Организация адаптационного обучения русскому языку детей мигрантов в школах

291

Характерным признаком современного российского образования является рост числа обучающихся-мигрантов за счет беженцев и переселенцев из стран дальнего и ближнего зарубежья. В образовательные организации (далее – ОО) часто приходят учащиеся разных национальностей, недостаточно хорошо владеющие русским языком. Дети мигрантов в школах часто испытывают трудности в адаптации.

Проживание в стрессовой ситуации, связанной с вынужденным переселением и, следовательно, разрушением привычного образа жизни, вызывает у них чувство беспомощности, которое усиливается отсутствием опыта поведения в новой социальной среде. Поэтому актуальной задачей является создание условий, в которых дети мигрантов в школах могли бы получить достойное российское образование.

Проект адаптационного обучения русскому языку детей мигрантов в школах

За последние годы в МАОУ СОШ № 14 им. А.Ф. Лебедева г. Томска стало появляться все больше и больше переселенцев из бывших советских республик, которые говорят только на родном языке и русского языка фактически не знают. В связи с этим управленческой командой и группой педагогов был разработан Проект адаптации детей-мигрантов в новой языковой среде (далее – проект) с целью создания условий, направленных на максимальное адаптационное обучение детей, прибывших из стран ближнего и дальнего зарубежья, не владеющих (плохо владеющих) русским языком; на развитие навыков русской устной и письменной речи.

В таблице представлен лист учета детей-мигрантов, обучающихся в ОО.


Организация адаптационного обучения русскому языку детей мигрантов в школах

Ожидаемые результаты проекта по адаптационному обучению:

  • создание нормативно-правовой и материально-технической базы, способствующей качественному обучению детей-мигрантов русско-му языку;
  • разработка и апробирование программы индивидуальных, групповых занятий русским языком для детей-мигрантов; оказание квалифицированной и эффективной психологической помощи детям-мигрантам для успешной адаптации в новой языковой среде;
  • реализация перспективного плана повышения профессиональной компетентности педагогов, работающих с детьми-мигрантами;
  • освоение детьми мигрантов в школах навыков говорения, чтения, письма, общения на русском языке в обиходно-бытовой и учебной сферах;
  • повышение качества знаний по русскому языку у детей-мигрантов в пределах сертифицированного уровня федеральных государственных образовательных стандартов общего образования;
  • создание системы мониторинга обучения детей-мигрантов;
  • разработка методических рекомендаций обучения детей-мигрантов русскому языку.

Риски реализации проекта адаптационного обучения русскому языку детей мигрантов в школах

В ходе реализации проекта возможно преодоление следующих рисков:

  • отсутствие понимания родителями детей мигрантов в школах социальных эффектов и необходимости обучения в рамках проекта;
  • безразличие, неприятие, негативное отношение родителей детей-мигрантов к участию их детей в проекте;
  • отсутствие согласия родителей детей-мигрантов на дополнительное изучение русского языка – невостребованность проекта.

Чтобы снизить перечисленные риски, необходима своевременная разъяснительная работа, информирование родителей о целях, задачах и ходе реализации проекта, заключение соглашений о совместной деятельности с родителями детей-мигрантов. Для предотвращения указанных рисков осуществляется мониторинг языковой ситуации, в ходе которого своевременно проводится оценка возникших перемен и адаптация задач проекта к изменяющимся условиям.

Школа превращается в поликультурную среду, поэтому перед учителями русского языка, работающими по программе адаптационного обучения русскому языку детей-мигрантов, стоит задача межкультурной коммуникации, где русский язык и его преподавание должны быть инструментом формирования толерантности, т. е. необходимо соблюдать принцип «все различны, все равны».

Организация групповых занятий по адаптационному обучению русскому языку детей мигрантов в школах

Успех групповых занятий зависит не только от профессионализма педагога, но и от готовности обучающихся к совместной деятельности, к сотрудничеству. Поэтому следует уделить большое внимание формированию групп изучения русского языка как иностранного. Первые занятия в группе – это занятия-знакомства.

Заранее проводится собеседование с каждым обучающимся отдельно. С ним советуются, о чем из традиционной для него культуры, жизни своего народа он может рассказать остальным обучающимся. Например, в МАОУ СОШ № 14 им. А.Ф. Лебедева г. Томска один из обучающихся принес национальное блюдо и угостил всех, рассказав, как оно готовится. Другой представил национальный танец в костюме, объяснил язык жестов, символику одежды.

Третий прочитал отрывок из произведения турецкого писателя (на турецком), объяснил, чем он близок азербайджанскому языку. Еще один ученик рассказал об обычаях, которые существуют у них в селе, об основных занятиях в киргизском поселении, рас-сказал, что он любит лошадей и умеет скакать верхом, спел один куплет песни и перевел ее текст.

Обучающиеся могут рассказать, почему они приехали в ваш город, какие были трудности, что им нравится, какие у них планы. В заключение занятия все вместе определяют, что же у всех обучающихся общего, что их объединяет. На индивидуальных занятиях, так же как и в группе, педагоги делают установку на общение, основанное на доверии к собеседнику и взаимопонимании.

Осуществляя мониторинг и контроль результатов адаптационного обучения, необходимо обязательно анализировать ошибки и планировать пути их исправления, но нельзя нарушать позитивное отношение к предмету. Контрольная работа – это не наказание, а продолжение общения между учителем и учеником для понимания результатов обучения и дальнейшей стратегии действий.

Разработка нормативных документов в рамках проекта адаптационного обучения русскому языку

В рамках реализации проекта администрацией ОО разрабатываются следующие нормативные документы:

  • положение об обучении детей-мигрантов, испытывающих трудности в освоении русского языка (приложение 1);
  • соглашение с родителями (законными представителями) об обучении детей-мигрантов, испытывающих трудности в освоении русского языка (приложение 2).

Организация адаптационного обучения русскому языку детей мигрантов в школах


Организация адаптационного обучения русскому языку детей мигрантов в школах


Т.А. Мисякова, директор МАОУ СОШ № 14 им. А.Ф. Лебедева, г. Томск,
И.Н. Хмыз, зам. директора по УВР МАОУ СОШ № 14 им. А.Ф. Лебедева, г. Томск,
С.В. Лукьянова, зам. директора по НМР МАОУ СОШ № 14 им. А.Ф. Лебедева, г. Томск,
С.Н. Мироненко, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 14 им. А.Ф. Лебедева, г. Томск

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.jpg
  • Документ №2.jpg
  • Документ №3.jpg


Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль