Психологическая диагностика учащихся в процессе сдачи ОГЭ

232

«Стресс — это не то, что с Вами случилось, а то, как Вы это воспринимаете».

Г. Селье

Подготовка к экзаменам и их сдача вызывают у выпускников сильное эмоциональное напряжение, связанное с переживанием за результаты, которые напрямую влияют на возможность реализации дальнейших жизненных планов. Это выражается в чувстве повышенной тревожности; неустойчивой самооценке; утрате способности видеть положительные результаты своего труда, ресурсы организма, личностные достоинства; в отрицательной установке по отношению к результатам экзамена. Подготовительным этапом для прогнозирования возникновения возможных трудностей при подготовке к основному государственному экзамену (далее — ОГЭ) и готовности выпускников к сдаче экзамена можно считать итоги плановой диагностики, проведенной на более ранних этапах.

Сдача экзаменов ОГЭ и прогнозирование возможных трудностей учащихся на ранних этапах обучения

Психологическая диагностика учащихся на ранних этапах обучения позволяет отследить динамику показателей социальной успешности каждого ученика, каждого класса, параллели и в целом по уровням образования. Кроме того, она позволяет выявить учащихся группы риска при подготовке к государственному экзамену и организовать их психологическое сопровождение на протяжении всего обучения.


Педагогу-психологу на заметку

С 2014 г. государственная итоговая аттестация (далее — ГИА) стала обязательной для всех девятиклассников России. Согласно приказу Минобрнауки России от 25.12.2013 № 1394 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования» (ред. от 16.01.2015) ГИА проводится в двух формах:
а) в форме основного государственного экзамена (ОГЭ) с использованием контрольных измерительных материалов — для обучающихся образовательных организаций освоивших образовательные программы основного общего образования (далее — ОП ООО);
б) в форме письменных и устных экзаменов с использованием текстов, тем, заданий, билетов (далее — государственный выпускной экзамен, ГВЭ) — для обучающихся, освоивших ОП ООО в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, а также для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся детей-инвалидов и инвалидов, освоивших ОП ООО.


Психологическая диагностика учащихся проводится с использованием диагностического комплекса Л. А. Ясюковой «Прогноз и профилактика проблем обучения в школе» в 1-м и 5-м классах.

1-й класс. Обследование позволяет получить углубленную индивидуальную характеристику интеллектуальных, личностных и нейродинамических особенностей учащихся, их творческого потенциала, спрогнозировать основные трудности каждого ребенка при обучении в 1-2-м классе.

Обследование проводится в первой четверти, через 2 недели после начала учебного года — во время адаптационного периода. По результатам диагностики педагог-психолог проводит индивидуальные консультации с учителями, педсовет с педагогами, работающими в первых классах, а также родительские собрания.

5-й класс. Обследование дает возможность оценить вероятность и выявить причины затруднений в образовательной деятельности детей при переходе из начальной школы в среднюю и в дальнейшем осуществить мероприятия, направленные на их предупреждение и коррекцию.

Обследование и психологическая диагностика учащихся проводится во второй половине сентября, во время адаптационного периода. По результатам диагностики в конце первой четверти педагог-психолог проводит родительские собрания, педсовет для педагогов, работающих в 5-х классах, на который приглашаются педагоги начальных классов — для совместного решения проблем, связанных с адаптацией пятиклассников, анализа работы с каждым ребенком группы риска, выработки стратегии взаимодействия с этими детьми.

Оформление результатов диагностики и сдача экзаменов ОГЭ

Для оформления результатов диагностических обследований используются:
1. Индивидуальный бланк ответов учащегося (остается у педагога-психолога).
2. Психологическая характеристика (выдается родителям на родительских собраниях).
3. Сводная ведомость результатов по классу (один экземпляр остается у педагога-психолога, второй — у классного руководителя).

Обобщенные результаты по классу и по параллели для родителей и педагогов оформляются в форме презентаций. Таким образом, родители имеют возможность видеть информацию по классу, могут сравнить индивидуальные результаты своего ребенка с результатами его сверстников.

Использование подобной формы работы имеет важный психотерапевтический эффект: родитель осознает, что проблемы, схожие с проблемами у его ребенка, переживают и другие.

В свою очередь, педагоги видят параллель в целом и проблемы, имеющиеся в том или ином классе.

Здесь важно отметить: психологическая диагностика учащихся представляет собой систему. Инструментом системы является один и тот же диагностический комплекс, т. е. замеряются одни и те же показатели интеллектуального и личностного развития ребенка (конечно, с каждым последующим этапом обследования количество показателей увеличивается), что позволяет педагогу-психологу вместе с педагогами и родителями увидеть ребенка на протяжении всего обучения в школе.

С другой стороны — результаты диагностики должны работать не единожды, например во время педсовета, а быть рабочим материалом педагога, учитываться и использоваться им в работе. Подобная диагностика позволяет педагогу выстраивать индивидуальные стратегии работы с детьми, т. к. диагностический комплекс Л. А. Ясюковой позволяет выявить и детей с ЗПР, и детей с ММД, и одаренных детей.

Психологическая диагностика учащихся 9-х классов при сдаче ОГЭ

Для диагностического обследования учащихся 9-х классов в рамках подготовки к сдаче ОГЭ также используется диагностический комплекс, разработанный Л. А. Ясюковой. Обследование позволяет определить сильные и слабые стороны учащихся, причины учебных затруднений по различным предметам школьного цикла, выявить задатки способностей более чем к 20 направлениям профессиональной деятельности.

Диагностика проводится в ноябре — декабре, дополнительно в январе — по вопросам профессиональной ориентации, личностных особенностей, межличностных отношений, в том числе эмоционального состояния в предэкзаменационный период.

Обобщенные результаты диагностики предъявляются на родительских собраниях, на которые приглашаются и учащиеся. Таким образом, каждая пара родитель — ребенок получает возможность сравнить индивидуальные результаты на протяжении всего обучения в школе, понять, с чем — с какими успехами, трудностями, проблемами — они подошли к сдаче ОГЭ.

Кроме того, в ходе подобной совместной работы педагога-психолога, родителей, учащихся выявляются особенности семейного воспитания, учебной мотивации ребенка, его эмоционального состояния. Такие родительские собрания запускают дополнительный механизм осознания учащимся себя как выпускника школы, помогают реально оценить его работу по подготовке к ОГЭ, выявить проблемы перед тем, как наступает сдача экзаменов ОГЭ. Именно после такой работы повышается запрос на работу педагога-психолога по сопровождению подготовки учащихся к экзаменам.

Поскольку подростки в силу своих возрастных особенностей легче общаются со своими сверстниками, то в МОУ «Лицей № 3» г. Галича в 2009 г. был организован и реализован вместе с учащимися 10-х классов социально-психологический проект «Мы готовимся к экзамену, или Как справиться с экзаменационным стрессом». Одним из результатов проекта стала разработанная психологическая диагностика учащихся путем методик для выявления эмоционального состояния учащихся (педагогов и родителей) в предэкзаменационный период:

методика «Мир переживаний девятиклассника (старшеклассника)»;анкета для учащихся 9-го класса;анкета для родителей;анкета для педагогов.

Рассмотрим содержание каждой методики.

Сдача экзаменов ОГЭ и методики психологической работы с учащимися

Методика «Мир переживаний девятиклассника (старшеклассника)»

Методику можно использовать в течение учебного года, в любое время перед проведением психологической работы с учащимися (профилактика экзаменационного стресса, профориентация, коррекция личностных проблем и т. п.).

Кроме того, ее можно использовать для выступлений на родительских собраниях по тем же проблемам, чтобы проиллюстрировать представляемую родителям информацию на примере результатов диагностики их собственных детей.

Психологическая диагностика учащихся в процессе сдачи ОГЭВ нашем случае психологическая диагностика учащихся и выбранная методика использовалась перед запуском проекта, чтобы доказать актуальность психологической помощи учащимся и работы по сопровождению учащихся в период подготовки к экзаменам. В дальнейшем — для набора в группу психологического лагеря.

Процедура проведения. Время работы с методикой — 5–10 мин. Учащиеся получают готовые бланки. Если педагог-психолог намерен в дальнейшем использовать результаты опроса в целях просвещения, чтобы озвучить информацию на родительских собраниях, классных часах, то процедура заполнения анонимная. Если планируется коррекционная работа с учащимися, бланки подписываются.


Бланк методики

Уважаемый друг!

Просим тебя принять участие в исследовании «Мир переживаний девятиклассника (старшеклассника)».

В графе «Ранговое место» определи для каждой ситуации (проблемы) место от 1-го до 20-го в зависимости от того, насколько часто ты сталкиваешься с ней в жизни. На 1-м месте у тебя окажется ситуация (проблема), с которой ты сталкиваешься постоянно, на 20-м — ситуация (проблема), которая в твоей жизни практически не встречается.

В графе «Степень переживания» определи, насколько сильно каждая ситуация вызывает у тебя беспокойство, тревогу, волнение. Обведи соответствующую цифру, где 5 — «для меня это очень большая проблема, она вызывает самое сильное беспокойство, тревогу, волнение»; 1 — «у меня такой проблемы нет, меня это совсем не тревожит»; 2, 3, 4 — промежуточные баллы.

№  Жизненные ситуации (проблемы), которые могут вызвать беспокойство, волнение, тревогу Ранговое место Степень переживания
1 Экзамены 1 2 3 4 5
2 Поступление в учебное заведение после школы 1 2 3 4 5
3 Выбор профессии 1 2 3 4 5
4 Моя учеба 1 2 3 4 5
5 Досуг (мое свободное время) 1 2 3 4 5
6 Отношения с друзьями 1 2 3 4 5
7 Отношения с противоположным полом 1 2 3 4 5
8 Вредные привычки 1 2 3 4 5
9 Отношения с родителями 1 2 3 4 5
10 Способы совладания со стрессом 1 2 3 4 5
11 Внешний вид (как я выгляжу) 1 2 3 4 5
12 Взаимоотношения с одноклассниками 1 2 3 4 5
13 Влияние дурной компании 1 2 3 4 5
14 Мое будущее (как сложится моя жизнь) 1 2 3 4 5
15 Мое здоровье (заболевания) 1 2 3 4 5
16 Недостаток времени 1 2 3 4 5
17 Отношения с учителями 1 2 3 4 5
18 Правильное питание 1 2 3 4 5
19 Состояние усталости, утомления, эмоционального напряжения 1 2 3 4 5
20 Самовыражение (реализация своих возможностей) 1 2 3 4 5

Благодарим за участие в исследовании!


Анкета для учащихся 9-х классов

Цель: выявить учащихся, переживающих экзаменационный стресс.

Анкетирование оптимально проводить в начале второго полугодия (январь — февраль), когда сдача экзаменов ОГЭ не за горами, и можно выявить учащихся с низкой стрессоустойчивостью.

Результаты диагностики используются для организации индивидуального консультирования, групповых занятий по профилактике экзаменационного стресса с учащимися, в рамках просветительской работы с родителями, педагогами.

Процедура проведения. Учащиеся получают бланки с текстом анкеты и работают по инструкции. Время работы — 3–5 мин.

При 7–9 утвердительных ответах можно предположить наличие стрессовых переживаний у участника опроса. Следовательно, необходима просветительская работа педагога-психолога по информированию учащихся о способах совладания со стрессом либо индивидуальная коррекционная работа.

Анкета для учащихся 9-х классов

Уважаемый друг!

Прочитай внимательно каждое утверждение. Если ты согласен с утверждением, поставь напротив +, если не согласен — поставь –.

1. Я испытываю неприятные ощущения, когда проверяются мои знания.
2. Я беспокоюсь, когда выполняю тест по какому-либо предмету.
3. Мысли об экзаменах вызывают у меня тревогу, напряжение.
4. Я временами боюсь, что мне станет плохо на экзаменах.
5. Бывало, что мысли об экзаменах не давали мне долго заснуть.
6. Когда учитель говорит об экзаменах, я чувствую, что мое сердце начинает сильно биться.
7. Часто бывает так, что я не могу сразу справиться с заданием, я чувствую, что вот-вот расплачусь.
8. Работая над трудным заданием, порой я чувствую, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше.
9. Я считаю, что уровень моих знаний не позволит мне успешно сдать ОГЭ.

Спасибо за участие!

Психологическая диагностика учащихся: анкеты для родителей

Цель: выявить родителей, переживающих экзаменационный стресс.

Анкетирование оптимально проводить одновременно с анкетированием учащихся и педагогов.

Результаты диагностики можно использовать для индивидуального консультирования родителей, на родительских собраниях в рамках просветительской работы, на методических семинарах с педагогами.

Процедура проведения. Участники опроса получают бланки с текстом анкеты и работают по инструкции. Время работы — 3–5 мин.

При 4–5 утвердительных ответах можно предположить наличие стрессовых переживаний у участника опроса: родитель не готов оказать эффективную психологическую поддержку своему ребенку. Следовательно, необходима просветительская работа педагога-психолога по информированию родителей о способах совладания со стрессом в момент, когда близится сдача экзаменов ОГЭ.


Анкета для родителей

Уважаемые родители!

Приглашаем вас принять участие в психологическом исследовании «Мы готовимся к ОГЭ!». Ответьте, пожалуйста, на вопросы. Если вы согласны с утверждением, поставьте напротив «да», если не согласны — «нет».

1. Правда ли, что мысли о ОГЭ вызывают у Вас напряжение, тревогу?
2. Волнует ли Вас возможность того, что Ваш ребенок не сможет сдать ОГЭ?
3. Бывало ли так, что мысли о предстоящих экзаменах, которые будет сдавать Ваш ребенок, не давали вам долго заснуть?
4. Кажется ли Вам, что сдавать экзамены в форме ОГЭ труднее, чем в традиционной форме?
5. Считаете ли Вы, что то, как выполняет Ваш ребенок домашние задания, не позволит ему успешно сдать экзамены?

Спасибо за участие!

Психологическая диагностика учащихся: анкеты для учителей

Цель: выявить учителей, переживающих экзаменационный стресс.

Психологическая диагностика учащихся и анкетирование проводится с педагогами, работающими в 9-х классах, одновременно с анкетированием учащихся, родителей.

Результаты диагностики можно использовать для индивидуального консультирования педагогов, на методических семинарах.

Процедура проведения. Участники опроса получают бланки с текстом анкеты и работают по инструкции. Время работы — 3–5 мин.

При 4–5 утвердительных ответах можно предположить наличие стрессовых переживаний у участника опроса: учитель не готов оказать эффективную психологическую поддержку своим ученикам, склонен усиливать стрессогенность ситуации. Следовательно, необходима просветительская работа педагога-психолога по информированию учителей о способах совладания со стрессом, стратегиях поддержки учащихся в момент, когда близится сдача экзаменов ОГЭ.


Анкета для учителей

Уважаемая ______!

Приглашаем Вас принять участие в психологическом исследовании «Мы готовимся к ОГЭ!». Ответьте, пожалуйста, на вопросы. Если Вы согласны с утверждением, поставьте напротив «да», если не согласны — «нет».

1. Правда ли, что мысли о ОГЭ вызывают у Вас напряжение, тревогу?
2. Волнует ли Вас вопрос о том, что кто-то из Ваших учеников не сможет сдать ОГЭ?
3. Бывало ли, что мысли об экзаменах, которые будут сдавать Ваши ученики, не давали Вам долго заснуть?
4. Кажется ли Вам, что сдавать экзамены в форме ОГЭ труднее, чем в традиционной форме?
5. Считаете ли Вы, что уровень знаний Ваших учеников не позволит им успешно сдать экзамены?

Спасибо за участие!



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Важно знать



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезный документ «Типичные ошибки, допускаемые при переходе на эффективный контракт».

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль