Дистанционное обучение: организация самостоятельной работы обучающихся

85

Все формы получения образования (очная, заочная, очно-заочная, семейная, самообразование) реализуются с использованием дистанционного обучения. Учитель и ученик взаимодействуют либо очно, либо дистанционно. При наличии обоих вариантов можно говорить о смешанном обучении.

Технология организации дистанционного обучения: преимущества и недостатки

Организация самостоятельной работы обучающихся пользуется спросом у родителей (законных представителей) и самих школьников, если ученики не имеют возможности посещать образовательную организацию (далее – ОО) очно. Это обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья; учащиеся-спортсмены и артисты; обучающиеся, выезжающие с родителями в командировки и т. д.

Растет спрос к технологии организации дистанционного обучения в школе со стороны педагогов, желающих преподавать дистанционно, если они находятся в декретном отпуске, работают в нескольких местах, имеют ограничения по состоянию здоровья.

Положительные стороны качественного дистанционного обучения:
1. Для ученика:
•    индивидуализация;
•    гибкий график учебы;
•    интерактивное взаимодействие с обучающей средой.
2. Для учителя:
•    повышение компетенции в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ);
•    совершенствование навыка краткого и логичного изложения материала;
•    гибкий график работы;
•    выбор удобной модели дистанционного обучения;
•    динамика обучающего контента.
 

Дистанционная образовательная деятельность позволяет ученику и учителю использовать ресурсы и сервисы сети Интернет: e-библиотеки, вебинары, тренажеры, виртуальные лаборатории, виртуальные экскурсии, научные сайты и др.

При дистанционном обучении учащиеся выполняют задания под руководством учителя, систематически консультируются по изучаемым темам. Обучающиеся работают индивидуально и с удаленной группой в режиме офлайн (форум) и онлайн (видеоконференция, чат). При низком уровне подготовки педагога учащиеся вынуждены работать самостоятельно. Едва ли не единственным видом контроля в дистанционном курсе является тест, если педагог не владеет методикой дистанционного преподавания учебного предмета.

Организация самостоятельной работы обучающихся: систематизация проблем

ВАЖНО!
Если администрация школы экономит на повышении квалификации учителей по методике дистанционного обучения, то это приводит к снижению качества обучения дистанционных учеников

Для дистанционного обучения характерна смена ведущего сенсорного канала на визуальный, жесткий режим онлайн-общения, необходимость быстрой реакции, лаконичность в высказываниях, четкая логика построения мысли. На первый план выходит интеллект, поскольку эмоции, мимика, жесты практически отсутствуют. Стираются авторитеты, легче задать вопросы, чем при очном общении.

Сотрудники отдела дистанционного обучения ФГАУ «Федеральный институт развития образования» провели опрос практикующих дистанционных учителей и систематизировали их проблемы (таблица).

Систематизация проблем дистанционных учителей

Вид проблем

Решаемые вопросы

Методические

Отбор содержания для курса дистанционного обучения. Формулировка целей, задач, определение средств обучения. Разработка методического обеспечения дистанционного обучения. Изучение и использование педагогических технологий. Выбор и реализация системы контроля

Организационные

Формы организации и процесс взаимодействия с обучающимися в рамках дистанционной образовательной деятельности, коллегами и социальными партнерами (организациями), родителями (законными представителями) по вопросам обучения. Формы организации и процесс взаимодействия с обучающимися во внеурочной деятельности (участие в дистанционных олимпиадах, конкурсах, фестивалях). Документационное обеспечение образовательной деятельности с использованием дистанционных технологий в школьном образовании. Коммерческая деятельность (маркетинг, менеджмент, реклама образовательных услуг)

Психолого-педагогические

Социально-психологическое регулирование деятельности обучающихся. Воспитание и формирование личности обучающихся

Проблемы преподавания предмета

Проведение учебных мероприятий в онлайн- и офлайн-режимах. Профессиональное общение с обучающимися, коллегами, администрацией, представителями других школ, родителями

Проблемы личностного роста

Повышение квалификации в области дистанционного обучения. Участие в работе виртуальных педагогических сообществ. Участие в научно-исследовательской работе

Технология организации дистанционного обучения: алгоритм составления инструкции для дистанционного ученика

В начале курса учитель составляет инструкцию для предварительных пояснений обучающимся особенностей дистанционной образовательной деятельности. Эта инструкция пишется на дружественном языке и размещается на сайте курса.

Содержание инструкции:
•    главное в изучении дистанционного курса;
•    порядок изучения курса;
•    место и роль курса в образовании ученика;
•    что ожидает ученика в процессе изучения курса;
•    режим работы ученика над дистанционным курсом;
•    сроки выполнения заданий;
•    адреса отправки контрольных заданий;
•    формы контроля знаний;
•    критерии успешного завершения работы над курсом;
•    условия пересдачи материала при неуспешном освоении курса;
•    адреса средств телекоммуникаций для связи с преподавателем.
Инструкция оформляется как локальный документ или включается в Положение о дистанционном обучении. На нее ссылаются учителя при возникновении организационных проблем – дистанционные ученики не сдают вовремя задания, отправляют задания не на те адреса, просят засчитать курс без сдачи заданий и т. д.

Организация самостоятельной работы обучающихся: форма плана дистанционного урока

Дистанционный урок требует иных подходов к планированию по сравнению с очной формой обучения (см. форму «План дистанционного урока»). Учитель планирует виды коммуникаций на уроке, виды деятельности ученика на каждом этапе дистанционного урока и выходной образовательный продукт, который обучающиеся создают на занятии:

•    таблица;
•    график (схема);
•    эссе;
•    задача и др.
Ответы на вопросы (письменные) и выполненные тесты не являются образовательными продуктами. Они используются учеником для самоконтроля освоения материала при подготовке к занятию.

Схемы рефлексии дистанционного ученика, технология организации дистанционного обучения

Первый вариант организации рефлексии учащегося необходим учителю для исследования эмоционального настроя ученика во время образовательной деятельности, стремления преодолеть трудности. Ученик отвечает на вопросы:

1. Какие чувства пережили при выполнении заданий?
2. Как вы осуществляли поиск в сети Интернет? Что полезного нашли?
3. Какие трудности вы испытывали в ходе выполнения заданий? Как вы их преодолели?
4. Что нового вы узнали сегодня на уроке?
5. Оцените свою работу на занятии:
•    по пятибалльной системе;
•    по принципу «много-мало поработал»;
•    по принципу «интересно-неинтересно».
6. Что бы вы хотели пожелать по поводу проведения следующих дистанционных уроков:
•    себе;
•    своему дистанционному учителю;
•    локальному координатору.
Второй вариант организации рефлексии учащегося необходим учителю для изучения результатов освоения учебного материала.
Ученик формулирует ответы по шаблону:
1.    На уроке я понял: .., осознал: .., научился: ...
2.    Во время самостоятельных занятий я понял: .., осознал: .., научился: ...
3.    Лучше всего на уроке у меня получалось: .., не получалось: ...
4.    Основные трудности у меня были: ...
5.    Наиболее эффективными для меня являлись виды деятельности: .., формы занятий: .., способы решения проблем: ... 
6.    В моей подготовке произошли следующие изменения: ...
7.    В качестве дальнейших целей я ставлю следующие: ...

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.pdf


Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль