Понятие программы внеурочной деятельности школьников

67

Задачи, стоящие перед школьной психологической службой, подразумевают психологическое сопровождение не только урочной, но и внеурочной деятельности в образовательной организации (далее — ОО).

Внеурочная деятельность (согласно примерной основной образовательной программе начального общего образования [далее — ООП НОО]) — образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Внеурочная деятельность позволяет решать ряд задач: обеспечивать благоприятную адаптацию ребенка в школе; оптимизировать и организовать учебную нагрузку обучающихся и условия для развития ребенка; учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Задачи воспитательной работы и становление направлений развития обучающихся

Психолого-педагогическое сопровождение внеурочной деятельности ОО регламентируют следующие документы:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • ФГОС начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373;
  • ФГОС основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897;
  • ФГОС среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413;
  • СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189.

При организации психолого-педагогического сопровождения программы внеурочной деятельности школьников учитываются содержание и специфика ОО, социальный запрос участников образовательных отношений, должностные инструкции работников ОО.

Психологическое сопровождение внеурочной деятельности опирается на заложенное во ФГОС общего образования (по уровням) понимание содержания, видов и целей указанной деятельности.

Согласно нормативным документам, внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и др. Конкретные формы и программы внеурочной деятельности школьников, как и в целом образовательного процесса, определяет ОО.

Задачи психолого-педагогического сопровождения внеурочной деятельности могут быть обозначены следующим образом:

  • содействие педагогическому коллективу в организации развивающего обучения, возможной его индивидуализации;
  • поддержание психологически комфортной атмосферы в ОО;
  • создание богатой развивающей среды, максимально широких возможностей выбора для обучающихся.

Ключевые направления деятельности школьной психологической службы в рамках психолого-педагогического сопровождения внеурочной деятельности участников образовательных отношений:

  • экспертно-диагностическое;
  • коррекционно-развивающее;
  • просветительское.

Рассмотрим подробнее содержание каждого из направлений.

Экспертно-диагностические направления развития обучающихся

Содержательно это направление предполагает выяснение особенностей психологического статуса участника (группы участников) образовательных отношений, существенно влияющих на обучение, воспитание, иное взаимодействие внутри образовательной системы.

Реализуется экспертно-диагностическая деятельность через мониторинг уровня психологической адаптации обучающихся 1-11-х классов; диагностику психологических затруднений обучающихся выпускных классов при прохождении государственной итоговой аттестации; индивидуальную психодиагностику особенностей развития обучающихся группы риска.

В рамках экспертно-диагностического направления развития обучающихся могут проводиться:

  • анализ запросов обучающихся и родителей на дополнительные услуги (спортивные секции, кружки музыки, рисования, рукоделия, экскурсионная деятельность, школьная журналистика, межшкольные соревнования, родительский лекторий и т. п.) и определение уровня удовлетворенности их качеством (может быть реализовано через прямое анкетирование обучающихся и родителей);
  • выявление потребностей педагогов в содействии со стороны педагога-психолога (индивидуальное получение запросов на проведение психологических мероприятий у классных руководителей в соответствии с их видением трудностей, нуждающихся в психологической коррекции);
  • диагностика профессиональных склонностей и предпочтений обучающихся и трудностей в совершении профессионального выбора (профориентационная диагностика);
  • мониторинг личностных особенностей обучающихся, оказывающих влияние на ход и результаты обучения (уровень тревожности, мотивационные качества личности, характеристика ученических коллективов и групповых ценностей, правил поведения).

Основные результаты экспертно-диагностической деятельности:

  • психологический анализ образовательной среды (характеристика контингента обучающихся, специфика взаимодействия педагогов и обучающихся, отношение школьников к обучению и друг к другу, уровень терпимости и интереса к индивидуальности, система групповых ценностей, последовательность и реалистичность дисциплинарных требований и т. п. — конкретный набор задач определяется в каждом случае педагогом-психологом в соответствии с запросом);
  • выявление основных проблем в развитии обучающихся, определение причин их возникновения, путей и средств разрешения.

В данном направлении специфична не столько сама диагностическая работа, сколько ее анализ с точки зрения выявления потребностей и особенностей ОО, параллели, класса.

Показатели исполнения программы внеурочной деятельности школьников могут быть оценены через:

  • удовлетворенность запросов участников образовательных отношений на психодиагностическую работу;
  • выявление ключевых показателей психологической адаптации обучающихся;
  • предоставление отчетных материалов администрации, рекомендаций по итогам диагностической работы — педагогическому коллективу, семьям обучающихся и самим обучающимся.

Коррекционно-развивающие направления развития личности

Задачи коррекционно-развивающей деятельности педагога-психолога в рамках психолого-педагогического сопровождения внеурочной деятельности: преодоление трудностей обучающихся в развитии познавательных процессов, социальных установок и навыков, в самовосприятии, обеспечение условий для более эффективной реализации личностного и интеллектуального потенциала.

Данное направление реализуется, как правило, через ведение групп развития для обучающихся разных возрастов; консультирование участников образовательных отношений; формирование для педагогического коллектива и семей обучающихся системы презентаций, памяток и рекомендаций по оптимизации развития и обучения; через родительский лекторий.

Кроме того, коррекционно-развивающее направление подразумевает:

  • психологическое сопровождение слабоуспевающих и социально неблагополучных обучающихся (развитие когнитивных и социальных навыков);
  • психологическое сопровождение профориентационных групп — для обучающихся, испытывающих трудности выбора профессии;
  • доступную каждому обучающемуся консультативную поддержку по вопросам обучения, направления развития личности, самопознания;
  • разработку системы классных часов и/или психологических игр, тематически соответствующих ключевой психологической проблематике каждого возрастного периода.

Вхождение в школьную жизнь, появление новых познавательных и социальных задач, меняющиеся отношения с ровесниками и взрослыми, самоанализ и самоопределение — это психологические задачи, последовательно решаемые обучающимися от первого к выпускному классу. Исходя из этого для начальной школы актуальны классные часы, родительские собрания, выступления на педагогическом совете или консилиуме по психологической готовности к школе, проблемам выполнения ребенком домашней работы (организация, степень участия взрослых, мотивация выполнения), детско-родительских отношений и их связи с развитием личности ребенка, о развитии способностей.

Для средней школы в связи с вступлением обучающихся в подростковый возраст актуальны мероприятия по проблемам общения и отношений в классе, самооценки и самопрезентации, конфликтов и способов поведения в них, а также посвященные трудностям переходного возраста и взаимодействию с близкими людьми.

Для старших классов особенно востребованы тематика подготовки к итоговой аттестации, профориентация, вопросы самопознания и саморазвития.

Всегда интересна обучающимся, их семьям и педагогам информация об адаптации к школе на разных ее ступенях, способах эффективного обучения и общения.

Кроме того, могут потребоваться особые мероприятия и программы внеурочной деятельности школьников, например родительский лекторий, освещающий содержание образовательных программ и инновационных введений, семинар по профилактике конфликтов на национальной почве, психологические игры по развитию креативности, тренинг лидерских навыков и т. п.

Основные результаты направления:

  • своевременная коррекция психологических трудностей обучающихся;
  • формирование более благоприятных условий для реализации интеллектуального и личностного потенциала.

Критерии эффективности реализации данного направления:

  • функционирование групп развития;
  • доступность развивающей работы и консультативных услуг для участников образовательных отношений;
  • вариативность психологической помощи по возрасту (от начальной школы до выпускных классов) и по тематике (прямо связанные с обучением, влияющие на него, относящиеся к личностному развитию).

Просветительское направление программы внеурочной деятельности школьников 

Повышение психологической компетентности участников образовательных отношений — еще одно важнейшее направление работы психологической службы в рамках сопровождения внеурочной деятельности в ОО.

Деятельность психологической службы в данном направлении реализуется через проведение родительских собраний, классных часов, педсоветов, нацеленных на понимание особенностей направления развития личности в онтогенезе и ее основных психологических ресурсов; обеспечение условий для развития рефлексии, социального интеллекта, целеполагания, навыков самоопределения и саморазвития обучающихся (через ведение курсов психологии); обеспечение через индивидуальную работу условий для получения обучающимися (в том числе и входящими в группы риска) опыта успеха в обучении и социальном поведении, для снижения остроты негативных внутренних переживаний, повышения самопринятия.

Стратегический результат деятельности по данному направлению — повышение психологической грамотности и социально-психологической компетентности участников образовательных отношений.

Показатели исполнения:

  • ведение тематических классных часов, родительских собраний, педагогических консилиумов по актуальным проблемам, связанным с воспитанием и развитием обучающихся (всех параллелей);
  • ознакомление лиц, участвующих в воспитании и обучении, с психологическими факторами, способными скорректировать поведение и учебные навыки обучающихся группы риска;наличие индивидуальных консультаций по проблемам повышения психологической компетентности (способы саморазвития, ресурсы личности, механизмы повышения социальной адаптации, преодоление меж- и внутриличностных конфликтов и т. д.).

В качестве примера психолого-педагогического сопровождения и программы внеурочной деятельности школьников приведем извлечения из плана мероприятий, проводимых психологической службой ГБОУ СОШ № 1466 им. Надежды Рушевой, направленных на развитие личностных ресурсов и психологической компетентности участников образовательных отношений.

План мероприятий по развитию личностных ресурсов и психологической компетентности участников образовательных отношений

Тема мероприятия Форма реализации Результаты
Обучающиеся
«Давай дружить»
(1–4-е классы)
Цикл развивающих занятий с элементами тренинга, игровой терапии. Работа с игровыми комплектами PERTRА, материалами Никитина Готовность слушать собеседника и вести диалог. Готовность признавать возможность существования разных точек зрения и права иметь свою. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества
«Психологический клуб»
(5–11-е классы)
Тренинговая группа. Циклы развивающих занятий, психологических вечеров. Круглый стол. Тематический классный час Коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности
«Уроки психологии»
(9-е классы).
«Самопознание. Самоопределение». «Выбираю профессию», «Конференция профессионалов»
(5–8, 10, 11-е классы)
Уроки психологии.
Дидактическая игра.
Цикл тематических мероприятий по профориентации, включающий встречи со специалистами разных направлений деятельности, экскурсии на предприятия и в организации, психологические вечера в рамках работы клуба «Профориентация». Межшкольная игра
Ответственное отношение к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов. Метапредметные образовательные результаты (самостоятельное планирование цели; выбор способа решения познавательной задачи; умение соотносить действия с планируемым результатом; владение основами самоконтроля и самооценки и др.). Психологическая грамотность
«Я и другие».
«Мир разных людей».
«Мастерство общения».
«Приятельство, дружба, любовь».
Циклы психологических семинаров и вечеров (от 1 до 3 вечеров в месяц).
Проблемный семинар.
Круглый стол.
Тематический классный час.
Цикл игр «Барометр»
Толерантное сознание и поведение в поликультурном мире. Готовность и способность вести диалог с другими людьми. Способность к сотрудничеству
Родители (законные представители)
«Родительские воздействия: эффективные и неэффективные». «Как помочь ребенку учиться». «Психологическое содержание возраста» Родительское собрание. Проблемный семинар. Лекторий. Групповое консультирование. Размещение информации на сайте ОО, создание информационного стенда Способность учитывать в процессе воспитания возрастные и личностные особенности ребенка. Способность оценивать влияние типа семейного воспитания на развитие ребенка. Способность к эффективному общению. Способность создавать в домашних условиях развивающую среду
Администрация. Педагогический коллектив
«Актуальные проблемы педагогической психологии и психологии управления» Семинар. Индивидуальное консультирование. Формирование папки рекомендаций по оптимизации управленческой деятельности Способность педагогов к планированию и организации своей деятельности. Способность принимать управленческие решения на основе анализа ситуации в ОО. Способность к эффективной коммуникации с участниками образовательных отношений
«Возрастные особенности обучающихся». «Педагогические воздействия: эффективные и неэффективные». «Как ребенку помочь учиться». «Развивающие ресурсы урока». «Эффективные методы управления классным коллективом» Цикл семинаров. Дидактическая игра. Индивидуальное и групповое консультирование. Размещение информации на сайте ОО, создание информационного стенда Способность педагога учитывать в работе индивидуальные и возрастные особенности обучающихся. Способность к эффективной коммуникации. Способность создавать благоприятный эмоционально-психологический климат в ученическом коллективе. Способность создавать развивающую среду на учебном занятии, использовать современные психолого-педагогические технологии в обучении. Способность к формированию личностных качеств обучающихся и их социализации



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Важно знать



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль