Контроль безопасности учебного процесса с позиций здоровьесбережения в школе

32

Учебно-познавательная деятельность – это специально организованный процесс познания с целью овладения научными знаниями, компетенциями, формами поведения, видами деятельности для дальнейшего успешного построения жизненной стратегии обучающегося, в которой должна обеспечиваться и безопасность учебного процесса. К внешней (практической) форме учебно-познавательной деятельности относятся манипулирование предметами, их механическая обработка, сборка и разборка, взвешивание, измерение, взаимное перемещение и т. п.

Это может быть перцептивная деятельность – рассматривание, слушание, наблюдение, символическая деятельность, например, изображение, называние, обозначение, словесное описание, высказывание, повторение слов и высказываний и т. п. Внутренняя познавательная деятельность ненаблюдаема, хотя и требует для ее осуществления таких умственных действий, как анализ и синтез, отождествление и различение, абстрагирование и обобщение, ориентировка и селекция, классификация и сериация (группирование), кодирование и перекодирование.

Компетенции самосовершенствования как часть безопасности учебного процесса

Приоритетное направление образовательного пространства МОУ «СОШ № 1» г. Щекино Тульской области здоровьесберегающие технологии, которые формируют компетенцию личного самосовершенствования учащихся. Ведь процесс здоровьесбережения в школе - это еще и личностное самосовершенствование, которое подразумевает освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции, самоподдержки, самосознания, самоуправления, самоисследования.

К этой компетенции относятся контроль безопасности учебного процесса, то есть забота о собственном здоровье, экологическая культура; умения, которые развиваются благодаря грамотно организованной учебно-познавательной деятельности обучающихся: умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, понимать цели и способы самосовершенствования, умение дать адекватную самооценку и т. п.

Формирование личностного самосовершенствования с позиций здоровьесбережения в школе непосредственно связано с сохранением и укреплением здоровья и обучающихся, и педагогов. Поэтому реализация здоровьесберегающих проектов помогает обеспечить развитие учебно-познавательной деятельности учащихся и повышение качества обучения и воспитания.

Программа «От здоровьесберегающего пространства – к здоровой нации»

Для того чтобы безопасность учебного процесса была достигнута, в школе создана и реализуется Программа «От здоровьесберегающего пространства – к здоровой нации». Реализация программы осуществляется с 2011 по 2015 г.

Так, например, раздел, непосредственно связанный с учебно-познавательной деятельностью учащихся, включает матрицу проектирования учебно-познавательной деятельности с позиций здоровьесбережения (табл. 1):

Таблица 1


Контроль безопасности учебного процесса с позиций здоровьесбережения в школе

Родительский всеобуч «Здоровая и дружественная Школа будущего»

Также для безопасности учебного процесса и развития учебно-познавательной деятельности обучающихся действует родительский всеобуч «Здоровая и дружественная Школа будущего».

Цель всеобуча – дать возможность родителям, заинтересованным в улучшении качества образования обучающегося ребенка, овладеть знаниями, которые помогут выстроить эффективную систему взаимодействия всех участников образовательного процесса.

Основными задачами являются:

  • формирование у родителей учащихся прочных базовых знаний о возрастных особенностях детей и подростков;
  • создание условий для интенсивного формирования компетентности родителей в вопросах педагогики, психологии и физиологии учащих-ся: психическое и физическое здоровье обучающегося, его адаптация к образовательному процессу, формирование универсальных учебных действий;
  • формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности учащихся;
  • оказание психологической помощи в осознании собственных, семейных и социально-средовых ресурсов, способствующих преодолению внутрисемейных проблем и проблем взаимоотношения с обучающимся.

Для реализации программы всеобуча в целях здоровьесбережения в школе определены основные формы взаимодействия педагогов и родителей:

1. Родительское собрание, которое может быть организовано в форме круглого стола, тематической дискуссии родителей с приглашенными специалистами.

2. Родительский лекторий, «Университет педагогических знаний», способствующие повышению педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и образовательной организации к организации безопасности учебного процесса и формированию здорового образа жизни учащихся.

3. Тематические конференции по обмену опытом формирования здоровьесохраняющих условий.

4. Диспуты, дискуссии – обмен мнениями по проблемам воспитания.

5. Встречи родительской общественности с администрацией школы. процессе совместного обсуждения возможно составление программ действий, перспективных планов совместной работы. табл. 2 представлены фрагменты разделов «Секреты успешной учебы школе» (5 занятий), «Как оценивают вашего ребенка в классе?» (4 занятия), «Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования и новые санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» (4 занятия), которые были реализованы в 2011/12 уч. г. в связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее – ФГОС).

Таблица 2


Контроль безопасности учебного процесса с позиций здоровьесбережения в школе

Круглый стол для педагогов по теме безопасности учебного процесса

С целью развития профессиональных компетенций педагогов, обмена опытом работы учителей по программе «От здоровьесберегающего пространства – к здоровой нации» в рамках здоровьесбережения в школе был организован круглый стол по теме «Управление процессом учебно-познавательной деятельности учащихся с использованием информационно-коммуникационных и здоровьесберегающих технологий в контексте ФГОС» для 60 педагогов Тульской области.

Гости побывали на занятиях, где обучение здоровому образу жизни обеспечивается путем интеграции вопросов здоровья в содержание школьных программ, через классные часы, уроки правильного питания, которые проводятся с использованием тренингов, дискуссий, видеопросмотров, интерактивных занятий.  Участники круглого стола смогли практически увидеть использование педагогами современных технологий. 

На уроке русского языка в 5-м классе учащиеся анализировали тексты в группах, доказывали, что в окружающем мире помимо жестокости и бес-сердечности есть доброта, красота и другие качества. На занятиях шахматного кружка виртуальная королева учила, за какие поля нужно бороться в дебюте, и др.

Организационно-деятельностная игра участников круглого стола по моделированию управленческих ситуаций позволила присутствующим погрузиться в разработку собственных матриц проектирования безопасности учебного процесса с позиций здоровьесбережения.

В табл. 3 представлена технологическая дорожная карта проведения круглого стола.

Таблица 3


Контроль безопасности учебного процесса с позиций здоровьесбережения в школе

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.jpg
  • Документ №2.jpg
  • Документ №3.jpg


Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль