Психология детей младшего школьного возраста: поддержка четвероклассников

14

Среди педагогов-психологов принято не соотносить поведение детей учащихся в четвёртом классе с психологией детей младшего школьного возраста. Ведь именно этот возрастной период имеет необычную специфику: при соответствующих условиях ребёнок может как существенно развиться так и надолго остановиться в развитии. При этом очевидно что в четвёртом классе дети ещё не считают себя взрослыми, но в то же время патологические нарушения поведения у школьников время от времени начинают проявляться всё чаще.

Происходит это по большей части из-за того что большинство их сверстников, да и они сами подчас воспринимают возможность стать взрослым как проявление агрессии, хамства. Вот почему именно в этот период может появиться стойкое чувство отвращения по отношению к взрослым.

Психология детей младшего школьного возраста обуславливает такую ситуацию, когда дети открыто начинают говорить о том, что им хочется больше самостоятельности, свободы и о том, насколько им надоели их родители. Поэтому взрослые часто наблюдают как их дети в этот период стараются отгородиться, предупреждают родителей, что без стука им нельзя заходить в детскую комнату. Патологические нарушения поведения школьников начинают проявляться чаще, например: негатив к окружающим, не понимая своей неправоты дети желают быть злыми, отрицательными.

Из вышеописанного следует, что уже в четвёртом классе начинается пресловутый подростковый кризис. Это своего рода возраст начала психологических подростковых изменений.

Психология детей младшего школьного возраста: три группы к которым можно отнести четвероклассников

Конечно у разных детей взросление проходит в разные периоды, но всё же по тому как проходит данный процесс их можно отнести к трём основным группам.

  1. Группа: в эту категорию попадают школьники у которых взросление начинается раньше. Они стараются проявить себя взрослыми, становятся ответственными за какие-то события, действия, при выборе стараются принять верное решение. Патологические нарушения поведения школьников относящихся к данной группе, проявляются в самом начале данного периода, когда дети не понимают что с ними происходит.
  2. Группа: это школьники у которых начало подростковый возраст ещё долго не начнётся. Они не желают и часто боятся взрослеть. Как правило это учащиеся которые воспитываются в перфекционистских семьях, они даже не пытаются пойти против родительской или учительской воли. Согласно психологии детей младшего школьного возраста, взросление у таких учащихся начнётся не раньше 5-6 класса, причём сам процесс для них будет невероятно сложным, как правило это связано с домашним комфортом.
  3. Группа: к данной категории относятся дети которых постоянно контролируют родители. Такие школьники находятся в самом сложном положении, так как им уже хочется войти в подростковый период, но страшно. Психология таких детей в младшем школьном возрасте диктует внутренний глубоко закрытый в душе протест против родительского гнёта, но внешне это никак не проявляется. В итоге этот негатив накапливается и заставляет их нарушать принятые нормы в тех случаях, когда появляется возможность. Как правило это случается на уроках учителей, которые позволяют детям немного расслабиться и вести себя не так консервативно.

Патологические нарушения поведения школьников у последней группы детей могут вылиться в проявление агрессии по отношению к менее сильным одноклассникам, что приводит к появлению изгоев. На первый взгляд такие дети могут казаться внешне благополучными но профессиональный педагог-психолог всегда сможет распознать проблему и начать отдельно заниматься с такими школьниками собрав по 2-3 человека в одной группе. Ведь психология детей в младшем школьном возрасте часто предполагает помощь со стороны взрослых, для того чтобы быстрее войти в фазу взросления, преодолеть внутренние барьеры. Именно поэтому на занятиях с психологом проводятся специальные игры, помогающие детям выплеснуть агрессию и перестать протестовать.

Патологические нарушения поведения школьников исправляются на тренингах которые проходят в соревновательном режиме между педагогом-психологом и одним из учеников, при этом результаты записываются на отдельной доске. Стандартное занятие состоит из 2-4 игр, причём обязательным условием должен быть выигрыш ребёнка. Также немаловажным условием при работе с ребёнком является равноправие, это главный секрет в психологии детей в младшем школьном возрасте: ученик должен чувствовать себя равным ведущему и через несколько занятий сам должен предлагать игры, из которые были им уже освоены. Здесь учитывается тот факт, что в этом возрасте ребёнку хочется победить взрослого, перехитрить, взять верх, а значит важно чтобы взрослый искусно играл роль поверженного, а ребёнок мог как бы “управлять” ситуацией на занятиях.

Если рассматривать происхождение патологических нарушений поведения у школьников относящихся к третьей группе, то становится ясно что это происходит из за ограничений и родительских установок, в силу которых дети не по своей воле вынуждены заниматься не тем чем им хочется, а тем что они должны (обязаны) делать. Поэтому так важно чтобы игры понравились им и они участвовали в них с удовольствием. В итоге, будет легче корректировать поведение таких школьников.

Примеры заданий на тренингах по развитию психологии детей в младшем школьном возрасте

Ниже представлены примеры заданий, которыми пользуется педагог психолог при коррекции поведения четвероклассников.

Конкурс сапёров: Ученик идёт прятать мину в классе (ручку, резинку), другой школьник отправляется на поиски для того, чтобы обезвредить взрывное устройство. Если участник близка к искомому предмету, второй произносит хрю-хрю, если далеко то гав-гав.

Конкурс чтения мыслей на расстоянии: Этот конкурс отлично помогает при патологических нарушениях поведения у школьника. Суть игры проста: дети и взрослые записывают на листах любимую погоду, цвет, животное и т. д. и затем каждый пытается угадать, что записал другой. При верном ответе школьник или учитель получает 1 бал, по итога баллы суммируются и оглашается победитель.

Конкурс лжецов: Согласно конкурсу ученики и педагог по очереди загадывают друг другу загадки (задают вопросы). Используя факты из знания психологии детей в младшем школьном возрасте игра построена на том то каждый учащийся обязательно должен 2 раза ответить правильно, а на третий соврать. Соответственно оппонент должен догадаться что ему соврали или сказали правду. За каждый угаданный ответ участнику записывается 1 бал.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Хотели бы вы прочитать статью на тему "Как выполнить требования к соотношению заработной платы директора и работников школы"?

  • да 100%
  • нет 0%
результаты


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезный документ «Типичные ошибки, допускаемые при переходе на эффективный контракт».

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль