Метод анализа учебных проблемных ситуаций в воспитательной работе с классом

73

Метод анализа учебных проблемных ситуаций в воспитательной работе с классом 

Федеральный государственный образовательный стандарт определяет, что объектом модернизации становится содержание образования, а также технологии, методы, приемы, применяемые в учебно-воспитательном процессе. Они призваны не только развивать качественные предметные компетенции учеников, но и создавать условия для их последующей успешной социализации.

Ученые выделяют новый тип социализации – научно-исследовательский, когда человек начинает относиться к миру как к изменчивому, новому, требующему поисковых способов мышления. Такая ориентация образованиятребует широкого внедрения в образовательный процесс исследовательских способов познания.

Одним из разновидностей исследовательского образования является анализ конкретных ситуаций (case-study), который предполагает осмысление проблемной ситуации в школе, инициирующий процесс мышления.

Классификация и структура учебных проблемных ситуаций

Учебная проблемная ситуация представляет из себя специфический вид взаимодействия субъекта и объекта и характеризует определенное психологическое состояние субъекта (ученика), возникающее в процессе выполнения такого задания, которое требует открытия новых знаний о предмете, способах или условиях выполнения задания.

Существует множество классификаций учебных проблемных ситуаций по разным основаниям. А.А. Ивин (философ, специалист в области логики) делит их по трем критериям: сформулирована ли проблема с самого начала, имеется ли метод решения, насколько отчетливы представления о том, что именно считать решением проблемы. По этим основаниям он подразделяет все проблемные ситуации на несколько типов. В случае использования на занятии / классном часе приема casestudy чаще других применяется проблемная ситуация, когда известна формулировка проблемы, но неоднозначен метод ее решения и неизвестно конечное решение.

Структура кейса или учебной проблемной ситуации данного вида включает в себя:

  • сюжетную часть – описание ситуации, которое содержит информацию, позволяющую понять, в какой обстановке развивается ситуация;
  • информационную часть – обеспечивает информацией, которая позволяет правильно понять развитие событий;
  • методическую часть, которая разъясняет учителю некоторые приемы работы с конкретным кейсом.

Решение учебной проблемной ситуации (кейса)

Процесс написания кейса включает в себя сбор информации и собственно составление ситуации (ее содержание). Особую роль при написании кейса отводят его концовке. Некоторые практики считают, что ставить точку необходимо в самом драматичном месте кейса, это побуждает учеников сразу попробовать свои силы в поиске выхода из сложившейся ситуации.

Другие утверждают, что в конце кейс-материала необходимо обозначить элементы одного из возможных вариантов решения. Например, в кейс можно включить вопросы, ответы на которые направляют интеллектуальный поиск обучающихся в нужное русло. Процесс решения проблемной ситуации в школе включает в себя несколько стадий. 

Первая стадия – аналитическая, которая помогает школьнику определить конечный результат и факторы, мешающие его получению. Данная стадия предполагает знакомство с ситуацией и выделение основных проблем, фактов, персоналий. Она подразумевает целенаправленный поиск решений, базирующийся на анализе через синтез, который как бы прокладывает мостик между разрозненно поставленными в исходной формулировке компонентами задачи. В процессе анализа учебной проблемной ситуации искомое вычленяется, анализируется через его отношения с уже известным. По мере раскрытия этих отношений ученику и удается выделять новое. Такой способ искания предусматривает развитие навыков прогнозирования.

Вторая стадия – оперативная – дает возможность найти способы устранения противоречий. Это предусматривает предложение концепций, тем для мозгового штурма и анализ последствий принятия того или иного решения.

Третья стадия решения проблемной ситуации в школе – синтетическая. Она помогает определить, как должны быть перестроены условия задачи после изменения одной ее части; как должны быть изменены другие объекты или условия для получения искомого результата. Это непосредственно этап решения кейса – предложение одного или нескольких вариантов выхода из ситуации с указанием возникающих проблем.

Заключительный этап анализа конкретной ситуации предусматривает оценивание учеников преподавателем в рамках кейс-метода, а также самооценивание или саморефлексию. Преподавателю при оценке необходимо учитывать: органичность решения проблемы, способ подачи материала, доступность презентации, оригинальность решения и представления результатов.

Решение проблемной ситуации в школе на примере темы «Правильное питание – залог здоровья» 

В качестве примера ситуационного воспитания можно привести классный час по теме «Здоровый образ жизни», на котором решается кейс «Правильное питание – залог здоровья».

Описание кейса

Девочка-подросток пытается похудеть. Из-за неправильной диеты начинаются проблемы со здоровьем, падает уровень гемоглобина, ухудшается зрение. На летние каникулы мама девочки хочет отправить ее в деревню к бабушке. Сначала девочка отказывается, т. к. не хочет надолго расставаться со своим любимцем – восточно-европейской овчаркой по кличке Джек. Кроме того, она опасается, что мама из-за своей вечной занятости будет плохо ухаживать за ее комнатными цветами, и они могут погибнуть. Мама предлагает забрать собаку в деревню на свежий воздух, а за цветами обещает ухаживать должным образом.

В деревне девочке понравилось, особенно ходить в лес за ягодами и купаться в озере. Учебная проблемная ситуация следующая: чтобы вернуть девочке «человеческий облик», деревенская бабушка призывает на помощь блюда марийской народной кухни, но девочка не хочет их есть из-за высокой калорийности. Они, конечно, вкусные, но чреваты лишними килограммами. Кто прав? Как помочь девочке? Где решение проблемы?

Инструкция для учеников:

1-й этап. Внимательно проанализируйте ситуацию, изучите диету, которую использовала девочка (приложение 1), отметьте ее недостатки с точки зрения здорового питания.Метод анализа учебных проблемных ситуаций в воспитательной работе с классом

Исходя из проанализированных материалов, выявите возможные причины появившихся болезней девочки.

2-й этап. Просмотрите список марийских национальных блюд (приложение 2), изучите их ингредиенты, рассчитайте их примерную калорийность.

Метод анализа учебных проблемных ситуаций в воспитательной работе с классом

Рассчитайте энергетическую ценность примерного меню, составленного для девочки ее бабушкой (приложение 3).

Метод анализа учебных проблемных ситуаций в воспитательной работе с классом

Определите возможные пути сокращения калорийности питания девочки. При этом помните, что некоторые продукты исключить из рациона нельзя, т. к. они повышают уровень гемоглобина и улучшают зрение. Для обоснованности решения ознакомьтесь с отрывком из медицинской энциклопедии (приложение 4).

Метод анализа учебных проблемных ситуаций в воспитательной работе с классом

Попробуйте решить, какие меры нужно предпринять для расхода лишних калорий. Учитывайте интересы девочки и ее увлечения (приложение 5).

Метод анализа учебных проблемных ситуаций в воспитательной работе с классом

3-й этап. Сформулируйте окончательное решение по учебной проблемной ситуации в школе. 

4-й этап. Саморефлексия. Проанализируйте свой ежедневный рацион, рассчитайте его примерную калорийность. Попробуйте определить, правильно ли вы питаетесь, соблюдаете ли вы баланс потребленных и потраченных калорий?

Итак, целевые функции и возможности метода решения конкретных ситуаций достаточно широки.

Социализирующее значение метода выражается в том, что он помогает ученикам адаптироваться к условиям современной жизни, предполагающей умение вести дискуссию, полемику, конкурировать.

Воспитывающее значение проявляется в том, что анализ проблемных ситуаций в школе позволяет детям вырабатывать самостоятельность оценок, свою мировоззренческую позицию, систему ценностей и поведенческих установок.

Развивающее значение заключается в том, что анализ и решение конкретных исследовательских задач позволяет ученикам развивать критическое мышление, умение принимать решение в нестандартной ситуации, проявлять дивергентность, пластичность мышления и умение находить компромисс.

Дидактическое значение технологии решения и анализа учебных проблемных ситуаций выражается в том, что это хорошая основа для развития коммуникативных умений и навыков, расширения словарного запаса обучающихся. 

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.jpg
  • Документ №2.jpg
  • Документ №3.jpg
  • Документ №4.jpg
  • Документ №5.jpg


Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль