Формы диагностики экспериментального исследования страхов у школьников с ДЦП

13

Актуальность проблемы страхов у школьников с ДЦП

Тема  страхов и тревожности привлекает к себе внимание ученых-специалистов самых разных направлений: врачей, педагогов, философов, социологов, психологов. В античных философских теориях чувство страха рассматривают как причину возникновения религиозных представлений и верований (Демокрит, Лукреций). Философы-экзистенционалисты (М. Хайдеггер, С. Кьеркегор, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр и П. Тиллих) считали его неотъемлемым атрибутом человеческого существования. Интерес медицинских специалистов (невропатологов, психиатров и др.) к изучению страхов у школьников с ДЦП обусловлен тем, что страх и тревожность являются серьезными факторами риска для развития многих психосоматических заболеваний.

Страх – внутреннее состояние, обусловленное грозящим реальным или предполагаемым бедствием. Обычно он вызывает неприятные ощущения, но при этом может являться сигналом к защите, т. к. главная цель, стоящая перед человеком, – остаться живым. Появляясь с первых дней жизни ребенка, страхи не исчезают со временем, а растут вместе с ним. Грань между нормальным страхом и  патологическим часто бывает размытой. От такого социального явления страдают ранимые, впечатлительные дети. Отдельная категория детей, подверженных тревожностям, – школьники с ДЦП и другими нарушениями развития, у которых вследствие врожденной недостаточности или приобретенного органического поражения сенсорных органов, опорно-двигательного аппарата или центральной нервной системы имеются отклонения от нормативного развития психических функций. У таких  существуют общие закономерности аномального развития.

Также тяжело приходится мальчикам, поскольку от них ожидают большей смелости, чем от девочек, да и современная масс-культура ориентирована не на утонченных поэтов и художников, а на «сильных духом мужчин», суперменов. Поэтому мальчик с хрупкой психикой оказывается зажат в двойные тиски. Его мучает не только страх, но и стыд за него.

Особенности обследования школьников с ДЦП

При обследовании школьника с ДЦП важно учитывать особенности психофизического развития: тяжесть двигательных, речевых, интеллектуальных нарушений и своеобразие эмоционально-личностного развития.

Так, наличие у них выраженных проблем двигательного характера (ограниченные возможности самостоятельного перемещения, трудности контроля движений отдельных частей тела и т. п.) делают необходимым использование в ходе обследования больше действий по подражанию, пассивно-активных и при необходимости совместных действий. Необходимо заранее продумать содержание деятельности, чтобы без необходимости активно не менять положение тела и его частей, т. к. такие изменения могут вызвать целый ряд негативных проявлений заболевания (усилить гиперкинезы, саливацию и др. неврологические проявления).

Содержание исследования страхов у школьников с ДЦП

Цель эксперимента – изучение особенностей страхов у младших школьников с ДЦП, посещающих школьное отделение Центра.

Эмоциональное развитие младших школьников с ДЦП характеризуется повышенным уровнем тревожности, многообразием возрастных и специфических страхов в связи с клиническими проявлениями заболевания и особыми социально-психологическими условиями воспитания.

Всего обследовано 30  школьников с ДЦП – 23 мальчика и 7 девочек. Преобладание мальчиков объясняется общей тенденцией преобладания лиц мужского пола в структуре детской инвалидности.

Самая распространенная форма церебрального паралича в исследуемой группе – спастическая диплегия (24 человека). Четверо имели диагноз гиперкинетическая форма церебрального паралича, двое – атонически-астатическую форму.

Для того чтобы общение приобрело продуктивный, более совершенный характер, требуется установить неформальный контакт со школьником с ДЦП. Его цель – не сообщение знаний и обучение правилам поведения и т. п., а демонстрация открытости, доброжелательности, терпимости, веры в силы и возможности ребенка.

Чтобы школьник доверял взрослому, был заинтересован в общении с ним, хотел участвовать в совместной деятельности, он должен чувствовать сопереживание своему состоянию, готовность его понять и принять, и только затем – проанализировать и оценить. Фактически первоначально взрослому следует сформировать свою внутреннюю позицию по отношению к школьнику с ДЦП, которая должна строиться на следующих положениях: услышать ребенка, быть ему полезным, учитывать его желания, потребности и возможности; доверять и предоставлять самостоятельность. Руководить, но не подчинять.

Методы исследования страхов у школьников с ДЦП

В ходе проведения исследования используются две группы методов: организационные и психодиагностические.

Первая группа включает в себя:

  • наблюдение;
  • беседы с педагогами и родителями – для анализа социальной ситуации развития школьника с нарушением опорно-двигательного аппарата;
  • изучение медико-педагогической документации (ведется на каждого ребенка в Центре);
  • анализ продуктивной деятельности – детских рисунков.

Вторая группа:

  • опросник А. Захарова «Методика диагностики детских страхов» (приложение);
  • тест-опросник родительского отношения (ОРО) А.Я. Варга, В.В. Столина.

Наблюдение за школьником с ДЦП проводится в течение всего дня, когда он играет, посещает занятия и уроки в школе, экскурсии, непосредственно во время самого исследования.

В ходе наблюдения важно фиксировать: преобладающее настроение, реакция на происходящее вокруг, отношение к окружающим; свойственны ли ему чувства страха, удивления, восторга и т. п.; способности к проявлению волевых усилий на занятиях; умеет ли контролировать свое поведение; степень критичности к себе.

Известно, что нарушения взаимоотношений в семье, педагогическая некомпетентность родителей негативно влияют на соматическое и психическое развитие ребенка. Нарушения семейных взаимоотношений оказывают негативное влияние и на школьника с ДЦП, на единый подход к решению его проблем, на эффективность всех коррекционно-педагогических и медицинских мероприятий, а зачастую способствуют появлению разнообразных вторичных отклонений в психическом развитии больного ребенка (по данным С.Д. Забрамной и И.Ю. Левченко).

Основными социально-психологическими факторами риска в семьях младших школьников с ДЦП являются: средний, а особенно низкий образовательный и культурный уровень родителей, невысокий уровень доходов в семье, неблагоприятные жилищно-бытовые условия, частые госпитализации матери с больным ребенком, конфликты в семье между родителями, развод родителей, уменьшение доли внимания к больному ребенку из-за рождения здорового малыша.

Анализ продуктивной деятельности школьников с ДЦП предполагает изучение детских работ и рисунков. Основные задачи:

  • выявление интереса к заданиям творческого характера;
  • выявление в рисунках предпочитаемой цветовой гаммы;
  • изучение особенностей изобразительно-графических навыков;
  • изучение тематики рисунков.

Темы для рисования: «Моя семья», «Я в школе», «Я дома», «Страшный сон», «Сказочный злодей» и т. п.

Следует сразу отметить, что сюжетное рисование доступно далеко не всем младшим школьникам с ДЦП. При рисовании участники исследования практически всегда использовали простой карандаш, т. к. это дает возможность корректировать рисунок. Практически все испытуемые боялись сразу приступить к заданию, задавали многочисленные уточняющие вопросы и переживали, что не справятся с заданием. Для снятия напряжения очень важно настроить ребенка и создать непринужденную обстановку общения, объяснить, что оценки ставить не будут и все, что ребенок делает, – это игра. Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у школьников с ДЦП – это «целесообразно организованная система психологических воздействий, основным направлением которой является смягчение эмоционального дискомфорта у детей, повышение их активности и самостоятельности, устранение вторичных личностных реакций на дефект» (И.И. Мамайчук).

Для участников исследования с тяжелыми двигательными нарушениями, которые с заданием не справились, следует использовать метод словесного описания предполагаемого рисунка (целесообразно применять у участников, имеющих сохранный интеллект или легкую его задержку).

Результаты исследования страхов у школьников с ДЦП

Участники исследования младшего школьного возраста с диагнозом при контакте с педагогом-психологом были доброжелательны. Их опасение вызывало то, что перед ними может быть врач. Предпочитали говорить о себе, а не слушать инструкции к заданиям. Интерес к заданиям был нестойким, участники быстро уставали, отвлекались. Школьники с гиперкинетической формой ДЦП нуждались в дополнительном времени, т. к. у них в незнакомой обстановке усиливалось мышечное напряжение и резко увеличивались гиперкинезы. Во время обследования испытуемых с двигательными нарушениями отвлекали даже незначительные шорохи и шумы в кабинете, на улице. Повышенная чувствительность внимания участников к различным раздражителям требовала постоянного повторения задания и затягивала процедуру обследования. Некоторые дети (7 человек) демонстрировали сниженный фон настроения в сочетании с раздражительностью, не всегда соблюдали дистанцию в общении, отсутствовала критичность к своему поведению.

Хотелось бы отметить своеобразие боязни  школьников с ДЦП, их качественное и содержательное отличие от страхов нормально развивающихся сверстников, отмеченных А.М. Прихожан. Двигательные нарушения и ошибки в воспитании  с  диагнозом ДЦП обусловливают интенсивность переживания специфических для данной категории детей страхов: пространства, медицинские страхи, страх боли, причинения физического ущерба, неожиданных звуков, темноты и социальные страхи (больше всего связаны с ошибками родителей в процессе воспитания).

Приложение

Методика диагностики страхов у школьников с ДЦП

Цель: выявление количества и группы детских страхов.

Бланк ответов

Формы диагностики экспериментального исследования страхов у школьников с ДЦП

Инструкция для ребенка: «Скажи, пожалуйста, ты боишься или нет…»

Содержание Ответ
1 Остаться один
2 Заболеть
3 Умереть
4 Каких-то детей
5 Воспитателей
6 Того, что они тебя накажут
7 Бабу Ягу, Кощея
8 Страшных снов
9 Темноты
10 Волка, медведя, пауков, змей
11 Машины, поездов, самолетов
12 Бури, грозы, наводнения
13 Высоты
14 В маленькой темной комнате, туалете
15 Воды
16 Огня, пожара
17 Войны
18 Врачей, кроме зубных
19 Крови
20 Уколов
21 Боли
22 Резких звуков (внезапно что-то упадет, стукнет)

Обработка результатов происходит на основе ответов о количестве страхов у школьников с ДЦП. Наличие большого количества разнообразных страхов – это важный показатель преневротического показателя, таких детей следует относить к группе риска. Показана консультация у детского психоневролога.

Возрастные нормы. Среднее число страхов:

в дошкольном возрасте – у девочек = 10; у мальчиков = 8; в школьном возрасте – у девочек = 9; у мальчиков = 7.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль