Условия адаптации первоклассника: помогаем первокласснику освоиться в школе

21

Именно родители чаще всего замечают первыми, что после того как их чадо начинает посещать школу, у него резко меняется настроение. При этом взрослых удивляет, что школьник испытывает дискомфорт и недовольство, так как они уверены что психологическая адаптация первоклассника уже прошла и ребенок не только готов воспринимать поток школьной информации, но и, в целом, перешёл в более взрослую возрастную категорию.

На самом деле, данный возрастной период как раз пересекается с “семилетним кризисом”: социальное самоосознание в это время находится в зачаточном состоянии, условия адаптации первоклассника в школе становятся просто невозможными, так как он (она) примеряет роль более взрослого человека и ещё не до конца осознаёт, что будет ещё и учащимся.

Именно в эти моменты существенно увеличивается нагрузка на физическую и психологическую стороны ребёнка, тем более это усугубляется постоянной статикой, к которой методично заставляют привыкать, хотя тело желает лишь двигательной активности. В конечном итоге, психологическая адаптация первоклассника приходит в тупик в тот момент когда учитель требует сконцентрировать на чём-либо внимание или повысить умственное напряжение.

Целенаправленное обучение даётся с таким трудом по сравнению с обычной игрой, что у ребёнка не хватает ни воли, ни сил, ни терпения. Новый жизненный уклад приводит не только к спаду энергии, но и к унынию, депрессивным состояниям. В условиях адаптации первокласснику приходится постигать большое количество новых правил: поведения, счёта, общения с одноклассниками и т. д. Ещё более сложно этот этап проходят дети не посещавшие дошкольные образовательных учреждения. Кроме того, ученик приходит в совершенно новый коллектив детей и незнакомых педагогов, так что построение нормальных отношений может стать ещё одним серьёзным препятствием чтобы освоиться в школе.

В целом это связано с тем, что адаптация является процессом ни одного дня и проходит в режиме напряжения всего организма ребёнка. Причём, у разных школьников сроки адаптации существенно отличаются: от 3-4 недель в нормальном состоянии психики до 3-6 месяцев при появлении каких-либо препятствий. В виду вышесказанного, определить психологическую адаптацию первоклассника к школе можно по трём направлениям: личностной, физиологической и психологической.


Если есть проблемы хотя бы с одним из вышеперечисленных направлений, то это сразу же сказывается на успеваемости ребёнка, состоянии здоровья, общении с окружающими и общей работоспособности.


Условия адаптации первоклассника

При попытке адаптироваться в школе у ребёнка автоматически активизируются все стороны психики: познавательная, личностная и волевая. Исходя из того, что неплохие результаты в учёбе могут быть результатом его личностных особенностей, либо правильной подачей учебного материала, основная сложность ученика состоит в том, чтобы освоиться в школе через понимание основных предметов: математики и грамоты.

Если рассматривать ситуацию подробнее, то самыми трудными являются первые 6 месяцев. Так как именно в течении этого периода ученик осознаёт, что учебные приёмы школы существенно разнятся с теми способами подачи материала, которые применялись в детском саду. Кроме того, в дошкольном учреждении знания усваиваются налету, так как преподаются в игровой, занимательной для детей форме. Психологическая адаптация первоклассника при изучении школьной программы меняется, так как преподавателю необходимо объяснить школьникам как решать учебные задачи. При этом как правило от детей требуют максимум самостоятельных усилий и определённого развития психики.


Экспериментальным образом неоднократно было доказано, что даже максимально высокий уровень активности в сфере познания ученика, не даёт никаких гарантий в мотивационном плане и, как следствие, не обеспечивает лучших условий адаптации первоклассника к школе.


Как первокласснику освоиться в школе: адаптироваться физиологически и социально

Весь процесс физиологической адаптации делится на несколько уровней:

  • Ориентировочный - когда организм ребёнка отвечает серьёзными потерями на энергетическом плане и при этом он не может найти способ реагировать иначе.
  • Приспособленческий (неустойчивый) - когда организм находится в поиске вариантов и находит способ оптимально реагировать на новые воздействия.
  • Начало психологической адаптации первоклассника - когда организм нашёл оптимальные варианты реакции на действующую со всех сторон нагрузку.

В состоянии социальной адаптации, школьник должен принять новую роль, что достигается при условии соблюдения ниже перечисленных условий:

  1. Ребёнок идущий в первый класс должен обладать начальными способностями и знаниями, которые, как правило, он может получить только посещая дошкольное образовательное учреждение.
  2. От развития умения общаться с учителями и сверстниками также зависит, сможет ли ребёнок освоиться в школе. Такой навык не приобретается навязчиво и развивается у каждого ученика в разные периоды времени.
  3. У учащегося должна сформироваться правильная оценка себя, своих действий, а также действий преподавателей и других учеников. Такое состояние может быть достигнуто не менее чем через полгода обучения в школе, при развитых первых двух условиях у ребёнка.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль