Формы работы с информацией, которые нужно изучить ученику младшей школы

326

Формы работы c информацией в контексте метапредметного образования

Уроки в начальной школе отличаются тем, что их результаты во многом зависят от воздействия педагога на ценностно-смысловую сферу личности учащихся, на их эмоциональное восприятие содержания учебного материала. Посредством методов эмоционально-ценностного стимулирования педагог влияет на процессы самопознания учащихся, приводит в движение механизмы самовоспитания и саморазвития. В процессе формирования у младших школьников навыка работы с информацией указанные методы важны постольку, поскольку это создает особую среду, где предметный образовательный результат обогащается личностным, усиливая мотивационные основы формирования навыка и формы работы с информацией. Воздействие на ценностно-смысловую сферу учащихся – одно из условий метапредметного образования, задачей которого является формирование у школьника мышления как такового. Метапредметное образование (или, точнее, метапредметная логика учебного взаимодействия) ориентировано на формирование у учащихся опыта и навыка мыследеятельности. Мыследеятельность же становится основой последующих действий учащихся в ситуациях неопределенности при решении учебно-познавательных задач с использованием различных источников информации и формы работы с информацией.

Требования ФГОС НОО к образовательным результатам и форма работы c информацией

В федеральном государственном образовательном стандарте (далее – ФГОС) начального общего образования навык работы с информацией в том или ином виде заложен во всех трех группах требований к образовательным результатам учащихся и охватывает такие виды учебных действий, как чтение; поиск, кодирование, хранение информации; анализ и интерпретация информации.

Таблица 1
Отражение навыка работы с информацией в требованиях ФГОС НОО в начальной школе к образовательным результатам учащихся
Содержание образовательного результата Требования ФГОС начального общего образования к образовательным результатам учащихся
Личностным Метапредметным Предметным
Русский язык Математика Литературное чтение Окружающий мир
Чтение текстов Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в т. ч. информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе» Овладение навыками смыслового чтения Овладение учебными действиями с языковыми единицами» Осознание значимости чтения для личного развития. Использование разных видов чтения
Поиск информации Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации Приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности Использование разных видов чтения Освоение доступных способов изучения природы и общества в открытом информационном пространстве
Кодирование и хранение информации
Переработка и использование информации
Анализ и интерпретация Умение «анализировать и интерпретировать данные» Овладение элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов

Каждая учебная дисциплина в рамках той или иной обязательной предметной области вносит вклад в формирование навыка работы с информацией ученику младшей школы. Так, согласно ФГОС начального общего образования реализация предметной области «Филология» должна обеспечить достижение учащимися таких результатов, как «использование справочных источников для понимания и получения дополнительной информации»; предметная область «Математика и информатика» – «представление, анализ и интерпретация данных», «приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности» и т. п.

Интегрированный уровень навыка, который нужно развить ученику младшей школы

Совокупность требований ФГОС начального общего образования к отдельным группам образовательных результатов учащихся в части рассматриваемого навыка позволяет выделить в нем ряд обязательных составляющих, чтобы параллельно с формулировкой образовательного результата для пояснительной записки к ООП начального общего образования спланировать «зоны ответственности» той или иной дисциплины учебного плана за сформированность этих составляющих.
Интегрированный уровень навыка работы с информацией, что прививается ученику младшей школы, будет выражением комплексного подхода образовательной организации к его формированию у младших школьников.

Таблица 2
Характеристика составляющих навыка работы с информацией (в соответствии с ФГОС начального общего образования)
Составляющая навыка работы с информацией Характеристика составляющей (виды учебных действий)
Чтение текстов в начальной школе различных стилей и жанров
  • Распознавание буквенного облика слов;
  • схватывание смысла слов;
  • понимание смысла отдельных предложений и текста в целом
Поиск информации в различных источниках, включая справочно-энциклопедическую литературу и ресурсы Интернета
  • Поиск толкования нового слова, понятия или термина в толковом словаре;
  • подбор необходимых справочно-энциклопедических изданий;
  • работа с библиотечными каталогами (алфавитным, каталогом персоналий, системным каталогом);
  • работа в поисковых системах Интернета;
  • работа с прочими источниками
Кодирование и хранение информации
  • Составление плана;
  • составление таблиц;
  • составление графиков;
  • создание рисунков, схем;
  • конспектирование;
  • создание файлов и папок (на бумажных и электронных носителях)
Переработка и использование информации
  • Систематизация и структурирование информации;
  • создание кластеров на основе информации;
  • реферирование информации;
  • подготовка сообщений, докладов;
  • включение найденной информации в учебные тексты и продукты учебной деятельности (выступления, презентации и др.);
  • обмен информацией со сверстниками
Анализ и интерпретация информации
  • Уточнение темы (тематического направления) искомой информации;
  • выделение главной и сопутствующей информации;
  • сравнение информации из различных источников;
  • оценка информации на предмет актуальности;
  • определение собственного отношения к информации

Каждый вид действий, составляющих навык работы с информацией, может быть сформирован отдельно, но это уже не будет интегрированным навыком, а лишь совокупностью отдельных универсальных учебных действий (далее – УУД) учащихся. Следовательно, на этапе планирования целей ООП начального общего образования (особенно, постановки задач программы формирования УУД) важно понимать навык работы с информацией в единстве всех составляющих, т. е. на интегрированном уровне.

Распределение формирующих ресурсов учебных предметов и формы работы c информацией

С точки зрения формирования навыка и формы работы с информацией начальная школа обладает неоспоримым преимуществом, т. к. планирование результатов и собственно формирование этого навыка осуществляется одним лицом.
В отличие от основной и старшей школы, где достаточно сложно скоординировать деятельность педагогов в той или иной области метапредметных образовательных результатов, в начальной школе такая координация не нужна.
Педагог начальных классов может спланировать содержание рабочих программ по дисциплинам учебного плана таким образом, что не будет дублирования одних и тех же формирующих воздействий; сложится ясная картина этапов формирования навыка, его отдельных составляющих. Кроме того, педагог сможет подобрать необходимый дидактический материал и организовать в соответствии с поставленными задачами учебно-познавательную деятельность младших школьников.

Фактор исследовательской мотивации, необходимые ученику младшей школы

Необходимый контекст формирования навыка работы с информацией у младших школьников – это, как мы изначально отметили, метапредметное образование.
Процесс формирования навыка работы с информацией необходимо сочетать с воспитанием у младших школьников культуры исследовательского поведения, интереса к исследовательской деятельности. Если в сфере науки главной целью исследования является производство новых знаний в общекультурном значении, то в дидактической плоскости рассматриваемого процесса цель состоит в приобретении учащимся важного для них функционального опыта как условия дальнейшего освоения действительности.
В исследовательской деятельности составляющие навыка работы с информацией дополняются общими умениями учащегося планировать деятельность (главным образом, ставить цели и очерчивать необходимые для ее реализации ресурсы) и анализировать промежуточные результаты деятельности, т. е. рефлексировать в процессе деятельности. Педагогической целью здесь будет выступать развитие информационно-познавательной активности младших школьников, становление у них престижа быть информированными.

Таблица 3
Система формирования навыка работы с информацией у младших школьников
Период реализации ООП начального общего образования Содержание процесса формирования навыка работы с информацией
1-й класс Формирование техники чтения. Первичное знакомство учащихся с понятием «информация». Знакомство с школьной библиотекой, организацией пространства библиотеки, библиотечными каталогами
2-й класс Формирование у учащихся представления о справочных и энциклопедических изданиях. Становление опыта планирования поискового запроса в сети Интернет. Воспитание престижа работы со справочно-энциклопедической литературой
3-й класс Формирование действий кодирования информации. Становление первичного опыта переработки и использования информации. Первичное осознание учащимися культуры поведения в открытом информационном пространстве
4-й класс Формирование действий переработки информации. Становление первичного опыта анализа и интерпретации информации; опыта вынесения оценочных суждений об актуальности и качестве информации. Развитие у учащихся навыка смыслового чтения. Освоение учащимися правил безопасного поведения в сети Интернет

Феномен информации выступает одним из базовых в исследовательской деятельности. По утверждению ученых, результаты работы с информацией зависят от индивидуальных возможностей и шкалы ценностей индивида, входящего в информационное поле или организующего его. Актуальным становится рассмотрение объективно существующей информации как «мира-политекста» (В.П. Зинченко), «прочитывание» которого – первичное и ведущее условие развития личности. Примерно к концу третьего года обучения в начальной школе уже можно говорить о специфической исследовательской мотивации учащихся как особой познавательной потребности, которая заключается не в желании накопить полезные знания, а в стремлении обнаружить нечто новое, «вмешаться» в обыденный ход вещей, проверять все на своем опыте. Информация становится здесь инструментом взаимодействия с изучаемым объектом, а сам навык работы с информацией – инструментальным.
Сочетание культуры работы с информацией с опытом исследовательского поведения – один из базовых результатов освоения младшими школьниками ООП начального общего образования. Он выступает гарантом академической успешности учащихся и основой самореализации в выбранной сфере познавательной деятельности.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль