Системный подход на уроках естественнонаучного цикла

34

Комплексная наполняемость материалов уроков по урокам естественнонаучного цикла

Семинар-практикум «Системно-деятельностный подход в обучении математике и урокам естественнонаучного цикла» проводится с целью развития у учителей, преподающих предметы естественнонаучного цикла, компетенции формирования комплексной наполняемости материалов урока.

Раздел «Влажность воздуха» в 8-м классе предполагает, чтобы учителя физики опирались на материал «Водяной пар и облака», ранее изученный на курсе географии в 6-м классе, и на материал 8-го класса по географии «Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны». При изучении механических волн и звука в 9-м классе – на знания учащихся по биологии и географии.

Тема постоянного электрического го тока в 8-м классе, ядерных взаимодействий в 9-м классе учителя физики используют знания, полученные учащимися в рамках пропедевтического курса «Химия» (7-й класс) и на курсе химии в 8-м классе. Математика - неотъемлемая часть уроков естественнонаучного цикла, а потому без нее знания по физике превратились бы в знания по природоведению – знания, получаемые обучающимися на уроках математики, алгебры и геометрии, применяются для доказательств теорий, положений и непосредственно при решении всех физических задач – это понятие вектора, проекции вектора, сложение векторов, тригометрические функции, линейные и квадратные уравнения и т. д.

Курс физики, как важной части уроков естественнонаучного цикла, предназначенный для 7-го класса, требует соответствие единому стандарту единиц измерения физических величин. Азы таких компетенций отрабатываются на уроках математики, физики, далее полученные компетенции учащиеся применяют на уроках химии при решении задач. При выявлении проблемы с выполнением данной операции учителя математики, физики и химии в ходе активного взаимодействия могут ее решить.

Учащиеся могут формировать умения системного анализа для изучения уроков естественнонаучного цикла посредством нескольких методик. Для этого важна определенность собственной позиции, умение критически мыслить, на уроках использовать разнообразные виды деятельности: исследовательская, проектная, игровая, проблемно-поисковая, коллективное решение проблем, управляемое открытие. А чтобы реализовать комплексную наполняемость материалов педагоги физики, химии и биологии используют различные типы уроков: открытия нового знания, рефлексии, развивающего контроля.

Тематики уроков естественнонаучного цикла, предусмотренные в рамках семинара

В рамках семинара могут быть представлены следующие уроки:

1. Развивающий контроль:

  • «Изопроцессы. Решение задач» (элективный курс по физике для учащихся 10-го класса);
  • «Решение задач на растворы, смеси и сплавы» (интегрированный курс химии и математики в рамках элективного курса по химии в 9-м классе).

2. Открытие нового знания:

  • «Строение клетки» (биология, 5-й класс);
  • «Симметрия орнамента» (учебное занятие в рамках факультативного курса в 8-м классе); 
  • «Расстояние от точки до плоскости» (учебное занятие в рамках элективного курса в 11-м классе).

Для уроков естественнонаучного цикла, для которых используется системно-деятельностный подход, от учителя требуется умение подбора учебных упражнений. Уровень сложности упражнения должен быть таким, чтобы обучающийся смог решить ее, совершив для себя открытие. При этом необходимо реально смотреть на уровень продвижения каждого ученика, хвалить и поддерживать даже минимальные успехи.

Например, в рамках семинара-практикума «Системно-деятельностный подход в обучении математике и урокам естественнонаучного цикла» на уроках открытия нового знания для решения проблемных упражнений задач многократно использовались новые элементы: формулы, определения, основополагающие выводы.

Одной из важнейших методик урока при реализации системно-деятельностного подхода становится рефлексия. Она способствует созданию и развитию критического мышления у обучающихся. Ученики обдумывают и оценивают свои действия, достижения, определяют эмоциональный уровень комфортности урока.

В рамках семинара-практикума учителя использовали различные формы рефлексии. Так, с этой целью они прибегали к вопросам, помогающим оценить эмоциональное состояние учащегося, состояние мотива учения и деятельности (как учащегося, так и педагога), оценочным высказываниям, рефлексивной мишени (фронтальной и индивидуальной), системи голосования. Это позволило провести быстрый опрос обучающихся во время урока, чтобы узнать, кто из них усвоил материал, а кому требуется помощь.

Занятия по рефлексии и развивающего контроля при организации семинара-практикума «Системно-деятельностный подход в обучении математике и урокам естественнонаучного цикла» формируют критическое мышление учащихся.

На таких занятиях использованы следующие виды упражнений:

1. Терминологические диктанты:

  • вставить пропущенные в тексте термины;
  • дать определения перечисленным терминам;
  • подобрать к терминам определения.

2. Задача по классификации:

  • составить классификацию объектов, признаков, процессов, свойств по значимому основанию;
  • дополнить классификацию примерами.

3. Задача по переводу текста в графическое изображение: схему, таблицу или слайд, презентацию.

4. Задача по сравнению и сопоставлению:

  • найти сходства и отличия;
  • выделить признаки для сравнения или сопоставления.

5. Составление характеристик:

  • отдельных групп растений или животных, веществ, явлений или процессов по заданному плану;
  • составление презентаций явлений или объектов по плану.

6. Составление конспекта, плана ответа при обобщении материала.

7. Выделение причинно-следственной связи явления или процесса.

8. Задача по оценочной деятельности:

  • найти допущенные ошибки при ответе, в тексте, рисунке;
  • оценить ответ, презентацию, сайт.

Организация лабораторной работы по урокам естественнонаучного цикла

Существует огромное разнообразие методик проведения наблюдений, постановки опытов в рамках предметов естественнонаучного цикла. Реализация системно-деятельностного подхода при проведении лабораторной работы – весьма сложная задача, но вполне решаемая. На первом этапе происходит осознание и теоретическое обоснование работы, в ходе которого у школьников формируется умение понять и самостоятельно сформулировать цель эксперимента.

На втором этапе – проектирование эксперимента – формируется умение самостоятельно определять ход выполняемых задач, предусмотренных уроками естественнонаучного цикла, и умение отобрать необходимое оборудование. Далее следует непосредственное выполнение работы. В ходе этого этапа учащиеся приобретают экспериментальные умения: наблюдать, измерять, фиксировать получаемую информацию, проводить математическую обработку полученных измерений.

Самый последний этап сложен для педагога потому что необходимо научить учащихся анализировать результаты эксперимента, делать обобщение, формулировать выводы на основе анализа результатов – словесные или графические. Для проведения лабораторных и практических работ по урокам естественнонаучного цикла, демонстраций в рамках семинара использовалось лабораторное и демонстрационное оборудование, демонстрационные модели, установки, химическая посуда и реактивы.

Оборудование кабинетов естественнонаучного цикла в образовательной организации должно соответствовать требованиям перечня оборудования кабинетов в рамках введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее – ФГОС).

Практическая работа учителей в рамках семинара по урокам естественнонаучного цикла

Чтобы педагоги – участники семинара-практикума развивали профессиональные навыки, а именно, умение анализировать урок, сопоставлять два занятия или урока, делать выводы о соответствии урока требованиям ФГОС, им был предложен практикум – анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС по схеме.

Предлагаем познакомиться с планом-конспектом интегрированного занятия «Решение задач на растворы, смеси и сплавы» по химии и математике в рамках элективного курса (9-й класс) и анализом этого занятия в соответствии с требованиями ФГОС, проведенном в рамках семинара-практикума (приложения 1, 2)

Системный подход на уроках естественнонаучного циклаСистемный подход на уроках естественнонаучного циклаСистемный подход на уроках естественнонаучного циклаСистемный подход на уроках естественнонаучного цикла

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.jpg
  • Документ №2.jpg
  • Документ №3.jpg
  • Документ №4.jpg


Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Хотели бы вы прочитать статью на тему "Как выполнить требования к соотношению заработной платы директора, заместителей, главного бухгалтера и работников школы"?

  • да 83.33%
  • нет 16.67%
результаты


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль