собой систему материальных и технических методик, которые необходимы для обучения. Связан данный процесс с непосредственно с учебными программами. Имеются в виду технические средства, программное обеспечение, оборудование для лабораторий, публикации, учебные и справочные издания по основным дисциплинам. Рабочие места для учеников с детским церебральным параличом оборудованы различными техническими средствами (как для частичной, так и для полной компенсации ограничений, которые связаны с нарушением физических, сенсорных или психоневрологических функций).

Методики, создаваемые для учащихся с детским церебральным параличом, подразумевают специальные типы клавиатур, которые адаптированы для определенных разновидностей дефектов моторных функций. Это могут быть педали, световые перья, мышки и сенсоры. Клавиатура предназначена для пользователей, у которых наблюдаются серьезные нарушенияя моторных функций и которым требуется полный клавиатурный доступ к редактору и устройствам для ввода данных. Размер клавиш больше, чем на стандартной клавиатуре. Выносные компьютерные кнопки предназначены для того, чтобы минимизировать усилия, которые требуются для нажатия (здесь предусмотрено закрепление кнопки на руке или поясе).

В кабинете используются автоматизированные парты с регулировкой высоты, которая подобрана так, что парту можно использовать в комплекте с любым стулом, инвалидным креслом или вертикализатором (в режиме пассивного стояния обучающегося). Наклон столешницы и боковые ограждения создают дополнительные удобства. Вертикализаторы помогают детям принимать вертикальное положение, когда обучающийся фиксируется на опоре под спиной и постепенно поднимается из положения лежа, что помогает самостоятельно держать голову. 


Модель инклюзивного образования детей с ОВЗ в СОШ No 518 реализует специальную компенсирующую модель использования дистанционного обучения. Она подразумевает, что очная работа учеников осуществляется под руководством учителя с удаленными от них ресурсами и источниками информации. Методические рекомендации педагога заключаются в составлении каталогов информационных ресурсов, которые необходимы для работы. Здесь подразумевается разработка печатных и электронных рекомендаций о способах поиска информации, подготовка для учеников разного возраста наборов информационных блоков, составление вопросов, которые стимулируют познавательные интересы учащихся и вместе с тем подсказывают им направления поиска отсутствующей информации (Интернете, банках данных и др.).

Использование компьютерных игровых программ по ознакомлению с русским языком позволяет адаптации учеников с различными дефектами речевого развития пройти быстрее. Данная форма обучения востребована детьми с проблемами здоровья, находящимися длительное время на лечении или проходящими ежегодные реабилитационные мероприятия. 

Индивидуальный учебный план, предусмотренный моделью инклюзивного образования детей с ОВЗ

Индивидуальный учебный план (далее – ИУП) обучающегося с особы- ми потребностями разрабатывается и утверждается Советом по инклюзии СОШ No 518 на основе рекомендаций ПМПК и индивидуальной методики реабилитации учащегося с ОВЗ, с обязательным учетом мнения родителей (законных представителей) ребенка с особыми потребностями.

ИУП является приложением к документу, который заключается между администрацией СОШ No 518 и родителями (законными представителями) учащегося с ОВЗ. В ИУП обучающегося предусмотрены:

  • необходимость полного или частичного присутствия тьютора в учебном процессе; 

  • организация индивидуального щадящего режима (снижение объема заданий, дополнительный день отдыха в течение недели и др.); 

  • организация работы в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся с особыми образовательными потребностями по учебникам для специальных (коррекционных) ОО или по учебникам ОО; 

  • организация индивидуальных и групповых уроков общеразвивающей и предметной направленности; 

  • организация обязательных дополнительных внешкольных и внеклассных коррекционно-развивающих занятий с педагогом-психологом, 
логопедом, дефектологом и другими специалистами; 

  • целесообразность нахождения учеников с особыми потребностями в ОО в течение всего дня, а также форма и продолжительность самоподготовки учащихся.


ИУП для детей с особыми потребностями может разрабатываться на учебный год, либо на полгода, либо на каждую четверть. По ходатайству учителей, родителей (законных представителей), членов окружной ПМПК Совет по инклюзии вправе в любое время вносить изменения в ИУП. Перевод учащихся с особыми потребностями в следующий класс осуществляется на основании решения педагогического совета и рекомендации Совета по инклюзии ОО. Выпускникам, обучающимся по модели инклюзивного образования детей с ОВЗ, выдается в установленном порядке документ государственного образца об уровне образования.

В содержании ИУП присутствуют следующие разделы: 


1. Общие сведения: Ф. И. О. ученика, его возраст, ОО, класс; 
 Ф. И. О. родителей (законных представителей) обучающегося; 
  No 9  2014 81  Ф. И. О. основного педагога; 
 Ф. И. О. специалистов сопровождения (учитель-логопед, учитель- дефектолог, педагог-психолог, социальный педагог, инструктор лечебной физической культуры, тьютор).

2. Заключение окружной ПМПК: 
 описание состояния ученика в психолого-педагогической терминологии; 
 перечисление специальных условий, необходимых ребенку для освоения рабочей программы и для адаптации в социуме. 


3. Основная задача на текущий период в направлении развития и социализации ученика, которая определяет стратегию работы команды педагогов ОО и родителей. 


4. Общие цели на период реализации ИУП (полугодие, четверть, триместр и т. п.), которые определяют приоритетные направления деятельности с учетом запроса родителей.


5. Режим пребывания ребенка-инвалида в ОО: 


  • количество дней, занятий в день, начало и завершение учебного дня; 

  • количество часов индивидуальных и фронтальных занятий; 

  • общее число учебных часов в неделю (с учетом требований Сан- 
ПиН, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 No 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях”», и актуального состояния учащегося). 


6. Определение необходимых для ребенка особых приспособлений или дополнительного оборудования (табл. 1).Модель инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательной организации


Е.М. Романова, учитель начальных классов ГБОУ СОШ No 518, г. Москва

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.jpg


Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль