Мониторинг обучения иностранному языку в средней школе

220

В настоящее время, когда выполняются требования федерального государственного образовательного стандарта общего образования (далее – ФГОС) обучению иностранной лексике и доминирующим подходом в знакомстве с языками стал компетентностный подход, возникает необходимость рационального управления учебным процессом по иностранной речи.

Такое управление невозможно без четкой системы контроля формирования и развития системы обучения иностранному языку в средней школе, поэтому актуальной становится разработка системы оценивания достижений учащихся, которая обеспечивает объективный подход к оцениванию различных составляющих данной компетенции. В системе преподавания английской речи в лицее указанная выше задача решалась путем внедрения системы мониторинга развития иноязычной коммуникативной компетенции учащихся.  

Мониторинг качества образовательных результатов по иностранным языкам в многопрофильном лицее стал целью работы по данному направлению и создание стандартизированной системы для оценки качества языковой подготовки учащихся по английской лексике, позволяющей соотнести результаты образования с уровнями владения иностранным языком, определенными ФГОС.

Гипотеза эксперимента была сформулирована следующим образом: применение стандартизированных средств контроля обучения иностранному языку в средней школе позволит объективизировать оценку достижений и организовать на ее основе эффективный мониторинг обучения английской речи.

Проект по внедрению системы мониторинга в лицее включал несколько этапов:

1 этап – проектирование качества результатов знакомства с иностранными языками;

2 этап – организация и проведение диагностики;

3 этап – анализ информации и принятие управленческих решений.

На первом этапе эксперимента нами были определены уровни владения учащимися английской речью на разных этапах обучения в соответствии с программными требованиями и спецификой учебного учреждения.

Система обучения английской лексике в лицее включает несколько этапов:

I этап – предпрофильная подготовка в 7–9-х классах,

II этап – профильно-ориентированная подготовка в 10–11-х классах.

На момент поступления в лицей после 6-го класса учащиеся должны продемонстрировать уровень владения английской речью не ниже уровня А1 (уровень выживания) по общеевропейской шкале. По завершении первого этапа образования в лицее (7-е классы) учащиеся достигают предпорогового уровня А2 по общеевропейской шкале, уровня коммуникативного владения английским языком по основным видам речевой деятельности (говорению, письму, чтению и аудированию).

По окончании 9-го класса планируется достижение основной массой учащихся общеевропейского порогового уровня В1 подготовки по английскому языку, по завершении 11-го класса – порогового продвинутого уровня В2.

Структурно-организационная модель осуществления обучения иностранному языку в средней школе

В целях реализации контроля качества результатов учащихся администрацией ГБОУ г. Москвы лицей № 1535 на первом этапе эксперимента была создана структурно-организационная модель осуществления мониторинга: в помощь заместителю директора по иностранным языкам введены должности ведущих специалистов по английской лексике, ответственных за параллели (7–9-х и 10–11-х классов), осуществляющих помощь в организации мониторинга; а также должность ведущего специалиста, ответственного за подготовку банка заданий.

Функциональные обязанности ведущего специалиста, ответственного за параллель, включают следующие направления работы:

  • подготовка и корректировка тематического планирования для параллели с учетом использования основных и дополнительных учебных материалов; подбор/составление контрольно-измерительных материалов для организации мониторинга по всем видам речевой деятельности в параллели;
  • участие в проведении мониторинга и анализе его результатов; организация и проведение школьного тура всероссийской олимпиады и других конкурсов по английской речи, анализ результатов;
  • оказание консультативной помощи учителям в параллели при вы-боре дополнительных учебных пособий;
  • обобщение дидактических материалов к урокам, разработанным учителями параллели;
  • анализ работы учителей и результатов учащихся на заседаниях кафедры иностранных языков лицея.

Пакет документов, необходимый ведущему специалисту, ответственному за параллель, выглядит следующим образом:

1. Рабочая программа эффективного изучения иностранного языка в школе на учебный год: количество часов, цели и задачи, предметное содержание, речевые умения (говорение, аудирование, чтение, письмо), речевые знания и навыки (графика и орфография, фонетическая сторона речи, лексика, грамматика).

2. Сведения об учебниках и учебных пособиях, используемых в параллели.

3. Тематическое планирование.

4. Содержание административного контроля.

5. График административного контроля.

6. Образцы заданий для административного контроля.

7. Спецификация контрольно-измерительных материалов для проведения различных форм анализа качества образования, критерии оценивания.

8. Конкурсы, олимпиады в параллели (образцы заданий, критерии, ключи).

9. Анализ качества образования в параллели, рекомендации по работе группами.

Тесты для проведения текущего и итогового контроля по обучению иностранному языку в средней школе

На втором этапе эксперимента были проанализированы существующие формы контроля в отечественных и зарубежных методиках. Так, исходя из целей тестирования, выделены два типа тестов для проведения текущего итогового контроля:

  • тест достижений, который использовался для проведения текущего контроля. Примером такого теста может быть итоговая контрольная работа по окончании четверти или полугодия. Данные виды тестов актуальны на предпрофильном этапе обучения в 7–8-х классах; 
  • тест уровня владения речью, необходимый для организации итогового контроля и проведения вступительных испытаний. Данный тип тестов обращен к будущей ситуации использования лексики без обязательной связи с предыдущим процессом обучения. Такое тестирование уместно в качестве рубежного контроля в 9-м классе (формат государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы (далее – ГИА)) и на профильном этапе, в 10–11-х классах (формат единого государственного экзамена (далее – ЕГЭ)).

Обучение иностранному языку в средней школе может производиться посредством коммуникативных речевых тестов, которые должны обладать двумя характеристиками:

1. Являться практическими тестами, требующими оценки в процессе выполняемого испытуемым расширенного коммуникативного действия – рецептивного, продуктивного, смешанного (того и другого).

2. Учитывать вероятные социальные роли испытуемых в реальных ситуациях общения и предлагать средства для детального определения таких ролей.

Составление банка заданий для обучения иностранному языку в средней школе

Проведение тестов достижений не вызывало никаких проблем (большинство курсов английской лексики содержат такие тесты для контроля степени усвоения материала). Основной задачей стало создание банка заданий для проведения тестов на определение уровня владения языком.

С одной стороны, в настоящее время существует достаточное количество зарубежных матери-алов для проведения международных экзаменов на Кембриджский сертификат (PET (Preliminary English Test), FCE (First Certificate in English), CAE (Certificate in Advanced English), CPE (Certificate of Proficiency in English) и т. д.) и материалов для подготовки к ЕГЭ.

С другой стороны, возникает проблема невозможности использования тестов в чистом виде по причине несоответствия содержания многих заданий возрастным особенностям учащихся. Данная проблема решалась путем выборки определенных заданий, отвечающих поставленным требованиям, и составления заданий, в частности, для проверки навыков говорения.

В ходе эксперимента по обучению иностранному языку в средней школе проводилась разработка принципов формирования банка контрольных заданий для определения уровня речевой подготовки учащихся, разрабатывалась технология подготовки контрольных заданий, методика применения системы заданий, обеспечивающих стандартизированную оценку уровня речевой подготовки учащихся.

Работа велась параллельно с повышением квалификации учителей английской лексики: посещением курсов по подготовке к международным экзаменам, курсов по подготовке экспертов ЕГЭ в области «Говорение» и «Письмо» (ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»), семинаров и тренингов для учителей, открытых уроков, на которых демонстрировались технологии подготовки учащихся к тому или иному виду контроля, прежде всего в области «Говорение/Письмо».

Все это дало свои результаты. Теперь ни один устный зачет или выпускной экзамен не обходится без использования единых критериев оценивания, Assessor Cards и Interlocutor Cards: учителя поняли, что такой подход не только удобен, но и позволяет минимизировать субъективные расхождения при выставлении оценки.

Письменные работы проверяются несколькими учителями, выработаны единые требования как к обучению, так и к оцениванию (приложение).

Циклограмма мониторинга обучения иностранному языку в средней школе

Опираясь на программные требования к уровню владения различными видами речевой деятельности, а также на специфику программы образования в лицее, мы разработали циклограмму проведения мониторинга (табл. 1).

Основные принципы мониторинга:

  • систематическое оценивание достижений учащихся по всем видам речевой деятельности;
  • применение балльной системы при оценивании и соотнесение баллов с рейтинговой шкалой;
  • проведение тестирования в рамках отведенных уроков для преодоления стрессовых ситуаций у учащихся;
  • накопление результатов работ учащихся с целью отслеживания динамики развития иноязычной коммуникативной компетенции.

Немаловажным моментом данной системы работы является анализ результатов проведенных срезов. Так как за основу оценивания мы приняли критериальный подход и балльную систему, то результаты учащихся по письменным тестам определяются процентным соотношением выполненных заданий к их общему количеству. Так, 85% выполненных заданий соответствуют оценке 5, 70% – оценке 4, 55% – оценке 3.

После анализа типичных ошибок учащихся на заседании кафедры иностранных языков корректируется планирование и определяются способы работы учителей над устранением этих ошибок.

Таблица 1


Мониторинг обучения иностранному языку в средней школе

Мониторинг обучения иностранному языку в средней школе

Результаты мониторинга обучения иностранному языку в средней школе

Результатами такой системы работы стали:

1. Рост качества уровня обученности учащихся по иностранным языкам. Об этом свидетельствуют как данные самого мониторинга, так и результаты внешней оценки учащихся, а именно результаты ГИА выпускников основной школы и ЕГЭ по английской лексике за последние 3 года. Это результаты выпусков, которые в течение 5 лет участвовали в мониторинге качества образования.

Средний балл результатов ГИА выпускников основной школы по английской речи: 2012 г. (120 человек) – 4,8; 2013 г. (131 человек) – 4,9.

В табл. 2 представлена динамика результатов ЕГЭ по английскому языку за 3 года. 

Таблица 2 


Мониторинг обучения иностранному языку в средней школе

2. Развитие ответственности учащихся за результаты обучения. Все графики административных работ по обучению иностранному языку в средней школе вывешиваются на стенде для всеобщего ознакомления, на уроках используются технологии по критериальному оцениванию, таким образом, требования к уровням владения становятся открытыми и понятными для учащихся, что позволяет повысить их ответственность за собственные достижения.

Изменились содержание и технологии обучения иностранным языкам. Система мониторинга побудила преподавателей уделять равное внимание всем видам речевой деятельности: как репродуктивным (аудированию, чтению, лексике и грамматике), так и продуктивным (говорению и письму).

С целью развития всех составляющих иноязычной коммуникативной компетенции учителя стали применять современные технологии обучения иностранным языкам, такие как ролевые игры, дискуссии, дебаты, элементы языкового портфеля, критериальное оценивание и др. Больше внимания стало уделяться обучению стратегиям выполнения заданий разного формата, т. е. формированию общеучебных навыков. 

Все вышесказанное способствовало развитию педагогической компетенции преподавателей. Среди учителей английской лексики ГБОУ г. Москвы лицей № 1535 13 человек – эксперты единого государственного экзамена, в течение нескольких лет успешно работавшие на экзамене и в Региональной апелляционной комиссии, отмеченные благодарностью Региональной предметной комиссии по иностранным языкам, 4 эксперта государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы (в новой форме).


Мониторинг обучения иностранному языку в средней школеМониторинг обучения иностранному языку в средней школеМониторинг обучения иностранному языку в средней школеМониторинг обучения иностранному языку в средней школе

Мониторинг обучения иностранному языку в средней школе
Примечание: взаимодействие, лексика, грамматика, произношение оцениваются за все выполненное задание. При получении 0 баллов по критерию «Содержание» все задание оценивается в 0 баллов. В том случае, если экзаменуемый читает свою карточку, игнорируя вопросы экзаменатора, его ответ за данный раздел оценивается в 0 баллов.

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.jpg
  • Документ №2.jpg
  • Документ №3.jpg
  • Документ №4.jpg
  • Документ №5.jpg
  • Документ №6.jpg
  • Документ №7.jpg


Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль