Формы работы с информацией, которые нужно изучить ученику младшей школы

283

Формы работы c информацией в контексте метапредметного образования

Уроки в начальной школе отличаются тем, что их результаты во многом зависят от воздействия педагога на ценностно-смысловую сферу личности учащихся, на их эмоциональное восприятие содержания учебного материала. Посредством методов эмоционально-ценностного стимулирования педагог влияет на процессы самопознания учащихся, приводит в движение механизмы самовоспитания и саморазвития. В процессе формирования у младших школьников навыка работы с информацией указанные методы важны постольку, поскольку это создает особую среду, где предметный образовательный результат обогащается личностным, усиливая мотивационные основы формирования навыка и формы работы с информацией. Воздействие на ценностно-смысловую сферу учащихся – одно из условий метапредметного образования, задачей которого является формирование у школьника мышления как такового. Метапредметное образование (или, точнее, метапредметная логика учебного взаимодействия) ориентировано на формирование у учащихся опыта и навыка мыследеятельности. Мыследеятельность же становится основой последующих действий учащихся в ситуациях неопределенности при решении учебно-познавательных задач с использованием различных источников информации и формы работы с информацией.

Требования ФГОС НОО к образовательным результатам и форма работы c информацией

В федеральном государственном образовательном стандарте (далее – ФГОС) начального общего образования навык работы с информацией в том или ином виде заложен во всех трех группах требований к образовательным результатам учащихся и охватывает такие виды учебных действий, как чтение; поиск, кодирование, хранение информации; анализ и интерпретация информации.

Таблица 1
Отражение навыка работы с информацией в требованиях ФГОС начального общего образования к образовательным результатам учащихся
Содержание образовательного результата Требования ФГОС начального общего образования к образовательным результатам учащихся
Личностным Метапредметным Предметным
Русский язык Математика Литературное чтение Окружающий мир
Чтение текстов Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в т. ч. информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе» Овладение навыками смыслового чтения Овладение учебными действиями с языковыми единицами» Осознание значимости чтения для личного развития. Использование разных видов чтения
Поиск информации Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации Приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности Использование разных видов чтения Освоение доступных способов изучения природы и общества в открытом информационном пространстве
Кодирование и хранение информации
Переработка и использование информации
Анализ и интерпретация Умение «анализировать и интерпретировать данные» Овладение элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов

Каждая учебная дисциплина в рамках той или иной обязательной предметной области вносит вклад в формирование навыка работы с информацией ученику младшей школы. Так, согласно ФГОС начального общего образования реализация предметной области «Филология» должна обеспечить достижение учащимися таких результатов, как «использование справочных источников для понимания и получения дополнительной информации»; предметная область «Математика и информатика» – «представление, анализ и интерпретация данных», «приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности» и т. п.

Интегрированный уровень навыка, который нужно развить ученику младшей школы

Совокупность требований ФГОС начального общего образования к отдельным группам образовательных результатов учащихся в части рассматриваемого навыка позволяет выделить в нем ряд обязательных составляющих, чтобы параллельно с формулировкой образовательного результата для пояснительной записки к ООП начального общего образования спланировать «зоны ответственности» той или иной дисциплины учебного плана за сформированность этих составляющих.
Интегрированный уровень навыка работы с информацией, что прививается ученику младшей школы, будет выражением комплексного подхода образовательной организации к его формированию у младших школьников.

Таблица 2
Характеристика составляющих навыка работы с информацией (в соответствии с ФГОС начального общего образования)
Составляющая навыка работы с информацией Характеристика составляющей (виды учебных действий)
Чтение текстов различных стилей и жанров
  • Распознавание буквенного облика слов;
  • схватывание смысла слов;
  • понимание смысла отдельных предложений и текста в целом
Поиск информации в различных источниках, включая справочно-энциклопедическую литературу и ресурсы Интернета
  • Поиск толкования нового слова, понятия или термина в толковом словаре;
  • подбор необходимых справочно-энциклопедических изданий;
  • работа с библиотечными каталогами (алфавитным, каталогом персоналий, системным каталогом);
  • работа в поисковых системах Интернета;
  • работа с прочими источниками
Кодирование и хранение информации
  • Составление плана;
  • составление таблиц;
  • составление графиков;
  • создание рисунков, схем;
  • конспектирование;
  • создание файлов и папок (на бумажных и электронных носителях)
Переработка и использование информации
  • Систематизация и структурирование информации;
  • создание кластеров на основе информации;
  • реферирование информации;
  • подготовка сообщений, докладов;
  • включение найденной информации в учебные тексты и продукты учебной деятельности (выступления, презентации и др.);
  • обмен информацией со сверстниками
Анализ и интерпретация информации
  • Уточнение темы (тематического направления) искомой информации;
  • выделение главной и сопутствующей информации;
  • сравнение информации из различных источников;
  • оценка информации на предмет актуальности;
  • определение собственного отношения к информации

Каждый вид действий, составляющих навык работы с информацией, может быть сформирован отдельно, но это уже не будет интегрированным навыком, а лишь совокупностью отдельных универсальных учебных действий (далее – УУД) учащихся. Следовательно, на этапе планирования целей ООП начального общего образования (особенно, постановки задач программы формирования УУД) важно понимать навык работы с информацией в единстве всех составляющих, т. е. на интегрированном уровне.

Распределение формирующих ресурсов учебных предметов и формы работы c информацией

С точки зрения формирования навыка и формы работы с информацией начальная школа обладает неоспоримым преимуществом, т. к. планирование результатов и собственно формирование этого навыка осуществляется одним лицом.
В отличие от основной и старшей школы, где достаточно сложно скоординировать деятельность педагогов в той или иной области метапредметных образовательных результатов, в начальной школе такая координация не нужна.
Педагог начальных классов может спланировать содержание рабочих программ по дисциплинам учебного плана таким образом, что не будет дублирования одних и тех же формирующих воздействий; сложится ясная картина этапов формирования навыка, его отдельных составляющих. Кроме того, педагог сможет подобрать необходимый дидактический материал и организовать в соответствии с поставленными задачами учебную деятельность младших школьников.

Фактор исследовательской мотивации, необходимые ученику младшей школы

Необходимый контекст формирования навыка работы с информацией у младших школьников – это, как мы изначально отметили, метапредметное образование.
Процесс формирования навыка работы с информацией необходимо сочетать с воспитанием у младших школьников культуры исследовательского поведения, интереса к исследовательской деятельности. Если в сфере науки главной целью исследования является производство новых знаний в общекультурном значении, то в дидактической плоскости рассматриваемого процесса цель состоит в приобретении учащимся важного для них функционального опыта как условия дальнейшего освоения действительности.
В исследовательской деятельности составляющие навыка работы с информацией дополняются общими умениями учащегося планировать деятельность (главным образом, ставить цели и очерчивать необходимые для ее реализации ресурсы) и анализировать промежуточные результаты деятельности, т. е. рефлексировать в процессе деятельности. Педагогической целью здесь будет выступать развитие информационно-познавательной активности младших школьников, становление у них престижа быть информированными.

Таблица 3
Система формирования навыка работы с информацией у младших школьников
Период реализации ООП начального общего образования Содержание процесса формирования навыка работы с информацией
1-й класс Формирование техники чтения. Первичное знакомство учащихся с понятием «информация». Знакомство с школьной библиотекой, организацией пространства библиотеки, библиотечными каталогами
2-й класс Формирование у учащихся представления о справочных и энциклопедических изданиях. Становление опыта планирования поискового запроса в сети Интернет. Воспитание престижа работы со справочно-энциклопедической литературой
3-й класс Формирование действий кодирования информации. Становление первичного опыта переработки и использования информации. Первичное осознание учащимися культуры поведения в открытом информационном пространстве
4-й класс Формирование действий переработки информации. Становление первичного опыта анализа и интерпретации информации; опыта вынесения оценочных суждений об актуальности и качестве информации. Развитие у учащихся навыка смыслового чтения. Освоение учащимися правил безопасного поведения в сети Интернет

Феномен информации выступает одним из базовых в исследовательской деятельности. По утверждению ученых, результаты работы с информацией зависят от индивидуальных возможностей и шкалы ценностей индивида, входящего в информационное поле или организующего его. Актуальным становится рассмотрение объективно существующей информации как «мира-политекста» (В.П. Зинченко), «прочитывание» которого – первичное и ведущее условие развития личности. Примерно к концу третьего года обучения в начальной школе уже можно говорить о специфической исследовательской мотивации учащихся как особой познавательной потребности, которая заключается не в желании накопить полезные знания, а в стремлении обнаружить нечто новое, «вмешаться» в обыденный ход вещей, проверять все на своем опыте. Информация становится здесь инструментом взаимодействия с изучаемым объектом, а сам навык работы с информацией – инструментальным.
Сочетание культуры работы с информацией с опытом исследовательского поведения – один из базовых результатов освоения младшими школьниками ООП начального общего образования. Он выступает гарантом академической успешности учащихся и основой самореализации в выбранной сфере познавательной деятельности.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль